Последние новости

ВСЕГДА НЕОЖИДАННЫЙ

Открылся 18-й международный фестиваль "Ереванские перспективы"

Взял старт ставший уже традиционным международный фестиваль "Ереванские перспективы". Удивительное ощущение радости - необъяснимое и неповторимое - охватывает всякий раз слушателей от одной мысли, что вечером предстоит концерт, который для многих станет подлинным откровением. Так бывает всегда, все эти 18 лет, поскольку этот фестиваль давно уже стал символом выдающегося явления культуры, успеха, ажиотажа публики.

ОН ЗАНИМАЕТ ВИДНОЕ МЕСТО СРЕДИ СВОИХ СОБРАТЬЕВ - членов Европейской ассоциации музыкальных фестивалей. В данном случае это не только формальная принадлежность к когорте наиболее авторитетных музыкальных форумов, но и признание за "Ереванскими перспективами" индивидуального художественного облика. Заметим, впрочем, что, как и каждое истинно художественное явление, облик этот достаточно изменчив: с каждым разом высвечиваются все новые и новые грани.

Он вошел в десятку лучших фестивалей мира. Всякий раз его концерты становятся общественным событием, а их организаторы - президент фестиваля композитор Степан Ростомян и главный менеджер Сона Ованесян давно уже стали кумирами публики. Особую значимость этот фестиваль приобрел еще и потому, что проходит под высоким патронатом президента страны Сержа Саргсяна. Благодаря "Перспективам" Армения стала известна во многих странах планеты не только своими культурными традициями и культурным наследием, но и сегодняшними достижениями. И в дальнейшем фестиваль может стать одним из стимулов развития туризма.

Свой новый сезон "Ереванские перспективы" открыли концертом выдающихся музыкантов - легендарного скрипача, двукратного обладателя премии "Грэмми" Пинкаса ЦУКЕРМАНА и канадской виолончелистки экстра-класса Аманды ФОРСАЙТ.

Уникальный скрипач Пинкас Цукерман уже в четвертый раз приезжает в Армению. Он является музыкальным руководителем оркестра Национального центра искусств в Оттаве и приглашенным дирижером Лондонского Королевского филармонического оркестра. В 2011 году Цукерман участвовал в концерте, осудившем Геноцид и преступления против человечности. Если с его искусством ереванцы были уже знакомы по прежним гастролям, то с яркой виолончелисткой Амандой Форсайт многие знакомились впервые. В программе концерта, прошедшего в Большом зале филармонии им. А.Хачатуряна, - Двойной концерт Брамса, сольные партии в котором сыграли Пинкас Цукерман и Аманда Форсайт в сопровождении Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна в первом отделении, и Четвертая симфония Брамса - во втором.

ДВА ВЫДАЮЩИХСЯ СОЛИСТА, РАВНЫЕ ПАРТНЕРЫ И ДИРИЖЕР заражали друг друга искрометной радостью артистического состязания, охватившего и оркестр. Этот последний то вовсе растворялся в стихии аккомпанирования, то воодушевленно и ликующе пел свои tutti. Порой завораживала тихая беседа инструментов, когда звучащая скрипка Пинкаса Цукермана вслушивалась в голос виолончелистки Аманды Форсайт и потом они сливались в созвучии с оркестром, а зал замирал, чтобы не пропустить ни одной интонации в этом полном значения обмене репликами. Музыканты феноменальной виртуозности и высочайшего мастерства, Пинкас Цукерман и Аманда Форсайт обладают редким даром неиссякаемого наслаждения игрой на своих инструментах.

Голос скрипки, заполняя зал, звучал бархатно, тепло и ласково. Пение виолончели окутывало скрипку, подчеркивая отдельную деталь, штрих. Во всем чувствовались естественность, непринужденность, высокая классическая простота, культура и скромность, доступная только большим артистам. Исполнение звучало как лирическая исповедь, философский диалог, размышление или переживание. Зал, покоренный такой доверительностью и искренностью артистов, сразу откликнулся: духовная близость исполнителей и слушателей, возможная в концертной обстановке, воцарилась в огромном концертном зале.

После первого отделения многие остались на своих местах, пытаясь осмыслить услышанное - с таким музыкальным ансамблем всегда приятно общаться. Это была высшая художественная гармония скрипача и виолончелистки. Вместе с оркестром они возвратили сочинению первозданные качества, "одушевили" его и подарили слушателям замечательный праздник. Слова не способны передать те чувства, которые владели слушателями, и то горячее объятие зала, о котором мечтает любой исполнитель. Такой мощный заряд в начале фестиваля - явление примечательное.

Оркестр под управлением Эдуарда Топчяна был в замечательной форме и в полном взаимопонимании с Брамсом сыграл во втором отделении его Четвертую симфонию. Сдержанная, строгая манера исполнения, свойственная дирижеру, была очень кстати, Брамс от этого не пострадал, а напротив, предстал впечатляющим и волнующим.

Так завершился первый концерт начавшегося фестивального сезона, обещающего до конца года еще несколько ярких встреч.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • САТИ СПИВАКОВА В РОЛИ МАРИИ КАЛЛАС - ЛУЧШИЙ ПОДАРОК В ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИК
      2024-03-08 11:05

      "Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии.  Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!

    • В «ОЖИДАНИИ» МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА
      2023-03-08 10:20

      Микаэл Таривердиев известен широкой публике как композитор кино, создатель музыки к таким знаковым фильмам советского кинематографа, как «Семнадцать мгновений весны», «Король-олень», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Земля, до востребования» и многих других. На его счету более 70 фильмов, музыка к которым до сих пор согревает сердца.

    • "ВЕРЮ В СВОЮ ЛЮБОВЬ К РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ"
      2023-02-08 10:08

      Параллельно со спектаклем "Дикое танго" Компании Хермана Корнехо из Аргентины на открытии Шестнадцатого Московского Международного Театрального фестиваля им. А. П. Чехова стоит спектакль "МУМУ " - коллаборация Театра на Таганке и Чеховского МТФ.

    • Анаит ЧАУШЯН: «ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОТЦА – КАК «СОЛЬ С ПЕРЦЕМ» В МОИХ КОНЦЕРТАХ»
      2022-11-21 14:57

      Отечественные ценители классической музыки всегда рады встрече с талантливыми музыкантами - выходцами из Армении, продолжившими карьеру за рубежом и добившимися немалых успехов. К таким музыкантам, несомненно, относится и известная пианистка, лауреат фортепианного конкурса Emmanuel Durlet Бельгии, обладатель Почетного диплома Academia Chigianain Siena Анаит Чаушян, которая на днях выступит с концертом в Ереване. Музыкальная встреча с Анаит Чаушян состоится во вторник, 22 ноября, в Большом зале «Арам Хачатурян» и будет посвящена памяти ее отца - именитого композитора, заслуженного артиста Армении Левона Чаушяна. Изначально концерт планировался как часть 14-го Ереванского международного фестиваля музыки, но из-за событий на границе Армении в сентябре его пришлось отложить на время. Сегодня Анаит Чаушян находится в Лондоне, откуда и согласилась дать онлайн интервью «Голосу Армении».