Последние новости

ЭТО БЫЛ СВЕТЛЫЙ ТАЛАНТ

Он прожил яркую и долгую жизнь, наполненную работой, интересными событиями, встречами и дружбой с лучшими людьми своего времени. Сколько помнится, он всегда пребывал в приподнятом расположении духа. Поэтому создавал ощущение абсолютно счастливого человека, хотя за свою долгую жизнь испытал все "измы" непростого XX и нынешнего непредсказуемого века. Умер тоже, по-видимому, счастливым, в полной уверенности в том, что созданное им на протяжении творческой жизни непременно будет полезно людям и оставит в их душе свой след. И это истина. Ведь народный художник Армении Захар ХАЧАТРЯН принадлежит к тем деятелям армянской культуры, чьи имена останутся в истории.

ВКЛАД ЗАХАРА ХАЧАТРЯНА В ИСКУССТВО будет сознаваться нами как нечто неповторимое, яркое, своеобразное. Он не потускнеет со временем и снова будет давать о себе знать в творчестве его коллег и тех учеников, кому талантливый мастер передал частицу своего блестящего таланта и кому привил свое понимание природы живого искусства, его высокого назначения. Захар Хачатрян - не просто имя и фамилия, это символ самого светлого, самого доброго в нашем искусстве. Своим творческим обликом он олицетворял, быть может, самое ценное в художнике - живую душу, поэзию в живописи. Через всю свою жизнь он пронес неисчерпаемую влюбленность в жизнь и безграничную веру в реальную возможность, непреложную осуществимость самого фантастичного " живописного чуда".

 Захар Хачатрян был одержим творчеством. Отдавая картинам свою душу и чувства, переживания, он испытывал высочайший восторг, праздничное наслаждение, творческую радость от того художественного самораскрытия, которое всегда сопровождало его в процессе работы. Его можно было бы назвать художником-протеем – так щедра была его живописная палитра, так богато и причудливо проявлялась его художественная фантазия, если бы во всех живописных созданиях не ощущалась неповторимая, стойкая, ярко определенная индивидуальность, придававшая всему, что им сделано в искусстве, неотразимое обаяние и особую заразительность .

 На долю художника выпало немало испытаний. Он прошел войну, был тяжело ранен, пережил потерю друзей… Вслед за своими сверстниками вправе был повторить: "Почти все товарищи не вернулись с войны, каждый день жизни после ее окончания подарен мне судьбой. Так могу ли я не любить, не удивляться ей! "Он любил жизнь и верил в то, что профессия художника - самая прекрасная.

 Работа Захара ХАЧАТРЯНА…РАЗГЛЯДЫВАЯ ЕГО РАБОТЫ, СНОВА ВИЖУ ПЕРЕД СОБОЙ самобытного мастера: в картинах художник и человек слиты воедино. Бег времени изменил у Хачатряна направление и приемы, но почти не ослабил экспрессивности живописи и полноты выражения.

Кипучая, подвижная натура художника раскрывалась так широко и многогранно, что даже близко знающие его люди не всегда могли увидеть, как много и настойчиво он работал, как последовательно и целенаправленно следовал своим принципам. В его работоспособности не было ни напряжения, ни болезненности. Захар Хачатрян рождал ту радость, которая всегда приходит при встрече с настоящим искусством - подлинно искренним и добрым. Картины завораживали своей безыскусной красотой, проникающим в душу покоем, умиротворением. Без особого труда прослеживаются учителя и предшественники художника: импрессионисты, в особенности Клод Моне.

"Импрессионизм преследовал меня в течение всей жизни, - говорил художник. - В студенческие годы я много копировал в Картинной галерее Еревана. Импрессионистское видение окружающего нас мира отличается наибольшей жизненностью, оно светлое и ясное, без условностей, принятых в так называемой традиционной живописи, и, несомненно, представляет собой сильнейшую форму выражения реальности во всей ее красоте. Я никогда не отступал от намерения продолжить этот стиль, от затеи познать и погрузиться во всевозможные его формы, постичь и обрести нечто новое в процессе своих исканий, и это неизменно приносило мне радость".

Учителями Захара Хачатряна (помимо импрессионистов) были Б.В.Иогансон и А.М.Герасимов. Однако любой непредвзятый зритель согласится, что при всей очевидности отсылок работы Хачатряна - это только его работы. Сказалась вполне естественная разница темпераментов, восприятий, способов мышления. Он сформировал для себя как бы некую концепцию, наиболее соответствующую ему по характеру и мироощущению.

Постепенно рисунок художника становится свободнее, исчезает все случайное и второстепенное, остаются лишь основные и вечные линии, и даже серые тона подразумевают чистые цвета спектра. Он обращается к открытиям импрессионистов, к разложению солнечного света на составляющие его лучи, элементы и обратному их воссоединению на основе общей гармонии спектра. Настанет день, когда художнику полностью удастся воспользоваться этими наблюдениями и взрастить роскошный урожай.

