Последние новости

ЧУТЬ БОЛЬШЕ АРМЯНИН, ЧЕМ ПРЕЖДЕ

Европейский джазовый мир хорошо знаком с французским пианистом и композитором Алексисом ЧОЛАКЯНОМ. Знакомила с ним своих читателей и наша газета. И вот Алексис приехал на родину предков, чтобы познакомиться со страной, увидеть таких же, как он, армян (именно так он и сказал. - Прим.автора) и, конечно, поиграть свою музыку и послушать местных музыкантов.

Родился Алексис в 1969 году в Париже. Изучал классическое фортепиано с замечательным педагогом Хьюгет Аджедерян. В 1990 году он выиграл конкурс и грант на учебу в знаменитом Berklee College of Music в Бостоне. После окончания этого престижного заведения вернулся во Францию и начал жизнь профессионального джазмена. Со своим Трио он выступал в Англии, Германии, Швейцарии и арабских странах. На его счету 4 сольных альбома. Один из них - Poetic Memories вышел в свет в конце 2011 года. Тогда композиции с этого диска крутили в эфире Еревана достаточно долго. Это были классические произведения Баха, Шуберта, Шопена в обработке самого Чолакяна. В Ереван он приехал с новой своей аудиоработой.

- Что ты ожидал увидеть здесь (Алексис к моменту нашего разговора находился в Ереване уже две недели)?

- Мне трудно сказать, у меня не было никакого представления о современной Армении. Здесь я всего лишь пару недель, а это мало для того, чтобы понять и почувствовать дух города, его сущность. Но должен сказать, что чем больше проходит дней, тем больше чувствую себя как дома. Чем больше я вижу, тем больше мне кажется, что я это когда-то видел и знал. Очевидно, что-то я и вправду вспоминаю из рассказов отца, что-то из книг, а о чем-то мне подсказывают гены. Но надо приехать еще раз на более долгий срок и тогда я, надеюсь, пойму все. Что касается людей, то я приехал в дни, когда в Ереване шли проливные дожди и город, да и люди, показались мне какими-то серыми, будничными. Но вот выглянуло солнце, и все вокруг буквально расцвело, обрело яркие краски. Ереван стал веселым, праздничным. Люди заулыбались, стало приятно и весело ходить по улице и общаться со знакомыми и даже незнакомыми людьми. Мне стало казаться, что вокруг много родственников моего деда. Лица вокруг как бы знакомые. Приятно.

- А что скажешь по поводу музыкальной жизни Еревана? Какой она тебе показалась?

- Если честно, то я не был еще ни на одном сугубо джазовом концерте. Но вот что мне очень понравилось, так это то, что практически везде - в ресторанах, кафе, клубах - звучит живая музыка. Это значит, что здесь много музыкантов, а раз много, значит, среди них обязательно будут хорошие и очень хорошие. И, конечно, здорово, что для них есть места, где они могут играть и зарабатывать себе на жизнь.

- Я знаю значительное число музыкантов армянского происхождения, живущих на Западе, которые, рано или поздно возвращаясь к своим корням, играют и записывают альбомы с армянской музыкой. Нет ли у тебя такого намерения?

- Я пока еще плохо знаю армянскую музыку. Только самые известные и популярные темы. В основном классику. Я услышал армянскую народную и современную музыку, и мне это понравилось. Но заняться этим надо всерьез: не люблю поверхностного подхода к исполнению какой бы то ни было музыки. Что касается записи, то могу открыть маленький секрет: приготовил программу, которая называется "12 лучших песен мира о любви". В нее включены известные французские, английские, итальянские, русские песни и одна - Комитаса. С этой программой я уже выступал в разных клубах и залах Парижа, и она неизменно пользуется успехом у слушателей. Вот эту программу я буду записывать на СД. Надо сказать, что, когда мне было лет 9-10, я часто сочинял какие-то короткие мелодии на восточный лад, хотя тогда никогда не слышал армянской музыки. Сейчас я прекрасно знаком с музыкой Хачатуряна, Комитаса, Алтуняна, Мирзояна. Но, чтобы сделать целиком альбом, состоящий из произведений армянских композиторов, как это сделали, например, американский пианист Армен Донелян, записавший двойной альбом на темы песен Саят-Новы, или канадский пианист Арден Арапян, использовавший армянские народные темы, - время для меня еще не пришло. Мне бы не хотелось делать простой коллаж - народная тема, потом безликая импровизация и снова народная тема. Хотел бы действительно сыграть народную музыку, представив ее сквозь призму джаза. Надо подумать, послушать, впитать и лишь потом браться за подобное дело.

