Последние новости

ЗОДЧИЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ

Адрес сайта - www. rafaelisraelyan. com

18 сентября в ереванском Музее-институте архитектуры состоялась презентация сайта одного из лучших армянских архитекторов, народного архитектора СССР Рафаела Саркисовича Исраеляна. Автор и разработчик сайта, внук зодчего архитектор Арам Ганаланян. В мероприятии приняли участие известные архитекторы, родные и близкие мастера.

 Рафаел Исраелян - это отдельная страница в современной истории армянской архитектурыПО СЛОВАМ ДИРЕКТОРА МУЗЕЯ КАНДИДАТА АРХИТЕКТУРЫ АНУШ ТЕР-МИНАСЯН, Рафаел Исраелян - это отдельная страница в современной истории армянской архитектуры. "Он не был непосредственным учеником Александра Таманяна, но он продолжил традиции великого зодчего, - отметила А.Тер-Минасян. - Исраелян открыл новую страницу. Это был удивительный человек, бесконечно преданный вековым национальным традициям. "

Очень тепло говорил об  Исраеляне кандидат архитектуры Карен Бальян. " Я думаю, что творчество Рафаела Саркисовича еще до конца не изучено, - сказал К.Бальян. - Cайт, мне кажется, восполнит этот пробел. Я лично, к сожалению, не был знаком с ним, хотя, когда я учился в институте, он там преподавал. Он не был учеником Таманяна, но именно он продолжил дело возрождения армянского национального зодчества. Как и Таманян, Исраелян воспринимал архитектурный процесс не как сугубо утилитарный, но как глубоко духовный, способный выразить национальную идею и возродить самосознание народа. Таманян и Исраелян сумели решить стоявшую перед ними сверхзадачу: первый создал язык новой армянской архитектуры и разработал генеральный план Еревана, второй превратил архитектурные сооружения в национальные символы.

Рафаел Исраелян - одна из самых неоднозначных и интересных фигур не только армянской, но и всей советской архитектуры. В 1970 году он одним из первых в стране был удостоен звания народного архитектора СССР. Ранее, в 1951 году, - Сталинской премии. На первый взгляд, высокое начальство к нему благоволило. Однако это далеко не так. Очень скромный и нетребовательный в личном плане, Исраелян был весьма неудобен для властей: он откровенно выражал и отстаивал свои принципы и главное - умел делать это через архитектуру.

 Адрес сайта - www. rafaelisraelyan. comИСРАЕЛЯН ПОСТОЯННО БУДОРАЖИЛ ВЛАСТИ ЗАМЫСЛАМИ СОЗДАНИЯ СООРУЖЕНИЙ, возрождающих национальный дух, обращенных к героическим и трагическим страницам истории Армении, всячески замалчиваемым официальной пропагандой. В 1957 году недалеко от Еревана Исраелян создал одно из самых необычных сооружений в мировой архитектуре - Арку Чаренца. Это постройка из камня и бетона высотой примерно пять метров в виде двух арок, перекрытых скатами кровли. Арка Чаренца расположена на холме, к ней ведут несколько лестничных маршей. По мере подъема в арочных проемах возникает вершина национальной святыни армян - горы Арарат. Поднявшись и войдя в сооружение, человек видит гигантскую двуглавую гору-красавицу, целиком вписанную в арку. Это простое, казалось бы, решение воспринимается как чудо: насколько незначительны размеры постройки и насколько велик масштаб природы, мироздания, открывающийся взору (высота Арарата над уровнем моря 5165 м, видимая часть над равниной - более 4300 м; это одна из крупнейших вертикалей на Земле, открывающаяся взору человека).

Множество людей, знакомых и лично не знакомых с Рафаелом Саркисовичем, называли его коротким именем Рафо, желая подчеркнуть свою близость к мастеру. Рафо бескорыстно служил своему народу и был глубоко почитаем им. Своеобразным символом этой глубинной связи стали многочисленные родники-памятники в память о погибших на войне, созданные Исраеляном во многих селах Армении на средства сельчан и зачастую без какого-либо вознаграждения.

