Последние новости

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ВЕЛИКОЙ АРМЕНИИ: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПУТЬ АРМЯН

История человечества – это постоянный идеологический конфликт и борьба народов, создававших могущественные империи для достижения мирового господства. Империи стремились к контролю над ресурсами, захватывая территории и интегрируя населяющие их народы в свою государственную систему. 

Малые этносы, сумевшие сформировать свои элиты и сделать верный цивилизационный выбор, вошли в XXI век в качестве самостоятельных субъектов со своими интересами и инструментами их реализации. В свою очередь народы со слаборазвитым национальным иммунитетом растворялись в крупных наднациональных проектах, становясь политической и цивилизационной частью чужих миров.

ПО МОЕМУ ГЛУБОКОМУ УБЕЖДЕНИЮ, КАЖДЫЙ НАРОД, ПРЕТЕНДУЮЩИЙ на самостоятельное развитие и великое будущее, должен очень четко себя идентифицировать. Армянский народ – один из древнейших в истории - стоял у истоков формирования индоевропейской цивилизации. Многочисленные исследования показывают, что многие империи прошлого и настоящего (англосаксонские, европейские и ближневосточные) в той или иной форме были подвергнуты армянскому влиянию.

На протяжении сотен веков армяне вели войны, создавая могущественные государства, которые до сих пор являются объектами пристального изучения ученых-историков, аналитиков и политологов по всему миру. Как народ-основатель, армяне были ядром империи, вовлекая и растворяя в себе другие этносы. Иными словами, уже в древнейшие времена сформировался цивилизационный и политический код армян, который должен был предопределить нашу судьбу.

Итак, кто мы – армяне XXI века? На этот фундаментальный вопрос будет дано множество ответов, ибо его природа априори субъективна. Каждый человек вкладывает свои мировоззренческие элементы, пытаясь объяснить, почему он причисляет себя к той или иной этнической группе. Исходя из этого я не претендую на объективную правду. Более того, я глубоко убежден, что этой правды в природе не существует. Я искал свою самоидентификацию, отвечая на огромное количество малых вопросов, подводящих к ответу на главный: кто мы?

Мы имеем корни, уходящие в глубокую древность. Нас учат, что наши предки создали и правили Великой Арменией – могущественной империей, которая простиралась от Средиземного моря до берегов Каспия. Нас также учат, что наши предки были храбрыми воинами, прекрасными ораторами, искусными политиками и великими учеными. У нас не может быть оснований сомневаться в этом. Только исключительный народ мог создать историческое наследие, живущее тысячелетиями.

ОДНАКО МОЖЕМ ЛИ МЫ СЕГОДНЯ СЧИТАТЬ СЕБЯ ПРОДОЛЖЕНИЕМ ТОЙ армянской нации? С сугубо научной точки зрения, безусловно, можем. Однако мы не переняли от наших великих предков главное – цивилизационную миссию, которая должна была стать нашим ориентиром и компасом на пути в будущее. Потеряв связь между физическим существованием и духовной природой, мы заблудились и утратили контроль над своими мирами и своей судьбой. Наша историческая миссия заключалась в глобальном созидании. Но оно было возможным, когда у нашего народа имелись ресурсы, позволяющие окружающему миру считаться с нашим мнением и уважать наше жизненное пространство.

Ставим ли мы сегодня цель вернуться к нашей миссии? К сожалению, нет. Ставим ли мы сегодня задачи, способные раз и навсегда объединить разные части армянского мира? К сожалению, нет. Таким образом, мы пока не имеем полного права считать себя преемниками тех, кто знал свою миссию и решал поистине цивилизационные задачи. Однако у меня нет никаких сомнений, что мы обязаны вернуться на тот путь, который был избран нашими предками много тысяч лет назад.

Мы ошибочно полагаем, что Великая Армения погибла и ее не возродить. Империи свойственно такое качество как универсализм и непрерывность в пространстве и времени. Теория "переноса империи" (translatio imperii) говорит о том, что империя - это не столько земная, сколько метафизическая и трансцендентная сущность. Согласно этой теории, империя погибает только как территориальная единица, передавая через религию, культуру и философию свои идеи и незавершенную миссию новому государственному образованию.

