Последние новости
0
1927

ТАМАНЯНОВСКОЕ БАРОККО ИЛИ БУТАФОРИЯ?

Реконструкция Еревана

Окончание.

Дилемма реконструкции проста. Либо сохраняется город Таманяна, либо создается "староереванская" бутафория, которая похоронит его генплан. Это несовместимые и даже взаимоисключающие альтернативы. Таманяновская культура несовместима с плебейским вкусом и неспособностью отличить великое от смешного.

 ТАМАНЯНОВСКОЕ БАРОККО ИЛИ БУТАФОРИЯ?НЕУВАЖЕНИЕ К НАСЛЕДИЮ ТАМАНЯНА ВЫРАЖАЕТСЯ В СОСТОЯНИИ Дома правительства. В 20-х годах туфовую облицовку Наркомзема сочли роскошью. Его дворовые фасады и фасад, выходящий на Главный проспект, оштукатурены и выкрашены в ядовитый лиловый цвет. Проржавевшая жестяная кровля также мало украшает здание. Но эти уродства не пугают эстетов, не находящих себе места из-за участи дома Таировых. Какие у нас странные и извращенные приоритеты!

Идею возведения купольного барабана над Домом правительства согласно эскизам Таманяна приняли в штыки, демагогически сославшись на необходимость точного следования его замыслам. Нашим зоилам стоило бы напомнить, что проект фасада дома со стороны ул. Мелик-Адамяна был разработан сыном Таманяна Георгием. О каком проекте идет речь, если автор не успел проработать его в деталях?

Можно вспомнить купол берлинского Рейхстага, здания, художественные качества которого не выдерживают сравнения с высочайшей эстетикой шедевра Таманяна. Купол Рейхстага "восстановили", но он уже не перекрывает зала заседаний, потому что отдан туристам. Это изменение придает Рейхстагу трагикомическое сходство с авлабарской резиденцией Саакашвили, возведенной, правда, позднее.

Проект купольного барабана над Домом правительства сохраняет его изначальный облик и функции в неизменном виде, но не отвечает высоким стандартам критиков. Их придирчивость объясняется не заботой о сохранении таманяновского наследия в первозданной чистоте, а беспокойством за судьбу Картинной галереи.

Полвека назад Марк Григорян опубликовал монографию об архитектуре тогдашней пл. Ленина. В ней он подчеркнул сходство ее очертаний с контурами пл. св. Петра. В плане обе площади сочетают трапецию с овалом, чем и ограничивается сходство между ними. Пл. св. Петра представляет собой вынесенный вовне алтарь собора, с которого понтифик обращается к тысячам паломников, а пл. Республики - главный транспортный узел Еревана. Пару лет назад эту мертворожденную идею попытался реанимировать Мкртич Минасян, утверждавший, что якобы здание музея находится на оси симметрии пл. Республики, хотя бульвар отходит от нее под заметным углом, в отличие от Via della Conciliazione, ведущей прямо к входу в собор св. Петра (скорее всего, Минасян по умолчанию ссылался именно на римскую улицу).

 ТАМАНЯНОВСКОЕ БАРОККО ИЛИ БУТАФОРИЯ?КАК ГРИГОРЯН, ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ТАМАНЯНА, смог усмотреть сходство между этими площадями-антиподами, остается тайной. Видимо, он мечтал создать свою реплику базилики св. Петра, но порочность исходной концепции предрешила творческое фиаско мастера. Глядя на этот эклектичный зиккурат, как-то не веришь, что его создал выдающийся зодчий, подаривший нам Матенадаран.

Музей закрыл вид на Арарат с Северного проспекта и разрушил визуальную связь сценической коробки Оперы с купольным барабаном Дома правительства, которая предполагалась генпланом Таманяна. Дом правительства перестал восприниматься как главное здание площади и Еревана в целом. Проект барабана отвергают, видя в нем посягательство на место музея, ставшего главным элементом изуродованного ансамбля пл. Республики.

Зиккурат вобрал в себя Картинную галерею, Музей истории и даже Филармонию, став свидетельством нашего крохоборства. Его невозможно расширить, поскольку он ограничен узкими пределами пятачка между пл.Республики и улицами Абовяна, Налбандяна и Арами. Григорян пытался решить эту проблему выпуском консолей с 4-го по 8-й этажи здания, чем только подчеркнул его несовместимость с ансамблем площади. Ирония судьбы в том, что музей возвели, когда Армения могла достойно представить миру свое великое наследие за счет советского бюджета. Обратимся к опыту других столиц, чтобы понять вредоносность этого решения.

