Последние новости

ЕСЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ РОДИТ СПРОС

Гранд-проект "Культурная остановка" Министерства культуры РА, который будет реализован при финансовой поддержке фонда "Пюник", вызвал заслуженное воодушевление. Шутка ли – регионы страны, уже второе десятилетие посаженные на жесточайшую культурную диету, теперь будут получать полноценную духовную пищу. Естественно, в сложившейся у нас в данном контексте драматической ситуации первейшая задача – не дать регионам окончательно умереть от культурного голода. 

И В КАЧЕСТВЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ, ВНУТРИВЕННОГО ВЛИВАНИЯ ГЛЮКОЗЫ и прочих питательных веществ "Культурная остановка" едва ли не панацея. Но, если мыслить стратегически, рождается масса проблем, и уже сегодня возникают вопросы вокруг того, что же будет происходить "на местах" потом, когда схлынет волна столичных арт-десантов. Вопросов, порожденных не доморощенным пессимизмом, а жизненным опытом. Чтобы не быть голословными, обратимся к совсем недавней истории.

В будущем году исполнится десять лет со дня открытия театрального здания в Капане. И десять лет назад вопрос интеграции регионов в арт-пространство стоял острее острого. Отдельной строкой сюжета стояли приграничные районы – к людям, живущим на самом рубеже, необходимо особое внимание, необходимы условия, и не только материального порядка, чтобы оставались, чтобы жили. В этой связи правительство приняло решение о передаче Капанскому драматическому театру им. Ал. Ширванзаде здания кинотеатра "Сюник". Государство же выделило 50 миллионов драмов на его реконструкцию и техническое оснащение. Воодушевился и Союз театральных деятелей. Тем более что его председатель Акоп Казанчян когда-то возглавлял капанский театр и испытывал и к нему, и к городу ту особую нежность, с которой человек относится к своей молодости.

          Строительство шло полным ходом, и здание уже через год было готово к эксплуатации. Театральная общественность тоже не оставалась в стороне. Из зала СТД под ропот отдельных недовольных в Капан отправили три сотни кресел – шикарных, в лучших советских традициях. Недавно переоснащенный Театр кукол им. Туманяна направил свой вполне еще актуальный световой пульт. Каждый театр был готов поделиться костюмами, декорациями, реквизитом…

АПРЕЛЬ 2008-го. ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ДЕНЬ ОТКРЫТИЯ ТЕАТРА. ПРОЛИВНОЙ ДОЖДЬ. Полное к этому дождю пренебрежение. В столице даже в оперу разучились ходить так, как пришли капанцы на столь долгожданный культурный праздник! Нашлись и платья в пол, и шпильки-лодочки, и средства на замысловатые прически и букеты для любимых артистов, в которых временно утопали нарядные малыши, приведенные для приобщения к прекрасному.

Сколько высоких, воодушевленных, благородных слов было сказано! Сколько обещаний – с обеих сторон – было дано! А праздник продолжался целую неделю – ведь СТД проводил на сцене нового театра Шекспировский монофестиваль, и кроме отечественных звезд и любимцев публики в городе собрались двадцать семь артистов со всех уголков мира. Аншлаги были на всех спектаклях. На спектаклях актеров, которых здесь никто не знал, играющих без перевода на непонятных языках. Какой фурор вызвало появление чернокожего актера из Германии! Посмотреть на него собрался весь Капан – экзотика пленительна. Какие крики "браво!" по поводу и без звучали, сколько цветов было подарено, сколько фотографий сделано! Народ ведь не предает. Он бежит на наш зов восторженным, открытым, полным веры ребенком, даже если мы отреклись. Он не помнит обид. Он бывает так, до слез, благодарен, что становится стыдно. Тем, кто еще способен испытывать стыд… Так прошло открытие капанского театра. На следующий год фестиваль удалось повторить, а потом у СТД не хватило денег. Так что местные звезды отпали, приезжие актеры пропали. Что осталось "на трубе"?