К примеру, Китай, Россия и Турция как территориальные образования более не являются классическими империями по типу империи Цин, царской России/СССР и Османской империи. Однако эти страны по-прежнему одержимы мессианскими идеями: китаецентризм (Китай – центр мироздания), "Москва – Третий Рим" и османизм/пантюркизм. Как я уже отметил, у нас есть своя миссия и свое предназначение. Великая Армения возродится в ту минуту, когда мы сами поверим в эту возможность и поймем свою миссию.

Более того, этот путь мне кажется безальтернативным. Армяне по всему миру гордятся своей историей и достижениями своих предков. Карта Великой Армении запечатлена в наших умах и сердцах, а значит и наша священная миссия еще жива. Не это ли объясняет то, почему молодые ребята из разных стран вернулись на родную землю, чтобы освободить Арцах – одну из частей нашей великой родины. Они рассматривали эту войну как возвращение к своим истокам, как свою первую миссию. Освободительная война разбудила разные части армянского мира и объединила его огромный потенциал, что позволило одержать победу на поле битвы.

ВПЕРВЫЕ СО ВРЕМЕН ТИГРАНА ВЕЛИКОГО МЫ ПОБЕДИЛИ, потому что поверили в свои силы и увидели свои возможности. Мы одолели страхи, которые глубоко укоренились в нашем сознании после Геноцида и потери большей части территорий нашей империи. Именно эта победа над собой стала самой важной, так как удалось прорвать сотни психологических барьеров, закрывавших путь к нашему объединению и возрождению. Триумф армянского духа в борьбе за Арцах был достижением прошлого старшего поколения, навеянным освободительным движением армянских фидаинов времен Геноцида. Теперь эстафета передана нам. Что оставим после себя мы?

Важно понимать, что об окончательной победе говорить пока рано. Мы не должны питать иллюзий: жирная точка в арцахском направлении будет поставлена лишь после полной капитуляции Азербайджана. Чтобы этого добиться, нам необходимо полностью пересмотреть свою политическую философию. Мы вновь мыслим категориями страхов, которые приводят к  ошибочным решениям. Нас заставляют мыслить объектными категориями, внушая, что без посторонней помощи мы будем уничтожены. Нет смысла отрицать, что Армения находится в сложной политической и экономической ситуации. За двадцать пять лет независимости мы пока не сумели выстроить государственную стратегию по созданию армянской транснациональной политической нации.

Ученые, политики и журналисты часто говорят о необходимости единства Армении и диаспоры. При этом никто не задает вопрос: "А можем ли мы вообще говорить о единой диаспоре?"  Реальность такова, что мы имеем разные этнические общины и анклавы в различных частях мира. Политические, партийные и бизнес-кланы по всему миру, как правило, оторваны от простых людей и решают свои узкие задачи. К тому же мы не должны забывать, что эти люди являются гражданами США, Франции, России, Украины, Италии, Ирана и т.д. Нас не должно вводить в заблуждение их этническое происхождение и заявления о патриотических чувствах. Многие из них, лоббируя интересы страны проживания, могут нанести большой ущерб Армении. Иногда они делают это вполне осознанно.

В большинстве случаев мы просто становимся пешками в чужих руках. Нас постоянно убеждают, что Армении будет лучше в союзе с их государством, подразумевая вассальные отношения. Почему так произошло? Другие страны внушили нам, что мы маленькое и слабое государство и нуждаемся в их защите. Эти внушения призваны играть на банальных человеческих инстинктах. Не секрет, что каждый тяготеет к силе и величию. Америка, Россия и Франция  - великие державы, поэтому называть себя американцем, россиянином или французом почетно. Легко приобщить себя к великой державе, которую строили не твои предки. Гораздо сложнее принять собственные реалии.

