Последние новости

РОЖДАЕТСЯ НОВЫЙ ВИД АКТЕРА

Завершил работу фестиваль "Театр-Х"

Общереспубликанский  фестиваль "Театр-Х", девять лет назад при поддержке Министерства культуры РА основанный Национальной театральной творческой ассоциацией,  вновь собрал вокруг себя режиссеров и актеров, театроведов и просто зрителей. Собрал, чтобы  поговорить о главном и сквозь открывшуюся театральную панораму нащупать, выявить основные тренды развития современного театрального искусства. Собрал, чтобы сделать еще один, пусть маленький, шаг к сближению тех, кто находится по две стороны рампы.

 Завершил работу фестиваль 'Театр-Х'"ПОКА ТЕАТР НЕ ПРИОБРЕТЕТ РЕЙТИНГ В ШИРОКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ, любой его успех будет оставаться случайностью", - считает председатель Национальной театральной творческой ассоциации и директор фестиваля "Театр-Х", кандидат искусствоведения Ара Хзмалян. Именно неслучайность театрального успеха, успеха Театра и есть главная цель фестиваля. Фестиваля-разговора, фестиваля-диалога, где порой жаркие дискуссии по поводу спектакля проходят гораздо интереснее и ярче, чем увиденное на сцене.

Увы! Из конкурсного фестиваля с раздачей слонов – в прежние благословенные времена победители получали по пятьсот тысяч, а то и по миллиону драмов  на дальнейшее развитие – "Театр-Х" в последние два кризисных года превратился в фестиваль-лабораторию. При этом не утратил интереса к себе со стороны желающих принять в нем участие, но обзавелся многочисленными любителями задавать главный вопрос театральной диалектики – кому это вообще нужно? 

"Рассуждающие таким образом забывают, какой трудный путь прошел фестиваль за девять лет своего существования. То, что мы научились очень спокойно обсуждать спектакли в присутствии публики, в присутствии студентов, в присутствии создателей спектакля – во все это "Театр-Х" внес свою большую лепту. Любое общение – это всегда хорошо. А фестиваль -  это площадка, которая дает возможность хоть раз в году собраться профессиональным, компетентным людям вместе и обсудить какие-то вопросы.  Если бы такой потребности не существовало, театры не захотели бы в этом участвовать. А мы  каждый год получаем большое количество заявок и отсеиваем многие спектакли. Если  подходить так нигилистически, можно вообще объявить любой  фестиваль ненужным. Впрочем, те, кто сам сидит сложа руки, именно так и поступают", - говорит директор "Театра-Х".

Нынешний "Театр-Х", собравший в своей программе  почти два десятка спектаклей со всей Армении и продлившийся месяц с лишним, открылся  сдержанно, без фанфар – ведь еще вчера была война – и окончательно открыл и закрепил для себя  и для публики то, что, казалось, только намечается, возникает эскизно.

 Завершил работу фестиваль 'Театр-Х'"НЫНЕШНИЙ ФЕСТИВАЛЬ КАК БЫ ПОДВЕЛ ИТОГО ТЕХ ТЕНДЕНЦИЙ, КОТОРЫЕ мы наблюдали последние два-три года и которые явились нам в более совершенном, разработанном виде. Мы убедились в том, что пришло новое поколение актеров, которые независимо от образования, полученного в театральном институте, своих знаний и навыков стремятся к чему-то новому и прилагают много усилий и энергии, чтобы этого достичь, - считает Ара Хзмалян. - Мы наблюдаем в какой-то мере самоучек, которые добиваются очень достойного результата в процессе спектакля, работы с конкретным режиссером. С радостью должен отметить, что появился какой-то новый актерский потенциал, больше следящий за эстетикой, с гораздо более совершенной актерской техникой. Тут надо отметить что, наблюдая усовершенствование в плане пластическом, мы сталкиваемся с тем, что владение словом, голосом, речью все еще остается проблемой.  Естественно, говоря об искусстве слова, я не имею в виду способность вести на сцене диалог. Речь идет о том, что умеет делать артист со своей интонацией, голосом.  Сегодня наблюдается серьезный дисбаланс между владением телом и словом. Если нам удастся преодолеть и эту проблему, мы действительно приблизимся  к тем мировым процессам, которые сегодня идут повсеместно. В любом случае не заметить изменения качества просто невозможно. Если совсем честно, многое из того, что мы видели, – привет от самых известных сегодня в мире режиссеров. Но не будем называть это плагиатом. Даже в таком подражании прослеживается стремление выйти из узких рамок привычного контекста. Ведь становится очевидно, к чему сегодня тяготеет армянский режиссер или армянский актер, и это симптоматика. Поэтому я склонен не столько критиковать это, сколько попытаться понять – чему пытаются следовать молодые деятели театра? Потому что в этом  заложена половина ответа на вопрос, к чему они рано или поздно придут".

