Последние новости

В НИДЕРЛАНДАХ ОБНАРУЖЕНА МАРАШСКАЯ ВЫШИВКА

В столичной гостинице "Шелковый путь" прошел вечер, организованный Фондом народного искусства "Ангуйц" и посвященный одному из уникальных видов армянского традиционного рукоделия – вышивке. Была представлена репродукция необычного экспоната, обнаруженного в сокровищнице базилики Святого Серватия в нидерландском городе Маастрихте. По мнению местных экспертов, голландский экспонат является не чем иным, как образцом знаменитой марашской вышивки. Он датирован XIV веком  и напрямую связан с культурой и техникой армянской вышивки, известной как марашская. 

НАДПИСЬ У МУЗЕЙНОГО ЭКСПОНАТА ГЛАСИТ: "МЕСТО ПРОИСХОЖДЕНИЯ НЕИЗВЕСТНО". Именно этот факт, а также прекрасное знание армянского этнокультурного наследия и заставили нашу соотечественницу Лалу Мнеян обратить внимание на образец, хранящийся в старейшей церкви Нидерланов. Уже 20 лет Лала Мнеян возглавляет культурные программы в ОО "Кенац Тун", в рамках которых осуществляются не только образовательные проекты по обучению традиционным армянским искусствам, но и проводится серьезная научно-исследовательская работа, способствующая сохранению исчезающих ремесел и развитию национальной культуры. Народный мастер Армении Лала Мнеян - частый гость и участник международных форумов этно-мастеров, проходящих в Европе и, в частности, в Голландии. Во время одной из поездок она и обнаружила уникальный образец.

            "Экспонат сразу привлек внимание: я увидела знакомые глазу вышивку и узоры. В музейном зале сокровищницы было темновато и изучить внимательно образец вышивки не удалось. В голове лишь промелькнула мысль: "Это наш Мараш!". Убедиться в правоте своего вывода довелось во время прошлогодней поездки в Голландию, куда я отправилась с лекциями. В свободный день я специально поехала в Маастрихт. Интересующий меня образец был внесен в новую экспозицию и располагался в лучшем световом оформлении, что позволило детальнее его рассмотреть. Да, это была марашская вышивка. Мне разрешили сфотографировать экспонат, который затем в Ереване мы с коллегами подвергли тщательному исследованию", - рассказывает Лала Мнеян.

О ТОМ, ЧТО ОБНАРУЖЕННАЯ ВЫШИВКА ПРИНАДЛЕЖИТ АРМЯНСКОМУ культурному наследию, говорит и то, что она хранится в сокровищнице церкви Св. Серватия, известного также как Серватиус Армянин. Согласно преданию, Св. Серватий родился в Армении в IV веке. Однажды ему явился ангел, повелевший вести проповедь христианства в северных землях. Серватий отправился через Иерусалим в Тонгерен, расположенный на территории современной Бельгии, где был рукоположен в епископы. Согласно летописным источникам, в 381-382 гг. ему явился апостол Петр и наказал перенести епископскую кафедру в Маастрихт из-за нашествия гуннов. Скончался Серватий в 384 г. в этом же городе и с тех пор считается христианским святым и святителем в католицизме и восточном христианстве. Его мощи и сейчас хранятся в базилике Св. Серватия: к ним совершают паломничество представители различных христианских конфессий. Упоминание о том, что Св. Серватий происходит из Армении, можно найти в каждом уголке базилики Маастрихта, названной в его честь. Да и сами местные жители знают, что их почитаемый святой был армянином и с большим уважением и гостеприимством встречают гостей из Армении.

 В Нидерландах обнаружена марашская вышивкаЛала Мнеян разъясняет: марашская вышивка - наименее распространенная из всех видов армянской вышивки. И если, к примеру, вышивки гладью или крестом весьма распространены в мире, то марашская отличается особой техникой и имеет строгую привязку к определенной местности, в данном случае к одной из областей Западной Армении – Марашу. В свое время она получила частичное распространение на Мальте и в Индии, но встречается здесь вместе с другими видами вышивки. В армянском же рукоделии искусство марашской вышивки выделяется в отдельную школу. Марашская вышивка довольно сложная, разгадать ее тонкости непросто: необходимо владеть секретами этой вышивки, чтобы суметь воссоздать ее по имеющимся образцам.

           Голландский экземпляр интересен и в контексте его параллелей с известными нам образцами марашской вышивки, и как исторический артефакт. Исследование его истории появления в сокровищнице нидерландской церкви Св. Серватия может пролить свет на многие неизвестные страницы армянской культуры.

