Последние новости

МЕЛОДИЯ СВЕТА ЭДГАРА ГЯНДЖУМЯНА

"Творческий человек посредством своего искусства стремится достичь того, о чем мечтает, что хотел бы видеть вокруг себя и что хранит в глубине собственной души. Порой созданное им творение оказывается выше реальных вещей, совершеннее действительности. Но сам факт стремления к высшему, более светлому и гармоничному, и есть верный путь, по которому должен идти творец, создающий истинное искусство, чистое, созидательное и конструктивное".

ЭТО ВЫСКАЗЫВАНИЕ ИЗВЕСТНОГО КОМПОЗИТОРА И ПЕДАГОГА, заслуженного деятеля искусств Армении Эдгара Гянджумяна воспринимается особенно близко после знакомства с его музыкой, в определенной степени лиричной и романтичной, содержащей, по его же словам, светлую грусть. Однако это чувство, которым пронизаны многие его песни, содержит доброе и позитивное стремление к возвышенному и прекрасному. Эти понятия - основа жизненного кредо Эдгара Гянджумяна, всей его многогранной деятельности - композиторской, преподавательской, исследовательской, его стремление к прекрасному, возвышенному проявляется и в руководстве Школой искусств для детей и подростков.

В этом году исполняется 20 лет творческой деятельности Эдгара Гянджумяна. Если учесть, что ему еще нет и сорока лет, то большую часть жизни он посвятил музыке. Эдгар рассказывает: желание сочинять пробудилось в нем к 16 годам, хоть он и музыкой занимался с детства, учился в музыкальной школе. Правда, творческая специальность сначала не была для него приоритетом: выпускник средней школы с физико-математическим уклоном, Эдгар решил выбрать техническую профессию и поступил в Ереванский государственный университет на факультет прикладной математики. Но какие-то иные интересы, стремления мешали юноше остановиться на этом выборе. Эдгар начал параллельно изучать международное право в другом вузе.

Осознание истинного призвания пришло неожиданно. В 19 лет он написал ставшую позже знаменитой песню "Еркир Наирян" ("Страна Наири"). Музыкальный "первенец" оказался довольно сложным и зрелым сочинением для автора, не имеющего композиторских навыков и профессиональной подготовки. "Ощущение было необычным: я как бы глядел со стороны на результат своего сочинительства и, не скрою, он мне нравился. Я начал осознавать, что музыка меня привлекает больше других видов деятельности. Она словно струилась из моей души, была неразрывной частью моей сути", - вспоминает Эдгар Гянджумян.

В 1998 г. НА НАЦИОНАЛЬНОМ РАДИО АРМЕНИИ СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА двух других произведений молодого композитора - "Раздумья" и "Весенняя иллюзия". Музыка увлекала Эдгара все больше, а созданные им песни вызвали большой интерес ведущих эстрадных певиц Шушан Петросян, Сюзан Маргарян, Аллы Левонян и других исполнителей. Эдгар записал песню "Айреник" ("Родина"), на которую был снят и дебютный клип. Музыка полностью завладела Эдгаром, он с головой ушел в творчество и вскоре оказался в числе студентов Ереванской консерватории. С 2001 г. он учился на факультете эстрадно-джазовой композиции в классе маэстро Ерванда Ерзнкяна, аспирантуру окончил у Арама Сатяна по специальности "классическая композиция". Эдгар начал работать в разных жанрах, но песня оказалась ближе сердцу, и он начал активно работать в этом жанре.

"Жанр песни многим кажется простым и легким, но это не так, если речь идет действительно о произведении музыкального искусства, а не о деструктивных тенденциях в поп-музыке, - рассуждает композитор. - Песня может оказывать на человека огромное воздействие, трогать душу и подпитывать ее, рождать эмоции, созвучные настроению, и в то же время эстетически обогащать. Ведь многие знаменитые композиторы-классики наряду с симфониями писали и чудесные эстрадные песни. В этом смысле важна культурная составляющая песенного жанра, музыка и текст должны соответствовать друг другу по своему уровню. Каждый автор также хочет, чтобы те, кому адресован мессидж его произведения, были причастны к созданному им творению. Поэтому уместить все, что хочешь сказать как творец, в столь короткую форму - это сложная работа".