         Почти десять лет у капанского театра есть достойное и даже по региональным меркам нормально оснащенное здание. В Сюнике действует филиал Государственного института театра и кино, и народный артист РА Грачья Гаспарян, ведущий актерско-режиссерский курс, утверждает, что там есть способные ребята. Под его руководством они сделали спектакль, который специалисты поехали смотреть в Капан и признали вполне интересным. Но…

  Капанский драмтеатрНО ЗА ИСТЕКШИЕ ПОЧТИ ДЕСЯТЬ ЛЕТ ЭТО БЫЛО ЕДИНСТВЕННОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ ЛЮДЕЙ ТЕАТРА В КАПАН НА ПРЕМЬЕРУ. Каждый год перед началом марафона на театральную премию "Артавазд" в капанский театр, как и во все театры страны, направляются соответствующие письма с предложением представить новые работы сезона. И каждый год их обидно не обнаруживается… Пару лет назад правление Союза театральных деятелей рассматривало заявки на членство в союзе. От руководства капанского театра было три кандидатуры. Рассматривая их, обычно сдержанный и, как уже говорилось, хорошо знающий город Казанчян, вдруг взвился до небес: "Они что там, совсем с ума посходили?! Тут нет ни одного актера! А вот эта женщина абсолютно точно продавщица в гастрономе рядом с театром". Смешно. До слез.

Почему обо всем этом вспомнилось? Потому что ажиотация вокруг "Культурной остановки" сильно похожа на воодушевление тех фестивальных дней. Можно не сомневаться, что все турне ее независимо от предлагаемого арт-продукта будут сопровождаться полными залами и бурными овациями. Ведь по большому счету для многих регионов не только появление чернокожего человека на сцене – экзотика. Представители белой расы, армянской национальности, принадлежащие к артистическому братству, здесь не менее экзотичны. Только вот что дальше? Тишина? Или "Культурная остановка" станет не только бурно распиаренной одноразовой акцией по раздаче культурного хлеба, но и реально превратится в мониторинг арт-пространства страны, который станет первым шагом на пути решения многочисленных проблем?

Уже сейчас сформировалось мнение, что проект Министерства культуры – это палка о двух концах. Скажем, даже академическим театрам, участвующим в "Культурной остановке", велено продавать билеты не дороже 300 драмов. И тут же возникает вопрос: как после этого местным очагам культуры, если таковые имеются, продавать свои билеты за тысячу или даже за пятьсот драмов? А ведь им, часто полностью финансово зависящим от настроения местных властей, тоже надо хотя бы выживать. Или не надо? Такая точка зрения тоже существует – позакрывать все художественно крайне сомнительные арт-объекты на местах и экспортировать туда столичную культуру. И когда вспоминаешь показанный несколько лет назад в Ереване спектакль горисского театра, когда вспоминаешь, что актеров на сцене старше сорока лет не было, позицию хочется разделить…

И ВСЕ-ТАКИ ПОНЯТНО, ЧТО НИКАКИМИ ФРАГМЕНТАРНЫМИ СТОЛИЧНЫМИ вливаниями культуру в регионах не поднимешь. Японская пословица гласит: вместо того чтобы накормить голодного рыбой, научи его эту рыбу ловить… "Научить ловить" сложно. Это вопрос настолько комплексный – столько чего еще предстоит сделать для того, чтобы Армения из головастика Еревана с отмирающим хвостом-регионами превратилась в золотистый ишхан… Так что любые предложения по внезапному подъему отдельно взятой культуры кажутся лишенным какого бы то ни было серьезного смысла прекраснодушием.

Давайте лучше надеяться на то, что "Культурная остановка" станет не просто большой акцией масштабного импорта. Ведь не только спрос рождает предложение, но и предложение рождает спрос. И, может быть, встречи с настоящим искусством, которые станут благодаря проекту Министерства культуры более или менее регулярными, укрепят в жителях регионов потребность в этом самом искусстве. А еще родят людей, тех энтузиастов и романтиков, которые умеют собрать вокруг себя единомышленников и явить миру что-то неожиданное. Мы будем на это рассчитывать. 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГАСТРОЛИ КАК ВОЗВРАЩЕНИЕ
      2017-06-21 15:03
      457

      Абеляновцы отметили День Первой республики с армянами Юга России Ванадзорский государственный драматический театр им. Ов. Абеляна недавно вернулся из небольшого, но очень значимого для него вояжа – свой новый спектакль "Требуется мужчина" по пьесе Армена Цовака и в постановке художественного руководителя театра народного артиста РА Ваге Шахвердяна он показывал в двух городах России, и в основном для наших соотечественников.