Можно ли это изменить? Конечно. Однако для этого необходимо соединить армяноцентричные элементы по всему миру и направить их на решение главной задачи, то есть на строительство сильной и независимой Армении. Когда армяне по всему миру увидят государство, способное жестко и последовательно отстаивать интересы своих граждан, многие вернутся. При этом нет необходимости тратить время, пытаясь вернуть всех и достучаться до патриотических чувств каждого.

Мы упустили шанс институционализировать армянский мир, который объединился вокруг борьбы за освобождение Арцаха. Теперь мы обязаны работать с новыми поколениями, которые несут в себе дух победителей. Великая Армения – это не просто территория, это идеология и базисный фундамент нашего народа. Мы не сможем успешно решать локальные задачи, если не вернемся на свой цивилизационный путь.     

В основе любой цивилизационной стратегии должна лежать философия ценностей. Именно они могут помочь нам понять смысл нашего существования и указать верный путь развития. Важно осознавать, что поиск ориентиров не должен формироваться исключительно на противопоставлении себя другим локальным мирам или же глобальной конъюнктуре. Мы живем бок о бок с такими государствами, как Турция и Азербайджан, которые поставили для себя ясную и четкую цель: уничтожить армянское наследие раз и навсегда.

ОШИБОЧНО СЧИТАТЬ, ЧТО ОНИ БУДУТ РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ЭТУ ЦЕЛЬ ТОЛЬКО классическими методами физического уничтожения, поскольку против этого сегодня существует большое количество сдерживающих факторов объективного и субъективного характера. Более того, в этом нет никакой практической необходимости. История уже давно доказала, что бессмысленно пытаться покорить и поработить сопротивляющийся народ. В нынешних войнах идут более важные сражения – за умы и сердца людей.

Властители Османской Турции не сумели растворить армян в своей цивилизации и не смогли уничтожить армянское наследие путем истребления населения и порабощения нашего жизненного пространства. Мы можем сотни раз сойтись с противником на поле сражения, побеждая и терпя неудачи. Но враг хорошо знает, что эти войны только укрепят нас духовно и физически и, самое главное, мобилизуют все наши возможности.

Давайте зададим себе простой вопрос: стремятся ли враги разрушить наш мир и нашу цивилизацию именно такими инструментами? Я глубоко убежден, что у наших врагов иная цель – создать условия, при которых мы сами ослабим свои позиции и сдадим остатки своего наследия без боя. Великий китайский философ Сунь Цзы писал, что лучшее из лучшего - покорить чужую армию не сражаясь.

А что такое сегодня армянская армия? Это каждый армянин в любой точке мира, который чувствует свою ответственность перед родиной предков. Армянская армия – это каждый человек. Мы все – солдаты, офицеры, ученые, художники, врачи, инженеры, бизнесмены, строители  и т.д. являемся защитниками нашей цивилизации, и у каждого из нас свой фронт борьбы.      

Человек и его интеллектуальный капитал – страшная сила, которая есть у нашей страны и народа. Создание условий для раскрытия потенциалов и использования этого капитала на благо нашей цивилизации – единственный рецепт выживания нашей нации. Враг знает, что скопление этого капитала приведет к росту и укреплению нашей государственности.

НЕОБХОДИМО ПОНЯТЬ, ЧТО ДАЖЕ ПЯТИТЫСЯЧНАЯ ИММИГРАЦИЯ из Еревана в Стамбул представляет для нас большую угрозу, нежели пятисоттысячная турецкая армия. Мы обязаны мыслить вширь и вглубь, просчитывая долгосрочные последствия собственных ошибок и осечек. Отсюда возникает вполне справедливый вопрос: кто должен заниматься выработкой этой стратегии? Опять же ответ достаточно прост – каждый из нас.

Следующий вопрос, логически вытекающий из данного ответа: как? Речь идет не о том, что мы все по очереди будем сидеть рядом с президентом и давать ему советы. Я говорю о том, что каждый из нас обладает бесценным инструментом – правом голоса. Нет смысла долго рассуждать о юриспруденции и делиберативной системе взаимоотношений между народом и государством. Все гораздо проще: любая политическая власть и элита – это отражение самого общества, наше зеркальное отображение и результат нашего глубинного отношения к своей стране. Иногда это понимание приходит не сразу. Однако чаще всего мы просто боимся признаться в этом, ведь проще найти иные причины.