- Тогда, может быть, ты бы мог сделать записи армянской классической музыки, ведь хорошо знаком с ней - Хачатурян, Бабаджанян...

- Тут та же проблема, что и с народной. Не хочется делать механического соединения классики с джазом. Они должны взаимо обогащать друг друга. Одно должно следовать из другого. Не буду делать этого как некоторые музыканты, которые просто спекулируют на этой теме. Все, что делается, должно быть по-настоящему качественно, а не просто потому, что так может получиться красиво и привлекательно чисто внешне. Имидж музыкантов типа Ванессы Мэй меня не привлекает.

- Ты собирался играть концерт в Ереване...

- Да, было такое намерение, и мы уже обсудили программу с вашей замечательной флейтисткой Нелли Манукян. Нам должны были помочь басист Вардан Аракелян и ударник Арман Джалалян. Но события начала апреля все перевернули в моей душе, и мы решили, что сейчас не время. Но ничего, я скоро снова вернусь и мы сыграем большой концерт в Ереване с армянскими музыкантами. Надеюсь, моя музыка понравится ереванцам. А пока я привез свой новый альбом Trajectoire, который записал вместе с австралийской певицей Ингрид Джеймс. Музыку для всех песен написал я, а слова - Ингрид. По-моему, получился замечательный альбом. Его уже крутят в ереванском радиоэфире.

В КОНЦЕ АПРЕЛЯ АЛЕКСИС ВМЕСТЕ С НЕЛЛИ МАНУКЯН ПО ПРИГЛАШЕНИЮ оргкомитета вылетел в Одессу для участия в праздновании Международного дня джаза. Судя по высказываниям украинской прессы, выступление было принято на ура. Алексис улетел домой, а через пару недель снова вернулся. Как и было запланировано изначально, он выступил в клубе "Меццо", потом дал живой концерт в прямом эфире "Радио Ван", пообщался с местными музыкантами и посетил Эчмиадзин, Гарни и Гегард, другие достопримечательности Армении.

10 мая отмечался День Европы и по инициативе Посольства Франции в Армении была организована поездка Алексиса Чолакяна и местных музыкантов в Гюмри. Во Дворце молодежи состоялся полноценный концерт, который вызвал большой интерес у местной публики и прессы. К сожалению, времени познакомиться с городом у Алексиса не было: настройка звука, репетиция, официальная часть мероприятия заняли почти все время пребывания в городе, но и то, что он увидел (старые дома, церкви), произвели на него большое впечатление и помогли почувствовать дух старинного города. Ну а люди просто замечательные - добрые, теплые, веселые. И организация ему очень понравилась - все было четко.

У Алексиса двое детей - сын и дочь. На вопрос, знали ли они, что их отец собрался ехать на незнакомую родину предков и какова была их реакция, Алексис ответил, что, конечно, знали, но сыну 18 лет и его пока больше интересуют его собственные проблемы в колледже, а не незнакомая родина далеких предков. Дочери 25 лет, у нее своя семья и тоже свои проблемы, хотя она и выказала некий интерес к поездке отца в Армению. Но он уверен, что, когда он вернется, у них вопросов будет много, и он с удовольствием на них ответит и расскажет обо всех своих впечатлениях. На прощание я задал ему еще один вопрос - чувствует ли он себя больше армянином сейчас, чем до визита в Ереван. "Конечно!", был ответ. "Я уже выучил несколько армянских слов, познакомился с национальной кухней, кое-что увидел и по крайней мере теперь буду больше думать об этой составляющей моей жизни".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НОВОГОДНИЕ ПОЖЕЛАНИЯ ОТ МЕРАБОВЫХ
      2017-12-18 15:59
      102

      Если просмотреть афишу российского джаза, то можно заметить, что среди активно гастролирующих и выступающих артистов постоянно фигурируют Мариам и Армен Мерабовы. А количество восторженных отзывов об их выступлениях по всей России, гуляющих в электронной и печатной российской прессе, зашкаливает. Причем речь не только о маленьких клубах или джаз-фестивалях в российской глубинке. Это и весьма престижные залы в крупных городах и самой Москве. 