"Медея" Григора Хачатряна в Драматическом, "Я здесь Татевик Мелконян, "Иона" Нарине Григорян, The Best of Shakespear" Заруи Антонян на сцене Кукольного – спектакли-трендсетеры, заставившие заговорить не только о режиссерском успехе, но и наметившихся новых способах существования актера на сцене. И это, наверное, главный итог фестиваля, который отмечали все – от членов экспертной группы, в которой состояли в том числе  маститые искусствоведы, профессора консерватории и ГИТиКа Нелли Аветисян и Григор Ордоян до молодых и активных в дискуссии зрителей.

 Завершил работу фестиваль 'Театр-Х'ВТОРОЙ ВЫВОД, КОТОРЫЙ РОДИЛСЯ ИЗ КОНТЕКСТА "ТЕАТРА –Х", ТРЕБУЕТ особого внимания. В том числе и со стороны государства в лице Министерства культуры. Проблемы  региональных театров – тема непреходящая, но от того не перестающая быть больной. Можно долго и аргументированно говорить о том, что решаться она может только комплексно – общим развитием и возрождением реального, а не де-юре  статуса городов региональных центров. Но лучше просто ударить фактом по аргументам. Из пяти спектаклей, вошедших в программу нынешнего "Театра–Х", два были показаны - и оценены по достоинству - на сценах гюмрийского Драматического театра им. Аджемяна, который в прошлом году на зависть столичным коллегам обзавелся прекрасным малым залом, и ванадзорским Драматическим театром им. Абеляна. Оба театра – государственные, возглавляемые признанными мастерами сцены,  в "Региональных списках неспособных носить оружие" никогда не числившиеся. Зато еще три спектакля – "Приключения Тыковки" в Театре кукол Ванадзора, "Маленький Мук" в театре города Абовяна и "Лореци Сако" в Раздане -  это не просто замечательные спектакли. Это гимн безумству храбрых, верных, заболевших театром раз и навсегда. Ни один из перечисленных театров государственного статуса не имеет, а значит, не имеет  почти никакой финансовой поддержки. Почти – это поклон в сторону периодических и минимальных муниципальных подачек. Но именно здесь работают талантливые люди, умеющие заразить своим энтузиазмом других людей, создать команду и делать искусство, тогда как их коллегам в государственных театральных учреждениях по многим другим районам предъявить миру нечего. Может, стоит делать выводы и разобраться, кому вершки, кому – корешки?

Наконец, еще один вопрос, становящийся все более очевидным в контексте современного и армянского театра и выпукло высветившийся по ходу "Театра – Х". Черная холодная пропасть начала 90-х, в которой сгинуло  целое поколение деятелей театра, сегодня аукнулась поколенческим пробелом. За небольшим исключением  сегодняшняя армянская режиссура – это те, кому хорошо за шестьдесят, а потом сразу те, кому нет тридцати пяти. И ножницы в  мировоззренческих и эстетических позициях как-то пронзительно ощутимы. И нет крепкого среднего поколения, порвалась связь времен,  и передача наследства происходит болезненно-мучительно. Но все-таки происходит. Чего не скажешь о ситуации  с театральной критикой, которая, несмотря на существование соответствующего факультета в институте, так и не генерировала не то чтобы носителей новых идей и апологетов новой эстетики, но даже людей, способных внятно произнести "по теме" три предложения.

"ДУМАЮ, У ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ ГЛУБОКИЕ КОРНИ, - ГОВОРИТ АРА ХЗМАЛЯН. - Мне кажется, нельзя поступать в институт сразу на театроведение. Сам я, прежде чем заняться этой профессией, закончил актерский факультет. Думаю, на каком-то этапе обучения студенту надо давать возможность делать выбор, а мы не даем ему шанса на самопознание. Опять же речь идет об основе основ – о системе театрального образования. Чтобы хорошо и интересно писать, нужна эрудиция, владение современной литературой, театром, философской мыслью – владение культурой. Театр - это красота в глазах смотрящего. А как это может произойти, если человек не способен вложить в спектакль свои смыслы? Я сам преподаю и могу сказать – на протяжении четырех лет мы занимаемся доведением двенадцать лет проучившихся в школе – и вроде не плохо проучившимся - людей до того пристойного уровня, с которым они должны были поступать на первый курс".