Исраелян начинал свою деятельность в тяжелейшие годы большого террора. В архитектурной среде Еревана происходили драматические события. Незадолго до смерти был обвинен в национализме А. Таманян, после была "репрессирована" его архитектура: национальные идеи, заложенные в генплане Еревана и нашедшие отражение в главных ансамблях города, подлежали искоренению, а дальнейший путь армянской архитектуры, казалось, был предопределен сугубо тоталитарными принципами. В 1937 году был арестован соавтор Исраеляна, бывший конструктивист Геворк  Кочар, и Исраелян самостоятельно продолжил проектирование ереванского винного завода. В тяжелейший период репрессий, направленных не только против людей, но и против идей и мыслей, Исраелян продолжил свой путь национального архитектора, развивая таманяновскую традицию.

ЕЩЕ ОДНО ВЕЛИКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ  ИСРАЕЛЯНА - ВОЗВЫШАЮЩИЙСЯ НАД ЕРЕВАНОМ МОНУМЕНТ ПОБЕДЫ, внутри которого размещен музей. Основная сложность при проектировании монумента заключалась в том, что он одновременно должен был быть соразмерен величественному окружающему пространству и камерному масштабу парка. Исраелян решил эту проблему с блеском за счет больших гладких плоскостей стен и крупномасштабного декора (знаменитый портал из девятнадцати ни разу не повторяющихся резных розеток), контраста горизонтальных и вертикальных лапидарных объемов и создал архитектурное произведение действительно высочайшего класса (за эту работу, как уже говорилось, он был удостоен Сталинской премии, что удивительно, учитывая, что сооружение напоминает средневековый храм). Однако никаких секретов в этом нет. Просто Исраелян неизменно обращался к историческим примерам - главным образом к классической армянской архитектуре, но никогда не выступал в роли эпигона. Он никого не повторял, но благодаря своему таланту становился вровень с лучшими мастерами средневековья и со своим великим предшественником А. Таманяном.

Монумент Победы, как и все творчество  Исраеляна, бесспорно является ярким образцом национального зодчества, но при этом, несмотря на существовавший железный занавес, в его творчестве находили отражение и тенденции общемировой архитектуры. И в этом смысле Монумент Победы - произведение в духе позднего ар-деко, но ар-деко национального, что делает его еще более интересным (жаль, что мировое архитектурное сообщество до сих пор практически не знакомо с оригинальными произведениями, созданными архитекторами Армении в XX веке).

Не могу не отметить и его музей в Сардарапате. При  проектировании архитектор вновь вернулся к идее крепости. Почти глухое, квадратное в плане здание из местного темно-красного туфа с глубокими нишами на фасадах словно слито с землей, как древние армянские храмы. И опять по классическим канонам национальной архитектуры наружная замкнутость сочетается с внутренней раскрытостью, внешняя приземистость - с устремленностью ввысь и простором внутри. Исраелян добился исключительной ясности в планировке здания: его центральную часть составляют девять одинаковых квадратов, из которых три средних имеют шатровые перекрытия, семантически повторяющие гавиты (притворы) армянских храмов.

Сегодня мы отмечаем 108-летие Рафаела Исраеляна Его по праву можно назвать в числе крупнейших зодчих XX века, которым удалось решить сложнейшую задачу - создать национальный аналог современной архитектуры.

