Последние новости

ПИТОМНИК ДЖАЗОВЫХ ЗВЕЗД АРАМА РУСТАМЯНЦА И ЕГО ДРУЗЕЙ

Историю замечательного джазового музыканта Кима Назаретова "ГА" представлял уже не раз. И кажется, что интересующиеся музыкой люди уже хорошо знают, что Ростов – город оркестровый и джазовый. Там еще в середине прошлого столетия существовала масса джазовых, эстрадных оркестров - Балаева, Гасретова, Еремина... В городе очень сильны музыкальные традиции, и джазовые, в частности. На самом деле, считается, что подобных центров джаза в России немного – три-четыре. Москва, Питер, Новосибирск, Ростов - вот, пожалуй, и все.

Дело, наверное, в том, что в 1963 году в город вернулся после окончания учебы в Харькове юный тогда Ким Назаретов и стал собирать оркестр, который впоследствии и стал одним из лучших в СССР. С тех пор столица Южного федерального округа России является одним из джазовых городов страны. В нем регулярно проводятся джазовые фестивали, конкурсы и, главное, налажена четырехступенчатая система джазового образования. А начинается все для будущих музыкантов с Детской джазовой школы им. Кима Назаретова.

УТРО. ИДЕМ ПО КОРИДОРАМ ШКОЛЫ. Из всех классов доносится музыка. Слышится знакомая мелодия – кто-то осторожно играет на рояле знаменитый джазовый стандарт. Тихонько заглядываем в класс -  девчушка лет пяти старательно разучивает популярное произведение Гершвина. Удивленно смотрю на Арама Рустамянца. "Это самая маленькая наша ученица. Очень любит джаз и пытается его играть". Учительница девочки утвердительно кивает головой – "и она научится!" Обходим другие классы – везде та же картина. Прекрасные помещения, со всеми удобствами, полностью оборудованные аппаратурой, инструментами классы и актовый зал, где ученики дают свои первые публичные концерты, и есть даже маленький собственный джаз-клуб. Что может быть лучше для подготовки будущих звезд джаза? И руководит всем этим известный в России джазовый музыкант и композитор, организатор фестивалей и конкурсов Арам Борисович Рустамянц.

Сын бакинской армянки и ростовского армянина, коренной ростовчанин, он свою музыкальную жизнь начал с музыкальной школы. В 10 лет увидел объявление о наборе в детский армянский музыкальный ансамбль "Аревик". Вернувшись домой, он упомянул об этом, а мама тут же подхватила эту идею и в следующее воскресенье они отправились на прослушивание. Создателями и руководителями этого вокально-инструментального ансамбля были Александр Канцберг и Адам Терацуян. (Сегодня первый, эмигрировав в Израиль, руководит большим джазовым оркестром, а второй – заведует отделением ростовского колледжа искусств и организует ежегодный джазовый конкурс "Мир джаза", в котором уже несколько лет подряд принимают участие и молодые ереванские музыканты.) Арама приняли в ансамбль и несколько лет он был постоянным пианистом этого коллектива. К сожалению, через определенное время ансамбль прекратил свое существование, но, правда, относительно недавно вновь возродился.

В четырнадцать лет один из друзей пригласил Арама пойти на фестивальный концерт джаз-оркестра Кима Назаретова. И вот тут, можно сказать, начинается джазовая жизнь будущего замечательного пианиста и активиста джазового движения в городе. Он сразу влюбился в Кима Аведиковича – энергичного, положительного, жизнерадостного, талантливого. Вернувшись домой, он восторженно рассказал родителям о своих впечатлениях о джазе и руководителе оркестра. К счастью, выяснилось, что папа знал людей, связанных с Назаретовым. Свели, познакомили, большой музыкант послушал Арама и предложил ему годик позаниматься с его студентом и, если результаты будут обнадеживающими, пообещал взять под свою опеку уже в училище на эстрадно-джазовом отделении.