"МЫ НАМЕРЕНЫ ОБРАТИТЬСЯ С ОФИЦИАЛЬНЫМ ЗАПРОСОМ В СОКРОВИЩНИЦУ БАЗИЛИКИ с просьбой передать нам паспортные данные экспоната "неизвестного происхождения" для проведения исследовательской работы, - говорит Лала Мнеян. – Если рассмотреть находку как модель армяно-голландского сотрудничества в сфере историко-культурного наследия, то в этом направлении можно развернуть обширную деятельность и реализовать проекты, которые, возможно, позволят нам заговорить об "армянском следе" в истории Нидерландов. Ведь данный экспонат - не только редкий образец средневекового декоративно-прикладного искусства. Если в результате научных исследований мы сможем доказать, что он не просто аналог армянского образца, а продукт марашской школы вышивки, то это увеличит интерес голландцев к Армении, нашей культуре и истории. Они узнают об Армении не только благодаря Св.Серватию".

На вечере в гостинице "Шелковый путь" прозвучали интересные лекции. С докладом выступил сотрудник Американского университета Армении Ваагн Гушчян. Он представил книгу о Святом Серватии на французском языке и рассказал о своих планах перевести ее на армянский. Художник, этнограф и антрополог Раздан Токмаджян, долгие годы возглавлявший Академию им. Мартироса Сарьяна в Алеппо, рассказал о традиционных видах армянской вышивки. Будучи автором книг и альбомов о марашской, айнтапской, урфинской вышивках, он выразил свою точку зрения в отношении обнаруженного в Маастрихте образца. Выступили и другие специалисты, а также мастера вышивки.

СЕГОДНЯ ТРАДИЦИИ АРМЯНСКОГО ИСКУССТВА ВЫШИВКИ ВОЗРОЖДАЮТСЯ. Немаловажную роль в этом процессе сыграл приток на историческую родину сирийских армян, сохранивших традиции старинных школ национального декоративного искусства. Среди сирийских соотечественников немало мастеров, владеющих секретами и навыками всех видов армянской вышивки, в том числе и марашской, продолжающей и в наши дни оставаться живым видом рукоделия, в нем работают и специалисты Армении.

В ходе мероприятия Лала Мнеян выступила с оригинальной идеей. Она предложила мастерам попробовать воссоздать и продолжить голландский образец, дать свою версию композиции, частью которой он являлся, и изделия, на котором этот узор мог быть вышит (скатерть, сумка, одежда и т.д.). Работы-"ответы" она намерена собрать в единую экспозицию и представить в рамках выставки, посвященной марашской вышивке. Не исключено, что экспозиция затем отправится и в Маастрихт, где будет развернута в сокровищнице церкви Св. Серватия.

В планах Лалы Мнеян также составление базы данных армянского культурного наследия в мировом ракурсе, этакой энциклопедии под названием "По армянским следам" из двух основных разделов: в один войдут гипотезы, в другой - факты. Это поможет исследователям черпать информацию из одного общего источника.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
      2024-04-25 12:06

      Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

    • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
      2024-04-25 11:40

      "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.

    • ДЕЛО ДВУХ СОЮЗОВ, ИЛИ КАК ЗАПРЕТИТЬ РИСОВАТЬ АРАРАТ
      2024-04-20 12:31

      Уже месяц, как в двух крупных творческих центрах Армении - Союзе художников и Союзе писателей начались волнения. Организован он ни много, ни мало на правительственном уровне и проводится руками главного надзирателя за соблюдением законов государства, прав и свобод граждан - Генеральной прокуратуры, взявшейся за спешную национализацию зданий обоих Союзов.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ОТ ИМЕНИ ВСЕГО НАРОДА ОН ОТРЕКАЕТСЯ ОТ РОДИНЫ, КОНСТИТУЦИИ, ЦЕРКВИ, ДЕКЛАРАЦИИ НЕЗАВИСИМОСТИ...
      2024-02-15 09:55

      В политологии отсутствует точное определение правящего политического строя Армении. Режим Пашиняна – нечто среднее между тиранией, авторитарно - подданнической традицией и абсолютизмом. В нашей стране давно уже не действует "гражданский договор": в отличие от демократического устройства, насильственное подчинение правящему режиму исключает договорные отношения граждан и власти.

    • ВЫШИВКА АРАКС МИРЗОЯН
      2022-11-05 09:40

      Жительница Шаумяновского района Республики Арцах Аракс Мирзоян впервые познакомилась с искусством вышивания в 19 лет, когда, собираясь стать журналистом, училась в Арцахском государственном университете. Тогда она сразу же ощутила магию этого вида рукоделия, берущего начало из глубины веков, особо развитого у армян, создавших в течение веков большое разнообразие школ вышивки и владеющих всеми ее секретами.

    • НА СЦЕНЕ «ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ»
      2022-10-24 09:19

      Насколько человек властен над временем? Или все обстоит наоборот, и это время правит человеком? Способен ли человек уловить сигналы отведенного ему времени и оседлать его волну, чтобы быть в гармонии – с собой и со временем?

    • «ГОВОРЯЩИЕ ПОЛОТНА» ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
      2022-07-27 12:26

      В начале августа в Национальной галерее Армении стартует непривычная для армянского общества, но весьма важная программа «Говорящие полотна». Программа носит инклюзивный характер и предназначена для людей, имеющих проблемы со зрением и не способных видеть представленные в залах галереи картины.