Адрес сайта Рафаела Саркисовича- www.rafaelisraelyan.соm. Он состоит из 7 разделов - главная страница о нем, работы, статьи, видеоматериалы и т д. На каждой странице автор сайта пометил отрывки из воспоминаний о мастере  коллег, друзей и учеников. Вот одно из них, на наш взгляд, самое  точное, сказанное доктором архитектуры Давидом Кертменджяном: "Рафо - это Комитас армянской архитектуры". Сайт пока разработан на армянском языке, но в будущем появится русская и английская версии. 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЛАЧУЩАЯ ДЖОКОНДА" В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ
      2017-09-22 14:35
      396

                  В течение месяца будет доступна аппликация для мобильных телефонов: фотографируясь на фоне коллажа "Плачущая Джоконда", можно получить на выбор снимок с одной из 12 картин Параджанова"

    • ГОСТИНИЦА ВМЕСТО КАЗИНО
      2017-09-22 12:27
      1010

                  На недавнем заседании правительства проблему недостроенных строительных объектов поднял премьер-министр Карен Карапетян. Он дал поручение Комитету по градостроительству и мэрии Еревана в двухмесячный срок разобраться с этой проблемой и представить варианты решения. Эта проблема давно уже стала притчей во языцех. Каждый новый мэр крупного города Армении в свою очередь обещал решить ее, но воз и ныне там

    • НУЖЕН ОТДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ АРХЕОЛОГИИ,
      2017-09-20 14:32
      893

      заявил в интервью "ГА" председатель организации "ИКОМОС-Армения", директор Музея-заповедника "Эребуни" Гагик ГЮРДЖЯН Несколько лет назад президент РА Серж Саргсян на встрече с археологами предложил подготовить проект закона об археологии. Без этого закона невозможно грамотно проводить археологические раскопки, в том числе и совместно с зарубежными специалистами

    • ЗИМА БУДЕТ ХОЛОДНОЙ?
      2017-09-20 11:53
      1189

      "Российские метеорологи заявляют, что зима 2017-2018 гг. будет самой суровой за последние 100 лет. Причем это касается всего земного шара! В некоторых странах уже начали подготовку к суровому климату. Например, в таких европейских государствах, как Англия, Германия", пишет российский сайт www.vtema.ru.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Известный блогер Новиков о поездке в Карабах: черным спискам Азербайджана вопреки
      2017-09-24 21:19
      122

      Известный российский блогер Сергей Новиков поделился впечатлениями от визита в Карабах, опубликовав их в "Живом журнале", сообщает Новости-Армения.

    • МИНИСТР АМИРЯН НАЗНАЧИЛ ВСТРЕЧУ
      2017-09-20 16:17
      879

      22 сентября министр культуры РА Армен Амирян примет 4 представителей ГНКО "Центр народного творчества имени Шарамбеяна" и их адвоката Седу Сафарян. Центр, важнейшей миссией которого на протяжении долгих лет были сохранение и популяризация национального культурного наследия, в одночасье оказался перед угрозой ликвидации. 

    • СЛОВО ЛЮБВИ К СЕРБИИ
      2017-09-20 15:46
      611

      Авторитетное белградское издательство Catena Mundi на днях выпустило в свет книгу "Горсть сербской земли" армянского поэта, переводчика и публициста, видного деятеля культуры Бабкена Симоняна. В книгу вошли эссе и путевые заметки, которые автор писал в течение 30 лет, в годы учебы в Белградском университете, в период дальнейшего культурного сотрудничества с сербскими коллегами, а затем и после вступления в 2007 г. в должность почетного консула Республики Сербия в Армении.

    • ЛИКОВАЛИ, РАДОВАЛИСЬ, ПОЗДРАВЛЯЛИ…
      2017-09-20 15:36
      986

      9 сентября этого года в Театре оперы и балета им. Спендиарова собрался весь Ереван со своим исчезнувшим тылом - художественной интеллигенцией середины ХХ века. В зале рассаживались по своим местам пожилые люди, которые когда-то были активными членами нашего культурного прошлого, галерку и ложи заполняла молодежь. На сцене театра происходило событие, которое ждали уже больше года, - постановка оперы Аро Степаняна "Давид Сасунский", которая осуществилась под руководством Сарины Автандилян, автора идеи этого проекта и художественного руководителя.