Песни Эдгара Гянджумяна популярны не только на родине. Эстрадно-симфоническое произведение "Дух вечности", записанное с именитым дудукистом Дживаном Гаспаряном, он посвятил памяти жертв теракта в Нью-Йорке, диск с синглом был роздан семьям погибших. Сотрудничество с маэстро Гаспаряном было продолжено и после этого проекта. В 2006 г. с их участием был организован концерт в московском Кремле с символическим названием "Две легенды в одном концерте". В рамках концерта Российский национальный оркестр под управлением Плетнева исполнил финальную часть композиции "Утро радости" из сюиты "Когда Господь с нами" Эдгара Гянджумяна, дирижировал Константин Орбелян.

 Композитор и педагог, заслуженный деятель искусств Армении Эдгар ГянджумянТВОРЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА И КОНЦЕРТЫ Э.ГЯНДЖУМЯНА ПРОХОДИЛИ В САМЫХ престижных залах Еревана, он сотрудничал с ведущими оркестрами страны. О высоком уровне его творчества говорит композитор Нарине Зарифян: "Сегодня практически не осталось людей, создающих в песенном жанре мелодию - грамотную и красивую. Эдгар в этом мастер. Он также замечательно проявляет себя и в таких формах, как романс, мюзикл, хоровые произведения и т.д. Его романс "Учись прощать" на слова Пастернака - тому подтверждение, он сейчас работает и над интересным мюзиклом. Кстати, большая заслуга Эдгара и в том, что в Школе искусств им. Х. Кушнаряна, которой он руководит, большое внимание уделяется разным музыкальным направлениям, в том числе мюзиклу, композиции".

За годы работы директором Школы искусств им. Х. Кушнаряна Эдгар Гянджумян заметно преобразил не только ее структуру, но и саму атмосферу. Стали активно работать классы фортепиано и струнных инструментов, появилось 10 новых отделений. Успехов достигли не только юные музыканты, но и учащиеся отделения изобразительного искусства, где преподают заслуженный художник Армении Анна Арутюнян и специалист по декоративному искусству Эрнестина Есаян. Выставка работ "Краски Армении в армянских сказках и легендах" воспитанников этого отделения, организованная осенью прошлого года в Испании при финансовом содействии мэрии Еревана, до сих пор "гастролирует" по выставочным залам и культурным центрам этой страны.

"Вместе с нашими педагогами мы стараемся привить учащимся школы творческое мышление, воспитать в них честное отношение к себе и окружающему миру, умение заботиться о ближних и искусство быть человеком", - уверяет Эдгар Гянджумян. И это действительно так: кому, как не ему, основателю Фонда "Огнэм" ("Помогу") помощи детям, больным лейкозом, учить подрастающее поколение состраданию и любви к ближнему?

НЕСМОТРЯ НА ОГРОМНУЮ ЗАНЯТОСТЬ - ЭДГАР ГЯНДЖУМЯН ПРЕПОДАЕТ музыкальную психологию в Армянском государственном педагогическом университете им. Х. Абовяна и психологию искусства в Международной академии образования, воспитывает сына и дочь, находит время и для исследовательской деятельности. Автор 7 опубликованных научных статей, он работает над кандидатской диссертацией на тему "Эко-психологические особенности в рок-музыке" и уже сделал немало интересных наблюдений.

Эдгар Гянджумян продолжает активно заниматься композиторской деятельностью. На его музыку в Центре культуры ЕГУ поставлен спектакль "Ромео и Джульетта", удостоившийся спецприза на "Артфесте-2016". Недавно Эдгар завершил работу над вокальным циклом "Ընկերիս" ("Другу") на стихи Ованеса Туманяна. В цикл вошли 12 поэтических частей, одноименная часть прозвучала на одном из вечеров в Музее-институте Комитаса и была тепло принята публикой. Как отмечает композитор, в стихах Туманяна воплощены такие понятия, как человеческое достоинство, его сохранение в любых ситуациях, философия отношения к славе и иным подобным явлениям, которые превращаются в пыль, если не построены на идеях веры, любви и добра. Эдгар не случайно выбрал поэзию Туманяна, творчество которого созвучно его пониманию жизни. Будучи человеком принципиальным и честным, он всегда придерживается своих нравственных позиций и никогда не участвует в проектах, идущих в разрез с его жизненным кредо.

