Последние новости

"НЕ ОЖИДАЛ УВИДЕТЬ ЗДЕСЬ ТАКУЮ КУЛЬТУРУ!"

В мире существует всего несколько оркестров, которые одинаково хорошо играют как классическую, так и популярную музыку, причем делают это на регулярной основе – Лондонский симфонический оркестр, Кельнский WDR Big Band. В этом ряду числится и голландский Metropole Orkest, созданный сразу после войны. По некоторым оценкам, именно этот коллектив является самым крупным постоянным составом в мире, играющим в самых разных стилях, от симфоний до рока. Записаться с этим коллективом почитают за честь самые большие звезды, а записи этих альбомов всегда отличаются высочайшим уровнем вкуса, техники исполнения и качества звучания. Узнав, что в Ереване находится один из участников оркестра, захотелось поговорить с ним, тем более что приехал он не как турист, а как партнер наших музыкантов.

АРНО ВАН НЬЮВЕНХЬЮ НАЧАЛ СВОЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КАРЬЕРУ, когда ему исполнилось 14 лет. Он сам научился играть на ударных и выступал в различных маленьких клубах и ресторанах. Затем поступил в Роттердамскую консерваторию. Получив серьезное классическое образование, научившись играть на всех видах перкуссионных инструментов, стал получать приглашения. Но в конце концов он решает посвятить себя джазовой и рок-музыке. В 80-х годах Арно выступает со многими популярными коллективами Голландии, и в 1984 году известный голландский композитор и руководитель оркестра Роджер ван Оттерло пригласил Арно занять место постоянного ударника в тогда уже знаменитом на весь мир оркестре Metropole. Именно в составе этого оркестра Арно встречался и играл с легендами джазовой, рок- и поп-музыки Хэрби Хэнкоком, Джорджем Дюком, Чакой Хан, Клиффом Ричардом, Наташей Атлас, Боно и другими.  Но в 2013 году он покинул коллектив и занялся собственной сольной карьерой. Выступал и в качестве солиста, и в качестве приглашенного музыканта. Однажды, будучи членом оркестра популярнейшей звезды ливанской музыки Фейруз, в начале 2000-х он встретился и с музыкантами Армении, которые тогда составляли костяк этого же оркестра. Узнал, подружился, начал интересоваться. Дальше - больше. Он встречается с композитором и клавишником Ара Геворкяном, и интерес к нашей культуре и музыке  растет у него еще больше.

- Еще когда я играл в оркестре Фейруз, ее сын, аранжировщик этого же оркестра, посоветовал мне посетить Армению. Он сказал, что это фантастическая страна, во многом уникальная и любой культурный человек должен побывать там. И вот в 2003 году я приехал в Ереван в первый раз. И я действительно был ошеломлен. Не ожидал такого! Меня водили каждый вечер на классические концерты, после концертов мы посещали джаз-клубы, где я слушал великолепных музыкантов и имел возможность играть с ними. Очень высокий класс. А днем меня возили по достопримечательностям. Признаюсь, до того момента я не знал, что в Армении такая высокая культура. А узнав о политической, военной и экономической ситуации в стране, о том, как тяжело живет здесь народ, был поражен еще больше. Вся эта ситуация, казалось, никак не влияет на культурную составляющую жизни. Люди ходят в театры и на концерты, музыканты творят. Удивительно! Через два года я снова приехал в Ереван и встретился с замечательным музыкантом и композитором Ара Геворкяном. Мы много общались, и он предложил мне выступить с ним в концерте на территории крупного мемориального комплекса (речь идет о большом концерте на мемориале Сардарапатского сражения. – Прим. автора). Этот концерт был записан на ДВД и, насколько я знаю, стал весьма популярным. Я объездил чуть ли не весь мир, но таких сердечных людей никогда и нигде не видел. И тогда я подумал: а почему бы мне не создать какой-нибудь особый проект с армянскими музыкантами? И вот я снова здесь. Правда, на этот раз мой визит достаточно короткий для реализации проекта: пока общаюсь с людьми, подбираю студию, обсуждаю детали. Так что в следующий раз я приеду уже с готовым проектом. А пока играю: два дня - с Малхасом у него в клубе, сегодня здесь буду играть, на Каскаде...

