Последние новости

СЕКРЕТ ПРИТЯЖЕНИЯ

"В Арцах не добрались безумие и депрессия постмодерна, тупиковый мультикультурализм и прочие глобальные социальные болячки и отклонения. Надеюсь, что не доберутся…" - говорит публицист Денис ДВОРНИКОВ в интервью "ГА" 

- Г-н Дворников, недавно вы побывали в Арцахе. Расскажите о своих впечатлениях от поездки. Какие ее грани, возможно, интересные встречи, ощущения, эмоции запомнились более всего?

- С одной стороны, я вернулся в место, где много раз бывал. Знакомые улицы, дома, очертания. И тем не менее получил новые впечатления. Яркие эмоции. Впервые посетил Гадрут. В самом русскоязычном городе Арцаха находится музей, где висит фотография моего деда. В 1931 году он участвовал в ликвидации эпидемии чумы, от которой тогда погибло много карабахцев. Это семейная история, важная для меня. Признаюсь, в животе немного вибрировало, когда я подошел к стенду, посвященному врачам-спасателям, приехавшим из Москвы на помощь жителям горных сел. Так что Арцах для меня - это очень личное. Было здорово встретиться с ребятами из писательского клуба "Образ". Со студентами университета им.Маштоца. Молодые, жадные до знаний, любопытные и живые лица. Замечательные ребята. Арцах - это действительно уникальное место. Его можно не признавать, можно делать вид, что его нет, отказываться от поездок. Но хуже от этого не Арцаху, а людям, которые проявляют чрезмерную политическую избирательность. Но я никого не сужу. Например, если я когда-то стану дипломатическим работником, обрету официальный статус, то мне тоже придется ограничивать себя в высказываниях и передвижениях. Соблюдать дисциплину. Но пока я частное лицо и имею полное право бывать там, погружаться в мир чистых человеческих отношений, которых, кажется, нигде больше не осталось.

- Вы как-то сказали, что нагнетанию информационной истерии вокруг Арцаха, демонстрируемой Азербайджаном, и вранью азерпроповской машины в плане якобы армянской агрессии "противопоставить можно только позитивные конструкции". "Люди должны знать о мирной жизни Арцаха…" - заявили вы. Давайте раскроем скобки: как это должно происходить на деле, какие программы должны работать, кто их может осуществлять и в конце концов на какого "потребителя" они должны быть рассчитаны?

 В Арцах не добрались безумие и депрессия постмодерна- Нужно показывать и рассказывать самые простые и повседневные вещи. Маленькие радости. Улыбающиеся лица. Детей, играющих на площадке. Бабушку, пекущую хлеб. Смешные случаи. Фото, видео, рассказы, посты в социальных сетях. Это не самореклама и ни в коем случае не самолюбование. Это вопрос безопасности. Вы же знаете, что один из тезисов азербайджанской пропаганды состоит в том, что якобы в Нагорном Карабахе живут бандиты, что "карабахские сепаратисты" -  это кровожадные, нищие, озлобленные людишки, ценность жизни которых сомнительна. Но реальность-то совершенно противоположна. Здесь мирные, дружелюбные и гостеприимные люди. Здесь нет нищеты. Наоборот, каждый раз я вижу какие-то новые здания, жилые дома, благоустроенные улицы и места для прогулок. Вот только об этом знаю я, потому что приезжаю регулярно. А рядовой пользователь YouTube, который вводит запрос со словом "Карабах", получает на мониторе сотни ссылок на ролики, рассказывающие о кошмарах войны или откровенную антиармянскую пропаганду. Это неправильно и несправедливо. Нужно заполнять эфир картинками реальной жизни. Показать миру: "Мы живем, мы радуемся солнцу и ждем вас в гости!". Гуляя по Степанакерту, я не выпускал из рук телефон. Фотографировал, записывал видео. Потому что вокруг очень много интересного. Мне ужасно хотелось поделиться увиденным с российскими читателями моего фейсбука. Я встречал потрясающие архетипы людей. А знаменитое белье на веревках… Какой же это жизнеутверждающий символ! Настоящие знамена мира. Парочки, идущие в кино – нарядные взволнованные, светлые и чистые душой. Все это видно по глазам. Для кого нужны такие картинки, ролики, записи? Для любого человека с сердцем, где бы он ни жил, хоть в Москве, хоть в Лондоне или Мехико. Мне кажется, что дело не в каких-то специальных проектах, согласованных с властями. Официоз как раз часто все портит, обезжиривает. Помогать своей республике сегодня может буквально каждый житель, особенно молодой. В меру своих способностей и интересов. Например, ребята из клуба "Образ" пишут рассказы как раз на темы, связанные с жизнью людей в Арцахе. Хочется, чтобы качественная арцахская проза нашла своего читателя и в России, и в других странах. Нужны свои шукшины, аверченко, довлатовы и даже чеховы или моэмы. Почему нет…

