Последние новости

ПЛОЩАДКА ДЛЯ ГЮМРИЙСКИХ ТАЛАНТОВ

Летом прошлого года председатель Центра современного искусства "Арт-горизонты" Геворг Хачатрян обратился ко мне с просьбой перевести на русский язык статьи, предваряющие издаваемый иллюстрированный каталог с биографическими данными и фотокопиями работ художников, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства, родившихся, живших и творивших в Александрополе – Ленинакане – Гюмри. 

НЕСМОТРЯ НА НЕДОЛГИЙ ПОИСК ДЕЯТЕЛЕЙ ИСКУССТВА ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ ГЮМРИ и их родных, в течение четырех-пяти месяцев удалось выявить более 200 художников, и не только и ныне проживающих в Гюмри, но и обосновавшихся в разных странах мира. В иллюстрированный каталог "Александрополь – Ленинакан – Гюмри: эстафета поколений" было включено лишь 96 из них: изначально целевая установка проекта заключалась не в том, чтобы представить гюмрийских художников в полном объеме, а в том, чтобы сказать сокровенное: Гюмри жил и будет возрождаться до тех пор, пока в нем рождаются таланты.

Чтобы понять глубинный смысл данного арт-проекта, приведем выдержки из статей Геворга Хачатряна и искусствоведа Вардана Джалояна.

 Иллюстрированный каталог 'Александрополь – Ленинакан – Гюмри: эстафета поколений'Г. ХАЧАТРЯН: "ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ 1988 Г. СТАЛО БЕДСТВИЕМ ДЛЯ ГЮМРИ, а впоследствии тяжелые социально-экономические условия в стране нанесли огромный ущерб городу и его жителям. Правда, медленно и с трудом улучшается внешний вид города, но у многих он пока что ассоцируется с бедствием, бедностью, отчаявшись, люди покидают Гюмри, город пустеет. Тускнеют очарование и привлекательность города. Гюмрийцы забыли, а новое поколение не знакомо с огромным духовным наследием и потенциалом города.

Цель проекта "Александрополь – Ленинакан – Гюмри: эстафета поколений" – представить то наследие и богатство изобразительного искусства, которые оставили и создают питавшиеся живительной силой земли и воды города талантливые люди".

В. ДЖАЛОЯН: "ПОЧЕМУ ЭТО В ГЮМРИ НЕИЗМЕННО ВОЗНИКАЕТ ЖЕЛАНИЕ РИСОВАТЬ? (и не только рисовать, но и писать стихи, заниматься музыкой. – Ю.А.).

Та местность, с которой связан художник, где родился он, которая вдохновляет его и принуждает творить, – это "гений места" (Genius loci).

Genius – латинское божество, ангел – хранитель человека со дня его рождения. Genius, будучи личным божеством, олицетворяло собой неличностное в человеке, то, что было выше личности, – его гений. Genius Loci - это дух местности, присущая городу или ландшафту духовная атмосфера, которая делает местность уникальной во всех отношениях.

Одноэтажная и двухэтажная архитектура Гюмри, русский имперский "кавказский ампир" его центральных улиц (кварталы застраивались в виде сетки) несли в себе дух местности, были родными и человечными для людей в такой степени, что оказывали на них облагораживающее воздействие. Над этими домами возвышались как армянские церкви, так и Католическая, и Русская православная, и Греческая, ставшие символами единства и братства жителей города (в Гюмри с давних времен люди ценились не по их принадлежности к той или иной конфессии, не по имущественному цензу, а по их отношению к труду, семье и обществу). Армянские церкви Александрополя, пользовавшиеся на Кавказе популярностью (особенно своими масштабами), несли в себя воздействие архитектурных памятников Ани и других известных памятников армянского средневековья. Уже в конце XIX века посетители Александрополя в своих путевых записях восторженно отзывались о городе – город был так прекрасен, что тогда выпускались даже открытки с его городскими пейзажами. (В 1897 г. в Александрополе было 30616 жителей. – Ю.А.)

Гюмрийские строители и мастеровые стали той преобразующей силой, благодаря которой город получил свой самобытный образ, притягательность. Атмосфера, созданная в городе ремесленниками, оказала свое воздействие на образ городской жизни, формирование эстетических чувств, стала источником, откуда черпали свое вдохновение поэты, художники, музыканты. Так город ремесленников стал еще и городом искусств".

ПРАВ ВАРДАН ДЖАЛОЯН И В СЛЕДУЮЩЕМ УТВЕРЖДЕНИИ: "АРХИТЕКТУРА ГЮМРИ, общественное сознание, семейный уклад жизни, , приверженность национальным традициям и т.д. стали своеобразной школой для формирования и становления людей искусства, в связи с этим не случайно, что в конце XIX- начале XX вв. Гюмри дал миру трех гениев: поэта Аветика Исаакяна, философа Георгия Гюрджиева и скульптора Сергея Меркурова".

В конце прошлого года в музее "Тапан " (Москва) с благословения главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ архиепископа Езраса Нерсисяна состоялась выставка, на которой были представлены работы 160 художников, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства Александрополя - Ленинакана - Гюмри. Выставка стала уникальной в своем роде: впервые были представлены работы мастеров изобразительного искусства одного города, творивших в течение 100 лет. Надо сказать, что интерес к выставке был вызван не только в связи с этим: и до выставки российской общественности и русским художникам по персональным выставкам и совместной учебе в художественных вузах России были хорошо известны художники из Гюмри (сестры Асламазян, Эдуард Арцрунян, Оганес Минасян, Минас Аветисян, Ашот Ованнисян, Фрид Согоян и т. д.), а тут представляется возможность представить в полном объеме потенциальные возможности Гюмри.