В ТОТ ДЕНЬ НАШ ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ТРУБАЧ ЕРВАНД МАРГАРЯН и его группа Con Alma выступали на Каскаде и посвятили свой концерт солдатам, стоящим на границе. Голландский барабанщик с удовольствием принял приглашение участвовать в этом концерте.

- Когда я говорю о своем проекте, это не значит, что непременно будет джаз или, скажем, рок, - продолжает Арно. - Это может быть и поп-музыка, фолк или даже какой-то симбиоз жанров. Вот приеду, соберу ваших музыкантов и решим. Я в очень хороших отношениях с замечательным саксофонистом Арменом Уснунцем и другими музыкантами, так что уверен - мы найдем правильный путь. Если честно, то я бы хотел сделать что-то в духе саундтрека или музыки к театральному спектаклю. Уверен, мы сможем создать концептуальный альбом, мультижанровый, чтобы можно было включить в число исполнителей как можно больше музыкантов, играющих на самых разных инструментах. Думаю, получится очень красиво, интересно и красочно. У вас ведь очень богатая культура, и ее надо попытаться выразить и другими, может быть, даже экзотическими средствами, а не  традиционными. Когда сравниваю вашу культуру и, например, голландскую, то четко вижу, насколько ваша богаче. Армянская музыкальная культура вне конкуренции. Однажды во время своих туров я встретился с двумя армянскими музыкантами, исполнителями на дудуке. Мы несколько дней провели вместе, подружились, и они каждый вечер играли для меня. Надо признать, что восточная, южная музыка, как, наверное, и кухня, гораздо ярче, эффектнее, красивее, чем северная. Может, поэтому европейские музыканты часто приглашают африканских, восточных или латиноамериканских музыкантов в свои оркестры. Своими ритмами, звучанием экзотических для европейского уха инструментов добавляют красок в музыку и - почему нет - часто подают лидерам групп прекрасные идеи по созданию музыки.

- А вообще жизнь музыканта нелегка не только у вас, но и в Европе. Когда я покинул Metropole Orkest и решил заняться собственным творчеством, мне казалось, что теперь я свободен и могу делать все что хочется. Но оказалось,  это совсем не так: пробиться на рынок очень трудно. Нужно иметь менеджера, который будет тобой заниматься, вместо  тебя бегать по различным клубам, агентствам, предлагать тебя, пробивать на большую сцену. Все это стоит денег и усилий. А еще нужна реклама. Такая жизнь в Европе не слишком легка и приятна. Но главное, чтобы кто-то купил твои свободолюбивые экзерсизы. А если их покупать не будут, и не важно по какой причине, то рано или поздно музыкант начинает искать выход, который не всегда совпадает с его собственной точкой зрения на искусство. В лучшем случае он вынужден делить свое "я" на две половинки, одна - для внешнего пользования, другая - для внутреннего, для души. Уверен, что нечто подобное происходит и у вас. И не надо комплексовать по этому поводу, это правда сегодняшней жизни.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЧИСТАЯ НОТА ЧЕРЕЗ ВЕКА
      2017-04-24 15:53
      116

      Впервые я услышал их игру в интернете. Это была прекрасная, весьма оригинальная версия старой армянской песни. Во второй раз я услышал, как эти же ребята поют и играют еще одну весьма популярную народную песню, причем не одни. С ними по-армянски пела суперзвезда западной музыки, обладательница награды ГРЭММИ блюз-дива британка Джосс Стоун. Это меня поразило. В третий раз, услышав их выступление по местному телевидению, я остался очень доволен. Наконец-то появилась группа, которая так осторожно, аккуратно и в то же время столь творчески обращается к народной музыке.