ЗОРКОСТЬ ГЛАЗА И ОСТРАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ в сочетании с неистощимым воображением особенно пригодились художнику для создания крымских картин. В Крыму он находит то, что ему нужно: тот покой, к которому, по его мнению, должен стремиться каждый художник. Из ослепительного света (светлее светлого), стирающего детали и подчеркивающего благородные линии целого, из симфонии чистых синих, оранжевых, шафранно-желтых тонов рождаются эти изумительные полотна, вся страстность которых внушает покой.

Как много труда вложено в эти крымские импровизации, сколько пришлось уничтожить, чтобы восторжествовала основная форма, сколько совершить переходов, чтобы дойти до вершины. Это были святые мгновения художника, которого неудержимо влекло к мольберту, чтобы выразить рожденную мысль образными средствами искусства. Нет, счастье творчества было принесено не на крыльях журавля. В неуспокоенности, в вечном поиске - смысл и счастье творческого волнения З.Хачатряна. Отойти от привычного было трудно, но совершенно необходимо, чтобы найти свое. Работы Хачатряна представляются новым словом в пейзаже, в частности, в таком жанре, как марина, непревзойденным мастером которого в мировой живописи был и остается И.Айвазовский.

Большие композиционные картины Захария Хачатряна захватывают напряженной жизнью фантастически странных форм и красок, рождающих свойства, которые вполне можно назвать "интригой" композиции. Она создается метафорической насыщенностью языка живописи. Любая деталь, линия, цвет, композиция обладают свойством рождать в сознании зрителя множество аналогий. Но поклоняется он не фетишу, а жизни, добру, природе, красоте.

 Работа Захара ХАЧАТРЯНАХудожник находился в бесконечном движении и постоянном развитии, как того требовала жизнь. Чудесная острота видения, здоровое и мощное воображение, контроль разума - в этом был весь Захарий Хачатрян. Всем складом личности, жизнью, исполненной достоинства, стремлением к ясности и вместе с тем отчаянной склонностью к риску он продолжал неустанный поиск нового.

Удивительной силы воздействием обладают портреты, созданные художником, многочисленные рисунки. Нет ничего более обдуманного, чем эти поспешные на вид наброски. Его рисунок - наиболее непосредственное и чистое воплощение эмоций. Упрощение средств выражения позволяет этого достичь. Если рисунки рассматривать при приглушенном или боковом освещении, то помимо сочности и выразительности линии в них можно увидеть свет и даже цвет.

Вся жизнь З.Хачатряна, как и его искусство, - долгое сопротивление, трудное, но непреклонное. Весь он - воля. Он сам признавался в этом: "Нужно всегда держаться, чего бы это ни стоило. При недостатке воли - открою вам секрет - на помощь призываю упорство. И в важном, и в мелочах этого почти достаточно".

Волю и упорство он призывал и в годы Великой Отечественной войны, и в годы семейной трагедии, когда репрессировали его отца. "Тему войны определениями не исчерпаешь, - говорил художник. - Живопись вообще неисчерпаема, как атом. Она познается только эмоционально, чувственно. Я не пишу о войне, как о прошлом событии. Пишу об отрицании войны как явления, противопоказанного человеческому организму, его духовному строю".

ЗАХАР АВАКОВИЧ БЫЛ УВЛЕЧЕН СВОИМИ ЗАМЫСЛАМИ, произведениями, над которыми работал. В 2009 году им был выполнен образ Спасителя для главного армянского храма в Санкт-Петербурге - Св. Екатерины, он занимался и реставрацией других работ в армянских церквах. Затем он создал картину "Матери солдата". Его работы для церквей Санкт-Петербурга и Еревана освящены Патриархом всея Руси Алексием II и Католикосом Всех Армян Гарегином II. Имел награды от Католикоса Всех Армян Гарегина II за выполнение образов Священного Писания, а также награды и грамоты за художественные работы от Союза художников России.

Отвечая на вопрос, как он понимает творческий успех, Захарий Авакович говорил, что он определяется способностью художника к глубокому изучению окружающей нас жизни, образному ее выражению. Каждый раз, приступая к созданию произведения, он как бы вновь определяет для себя сущность, форму, цвет того, что должно увенчать стадию создания новых образов. Именно эта ясность должна прийти на смену новым ощущениям, которые возникают порой, когда действительность предстает в неопределенных, ускользающих очертаниях.

 Хачатрян был художником, на примере которого многому можно научиться, при всем том, что копировать его невозможно. "Радостный художник" – это о Хачатряне . "Великолепный мастер" - это о нем же. Его жизнелюбие было неисчерпаемо. Не знаю, откуда он черпал столько сил. Может быть, из своей доброты, из щедрости, из способности отдать. А, может, и из любви к Армении, которая была его музой и в которой вновь и вновь находил молодость. Художник и в глубокой старости невероятно много, слишком много работал. Когда его спрашивали, как это ему удается, объяснял без тени позерства - оно ему было несвойственно: "Рисую каждый день". При этом, если бывал дома, непременно сам подходил к телефону и с удовольствием говорил о делах, о художественных впечатлениях, новостях. На вопрос, когда он все-таки рисует, отвечал, смеясь, - вот сейчас, зажав трубку в одной руке, а кисть -в другой.

