Последние новости

НЕ ВЕШАЙТЕ НОС НА КВИНТУ

В Доме-музее Арама Хачатуряна прошла презентация книги "Струны жизни". Автор биографического издания – заслуженная артистка Армянской ССР, известная скрипачка, прекрасный педагог и прекрасной души человек Зоя ПЕТРОСЯН. В этот день поздравить автора с выходом книги пришли родные, друзья, коллеги и, конечно, поклонники ее таланта.

ОПУБЛИКОВАНИЕ СВОИХ МЕМУАРОВ ЗОЯ СААКОВНА ОТМЕТИЛА В ЭТОМ столичном очаге культуры не случайно. С Арамом Хачатуряном ее связывает давнее воспоминание или, как она пишет, "большое событие в жизни": "Арам Ильич Хачатурян баллотировался в депутаты Верховного Совета Армении, в связи с чем проходили его встречи с трудящимися. Встречи заканчивались концертами из его произведений. В одном из таких концертов я выступала с исполнением его известного B-dur танца. Арам Ильич после концерта, видимо, довольный моим выступлением, написал на библиотечных нотах "Талантливой скрипачке Зое Петросян на память от автора". Этот бесценный дар она бережно хранит в личном архиве и подумывает передать его Дому-музею великого композитора.

Зое Петросян сейчас 87 лет – ровно на стольких пронумерованных страницах (с 3 по 90) она и разместила свои  воспоминания о жизни и пройденном пути, семье, исполнительской карьере, педагогической деятельности, партнерах-концертмейстерах. И, конечно, о  двух самых важных людях в ее интересной творческой жизни – многоопытном Дмитрии Лекгере и великом Давиде Ойстрахе, вырастивших из нее замечательного музыканта. Книга написана легко, лаконично, с большим юмором и философской глубиной. Она преисполнена благодарности людям, подарившим Зое Петросян счастье посвятить себя музыке. В ней есть сожаление об утраченной эпохе, оценка явлений прошлого и настоящего, но больше всего подкупает удивительный оптимизм и упорство, с которыми Зоя Сааковна прошла свою богатую событиями и впечатлениями жизнь и которые удерживают ее в музыке и сегодня.

Как-то раз музыковед Армен Будагян, работая над очередным биографическим трудом, попросил Зою Петросян написать главу о Дмитрии Лекгере. Будагян не просто похвалил ее за удачный писательский дебют, но и посоветовал бросить скрипку и начать писать. Все рассмеялись, вскоре шутка, казалось, была забыта, но именно на основе воспоминаний о Легкере и была в дальнейшем построена книга "Струны жизни". Кстати, о ее названии. Как отмечает сын Зои Петросян, один из талантливейших режиссеров конца ХХ века Рубен Туманян, по поводу заголовка был объявлен "внутрисемейный тендер". Каждый член семьи должен был выдвинуть свою версию, Рубен предложил "Не вешайте нос на квинту". Эту фразу заплаканной Зое сказал Давид Ойстрах, после того как юную скрипачку из Армении по ошибке зачислили в класс другого педагога в Московской консерватории: разобравшись в ситуации, прославленный музыкант взял Зою Петросян под свою педагогическую опеку. Однако сама автор решила назвать книгу иначе – "Струны жизни", словно желая подчеркнуть тонкость всех чувств, эмоций и размышлений, сопровождавших ее с момента рождения до сегодняшнего дня.

 Заслуженная артистка Армянской ССР, известная скрипачка, прекрасный педагог и прекрасной души человек Зоя ПЕТРОСЯНСВОИ МЕМУАРЫ ЗОЯ ПЕТРОСЯН НАЧИНАЕТ ТАК: "РОДИЛАСЬ Я В ЕРЕВАНЕ, вернее, в Кировакане, куда мама поехала отдохнуть перед родами, но я, в силу своего нетерпения и темперамента, появилась на свет на месяц раньше, т.е. восьмимесячная. Вопила, что есть мочи в поезде, когда мама со мной возвращалась в Ереван. Всю ночь пассажиры соседних купе не спали…" Будущая именитая скрипачка уже с пеленок заявила миру о себе. Росла Зоя в творческой атмосфере. Дед по матери, полугрек родом из Трапезунда, прекрасно пел западноармянские песни, и внучка во весь голос вторила ему. Ее тети имели прямое отношение к музыкальному искусству: Гоар Джалалян пела в хоре оперного театра, Нушик преподавала в разных школах, Кнарик была балериной, а Люся Тотовенц-Абегян – музыковедом и первой женщиной-директором музыкальной школы им. Спендиарова. Именно она и привела шестилетнюю Зою сюда, в отделение для одаренных детей, созданное под эгидой консерватории. Отлично сдав экзамены, девочка, сама того не осознавая, распорядилась  своей судьбой.