    • НАГРАДЫ МОЛОДЫМ МУЗЫКАНТАМ
      2017-04-19 15:43
      553

      Я не знаю, является ли наличие большого количества различных конкурсов, наград в области шоу-бизнеса, кино, театра и прочих видов искусства показателем развития нашей культуры и является ли это количество прямо пропорционально росту качества наших артистов, музыкантов, режиссеров и т.д. 

    • ДЖАЗ НА ТРОПЕ МИРА
      2017-04-12 15:18
      1212

      Мне жаль тех, кто не пришел на концерт Make Jazz, Not War - "Джаз во имя мира!", который прошел 8 апреля в Большом концертном зале им. Хачатуряна. Концерт Государственного джаз-оркестра Арцаха под управлением Тиграна Лалаяна был организован Армянской ассоциацией джаза при поддержке Министерства культуры и по делам молодежи Арцаха и Министерства культуры Армении. 

    • ЭТОТ СЛОЖНЫЙ ПУТЬ НА СЦЕНУ
      2017-04-05 15:08
      1991

      Молодую певицу Лусине Саргсян я увидел впервые на концерте в одном из клубов города. Симпатичная девушка пела достаточно активно и ярко нечто среднее между джазом, соулом и фанком. Отказать себе в удовлетворении собственного любопытства было выше моих сил. Встретились, поговорили. Выяснилось, что путь ее в джазовую музыку не был простым, но в то же время достаточно оригинальным.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЭТОТ СЛОЖНЫЙ ПУТЬ НА СЦЕНУ
      2017-04-05 15:08
      1991

      Молодую певицу Лусине Саргсян я увидел впервые на концерте в одном из клубов города. Симпатичная девушка пела достаточно активно и ярко нечто среднее между джазом, соулом и фанком. Отказать себе в удовлетворении собственного любопытства было выше моих сил. Встретились, поговорили. Выяснилось, что путь ее в джазовую музыку не был простым, но в то же время достаточно оригинальным.

    • ДЖАЗ, СОЕДИНИВШИЙ ЕРЕВАН И НЬЮ-ЙОРК
      2017-03-27 14:53
      898

      Эти  музыканты не были гостями. Как сказал их партнер, пианист, певец и композитор Ваагн Айрапетян, они уже несколько раз приезжали в Ереван, им здесь очень нравится и они готовы приезжать из далекого Нью-Йорка еще и еще. Ну а один из американских гостей так просто влюблен в Ереван, живет здесь подолгу, оставляя на месяцы свой дом в городе Большого Яблока, и даже выучил армянский на вполне достойном уровне. 

    • ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА ДЖАЗ-ОРКЕСТРА
      2017-03-22 15:07
      2913

      Когда стало известно об инициированной Министерством культуры и поддержанной Всеармянским фондом развития человеческих ресурсов "Пюник" программе "Культурная остановка", которая предполагает выезды коллективов, входящих в структуру Минккульта, – Театра песни, Госджаз-оркестра, симфонического оркестра, различных театров - в регионы страны, включая и самые дальние деревни и Арцах, это вызвало саркастическую улыбку не только у автора этих строк. После возвращения Государственного джаз-оркестра Армении п/у Армена Уснунца из такой поездки мы решили выяснить у продюсера и директора оркестра Артура АСАТРЯНА, есть ли основания для усмешек.

    • КРУГ ЖИЗНИ БУРАКА БЕДИКЯНА
      2017-03-16 13:22
      3002

      У компьютерщиков и людей, любящих рыться в интернете, в ходу словечко surf ("серфить", т.е. плыть по волнам, лишь слегка управляя своим движением), означающее, что ты входишь в необозримые просторы интернета в поисках чего-то интересного, а затем постепенно углубляешься в какую-то понравившуюся тебе тему. Именно таким образом два года назад автор этих строк наткнулся на информацию о турецком джазовом пианисте Бураке Бедикяне. Тогда же удалось найти и его дебютный альбом Circle of Life, выпущенный в 2013 году, а затем и второй - Leap of Faith, увидевший свет в 2015-м.