Последние новости

ИСКУССТВО ГАРМОНИИ

В Ереване прошли спектакли традиционного японского театра Но

Международный фестиваль исполнительских искусств HighFest еще и не открылся, а уже явил нам редкостный подарок. Ереванцы заполучили редкостную возможность приобщиться к чуду ориентальной культуры – воочию соприкоснуться с древним японским искусством, увидеть спектакль традиционного театра Но. Это стало возможным благодаря усилиям Посольства Японии в Армении и лично Чрезвычайного и Полномочного Посла господина Эйджи Тагучи, который назвал приезд труппы в Ереван японским подарком к 25-летней годовщины Независимости Армении.

 В Ереване прошли спектакли традиционного японского театра НоМАЛЫЙ ДЖЕНТЛЬМЕНСКИЙ НАБОР ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЕ среднестатистического интеллигента – хокку, хайку, танка, поэзия Басе, театр Кабуки, проза Акутагавы и Кобо Абэ, гениальные фильмы Куросавы с магнетическим Тосиро Мифунэ, картина Имамуры "Легенда о Нараяме", удостоившаяся Золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля… Для широкой публики Япония – страна не только высочайших технологий, но виртуозов единоборств, и смею предположить, что кинопиар грозных сегунов, отважных самураев перевесил все остальные аргументы. Или отечественный зритель внезапно решил приобщиться к уникальному экзотическому искусству?.. Так или иначе, но в зале Государственного театра кукол им. Туманяна, где предстояло проходить сакральному действу, задолго до начала спектакля яблоку негде было упасть.

"Мы счастливы представить ереванскому зрителю знаменитый японский театр, но и считаем для себя честью то, что впервые он приехал в Ереван в рамках HighFest-а. Это стало возможным благодаря нашему сотрудничеству с Посольством Японии в Армении, которое, я надеюсь, только начинается", - сказал президент HighFest-а Артур Гукасян, представляя публике японских гостей.

Затем на сцену поднялся господин Эйджи Тагучи и с первых же слов буквально утонул в оглушительных аплодисментах. "Дамы и господа, уважаемые гости. Я поздравляю всех с двадцатипятилетием независимой Республики Армения!", - весь этот сложно звучащий для иностранного уха текст посол Страны восходящего солнца произнес на чистейшем армянском языке. Вот как выглядит уважение по-японски!

"Прежде всего хочу сказать, что этот спектакль – подарок японского народа народу армянскому в честь 25-летия независимой армянской государственности. Сегодня вы увидите спектакль традиционного японского театра Но, который зародился еще в XIV веке и который ЮНЕСКО объявил сокровищем мирового культурного наследия. Я рад и счастлив, что сегодня в качестве посла Японии получил возможность представить вам это искусство. Надеюсь, что после просмотра спектакля вы убедитесь, что Япония – страна не только высоких технологий, но почитания древних культурных традиций, так же как и Армения", - сказал господин посол.

Уже позже, на приеме, устроенном в честь ереванской премьеры спектакля, г-н Эйджи Тагучи добавит: "Уже два года, как в Армении открылось Посольство Японии. Сам я работаю здесь уже год. Но только сегодня, после показа спектакля Но, я ощутил, что реализовал по-настоящему большое дело, ибо Но – это действительно великое искусство".

 В Ереване прошли спектакли традиционного японского театра НоСВОЮ ИСТОРИЮ ТЕАТР НО ВЕДЕТ С 1374 ГОДА. ИМЕННО ТОГДА В КИОТО состоялось представление для поддержки храма Дзидзодзи, и среди его зрителей оказался шестнадцатилетний сегун Асикага Есимицу. Он был настолько обворожен игрой актеров Киецугу и его сына Дзэами Мотокие, что стал почитателем и меценатом театра "Юсаки-дза", взял труппу во дворец, а мальчика сделал своим пажем. Поступок Есимицу осуждался двором - аристократы не понимали, как можно приближать ко двору нищих актеров.

Отправляясь в мировое турне, школа-труппа Хоу-Шоу, представляющая традиционное направление японского театра Noh, приготовила для неискушенных иностранцев адаптированную версию показа, которую можно было бы назвать своего рода лекторием – спектакль с комментариями. Первым на сцену, задник которой украшало изображение сосны (ибо через сосны с людьми говорят Боги), вышел ситэ, главный актер господин Фуджи. Оказалось, чтобы стать актером Но, четырех-пяти лет обучения в театральных институтах недостаточно. Этому надо учиться по-японски – начать с младенчества и посвятить своему делу всего себя. Господин Фуджи, например, занялся Но с трех лет, чтобы последующие пятьдесят овладевать ступенями мастерства. По ходу спектакля стало понятно, что только так можно достичь той фантастической концентрации энергии, которая позволяет этим уникальным артистам вовлекать зрителя в действо, словно в магический круг.

Под сопровождение флейты и трех барабанов актеры создавали уникальный сплав слов, музыки, ритма, танца, жеста, речитатива, выкрика, клекота, танца и… пения. Голос каждого исполнителя звучал как большой хор, исполняющий храмовую музыку. А ведь полномасштабный спектакль Но идет порядка шести часов! Какой же фантастической техникой надо обладать, чтобы не просто выдержать это, но ни на минуту не ослабить свое ворожащее шаманское воздействие на зрителя!