Росла Зоя непоседой: энергичная, живая и самовольная, она часто пыталась убежать из дома, и бабушке порой приходилось привязывать ее к ножке стула. Надо было иметь сверходаренность, чтобы при такой натуре проявить терпение и настойчивость в овладении скрипкой. Тут велика роль первого учителя – Дмитрия Лекгера, чья школа вбирала лучшие методики обучения игре на скрипке. Это позволяло ученикам с ранних лет исполнять сложные произведения Чайковского, Паганини, Венявского, Сарасате и других композиторов. Зоя Петросян с огромной преданностью пишет о Лекгере, любовь к первому педагогу ощущается и когда она описывает, как он запирал ее в комнате и заставлял часами  играть гаммы и этюды, пока занимался со студентами.

Поступив спустя 13 лет в Московскую консерваторию им.П.Чайковского, она еще 5 лет проучилась у Давида Ойстраха, каждый урок в классе которого превращался в мини-концерт. Если Лекгер привил Зое виртуозную технику, то Ойстрах больше сосредоточился на том, чтобы научить талантливую студентку извлекать из струн и нот музыку. Консерваторию она окончила с отличием и сразу в 1953 г. была приглашена в Армфилармонию в качестве солистки. На большой сцене и с большими оркестрами Зоя Петросян выступала с юных лет: первый выход на публику и рецензия в газете появились, когда ей было всего 6 лет. Но престижные залы и города не только Советского Союза, но и всего мира распахнули перед ней двери после завершения учебы в Москве. Ее  гастроли всегда имели феерический успех. Зое Петросян аплодировали в Италии, Сирии, Канаде, США и других странах.

ДОЛГИЕ ГОДЫ ЗОЯ СААКОВНА ЗАНИМАЕТСЯ ПРЕПОДАВАНИЕМ: ЕЕ УЧЕНИКИ прекрасно проявляют себя в разных направлениях музыки в Армении и за ее пределами. В книге "Струны жизни" "мама", как между собой называли ее студенты, говорит немало теплых слов в их адрес, как и в адрес концертмейстеров, с которыми ей довелось не только работать, но и гастролировать, разделяя минуты славы, тяготы переездов и незабываемые приключения. Кстати, в книге немало воспоминаний о гастролях и связанных с ними веселых эпизодах.

Очень тепло Зоя Петросян пишет о своем муже Серже (Саркисе) Туманяне, вспоминая их знакомство в Москве, облегчившее ей тоску по родине и дому, совместные вечера-походы по театрам и концертным залам, переезд в Ереван, так как "Серж не мог закрыть глаза на моральный аспект, ведь его обучение в аспирантуре (Стекловского института) 3 года оплачивала Армения", хотя в Москве их обоих ожидало более обеспеченное будущее. Муж старательно записывал информацию о каждом выступлении Зои: таких тетрадей в ее архиве четыре. Отдельную главу "Рубик" Зоя Петросян посвятила своему сыну.

Читая мемуары именитой скрипачки, невольно проникаешься ее тоской по былому и смеешься над каждым эпизодом, описанным с  искрометным юмором. Зоя Сааковна вспоминает, как стремилась молодежь на концерты, оперные и балетные спектакли вне зависимости от выбранной профессии. Физики, математики и прочая "техническая" молодежь занимали проходы между рядами и лестницы, лишь бы услышать выступления великих артистов. Поколение росло музыкально грамотным, и большую роль в этом играла "черная тарелка" - радио, постоянно транслировавшее классическую музыку: "не то что сейчас", - пишет скрипачка.

Книга "Струны жизни" читается на одном дыхании, это своеобразный отчет о проделанном пути, людях, эпохе. Как отметил на презентации Армен Будагян, из подобных мемуаров порой можно почерпнуть гораздо больше информации, чем из энциклопедической или учебной литературы о том или ином известном деятеле. Кстати, довольно много интересных сведений можно найти и на авторском сайте Зои Петросян zpetrosyan.pro, где уже оставили свои записи ее ученики Рубен Овсепян (Буэнос-Айрес), Арташес Стамболцян (Рейхенбах), Грачья Галстян (Кремон). Сайт создан сыном Рубеном Туманяном и был презентован вместе с книгой. В этот же день замминистра культуры РА  вручил Зое Сааковне медаль "Григор Нарекаци".