 Музыканты Детской джазовой школы им. Кима НазаретоваНА ТРЕТЬЕМ КУРСЕ УЧИЛИЩА АРАМУ ПРЕДЛОЖИЛИ занять должность руководителя эстрадного ансамбля при Дворце пионеров и заодно набрать музыкантов для этого коллектива. Он быстренько набрал себе квартет из таких же, как он, студентов училища, начал репетиции и, как оказалось впоследствии, этот состав стал его постоянным коллективом на всю жизнь. Вместе поступили в консерваторию, вместе закончили. В начале 90-х всем квартетом их пригласили в джазовый оркестр под руководством Виктора Бударина при Ростовской областной филармонии. Они назвали свой квартет New Centropezn, записали несколько альбомов и сейчас много гастролируют по России и миру.

Во время очередных гастролей по Европе им предложили жить и работать там на постоянной основе. Вернувшись домой, а это были суровые 90-е, когда казалось, что в стране уже никогда и ничего хорошего не будет, они начали потихоньку готовиться к отъезду. Но во время очередной беседы отец предложил Араму подумать, чем бы он хотел заниматься на родине, если такая возможность все же представилась бы. "Музыкой, во всех областях", был ответ. Т.е. играть, учить, организовывать. Отправились в управление культуры с предложением создать музыкально-образовательное учреждение. Как ни удивительно, там быстро согласились и дали возможность сотрудничать с имеющейся уже музыкальной школой. Но постепенно Араму и его друзьям пришло понимание того, что для достижения результата нужно создавать отдельную специализированную детскую джазовую школу. И создали! Аналогов такой школы в России (и наверное, во всем СНГ) сегодня нет.

Мэрия Ростова предоставила им недостроенное двухэтажное здание, помогла со строительством, и через три месяца помещение было готово принять своих первых учеников. Чтобы официально открыть школу, нужно было набрать 50 детей. Пришлось помучиться, приглашать детей чуть ли не с улицы. Набрали, начали учебный процесс и через годик выяснилось, что дети-то попались талантливые! Еще через какое-то время учащиеся школы стали выезжать в другие города для участия в различных конкурсах. И как результат, ни один из них не возвращался без Гран-при! Как оказалось, учить джазу Арам Рустамянц и его друзья могут очень хорошо. А им тогда было лет всего-то по двадцать пять. Через два года Андрей Мачнев, участник New Centropezn квартета, партнер Рустамянца, создает в школе детский джазовый оркестр, который сразу же стал популярным и успешным. На сегодняшний день школе уже двадцать один год. Ее выпускники успешно выступают по стране и миру, многие из них стали лауреатами различных престижных конкурсов, играют в лучших оркестрах мира, учатся в самых знаменитых музыкальных центрах.

ЧИТАЯ РОССИЙСКУЮ МУЗЫКАЛЬНУЮ ПРЕССУ, то и дело натыкаешься на информацию о ростовских музыкантах, записывающих альбомы, побеждающих на престижных конкурсах. Чем объясняется такая массовость в джазовой активности ростовчан? По мнению Арама Рустамянца, единственное объяснение этому явлению – бурная деятельность Кима Назаретова в начале 70-х годов, когда он открыл джазовое отделение в музыкальном училище, и его личная харизма и персона, привлекавшие к нему, а, соответственно, к музыкальному жанру, творческих людей.

Уже тринадцать лет Арам Рустамянц является организатором и арт-директором международного джазового фестиваля в Ростове-на-Дону. Каждый пятый год фестиваль становится тематическим – специализированным фестивалем больших джазовых оркестров. Кстати, в прошлый раз на этот фестиваль приглашался и наш государственный джаз-оркестр Армении. Но поехать не удалось – у мэрии Еревана не нашлось денег на билеты. Хотя фестиваль этот примечателен тем, что является фестивалем городов-побратимов, а как известно, Ростов и Ереван именно такими и являются. И еще. Фестиваль этот послужил точкой отсчета еще одного любопытного начинания – созданию Европейского оркестра "Восток - Запад" (West-East European Jazz Orchestra), большого международного оркестра, состоящего из музыкантов, граждан тех самых городов-побратимов Ростова.

Этот этап жизни и творчества Арама начался с того, что директор джаз-оркестра им. К.Назаретова Яков Аршакович Кюльян предложил Араму объединить этот джаз-оркестр и Детскую джазовую школу им. К.Назаретова в одно большое Образовательно-концертное объединение им. К.Назаретова. После смерти Кюльяна за дело берется давний друг Кима Назаретова, композитор, народный артист СССР Мурад Кажлаев, который пишет письмо в мэрию Ростова, рекомендовав Рустамянца в качестве генерального директора такого объединения. Письмо это подписали корифеи советского джаза - Георгий Гаранян, Юрий Саульский, Игорь Бриль, Олег Лундстрем. Через полгода Арама Рустамянца утвердили в этой должности.