Хороший пример подает Берлин, где перестраивают музейный город, состоящий из отдельных зданий, в которых представлены памятники искусства разных народов и эпох (а у нас все свалено в одну кучу - арташатские артефакты, работы Донателло, Бассано, Сарьяна и Кочара соседствуют с бог знает чем). Париж не так давно принял решение восстановить Тюильри, ибо даже колоссальному Лувру явно недостает экспозиционного пространства. Если перечисленные примеры покажутся картвеломанам претенциозными, напомню им, что Музей истории Грузии занимает обширное здание на пр. Руставели и ряд других близлежащих построек. Можно ли болтать о величии нашей культуры, не заботясь о ее пропаганде?

Этот вопрос можно решить, создав в Ереване музейный город в духе берлинского. Подходящим местом для него может стать заброшенная территория, прилегающая к Кармир блуру. Там следует разбить роскошный парк, который станет ереванской репликой комплекса виллы Боргезе. Римский парк украшают воздвигнутые в XVIII веке "развалины" храмов Дианы и Эскулапа. Парк вокруг Кармир блура обойдется без неоклассических декораций - его лучшим экспонатом будут руины урартского городища с потрясающими видами на Арарат. Кроме Музея истории в парке надо разместить музеи армянского, русского и западного искусства, древней армянской архитектуры (что актуально в свете притязаний турок и грузин на наше наследие) и детского искусства. Реализация этой идеи вдохнет жизнь в унылый южный сектор Еревана, изуродованный комплексом зданий Посольства США, и станет толчком к приведению в порядок находящегося поблизости озера.

С СОЗДАНИЕМ МУЗЕЙНОГО ГОРОДА ОТПАДЕТ ВСЯКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ В наличии зиккурата. Странно, что даже очень уважаемый мной Левон Варданян, отвечая на вопрос о его судьбе, сказал: "Не будем же мы сносить здание музея?". А почему бы и нет, если оно изуродовало ансамбль одной из лучших площадей мира?! Его надо снести хотя бы из уважения к светлой памяти выдающегося зодчего, имевшего такое же право на ошибку, как любой из нас!

После этого можно приступить к реализации проекта Главного проспекта в полном соответствии с генпланом Таманяна. Наши архитекторы могут представить на суд общественности эскизные наброски будущей улицы на манер пейзажей Елисейских полей кисти Эдуарда Кортеса, Антуана Бланшара и Жорж Стейн. Хороший зодчий должен воспитывать сограждан, а не потакать их дурному вкусу.

Центр Еревана перегружен транспортом, что предопределяет функции проспекта и его будущий облик. Транспорт можно загнать под землю, как на ряде центральных улиц Мадрида и Штутгарта. В этом случае Главный проспект может быть решен в духе проекта Армена Заряна с фонтанами в римском стиле. Kак говорил сам Зарян, в основе его решения лежала концепция piazza-strada, лучший пример которой дает Piazza Navona в Риме. Если транспорт оставить на земле, проспект будет походить на Елисейские Поля. Оба решения похоронят "старый Ереван", но придадут городу столичный лоск, а наши поклонники пр. Руставели получат собственный парадный променад. В любом случае ведущие в ущелье Раздана тоннели под Кондом должны стать частью транспортной схемы города. Их продолжение под Цицернакабердом обеспечит кратчайший выход с Главного проспекта к объездной автотрассе от ул. Шираки до Аштаракского шоссе.

Прокладка Главного проспекта сделает актуальной реконструкцию нижней части пр. Маштоца, диссонирующей с отрезком между Матенадараном и зданием Оперы. Последний остается бельмом на глазу у патриотов Еревана с советского времени, и давно пора привести его в надлежащий порядок.

Теперь о крышах Еревана. В мой последний приезд я снимал квартиру на 9-м этаже высотки около памятника Вардану Мамиконяну. Крыши находящихся рядом домов в добротном таманяновском стиле покрыты жестью и шифером, придавая столице сходство с турецкой провинцией. Это уродство усиливают мансарды, построенные хаотично и с преступным пренебрежением к сейсмической угрозе. Вопрос кровель можно решить, используя черепицу, цвет которой идеально согласуется с цветовой гаммой туфовой застройки. Черепичное решение можно для начала опробовать на Доме правительства, который только выиграет от него.

Опыт Тифлиса

Градостроительный опыт Тифлиса, бесспорно, заслуживает внимания. Скажу лишь, что творившие в Тифлисе зодчие-армяне творчески использовали в своей практике европейский градостроительный опыт, находясь на переднем рубеже инженерных достижений тогдашней эпохи. Бутафория одинаково противопоказана и Еревану, и Тбилиси, так как обходится очень недешево.

РЕКОНСТРУКЦИИ ПАРИЖА ПРЕДШЕСТВОВАЛА ПРОКЛАДКА СЕТИ ПОДЗЕМНЫХ КОММУНИКАЦИЙ общей длиной до 2000 км. В Тбилиси этот опыт игнорируют, что в сезон весенних паводков приводит к разрушениям и жертвам. Карине Даниелян, не упоминавшая в своих заявлениях ни парижский, ни тбилисский опыт, трезво и правильно подходит к экологической составляющей вопроса реконструкции Еревана. Еревану нужны не декорации, а грамотная концепция реконструкции и столь же грамотная концепция подлинного, а не надуманного и искусственного старого города.