И еще несколько фактов. В Национальной галерее Армении хранится портрет Зои Петросян кисти Мгера Абегяна, который начал путешествие по международным выставкам раньше, чем скрипачка стала гастролировать. Звукооператоры, которым довелось делать на ТВ или радио записи исполнений Зои Петросян, предлагали занести ее в Книгу рекордов Гиннесса – столь четко и профессионально она выполняла свою работу, и столь быстро удавалось записать ее выступление. Но есть и другая фантастическая вещь: Зоя Петросян записала свой последний диск в 2009 г., вдохновенно исполнив с десяток произведений в возрасте восьмидесяти лет. Это ли не уникальный пассаж?

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ФОНД "ПОДАРИ ЖИЗНЬ" ПРОДОЛЖИТ РАБОТУ
      2018-05-21 19:51
      799

      То, что "бархатная революция" активизировала не только желтую прессу, но и сплетни "диванных реформаторов", ни для кого не новость. Они продолжают кормить общество часто злонамеренными фейками. Так, на днях на сайте irakanum.am появилась публикация о сворачивании деятельности фонда, помогающего в лечении детей, больных онкологическими и гематологическими заболеваниями.

    • ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ АРМАН КОТИКЯН
      2018-05-21 16:01
      359

      Когда разговор заходит об Армане Котикяне, сразу же вспоминаешь неподражаемые образы, созданные в кино этим талантливым и самобытным актером. Это Йохан Штерлинг в фильме "Парни музкоманды", Овсеп эфенди в "Тжвжике", адвокат Сисакян в "Карине", винодел Погос из "01-99" - эти и другие роли вошли в историю армянского кино и подарили Котикяну армию поклонников.

    • ФЕСТИВАЛЬ ТОЛМЫ 20 МАЯ В СЕЛЕ ХНАБЕРД
      2018-05-18 15:59
      1359

      20 мая одна из самых больших достопримечательностей национальной армянской кухни - толма - предстанет во всей своей красе и многообразии перед жителями нашей страны и многочисленными гостями. Именно в этот воскресный день в селе Хнаберд Араратского марза состоится восьмой фестиваль толмы "Удули", в котором примут участие известные рестораны, отдельные кулинары, региональные объекты питания.

    • ЖИВОПИСЬ БЕЗ КРАСОК И КИСТИ
      2018-05-18 15:51
      1602

      Со 2 по 5 мая в галерее "Саргис Мурадян" был реализован выставочный проект под названием "Живопись без красок и кисти". В его центре - творчество уникальной художницы Альвины АБЕЛЯН-БАРХУДАРОВОЙ, посвятившей себя созданию картин из цветочных лепестков, пользующихся большой популярностью как в Армении, так и за ее пределами. В рамках проекта состоялся показ неповторимых полотен художницы, авторский мастер-класс по технике "цветочных картин", воркшоп по изготовлению бумаги из макулатуры и цветов, а также концерт молодежного трио "Тиезерк".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЦИТАДЕЛЬ ЭРЕБУНИ - ШЕДЕВР ЗЕМЛЯНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
      2018-05-11 16:19
      1896

      Планируется внедрить на территории музея-заповедника "Эребуни" технологию производства сырого кирпича и использовать его при восстановлении цитадели Эребуни, а также стимулировать туристическую привлекательность исторической местности.

    • ВЕЧЕРОМ - РЕАНИМАЦИЯ, УТРОМ - САНАТОРИЙ
      2018-05-11 16:16
      1186

      О "культурных решениях", безотлагательных и долгосрочных Захваченные духом перемен, мы ждем преображений по всем фронтам. Не минет эта инновационная чаша и культурное поле. А пока будут создаваться законы, проекты и планы, которым предстоит быть обозначенными как культурная стратегия и культурная доктрина, наступают проблемы – кому на ноги, кому на горло, – которые необходимо решать здесь и сейчас.

    • ВЗРОСЛЫЕ ДЕЛА ДЕТСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
      2018-05-11 16:13
      1125

      "Наших ребят сегодня можно встретить во многих серьезных коллективах – в филармоническом оркестре, в оперном театре, в джаз- бэндах", - так начался разговор с директором Ереванской детской филармонии им. Ю.Бахшяна Саргисом МАРГАРЯНОМ.

    • ТАНГО ВТРОЕМ
      2018-05-11 16:05
      3399

      За первые весенние месяцы Ереванский государственный театр кукол им. Туманяна, он же театр-экспериментатор выпустил подряд две премьеры. "Кто боится Вирджинии Вульф?" Э. Олби и "Комментарии непристойного Тома" Р. Акопджаняна. Про что весенние премьеры? Конечно же, про любовь! И при всей несхожести и разнокалиберности пьес, кукольный обзавелся двумя спектаклями актерского психологического театра высшей пробы.