- Опять же процитирую вас: "Арцах - не ширпотреб. Это индпошив. Это не анталийские пляжи, а место для тех, у кого есть мозги, душа, внутреннее содержание, ценностный багаж, эстетический взгляд… Я убежден, что фраза "я ездил отдыхать в Арцах" будет восприниматься как заявка, как позиция, которая вызывает желание подражать…". Но как сформировать эту позицию у тех, кто, пока не имея ее, видит перед глазами пример того же Лапшина и, возможно, предпочтет "ширпотреб", лишь бы не связываться с гипотетической вероятностью испытать на себе неадекватную реакцию азербайджанских властей?

 В Арцах не добрались безумие и депрессия постмодерна- Попробую объяснить. Дело в том, что Арцах – это островок настоящей колоритной южной Европы, затерянный в горах. Сюда еще не добрались безумие и депрессия постмодерна, тупиковый мультикультурализм и прочие глобальные социальные болячки и отклонения. Надеюсь, что не доберутся. Здесь национальная культура жива и органична. Она не превратилась в музейные экспонаты, в матрешки и кокошники с бирками made in China. Здесь нет большого количества церквей и показной обрядовой религиозности, но при этом искренняя вера людей очень глубока. По сути, каждый житель Арцаха - это исповедник. То есть человек, готовый отдать жизнь за свои убеждения, за любовь к родине и к Богу. При этом в повседневности все расслаблены, улыбчивы, не назидательны. Но поговорите с людьми. Посмотрите в глаза. Вы увидите, что каждый арцахский школьник – Че Гевара или святой Албан. Каждая девушка - Агнесс Рэндольф – была такая шотландская воительница, защищавшая крепость от английских войск. Это очень круто. Может и хорошо, что не все пока знают об Арцахе, поскольку иначе он превратился бы в место паломничества бродяг нонконформистов со всей планеты. Ведь это единственное место, где сопротивление и достоинство не стали попсой.

Весь ужас современного мира в том, что даже гражданское сопротивление превратили в коммерчески успешный проект. Возьмите музыку. Она перестала быть частью реальной контркультуры, больше нет настоящих песен свободы. Например, многие считают, что группа "Ленинград" - это борцы с системой. Чушь! Это тот же самый мейнстрим. Система хитра и поглощает все новые области человеческой жизни. Если раньше было явное разделение на искусство официальное и подпольное, то сейчас все перемешалось. Раньше Лев Лещенко и какой-нибудь "Аквариум" были по разные стороны культурных баррикад. Сегодня глобальная бизнес-машина все поделила на доллар и проглотила. Никого не удивит, если тот же Лещенко со Шнуром вместе выступят на празднике в честь Дня милиции и споют про "Лабутены". И свои аналогии мировоззренческой мешанины есть в каждой стране. Вот это и есть тот самый постмодерн, в котором все свалено в кучу и о котором писал французский философ Жан Бодрийяр. Все превращается в "прикол".

  В Арцах не добрались безумие и депрессия постмодернаНормальному человеку не за что зацепиться, чтобы проснулись глубокие чувства и мудрые мысли. Бочка с медом и ложка дегтя превратились в подарочный набор, упакованный в хрустящий целлофан. Скучно до судорог и страшно от отсутствия перспективы. В Арцахе пока есть своя автономная культурная атмосфера. Здесь все живое, настоящее, хотя жители сами этого и не осознают. Они не строят искусственного культурного пространства, не встают в специальную позу, чтобы поразить приезжего. Они не противопоставляют себя миру. Они просто такие, потому что знают, что такое истинные ценности. Они знают цену жизни и смерти. Цену слову. Для них слово "любовь" не рекламный слоган, а шепот девушки, провожающей парня на фронт, в который она вкладывает всю свою маленькую почти детскую жизнь и сердечко.