С чем это связано? Нерешительность, внутренние страхи или внешние факторы? Я думаю, что имеет смысл говорить о целом комплексе факторов и причин. Но главная проблема, по моему мнению, психологическая. Мы живем в эпоху капитализма, и нет никакого смысла пытаться это изменить. В связи с этим важно стремиться прагматично выстраивать свою цивилизационную стратегию, принимая во внимание факты и реалии.

Большие государства, обладающие существенными ресурсами, могут себе позволить возвести материализм на вершину государственного интереса. Для малых народов подобный подход смертельно опасен. К сожалению, мы стали превращать любую ценность в "прибыль" - финансовую или репутационную. Сегодня нет ни одной общенациональной темы, которая бы не использовалась определенными группами элит для получения конкретных дивидендов.

Мы часто пренебрежительно отзываемся о тех странах и народах, которые не признают Геноцид 1915-1923 гг. Когда речь о других, мы используем такие ценностные термины, как справедливость, гуманность, человеколюбие и т.д. Однако почему эти же требования мы не предъявляем к себе? Однажды я написал статью на тему признания Геноцида армян в один американский журнал, отвечая на доклад, подготовленный протурецкими лоббистами. На эту статью пришел ответ от другого армянского эксперта, которым двигала банальная ревность к появлению другого аналитика, пишущего на эту тему.

ЕСЛИ ОТЛОЖИТЬ В СТОРОНУ СУБЪЕКТИВНЫЕ ЧУВСТВА, Я МОГУ понять подобную реакцию. В мире аналитики, как и везде в капиталистической системе, существует жесткая конкуренция. Правильно ли это? Я считаю, что да. Но имеются существенные оговорки. Абсолютно нормально, когда я как американист конкурирую с другим американистом, желая сделать лучший аналитический продукт. Другое дело - когда речь идет о нашем общем информационном фронте, где идет борьба с вражеской пропагандой. Правильно ли видеть конкурента в том, кто сидит рядом с тобой в одном "окопе"? Лично я считаю, что в наших условиях это недопустимо.

Я глубоко убежден, что наш главный ценностный ориентир – это защита интересов армянской государственности и нашего наследия. Личные амбиции – это прекрасно, они должны помочь нам стать лучшими в занятых сферах. Но эти стремления должны быть направлены на всеобщее благо, когда мы говорим о нашей цивилизации. Борясь друг против друга, мы помогаем врагам разделить нас и использовать это для решения своих задач.

Сильные малые народы, которые смогут воспитать новые поколения в этой концепции, выживут, а те, кто не справится с этой миссией, погибнут. Я считаю, что сильный армянский народ – это народ, который несет ответственность за себя, свою судьбу и цивилизацию. В свою очередь слабый армянский народ будет находиться в плену исключительно материальных и потребительских установок. Такой народ хочет только "иметь", но не "быть" и не нести ответственности.

Отсутствие понимания того, что "общее" всегда превыше "своего", свидетельствует о глубокой духовной болезни общества и затрудняет процесс формирования цивилизационной стратегии. Под "общим" подразумевается наше тысячелетнее наследие, гарантом сохранения которого является сильное армянское государство.

Под "своим" я понимаю материальные блага каждого из нас. Что важнее и что правильнее: рисковать общим наследием ради преумножения личного богатства или направление "личного" для укрепления и увеличения "общего"? Пусть каждый сам ответит на этот вопрос. 