 Что и говорить: годы есть годы и против физического старения нет панацеи. Но обратить время вспять, сохранить молодость души можно только так, как это было у Захара Хачатряна - безмерной преданностью творчеству и любовью к людям. 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПЕТЬ - ЗНАЧИТ ЖИТЬ!
      2018-07-09 16:40
      2415

      Эта песня наиболее полно отвечала жизненному кредо Надежды Саркисян, ее отношению к своей профессии. На прошлой неделе ереванцы простились с этой замечательной джазовой певицей. Твердый характер и умение отражать удары судьбы оказались бессильны перед роковой болезнью, которая унесла ее в 64 года.

    • В ОЖИДАНИИ ПРЕМЬЕРЫ "ВОЛШЕБНОЙ ФЛЕЙТЫ"
      2018-07-06 14:58
      3062

      Решив обогатить свой репертуар, Академический театр оперы и балета им. Спендиарова обратился  к опере Моцарта "Волшебная флейта". Эта одна из последних работ труппы театра в завершающемся сезоне. Недавно прошла генеральная репетиция, а день премьеры пока не известен.

    • ДВЕ ПРЕМЬЕРЫ В ОДНОЙ ПРОГРАММЕ
      2018-07-06 14:56
      2054

      Концерты Квартета им. Комитаса всегда вызывают повышенный интерес прежде всего потому, что этот прославленный коллектив занимает особое место в нашей культуре и по-прежнему остается визитной карточкой страны. Единодушное признание публики в самых разных странах, восторженные отклики прессы сопровождают его всюду, где бы он ни выступал. Едва ли есть еще один коллектив, на счету которого такое обилие гастролей, огромное число исполненных произведений. А сколько сил, энергии, подвижнической работы вложено в его программы! К тому же комитасовцы всегда стремятся преподнести слушателям нечто новое, нестандартное.

    • С ЧУВСТВОМ ОГРОМНОГО УВАЖЕНИЯ
      2018-06-25 15:59
      4614

      Завершился международный фестиваль духовой музыки Одно из самых крупных художественных событий уже состоялось, укрепив музыкальную репутацию завершающегося концертного сезона: в Ереване состоялся Второй международный фестиваль духовой музыки, посвященный Александру Арутюняну. Его инициаторы - Карен Дургарян (художественный руководитель) и Шмавон Григорян (директор,  продюсер). Свое содействие оказала и дочь выдающегося композитора Нарине Арутюнян.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "МЕЧТАЮ ВИДЕТЬ НАШ НАРОД БОГАТЫМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛАМИ"
      2018-07-13 15:10
      818

      В Доме Москвы состоялся вечер заведующего кафедрой биохимии Ереванского государственного медицинского университета им. Гераци, заслуженного деятеля науки РА,  действительного члена Академии медицинских наук РА и Академии естественных наук РФ, главного редактора журнала "Нейрохимия", доктора биологических наук, профессора Михаила Иосифовича АГАДЖАНОВА. Он рассказал о своем жизненном  и творческом пути, сложном и интересном, а потом ответил на вопросы присутствующих в зале.

    • БИОГРАФИЯ НАЧИНАЕТСЯ С 2006 ГОДА
      2018-07-13 13:49
      711

      Заместитель председателя Комитета по госдоходам был осужден в США за угрозу убийства и преследования Новоназначенный заместитель председателя Комитета госдоходов Ара Габриелян, как выясняется, был осужден в США. Об этом Politik.am сообщили проживающие в США армяне. О подробностях данной истории писали известные американские газеты.

    • КИНО - ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ МОЖЕШЬ РАССКАЗАТЬ ТОЛЬКО ТЫ!
      2018-07-11 15:45
      905

      Даррен АРОНОФСКИ - гость Еревана В Ереване правит бал юбилейный, XV международный кинофестиваль "Золотой абрикос". Одним из его многочисленных знаменитых гостей в этом году стал всемирно известный режиссер Даррен Аронофски․ На счету американского режиссера такие нашумевшие фильмы, как "Пи", "Черный лебедь", "Реквием по мечте" и его самая неоднозначно принятая критиками и зрителями картина "мама!" - именно с маленькой буквы. Кстати, Аронофски неплохо подготовился к приезду в Ереван и во время выступления на церемонии открытия облил из бутылки сидящих в зале зрителей - что поделаешь, открытие фестиваля совпало с нашим праздником Вардавар, так что гостям, наверное, трудно было выйти сухими из воды в такой день.  В плотном графике режиссера среди интервью и различных встреч нашлось место и для выступления в Центре креативных технологий ТУМО. В ходе встречи прозвучало немало интересных вопросов, и еще более интересными были ответы на них. Вопросы были озвучены из аудитории.

    • ПЕТЬ - ЗНАЧИТ ЖИТЬ!
      2018-07-09 16:40
      2415

      Эта песня наиболее полно отвечала жизненному кредо Надежды Саркисян, ее отношению к своей профессии. На прошлой неделе ереванцы простились с этой замечательной джазовой певицей. Твердый характер и умение отражать удары судьбы оказались бессильны перед роковой болезнью, которая унесла ее в 64 года.