Хочется упомянуть и о том, что Арам Рустамянц продюсирует записи и выпуски джазовых альбомов. Так, под его руководством был издан альбом со старыми, ранее нигде не представленными прижизненными записями оркестра Кима Назаретова, дебютный альбом замечательной ростовской певицы, победительницы престижного международного джазового вокального конкурса Алины Енгибарян, с творчеством которой ереванские любители джаза могли познакомиться в ходе ереванского джаз-фестиваля...

Весьма общительный, милый, спокойный и скромный человек и замечательный музыкант Арам Рустамянц сегодня успешно пытается претворить в жизнь все те идеи и замыслы, которые в свое время задумал первый профессор джаза СССР Ким Аведикович Назаретов.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ФИЛОФОНИСТАМ – ОТ ДЕДА МОРОЗА
      2018-02-05 16:18
      1008

      Новогодние праздники прошли, и те, кто получил подарки от Деда Мороза, наверняка уже позабыли о них. Но вот филофонисты, которым Дед Мороз подарил новые альбомы армянских музыкантов из разных стран, уж точно до сих пор разбираются в записях. А таких подарков было много.

    • НОЧНЫЕ СТРЕЛЬБЫ
      2018-02-02 15:44
      1654

      Если в новогоднюю ночь фейерверк еще терпим, то за месяц до нее и месяц после праздников - это уже просто кошмар. Хотя в последние годы этот кошмар стал обычным делом. Это еще страшнее в летние месяцы, когда жаркой летней ночью, при открытых окнах, за полночь какой-то "шутник", разгулявшаяся компания решают завершить свой день рождения, свадьбу (или без повода) праздничным салютом, нисколько не задумываясь, что люди просыпаются, дети пугаются, а старики причитают. Обо всем этом много раз было написано, и за несколько дней до праздников столичные власти решили рассмотреть этот вопрос с правовой точки зрения.

    • С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, КЛУБ "КОТТОН"!
      2018-01-26 16:01
      1117

      Легендарный джазовый клуб "Коттон" в первые годы своего существования был настоящим раем для гангстеров и бутлегеров всех мастей. Само здание было построено на углу 142-й улицы и Ленокс-авеню в Нью-Йорке приблизительно в 1918 году, специально для "Дуглас-казино". 

    • С ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОДМОСТКОВ НА БОЛЬШОЙ ЭКРАН
      2018-01-19 15:06
      968

      Новинок музыкального экрана, большого экрана в этом году, судя по всему, будет достаточно. А начать их обзор хочется, конечно же, с представления самой на сегодняшней день громкой премьеры: голливудского блокбастера, киномюзикла "Величайший шоумен".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОСВЯЩЕНИЕ МУЗЫКЕ
      2018-02-16 15:25
      966

      Чествование 85-летия великого Пендерецкого началось с концертов в Ереване В эти дни в Ереване вместе со своей супругой находится польский дирижер и композитор Кшиштоф Пендерецкий. Музыкальная общественность Армении знакома с богатейшим разножанровым творчеством композитора с армянскими корнями прежде всего благодаря международному музыкальному фестивалю "Ереванские перспективы", в рамках которого не раз проходили его авторские вечера.

    • В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ
      2018-02-16 14:48
      910

      Мониторинги пройдут по марзам с посещением школ в отдаленных селах

    • Обвиняется в предумышленном убийстве 17 человек
      2018-02-15 20:00
      308

      Правоохранители предъявили обвинения в предумышленном убийстве 17 человек 19-летнему юноше, устроившему стрельбу в школе во Флориде. Об этом сообщается на сайте шерифа округа Броуард, передает РИА Новости. 

    • Жертвами стрельбы в школе во Флориде стали 17 человек
      2018-02-15 11:22
      82

      Николас Круз, открывший стрельбу в школе в городе Паркленд во Флориде, включил пожарную тревогу, чтобы ученики вышли из классов в коридор и собрались в толпу, сообщил в эфире телеканала MSNBC сенатор Билл Нельсон. Информацию передает РИА Новости.