    • ЭХО ЧЕХОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ
      2017-06-12 16:14
      2762

      Московский международный фестиваль им. А. П. Чехова, именуемый многими лучшим театральным фестивалем мира, традиционно проходит в формате биеннале, то есть 13-й по счету, в этом году он отмечает 25-летие. Для нас это не просто констатация – на формирование молодой армянской театральной режиссуры Чеховский фестиваль повлиял бесспорно и качественно. 25-летие отмечает и Международная конфедерация театральных союзов, благодаря которой и стал возможен контакт молодежи, в том числе нашей, с парадом выдающихся театральных явлений.

    • "ТВОИМ ШАНСОМ" ВОСПОЛЬЗОВАЛИСЬ УСПЕШНО!
      2017-05-31 16:15
      5077

      Дипломный спектакль недавних выпускников ереванского Государственного института театра и кино The Best Of Shakespeare недавно вернулся из Москвы, где принял участие в международном фестивале студенческих спектаклей "Твой шанс" и проявил себя со стороны the best.

    • "НАРОД АРМЕНИИ, Я ХОЧУ СКАЗАТЬ СПАСИБО ВСЕМ ВАМ!"
      2017-05-29 16:46
      2037

      Том Катена стал вторым лауреатом премии "Аврора" Поздним вечером на церемонии награждения Aurora Prize, которой завершались торжества по поводу Дня Первой Республики Армения и продлившегося целый месяц марафона "Аврора", из рук великого шансонье и великого армянина Шарля Азнавура доктор Том Катена получил заветную статуэтку лауреата. А мы получили возможность убедиться, что человеческие души, несмотря ни на что, все еще живы.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЕСЬ МИР ТЕАТР...
      2017-06-14 15:08
      1942

      ...а люди в нем актеры. Да, слыхали, помним хрестоматийное изречение Шекспира, в справедливости которого убеждаемся порой на собственном опыте. А вот режиссер, актер, музыкант, кинодокументалист, писатель Гарник АРАЗЯН на протяжении всего своего творческого пути постоянно перевоплощается, играя вышеобозначенные (в профессиях) роли, к которым прибавляется еще и пение, и миниатюры юмористического жанра. В нынешнем году Аразян завершил работу над одним крупным проектом, о котором и рассказал во время приезда из Москвы в Ереван.

    • ГОАР МАРКОСЯН-КАСПЕР
      2017-06-14 14:58
      1764

      В майском номере журнала "Звезда" (Россия) опубликована подборка стихов и статья о нашей соотечественнице, талантливой писательнице Гоар МАРКОСЯН-КАСПЕР, ушедшей из жизни в сентябре 2015 года. Автор публикации, предлагаемой вниманию читателя, - ее супруг, известный эстонский писатель Калле КАСПЕР.

    • ЦАРЬ ТИГРАН ВЕЛИКИЙ - САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ ГЕРОЙ
      2017-06-14 13:54
      1804

      Армянскому царю Тиграну Великому, правившему в 95-55 годах до нашей эры, было посвящено больше всего опер в мировой истории, пишет 1in.am. Самые известные европейские, а особенно итальянские композиторы написали 23 оперы и посвятили их царю Древней Армении: 

    • В ЛИПЕЦК С ЛЮБОВЬЮ, ИЗ ЛИПЕЦКА С БЛАГОДАРНОСТЬЮ
      2017-06-13 13:08
      2935

      Коллектив театра "Карапет" при Международном союзе деятелей кукольного искусства UNIMA-Армения недавно вернулся из российского Липецка, где принял участие в III Международном фестивале профессиональных театров кукол "Пушкинские истоки. "Кореневщино". Зажигательный, музыкальный, интерактивный и познавательный спектакль "Спрятанные сказки" армянского театра не прошел бесследно ни для юных липчан, ни для взрослого жюри, ни для коллег из других стран. "Карапет" признан лауреатом фестиваля и удостоен "искренней благодарности управления культуры и туризма Липецкой области за участие и высокий художественный уровень спектаклей, которые не оставили равнодушными юных липецких зрителей".