Словом, не все ладно в театральном королевстве. Проблемы, проблемы… А чтобы что-то двигалось с места, нужен пафос не разговоров, а дела. Такое дело – фестиваль "Театр–Х", который в будущем году отметит свой первый серьезный юбилей, 10 лет, и у которого уже сегодня есть ощущение, что жизнь прожита не зря.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СЛОВО ОТ ИМЕНИ ЛИЧНОСТИ, НАЦИИ И РОДА
      2019-04-19 11:09
      628

      "Читая поэму Давояна, я словно прикасался к воскресшим пергаментным письменам Нарекаци, с которых по сей день нисходит свет на нашу поэзию. В моей памяти воскресали шараканы пятого века, тоска Сиаманто, я отправился по следам каравана Абу Лала Маари и вместе с Чаренцем начал восхождение к Масису".

    • ДОРОГА, КОТОРАЯ ПРИВЕЛА К ХРАМУ
      2019-04-15 12:36
      1802

      Что есть храм символически? Это святое место. Место, которое ассоциируется с Духом. Это обитель Самости - корневого аутентичного естества человека. Народа, в который слагаются человеки. Дорога к храму - не что иное, как путь самопознания, а значит, путь глубинного развития. Это трудный путь, полный страдания и неопределенности. Но разве бывает иначе? Ведь это лишь иллюзия, что дорога к храму будет широким торжественным проспектом, а шествие - беспрепятственным и беззаботным.

    • ЗАКОН НЕ КАК ФАКТ, НО КАК АРГУМЕНТ
      2019-04-04 14:33
      3413

      4 апреля в Национальном театре оперы и балета им. Спендиарова состоится-таки спектакль "Волшебная флейта", гастрольным показом которого в прошлом сезоне открывался первый Оперный театр в Кувейте. Театр, как известно, решил не подводить своего зрителя и прекратить забастовку в ожидании решения третейского суда. Артисты работают, юристы тоже. Хотя, возможно, лучшим из аргументов, которые театру предстоит представить в защиту Константина Орбеляна премьер-министру Николу Пашиняну, было бы посещение членами правительства последних спектаклей театра.

    • ТЕАТР. КОММУНАЛКА. САНУЗЕЛ - ОБЩИЙ
      2019-04-03 15:30
      2543

      Хочу быть министром здравоохранения! Хочу построить коммунизм в отдельно взятой сфере - для всех ее работников! Вот если бы я была министром здравоохранения, я бы предписала всем больницам и клиникам страны периодически объявлять День открытых дверей. Чтобы каждый, когда-либо получивший диплом врача, получил возможность к самореализации, вошел в святая святых, скажем, нейро- или кардиохирургии. Конечно, не все больные выживут. Но всеобщее равенство и братство требуют жертв!..






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АРМЯНСКИЕ ПОВАРА РАДУЮТ МЕДАЛЯМИ
      2019-04-19 13:36
      651

      Армянские повара и кулинары - дипломаты ничуть не меньшие, чем представители посольств. Именно поэтому им удалось не только популяризовать блюда нашей национальной кухни и победить на фестивале в Дагестане, но и получить благодарность от делегации Азербайджана. Несколькими днями ранее наши повара завоевали еще один приз, на этот раз на международной выставке Culinary Taste of Culture ("Кулинарный Вкус Культуры") в Египте. Об этом в информационном агентстве "Спутник Армения" рассказали председатель ОО "Развитие и сохранение кулинарных традиций" Седрак МАМУЛЯН, исполнительный директор этой организации Арби КАРАХАНИ и повар Юра САРГСЯН.

    • Анна Мазманян номинирована на премию Ernst & Young "Деловая женщина 2019"
      2019-04-18 19:22
      343

      Руководитель и основатель Yerevan Food Fest Анна Мазманян номинирована на премию Ernst & Young "Деловая женщина 2019" в номинации "Социальное предпринимательство".

    • "Евразия.DOC" открыла двери для армянских режиссеров
      2019-04-18 12:29
      292

      Фестиваль "Евразия.DOC" - это представительная площадка, которая важна для Армении, она открывает новые перспективы для режиссеров и деятелей искусства Армении. Об этом в беседе с корреспондентом Sputnik Армения сказал председатель Национальной комиссии по телевидению и радио (НКТР) Тигран Акопян.

    • ПРАЗДНИК НА ПУАНТАХ
      2019-04-09 14:30
      2203

      Меняются эпохи, а люди и события, имевшие отношение к их возникновению, порой стираются из человеческой памяти. А балет продолжает жить, пленяя своим волшебством все новые поколения землян. Очередным наглядным подтверждением этого, думается, стал VI Meждународный фестиваль-конкурс им. Вахтанга Чабукиани, прошедший 29-31 марта в Тбилиси.