Арег ГАЛСТЯН, кандидат исторических наук, эксперт-аналитик журналов The National Interest, Forbes, The Hill и The American Thinker

 

http://repatarmenia.org/ru

 

Основная тема:
Теги:
  • Шаумян 02-Мар-2017
    В статье Арега есть отличная мысль-"Отсутствие понимания того, что "общее" всегда превыше "своего", свидетельствует о глубокой духовной болезни общества и затрудняет процесс формирования цивилизационной стратегии. Под "общим" подразумевается наше тысячелетнее наследие, гарантом сохранения которого является сильное армянское государство". В Армении с 1991 года по сегодняшний день реализуется либеральная модель, при котором государству отводиться роль "ночного сторожа". Вы посмотрите в программы политических партий, все подряд либеральные(исключение -коммунисты) партии, это они, как политические силы должны вести к Великой Армении?за 25 лет под властью армянских либералов, все государственные ресурсы впихнули в частные карманы.Сегодня Республика Армения не в состоянии даже открыть обычное посольства в Бразилии, деньги на открытие дает частное лицо, бразильский олигарх, из своего кармана! школы, больницы, дороги и т.д. строятся за счет различных олигархов,где государственный бюджет?где это сильное государство?То что,творят со страной либералы, это -тупиковый путь, настоящий ПОЗОР! к сожалению, нет ни каких оснований, что ситуация измениться, поскольку Армению уже давно в пихнули в мировую финансовую систему, и весь политический класс Армении находиться под контролем мировой финансовой системы.... Сильное государство возможно только при социализме!это исторический факт, которая Армения хорошо помнит,только при полном отказе от либерального курса возможно историческое развитие к возрождению....
    Ответить
  • Эдвард 02-Мар-2017
    А какая идет пропаганда 25 лет через СМИ?! Это очень важный фактор! Автор ошибается, когда указывает только на Турцию и Азербайджан! Есть более мощные силы, которые разрушают нашу страну-- тихо, хитро,это ОНИ(а не мы) определяют все сферы жизни в нашей стране: образование, экономику, здравоохранение, науку....... ! Сделают они с УЛЫБКОЙ на лице, принуждают принять разрушающие страну законы..... И очень трудно нам в ОДИНОЧКУ препятствовать этим силам! Посмотрите на Россию: огромная, богатейшая страна пытается ЧЕСТНО отстаивать свои права ,защищать свое богатство, ,культуру, идентичность... И что?? А то, что бросили всех собак на Россию! Со всех концов! В унисон! Идет грязная ,ложная пропаганда..... А Вы, ув. автор, хотите, чтобы Армения в одиночку смогла бороться всеми этими силами?? Я тоже хочу! Все мы хотим! Но мы ,в отличии от Вас, РЕАЛИСТЫ! ..... Другой вопрос, что мы -- НАЦИЯ-СОЗИДАТЕЛЬ! Без лишней скромности мы сможем гордится тем, чем нас наградил Бог: У нас талантливые люди во ВСЕХ сферах----- от академика до кондитера, от авиаконструктора до сапожника, от хирурга до портного,от архитектора до парикмахера, от физика-ядерщика до ювелира, от генерала до садовника..... И мы должны хоть часть этих талантов ОСТАВИТЬ для нас, для Родины,а не разбросать по всему миру.... СМОЖЕМ ЛИ???
    Ответить
  • Армен Дарбинян 02-Мар-2017
    Ув. автор! Боюсь, главным посылом Вашей внешне красивой стати то, что армяне в ОДИНОЧКУ смогут ..... Раньше тоже были такого рода стати! Так вот: не пишите то, чему Вы сами не верите,пожалуйста! Не надо! Не честно! Эти глупые соображения(в ОДИНОЧКУ) в нашем глобальном мире - смешны и вредны! Какая Ваша ГЛАВНАЯ цель-- не знаю, но подозреваю! Не играйте на ЭМОЦИЯХ людей! Это ОПАСНО! (((((
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • БЕЗРАЗЛИЧИЕ ЗАПАДА – УРОК ДЛЯ АРМЕНИИ
    2020-10-06 11:11

    Президент Азербайджана считает, что столица Армении принадлежит азербайджанцам и что когда-нибудь они ее себе вернут. Таким образом, существуют реальные угрозы выживанию армянской нации и сохранению армянской государственности

  • БЕЗ «ИЗМОВ», НО С ДЕМОКРАТИЕЙ?
    2019-06-26 11:34

    Представители действующих властей в большинстве своих интервью и на международных площадках активно подчеркивают, что прошлогодние события способствовали установлению истинной или подлинной демократии в стране. Именно этот товар лидирующая политическая сила, старательно отрицающая «измы», пытается продать на внутреннем (успешно) и внешнем (менее успешно) рынках. И проблема даже не в том, что подобной скорости достижения демократии позавидовали бы многие, включая Соединенные Штаты или Францию. Тут немного другое, а если быть точнее -  абсолютное непонимание нюансов столь сложного и противоречивого феномена, как демократия.

  • ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ЛОГИКА
    2019-06-04 14:50

    Способность отличать личное и общее, чиновничье и государственное – главный признак национальной зрелости. Последние события, связанные с выдвижением президентом Арменом Саркисяном очередного кандидата на вакантную должность в Конституционный суд, стали ярким индикатором сохранения абсолютного беспорядка в головах и действиях разных политических сил. И вопрос даже не в личности и противоречивости Ваге Григоряна, а в более глубинных проблемах, которые продолжают разъедать армянскую государственность. Очевидно, что в современной Армении действуют две системы координат, и каждый политик, эксперт, врач, учитель и таксист должны сделать совершенно конкретный выбор: вы "белый" либо "черный", "революционер" или "контрреволюционер", хотите успеха условного коллективного "Пашиняна" или всей душой болеете за противоположные команды. Это некая внутренняя игра с нулевой суммой, где победа одних автоматически означает поражение других. Ситуация предопределила кончину нейтралитета, а с ней и возможности хладнокровного мышления и анализа.

  • ПРИЗНАЛИ ЛИ МЫ ГЕНОЦИД АРМЯН?
    2019-04-25 13:17

    Армянский мир отмечает 104-ю годовщину геноцида в Османской империи и Турции в период 1915-1923 гг. Будет излишним говорить о том, какое значение имеет эта трагедия в истории армянского народа и насколько она укоренилась в нашей исторической памяти. На эти темы написаны сотни монографий, сняты художественные и документальные фильмы, сложены песни и созданы ассоциации.






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • АМБИЦИОЗНЫЕ ПОВЕСТКИ ПРЕТВОРЯЮТСЯ В ЖИЗНЬ…
    2024-02-14 15:23

    Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель по итогам заседания Совета партнерства Армения-ЕС заявил, что принято решение расширить повестку двусторонних отношений.

  • ЦЕНА ТРАНЗИТНОЙ ДОРОГИ
    2023-11-01 10:27

    Все, кто так или иначе соприкасался на практике с реальной политикой, понимают всю циничность, чтобы не сказать подлость подоплеки тех или иных политических процессов. И все-таки, не перестаешь удивляться, как глубоко дно этого цинизма, чтобы не сказать подлости.

  • НА СТРАЖЕ ПРОТИВ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
    2023-10-10 10:54

    «Излагать истину некоторым людям - это все равно, что направить луч света в совиное гнездо. Свет только попортит совам глаза, и они поднимут крик. Если бы люди были невежественны только потому, что ничему не учились, то их, пожалуй, еще можно было просветить; но нет, в их ослеплении есть система... Можно образумить человека, который заблуждается невольно; но с какой стороны атаковать того, кто стоит на страже против здравого смысла?» Интернет подкинул цитату от великого француза - Дени Дидро.

  • ДЕЛИМИТАЦИЯ ЗАКОНЧИЛАСЬ ИЛИ ЕЩЕ НЕ НАЧИНАЛАСЬ?
    2023-10-10 10:06

    После встречи с Алиевым в Нахиджеване Эрдоган сообщил журналистам, что 11 сентября говорил по телефону с Пашиняном, который дал ему обещания в связи с "Зангезурским коридором". На отправленный в этой связи запрос наших коллег из администрации премьер-министра пришел ответ о том, что 3-сторонним заявлением от 9 ноября 2020 г. не предусмотрен какой-либо коридор по территории РА. Ранее в эфире одного из телеканалов власти политолог Эдвард Антинян оповестил общественность о том, что "Зангезурский коридор" от имени Пашиняна Эрдогану обещал Путин, а сам Пашинян, дескать, ничего не обещал!