"Искусство должно служить свету, Всевышнему, нравственности, а творец никогда не должен продаваться и превращать свое служение в бизнес. Я никогда не пишу музыку, если текст или сюжет будущего видеоклипа расходятся с моими принципами, - говорит композитор. - Ведь в искусстве, как и в жизни, главное, сохранять достоинство - личностное, профессиональное, национальное... Только в этом случае творец способен тонко чувствовать мир, замечать вокруг красоту и, жадно впитывая ее, творить во имя света и добра".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "БАРИ ЛУЙС" - ЗВУЧИТ КРАСИВО, И СМЫСЛ НЕОБЫЧНЫЙ
      2017-09-15 15:24
      1927

      Армянская фраза "Бари луйс!", что в русском эквиваленте означает "Доброе утро!", а дословно переводится как "добрый свет", больше остальных пришлась по душе Норе Оперман из Германии. "Звучит очень красиво и смысл необычный, содержит иной оттенок, чем во многих других европейских языках", - объяснила Нора. 20-летняя немка, приехавшая по долгосрочной волонтерской программе Республиканского штаба студенческих отрядов (HUJ), приобщилась к армянскому языку за семь месяцев пребывания в Армении, Нора также оказалась среди участников волонтерского лагеря в "SOS-Детская деревня Иджеван", второй год открывающегося в Детской деревне, и вместе с другими добровольцами рассказала много интересного о своем иджеванском волонтерском лете.

    • ИЗ ИРАНА В АРМЕНИЮ, С ГРАБАРА НА АШХАРАБАР
      2017-09-13 14:24
      2025

      Министерство диаспоры РА, Институт древних рукописей Матенадаран им.М.Маштоца и Тегеранский образовательный союз Перии презентовали уникальное издание, являющееся важным источником для исследования истории армянской общины Ирана, в частности, губерний Перия, Новая Джульфа (Нор Джуга), Бурвар, а также для изучения иранской истории позднего средневековья. Речь - о труде армянского историографа XVIII века Степаноса Ереца Азарджрибеци "Ангитагирк" (Hangitagirq), впервые вышедшем в свет в переложении с грабара (языка оригинала) на ашхарабар.

    • ВСЕГДА В ИГРЕ
      2017-09-08 14:01
      4196

      Уже несколько месяцев в пятницу, субботу и воскресенье в торговом центре "Далма Мол" организуются вечера настольных игр, в которых могут принять участие не только ереванцы, но и жители марзов Армении и зарубежья. Обязательных условий несколько: любовь к "живым", а не к компьютерным играм, возраст участников с 6 лет и старше и, самое главное, знание армянского языка, положенного в основу игр "Тарбер" (дословно "Принеси букву"), "Эврика", "Экскурсия" и других настольных игр, разработанных и созданных отечественной фирмой Hol games. 

    • VI ФОРУМ "АРМЕНИЯ - ДИАСПОРА": 3 ДНЯ ПОД ЗНАКОМ ЕДИНЕНИЯ
      2017-09-06 15:51
      3023

      18-20 сентября в Ереване пройдет VI Всеармянский форум "Армения - Диаспора" с участием наших соотечественников из Армении, Арцаха и Спюрка. Об этом на пресс-конференции заявила министр диаспоры РА Грануш Акопян. Девиз VI форума - "Взаимное доверие, сплоченность и ответственность", место проведения – Спортивно-концертный комплекс им. К.Демирчяна, посвящен он трем знаменательным датам – 100-летию Первой Республики Армения, героическим майским сражениям, а также 2800-летию Еревана.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Композиция Ара Геворкяна «Арцах» вновь в центре скандала в Баку
      2017-09-16 15:18
      108

                   На мероприятии, посвященном первому дню учебного года в Азербайджане, произошел конфуз, вызвавший недовольство родителей учеников. Об этом пишет азербайджанский сайт «Модератор.аз», передает Panorama.am.

    • ОДЗАБЕРД В ЧЕСТЬ БОГА ГРОЗЫ
      2017-09-06 16:03
      4555

                 Археологические исследования в Одзаберде обнаружили сооружение с полуциклопической кладкой, построенное в конце VIII века до н.э. 

    • ЭПОХА В ПОРТРЕТАХ ПЕТРОСЯНА
      2017-09-06 15:38
      4313

                  Итоги - слово ответственное и немного печальное. Потому что подводится черта под определенным отрезком времени, жизни. Художник, журналист Мартирос Петросян выпустил книгу воспоминаний в год своего 80-летия. У книги замечательное, полное оптимизма название - "Эскизы для портрета".   

    • ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ ГАГИКА АРУТЮНЯНА
      2017-09-06 15:31
      4538

                 Фотохудожник Гагик АРУТЮНЯН: "Я всегда снимал черно-белые фотографии – считаю, именно эта техника наиболее полно передает эмоции и жизнь"