В сюжете спектакля - исторические предания и героические легенды, бытовой и мифологический фольклор, синтоистские и буддийские сказания. Но нам, людям неискушенным в премудростях Но и привыкшим на сцене к взрывам эмоций, таинство японского театра начинает казаться таинством сродни религиозному, а актеры – служителями культа, таинственными чревовещателями. Достаточно сказать, что произнося текст, актер театра Но никогда не показывает зубов, а самые напряженные моменты накала чувств, в которых наши артисты рвут на себе рубаху и голосовые связки, актеры японские выражают подчеркнуто полным отсутствием звука и движения.

 В Ереване прошли спектакли традиционного японского театра НоОСОБАЯ ИСТОРИЯ В ТЕАТРЕ НО – НОМЭН, МАСКА. ЭТО ГЛАВНОЕ СРЕДСТВО выразительности и само по себе удивительное произведение искусства, выполненное с тонкостью изысканной и способное менять выражение лица в зависимости от освещения. Она придает облику актера харизматичность, магическую привлекательность, превращает его в фигуру нездешнюю и загадочную. В возрасте 12 -13 лет юный актер в торжественной обстановке проходит обряд посвящения в профессию - глава труппы надевает на его лицо самую древнюю маску старца Окины. Человек надевает маску, чтобы скрыть лицо и открыть лик артиста. В японском театре есть красивое понятие - хана ("цветок"), обозначающее очарование актерской игры.

Следует особо сказать, что даже древнее традиционное искусство не минула чаша модернизации. В одном из показанных в Ереване отрывков исполнители синтезировали пластику Но с… испанским фламенко. Это было удивительное фламенко – не только потому, что вместо пышной юбки перед зрителями метались полы роскошного черно-алого кимоно. Это было фламенко, полное сокрытой где-то очень глубоко страсти, а потому экспрессивное вдвойне. А виртуозно играющий на гитаре актер заявил, что может с уверенностью сказать, что ни в одной стране мира после Испании фламенко не пользуется такой любовью и популярностью, как в Японии. Может быть, жители Страны восходящего солнца начали уставать от собственной сдержанности, и их потянуло на экспрессию?

Не знаю. Нас их искусство заворожило. И пускай нам не были понятны многие жесты актеров, имеющие строго определенное значение, уже не говоря о языке, все равно ощущение какой-то большой и великой гармонии не покидало на протяжении всего действа. За такой редкостный подарок Посольству Японии в Армении – спасибо. Остается надеяться, что знакомство с японским искусством, самым самобытным искусством на свете, будет происходить не только к годовщинам независимости нашей страны. И тогда, может быть, нам откроется сокровенная красота, воспетая ориентальными поэтами.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЕРЕСЧЕТЧИКАМ" ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА – АНАФЕМА!
      2024-04-19 11:56

      Увы, они никогда не встертятся и не заглянут  друг другу в глаза - не только на этом свете, но и на том... Потому что 1 500 000 прошедших крестную муку Геноцида армян,  канонизированных Армянской Апостольской церквью, пребывают  в раю. Осквернителям их памяти, извращенцам-гробокопателям и садистам уготовлена иная участь - вечное горение в адском пламени.               Аминь!

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ПРИХВАТИЗАЦИЯ - ПЕРЕЗАГРУЗКА?
      2024-04-12 09:10

      "- Если мне не изменяет память, на месте здания Дома художников когда-то была мечеть? - Да, в 20-ые годы прошлого столетия здесь стояла мечеть Залхана. - Ну, вот и выяснили, кому достанутся плоды нынешней попытки "реституции"..." Смешно. До слез. Такой диалог на днях звучал в Доме художников, где собрались руководители всех творческих союзов Армении, а также представители правовой сферы, чтобы всем вместе ответить на вопрос - что делать дальше?

    • "ПРИНЦИП БОГА" ИЛИ "ПРИНЦИП КОКА-КОЛЫ"? - "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" СТЕПАНАКЕРТСКОГО ТЕАТРА
      2024-04-11 11:01

      "Мы сошли с ума и под видом свободы превратили свою жизнь в абстракцию", - говорил с трибуны священник-лютеранин отец Августин...  Любой, случайно приоткрывший дверь и заглянувший в большой конференц-зал отеля "Ани", ни на секунду не усомнился бы, что здесь проходит большой международный форум, идет жаркая дискуссия и звучат разные идеологии и голоса, ищущие ответы на самые острые вопросы современного мира.  Дискуссионная ткань, острая и парадоксальная, действительно была. Конференция... Тоже была, только пропущенная сквозь призму творчества. Спектакль "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" по пьесе И. Вырыпаева в постановке Степанакертского Русского драматического театра. Спектакль, ищущий ответы на самые острые вопросы современного мира.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ГАСТРОЛИ "КАНАРЕЙКИ" – ПРИЕМ, ДОСТОЙНЫЙ КАЛЛАС
      2024-04-10 10:10

      "Мне уже говорили, что давно не было ни такого аншлага два дня подряд, ни такого приема, поэтому я сегодня проснулась счастливой. Понимаю, что тут встреча с легендарным московским театром наложилась на неожиданность увидеть меня в качестве драматической актрисы, но... Мои коллеги, улетевшие совершенно ослепленные Арменией, армянской публикой и этим приемом, в один голос повторяли: "Никогда такого приема не было!", - говорила Сати Спивакова, подводя итоги своего первого явления в родном Ереване в качестве театральной актрисы.

    • САТИ СПИВАКОВА В РОЛИ МАРИИ КАЛЛАС - ЛУЧШИЙ ПОДАРОК В ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИК
      2024-03-08 11:05

      "Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии.  Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.