Понятно, что автор арт-проекта намерен организовать выставки в Гюмри и в Ереване, однако в Гюмри нет подходящего для этого помещения, а аренда демонстрационного зала в Ереване -  дорогостоящее удовольствие . Как тут быть? Может, Г.Хачатряну окажет содействие Министерство культуры РА? 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "НОР АТИК": ПРОДУКТЫ ИЗ КУКУРУЗЫ
      2018-12-07 16:17
      3128

      Летом прошлого года в приграничном селе Бавра Ширакской области состоялось официальное открытие мини-завода "Нор атик" по производству продуктов из кукурузы. Капитальное обновление здания было осуществлено усилиями  Фонда "Айастан" (помогли три семьи аргентинских армян через программу ENPARO), а оборудованием производство оснастила организация промышленного развития UNIDО ООН.

    • ГЮМРИЙСКИЕ СТАРИКИ ОПЯТЬ ЖДУТ
      2018-12-05 15:48
      1376

      В Гюмри сегодня много стариков, одиноких, лишенных опоры и больных. В течение 30 лет несколько раз был произведен переучет бездомных, нуждающихся в квартирах, многие старики по состоянию здоровья не могли простаивать часами в очередях за справками. Так они лишились права на квартиру. Сработал и другой вариант: отпрыски вернулись из-за границы, обзавелись справками, получили квартиры, продали их и преспокойно вернулись к себе, вновь оставив престарелых родителей на произвол судьбы…

    • УЧЕБНИК ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И СЕЙСМОЛОГОВ
      2018-12-05 15:20
      1095

      В связи с 30-летием Спитакского землетрясения вышел в свет иллюстрированный альбом, посвященный декабрьской трагедии 1988 г. Подборку материалов и комментарии этого научно-популярного издания осуществил доктор геологических наук Сергей НАЗАРЕТЯН. 21 ноября в зале заседаний радио "Мариам" состоялась презентация книги-альбома, а днями раньше она была представлена в Ереване.

    • ГЮМРИ ИЗДАЕТ НЕИЗДАННОГО ШИРАЗА
      2018-11-14 16:02
      375

      Ованес Шираз был не только одним из самых талантливых, но и подчеркнуто национальных поэтов Армении. Вот почему в советской стране, в которой культивировалась единая культура народов СССР, его творческая судьба складывалась нелегко. Многие произведения тормозились цензурой, случалось, искажались. С 2014 года сотрудники Дома-музея О.Шираза приступили к изданию неопубликованных произведений Шираза (в архиве поэта около 3 тыс. стихотворений). Вышел в свет первый том "Антип эджер" Шираза: публикация осуществлена под редакцией заслуженного деятеля науки РА, доктора-профессора филологии Самвела Мурадяна при финансовой поддержке мэрии Гюмри.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СЛОВО ОТ ИМЕНИ ЛИЧНОСТИ, НАЦИИ И РОДА
      2019-04-19 11:09
      628

      "Читая поэму Давояна, я словно прикасался к воскресшим пергаментным письменам Нарекаци, с которых по сей день нисходит свет на нашу поэзию. В моей памяти воскресали шараканы пятого века, тоска Сиаманто, я отправился по следам каравана Абу Лала Маари и вместе с Чаренцем начал восхождение к Масису".

    • САДИЗМ ИЗМЕНИЛ ИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ СУЩНОСТЬ?
      2019-04-02 13:17
      2062

      Трагическим потрясениям, выпавшим на долю христианских национальных меньшинств Турции - армян, греков и ассирийцев-христиан - с конца ХIХ века до середины 1920-х годов, посвящена новая книга, опубликованная издательством Гарвардского университета, США. Исследование озаглавлено: "Тридцатилетний геноцид: уничтожение Турцией христианских меньшинств, 1894-1924 гг." (The Thirty-Year Genocide: Turkey’s Destruction of Its Christian Minorities, 1894-1924).

    • "БАНК ОТОМАН" А. ТОПЧЯНА НА ПЕРСИДСКОМ
      2019-03-25 12:56
      2027

      Обращение к ряду ключевых событий в истории армянского народа конца XIX - начала XX веков было под запретом в весь советский период. К ним относится и захват Османского банка в Константинополе, и последовавшая за ним резня тысяч армян, что,  по понятным причинам, не нашло отражения в произведениях советских армянских писателей. Лишь Александр Топчян наконец обратился к этой теме в романе "Банк Отоман", изданном в 2008 году.

    • ИЗДАН ДВУХТОМНИК О ГЕНОЦИДЕ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ VIVACELL-MTS
      2019-03-21 12:47
      1721

      В Музее-институте Геноцида армян состоялась встреча с авторами сборника, которые собрали важную информацию из иностранной прессы и составили подборку материалов о Геноциде армян. Как сообщает пресс-служба телекоммуникационной компании VivaCell-MTS, материалы были собраны из американской прессы  1890-1922 годов. Речь, в частности, о The New York Times.