У арцахцев истинное понимание мужского достоинства и женской чистоты. И это восхищает. Но надо быть готовыми к тому, что мыслители, писатели, художники, режиссеры рано или поздно поедут в Арцах. Просто подышать во всех смыслах слова. Кстати, это одна из причин, почему я бы хотел провести международную философскую конференцию в Степанакертском университете им. Маштоца. Посвятить ее памяти знаменитого русского философа Павла Флоренского, мама которого происходит из старинного рода карабахских армян Сапарьян.

А что касается дела Лапшина… Знаете, это даже хорошо, что история с Лапшиным кого-то отпугивает. Это естественный отбор друзей этого места. Что-то вроде фейсконтроля или теста на независимость сознания. В Арцах должны приезжать смелые люди с внутренним стержнем. Иначе все закончится Макдональдсом возле "пятачка" в Степанакерте… 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПРОВОКАЦИЯ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ "ЗВЕЗДА" И ЗВЕЗДА НЖДЕ
      2017-11-22 15:57
      359

      "Налицо агрессивная попытка повлиять на российского зрителя", - заявил в интервью "ГА" кандидат исторических наук Аваг АРУТЮНЯН.

    • МОДЕЛИ СЕМЬИ, КАК НАША, НЕТ НИГДЕ В МИРЕ
      2017-11-22 15:46
      137

      О стрессах и их последствиях, "семейном насилии", модели армянской семьи и многом другом рассказывает в интервью "ГА" руководитель Стресс-центра, доктор медицинских наук Самвел СУКИАСЯН. 

    • ОБУЧЕНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ - ВЕЯНИЕ ВРЕМЕНИ
      2017-11-17 15:01
      1790

      7-8 ноября в Агверане состоялся семинар, инициированный Европейским фондом образования (ЕФО), в ходе которого был обсужден план действий на 2018-2020 гг. по реализации программы ЕФО в сфере среднего специального профессионального образования "Обучение на рабочем месте". 

    • "ПЛАЩИ ИДЕНТИЧНОСТИ" АРХИЕПИСКОПА КЕНТЕРБЕРИЙСКОГО И ПОЗИЦИЯ ААЦ
      2017-11-17 14:27
      1427

      Когда определенные заинтересованные общественные группы и силы, стоящие за ними, пытаются насаждать этакую вселенскую оргию гуманизма и толерантности (а, по сути, расчеловечивания человека), проталкивая идеи извращенного гендерного восприятия как норму, здесь мотивы и цели понятны. Но когда участником этой самой гендерной оргии, разрушающей саму духовно-ценностную основу христианского мировоззрения, становится церковь, какими мотивами руководствуется она, хотелось бы знать. Чего добивается? 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Президент Арцаха принял участие в открытии Дней Арцаха во Франции
      2017-11-21 11:11
      400

      Президент Республики Арцах Бако Саакян 20 ноября в Париже принял участие в торжественном мероприятии, организованном по случаю старта Дней Арцаха во Франции. На мероприятии присутствовали чрезвычайный и полномочный посол Республики Армения во Франции, представители местной армянской общины, общественных и политических кругов Франции, передает Новости Армении - NEWS.am.

    • РОСКОШНЫЙ ДВИН ВЕРНЕТСЯ ИЗ ЗАБВЕНИЯ
      2017-11-15 16:44
      1781

      Под средневековыми пластами города Двин специалисты обнаружили строения эпохи ранней бронзы, раннего железа и античности. Найдено 27 уникальных святилищ доурартского периода

    • "БУДЕМ НАДЕЯТЬСЯ!"
      2017-11-15 16:38
      1828

      Новая театральная постановка Недавно тбилисский литератор и музыкант Артэм Григоренц (Киракозов) представил публике свою третью комедийную пьесу под названием "Будем надеяться". И снова в собственной постановке, вместе с небольшой труппой его любительской театральной студии "Обводный переулок", совместно с русским литературным обществом "Арион", под руководством журналиста и культуртрегера Михаила Айдинова. 

    • ИЗ-ЗА ЖАДНЫХ ЗАСТРОЙЩИКОВ ГОРОД НЕСЕТ ПОТЕРИ
      2017-11-15 16:33
      1678

      Архитектор Юрий ГРИГОРЯН - выпускник Московского архитектурного института (МАрхИ). В 1999 году вместе с компаньонами  Александрой Павловой, Павлом Иванчиковым и Ильей Кулешовым основал архитектурное бюро "Меганом". С 2006 года Григорян ведет студию в МАрхИ. Об армянской архитектуре и выборе профессии он рассуждал в интервью Sputnik Армения. Беседовала Лилит АРУТЮНЯН.