Находки эпохи Ванского царства

В лаборатории ГНКО "Служба по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников" министерства культуры Армении очищаются, реставрируются и укрепляются случайно обнаруженные недавно в Гегаркуникской области РА материальные ценности эпохи Ванского царства (Урарту). Об этом сообщается на сайте ГНКО.

По словам заместителя директора по научной части ГНКО Ашота Пилипосяна, изучаемые на данный момент археологические материалы действительно являются уникальными и относятся к VII до нашей эры.

"Из Геологического музея Гавара позвонили и сообщили, что во время строительных работ жители села случайно обнаружили археологический материал", – сказал он.

"Мы поехали изучать территорию, и действительно в квартале Ацарат Гавара, на территории кладбища, была обнаружена гробница урартийского периода. По итогам переговоров обнаруживший археологический материал житель его полностью предоставил ГНКО", – объяснил появление находок в лаборатории ГНКО Ашот Пилипосян.

Здесь уже археологический материал будет очищен, реставрирован, а в дальнейшем будет включен в состав постоянной экспозиции Историко-археологического музея - заповедника "Мецамор", посвященной периоду Ванского царства (Урарту). Будет отмечено также имя человека, передавшего эти уникальные материалы ГНКО, передает Panorama.am.

• Армянские археологи обнаружили ряд уникальных находок в Арцахе
      2018-09-20 15:53

Археологические находки, представляющие огромное историческое значение, были обнаружены во время раскопок городища Тигранакерт в Арцахе в течение 2018 года, сообщил журналистам в пятницу руководитель группы археологов, заведующий кафедрой культурологии исторического факультета ЕГУ Гамлет Петросян, передает Новости-Армения.

• ВАЙОЦ ДЗОР УСЫПАН УРАРТСКИМИ ПАМЯТНИКАМИ
      2018-09-12 16:51

Специалисты считают, что Вайоц Дзор - один из самых уникальных регионов Армении

• "ПУСТЫННЫЕ ЗМЕИ" ДРЕВНЕЕ ЕГИПЕТСКИХ ПИРАМИД
      2018-08-22 15:40

Их называют "пустынными змеями", хотя к опасным пресмыкающимся они отношения не имеют. Если посмотреть на эти уникальные и загадочные сооружения с высоты птичьего полета, то версия их инопланетного происхождения не вызовет сомнений. Многокилометровые, четко прочерченные линии заканчиваются причудливыми фигурами огромных размеров. Но, как показали исследования последних лет, они имеют земное происхождение. А вот для чего они были построены и как, до сих пор остается загадкой.  НА РУБЕЖЕ ХХ ВЕКА ПИЛОТЫ КОРОЛЕВСКИХ ВВС ОБНАРУЖИЛИ В ПУСТЫНЯХ СИРИИ И ИОРДАНИИ СЕРИЮ НИЗКИХ КАМЕННЫХ стен, и с тех пор они сбивают с толку ученых. Стены могли составлять более 64 км в длину, и их прозвали "воздушными змеями", так как они очень похожи с воздуха на рептилий. Сегодня в Сирии, Израиле, Иордании, Саудовской Аравии, Армянском нагорье, Ираке, Казахстане и Узбекистане обнаружено около 6000 таких построек. На территории современной Армении подобные сооружения впервые были найдены археологом Ашхарбеком Калантаром и архитектором Торосом Тороманяном в начале ХХ века. Но к их систематичному исследованию геолог Аркадий Караханян и археологи Борис Гаспарян и Ирэн Калантарян совместно с французскими и израильскими коллегами приступили лишь в 2011 году. С 2016 года изучением "змей" занимается молодой археолог Мариам Шахмурадян. Только на склонах горы Арагац учеными обнаружено более 200 "змей". По словам Мариам Шахмурадян, эти уникальные сооружения насчитывают тысячи лет и могут изменить общепризнанную историю мировой цивилизации. "Строения древнее египетских пирамид, - говорит М.Шахмурадян. - Пирамиды были построены в III тысячелетии до н.э., а "змеи" датируются новым каменным веком (XII-VI тысячелетия до н.э.). Построены они из необработанного камня и в основном расположены на высоте 900-1400 м над уровнем моря, на склонах гор. Подобные сооружения, площадь которых варьируется в пределах 1-30 гектаров, были и на равнине, однако из-за мелиоративных работ могли быть разрушены. Есть предположения, что много таких построек может быть не только в Армавирском и Арагацотнском марзах, но и в Сюнике". Исследователи разделили "пустынных змей" на два вида: несколько каменных линий, заканчивающихся большой цитаделью с башнями на концах, и маленькие сооружения, имеющие V-образную форму: они состоят из двух низких каменных стен различной толщины и высоты, которые начинаются далеко друг от друга, постепенно сближаются и входят в маленькую башню. C конструкциями связан еще один интересный факт: агломерационные дома всегда возводились рядом с "пустынными змеями". Почему и с какой целью - неизвестно. Неясным пока остается и главный вопрос - кто и для чего их строил? "В ТЕЧЕНИЕ СТА ЛЕТ НИКТО НЕ СМОГ РАЗГАДАТЬ ЭТУ ТАЙНУ, так же как и египетских пирамид. Есть ряд версий, гипотез, которые предстоит еще доказать, - сказала М.Шахмурадян. - В частности, согласно распространенной версии, они были построены для охоты. Люди использовали их для загона крупных животных в вольеры или сбрасывания со скал, где их легко можно было убить. Однако я считаю, что они могли иметь культовое значение. Окончательно мы сможем определиться после того, как более детально изучим сооружения, тогда и поймем". В октябре армянская археологическая экспедиция во главе с М.Шахмурадян собирается начать работы в селе Арагацаван Арагацотнского марза. Специалисты намерены выявить датировку найденных на этой территории "пустынных змей", агломерационных домов и попытаться разгадать тайну, которая вот уже более века остается одной из археологических тайн мира.

• КНЯЖЕСКОЕ СЕЛО АРЦАХА
      2018-08-22 15:29

Из семи отпускных дней, проведенных в Арцахе, пять выдались пасмурными. Но это не помешало нам воспользоваться всеми туристическими удобствами - от релаксации в расположенной среди гор зоне отдыха "Космос-Т" с его бассейнами, лодочной станцией и вкусной кухней до путешествий навстречу новым приключениям и открытиям. Одним из них стало для нас село Тог в Гадрутском районе. О том, что там много интересного, мы узнали из путеводителя Artsakh, который приобрели еще осенью прошлого года во время всеармянского форума "Армения-Диаспора-Арцах".