    • МОНСТРЫ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКА
      2017-12-18 11:39
      215

      Мэрия Еревана, похоже, не намерена исполнять свои обязанности Еще в советские годы люди были недовольны тем, что дворы жилых домов постепенно переходят во власть автомобилей и превращаются в частные парковки. Воевали с так называемыми ракушками (металлическими гаражами), с незаконными постройками: умельцы вначале слегка огораживали территорию, потом, как бы невзначай, строили стеночку, а потом в одно прекрасное утро жильцы обнаруживали у себя под окнами уже добротный гараж. 

    • ВСТРЕТИМСЯ НА ЯРМАРКЕ
      2017-12-15 16:20
      1148

      Новогодние праздники уже не за горами. Вовсю идет подготовка. Готовятся все - магазины, украшающие свои витрины дедами-морозами и снежинками, мэрия, продавцы печатной продукции, засыпавшие книжные прилавки символами восточного календаря - года желтой земляной собаки... И если сегодня не закупается блоками водка и джермук, сметана и майонез, как это было во времена всеобщего дефицита, то уж по крайней мере обсуждается, кто и что будет готовить для новогоднего стола, в каком курортном городе или за рубежом будет встречать праздники. Зимние курорты и рестораны предлагают свои услуги (кстати, не дешевые), в клубы зазывают роскошными концертными шоу-программами... 

    • ГРАН-ПРИ КОНКУРСА - У SEVEN EIGHT BAND
      2017-12-11 15:15
      1832

      23 ноября 2017 года в Центральном доме художника Москвы состоялось торжественное вручение единственной российской премии в области этнической музыки - Russian World Music Awards. Вот уже два года организаторы и учредители RWMA поддерживают и мотивируют тех профессиональных музыкантов, чье творчество не вписывается в современный стандарт популярной музыки, а черпает вдохновение в глубинных традициях этнической культуры России. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НОВОГОДНИЕ ПОЖЕЛАНИЯ ОТ МЕРАБОВЫХ
      2017-12-18 15:59
      102

      Если просмотреть афишу российского джаза, то можно заметить, что среди активно гастролирующих и выступающих артистов постоянно фигурируют Мариам и Армен Мерабовы. А количество восторженных отзывов об их выступлениях по всей России, гуляющих в электронной и печатной российской прессе, зашкаливает. Причем речь не только о маленьких клубах или джаз-фестивалях в российской глубинке. Это и весьма престижные залы в крупных городах и самой Москве. 

    • "ДЖАЗ – РОКОВЫЙ ЛЕНИНАКАН. 1964-1988"
      2017-12-13 14:49
      1330

      Прошлое отдаляется от нас со стремительной быстротой: начинают забываться даже значимые начинания и события, люди, которые когда-то своей жизнью скрашивали жизнь гюмрийцев. Так теряется связь и преемственность поколений. Вот почему, когда на днях Людмила Билбилиди пригласила на презентацию книги "Джаз – роковый Ленинакан. 1964-1988", я попытался вспомнить музыкальные коллективы тех лет, насчитал их не более шести, на презентации же выяснилось, что их было более пятнадцати…

    • ДЖАЗОВЫЙ ФОРУМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
      2017-12-01 14:47
      1907

      Известна фраза: "Интернет был создан, чтобы объединять людей". На деле же он их разъединяет. Нет, конечно, штука удобная, но согласитесь, что 20-минутный разговор по душам при личной встрече, да еще с чашечкой кофе может заменить сотню электронных писем. Об этом думалось при возвращении из Санкт-Петербурга, где довелось принять участие в Международном джазовом форуме-фестивале Jazz Across Borders.

    • ПОЛЕЙ САЖЕНЦЫ
      2017-11-29 15:59
      3353

      Искусство инструментального джаза достаточно сложное. А искусство джазового вокала еще сложнее. Большинство молодых людей, имеющих природные вокальные данные, выбирает более легкий путь и предпочитает заниматься популярной музыкой. Однако это не только наша беда. Просто в силу ограниченности возможностей и узости поля деятельности и применения собственных талантов у нас это происходит чаще и быстрее. В результате после ухода представителей взрослого поколения армянская джазовая сцена испытывает острый недостаток в молодых вокалистах.