Главный посыл этой статьи может создать впечатление о враждебности отношения автора к Кавлашвили, но это не так. Я имел честь лично знать Шота Дмитриевича и считаю приятным долгом засвидетельствовать искреннее к нему уважение. 30 лет назад, когда не стало моего отца, я сообщил ему об этом. В ответ он сказал мне: "У Гранта Михайловича было немало учеников, одним из которых был я". Он проявил уважение к моему отцу, придя на его похороны. Отец отзывался о нем как о хорошем и необыкновенно трудолюбивом человеке, в чем я не сомневаюсь. Мои возражения вызывает не личность Кавлашвили, а спущенный ему сверху заказ на разрушение армянского Тифлиса декорациями, которое наши патриоты по незнанию и дурной привычке называют "старым Тбилиси".

Александр МИКАЭЛЯН

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВАНДАЛИЗМ ПРОТИВ КУЛЬТУРЫ МИРА
      2019-04-19 13:28
      1253

      "Уничтожение культурного наследия любой нации должно быть рассмотрено как акт вандализма, направленный против культуры всего мира". Это слова известного польского юриста еврейского происхождения Рафаэла Лемкина, автора термина "Геноцид" и проекта Конвенции ООН о предупреждении и наказании преступления геноцида. Понятие "культуроцид" также было введено Лемкиным. Оно нашло свое отражение в проекте Конвенции ООН в середине XX века, но, к сожалению, не привлекло должного внимания и было затеряно в мировой юридической практике. Между тем этот термин крайне важен для оценки исторической судьбы армянского народа.

    • НОВАЯ ОБЛАЧНАЯ АТС VIVACELL-MTS
      2019-04-19 12:03
      779

      Телекоммуникационная компания VivaCell-MTS разработала облачную АТС, которая станет удобным и экономичным решением для крупных, средних и малых организаций, передает пресс-служба компании.

    • ВСЕ ЦЕНТРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ КОМПАНИИ VIVACELL-MTS В СТРАСТНУЮ ПЯТНИЦУ БУДУТ РАБОТАТЬ
      2019-04-19 11:16
      785

      В Страстную Пятницу, которая в этом году отмечается 19 апреля, будут работать все центры обслуживания компании VivaCell-MTS, сообщают в пресс-службе компании.

    • ВАЛЬС ЦВЕТОВ
      2019-04-19 10:53
      729

      Весна с трудом, но входит в свои права. Город  задышал, тянет на природу, и оказывается, для этого совершенно не обязательно выезжать на пленэр. Достаточно  сходить в  галерею "Саргис Мурадян",  где проходит  выставка картин Альвины АБЕЛЯН-БАРХУДАРОВОЙ.  Уникальность ее работ в том, что материалом для их создания служат не краски, а лепестки цветов. Так получается гармоничное продолжение жизни, созданной природой...






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Назели Багдасарян: Музей-заповедник "Кумайри" под угрозой
      2019-04-16 19:03
      388

      Депутат из Гюмри, представитель фракции блока "Мой шаг" Назели Багдасарян предлагает создать парламентскую комиссию по изучению злоупотреблений со стороны властей второго по величине города Армении.

    • ДОРОГА, КОТОРАЯ ПРИВЕЛА К ХРАМУ
      2019-04-15 12:36
      1919

      Что есть храм символически? Это святое место. Место, которое ассоциируется с Духом. Это обитель Самости - корневого аутентичного естества человека. Народа, в который слагаются человеки. Дорога к храму - не что иное, как путь самопознания, а значит, путь глубинного развития. Это трудный путь, полный страдания и неопределенности. Но разве бывает иначе? Ведь это лишь иллюзия, что дорога к храму будет широким торжественным проспектом, а шествие - беспрепятственным и беззаботным.

    • УНИКАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ АРХИВА МИКАЕЛА МАЗМАНЯНА ПЕРЕДАНЫ В МУЗЕЙ
      2019-04-09 15:09
      1218

      Осенью текущего года к 120-летию со дня рождения выдающегося зодчего в Ереване и Москве откроются выставки, где будут представлены бесценные материалы, рассказывающие о большом вкладе Мазманяна в армянскую и советскую архитектуру.

    • Архитектор: мансарды нарушают целостный образ Еревана
      2019-04-02 18:30
      515

      Строительство мансард нарушает целостный образ Еревана, сказала на пресс-конференции доктор градостроительства из Университета "Париж-эст", архитектор Мариам Хачатрян, передает arka.am.