Последние новости

КОНЦЕРТ В ГЮМРИ

Гастроли Академической капеллы в рамках программы "Культурная остановка"

Прошлый четверг был солнечным. Словно сама природа и плывущий в небе седоглавый Арарат способствовали тому, чтобы короткое путешествие Академической капеллы Армении в Гюмри, где в 6 вечера предстоял ее концерт, ничем не был омрачен. Автобус с артистами, которые захватили с собой и меня, мчался по великолепному шоссе, и больше половины пути мы проскочили почти незаметно. Но за его окнами ближе к Гюмри появились небольшие холмики, опоясанные белыми кольцами, лежали островки снега, расцвеченные голубоватыми, неожиданно серыми отблесками, и солнце тускло горело в голубовато-сером небе. Вдали от шоссе ювелирной филигранью вырисовывался узор обнаженных, еще зимних деревьев. И так тепло и чудесно было мчаться в нашем мощном блестящем автобусе.

НО ВОТ И ГЮМРИ, КОТОРЫЙ Я НЕ ВИДЕЛА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ. Он заметно изменился. Нет уже зданий с зияющими окнами, лица прохожих заметно посветлели.

Выйдя из автобуса у служебного входа Гюмрийского драматического театра, артисты сразу поднялись на сцену. Каково же было мое удивление, когда у рояля увидела маэстро Чекиджяна, выясняющего, правильно ли настроен инструмент. По-видимому, кроме меня, это никого не удивило. Все уже давно привыкли к тому, что маэстро сам раньше всех все проверяет.

В поездке ярче, чем обычно, проявляются свойственные Ованесу Чекиджяну особенности его личности: он так живет и работает всегда, словно перед ним никогда не стоит проблема выбора. Нет для него вопроса, что делать и как. Он не мечется, не борется с собой, чтоб не поддаться соблазну, не пойти на компромисс, Он делает свое дело честно, естественно, органично. И самозабвенно. Его жизнь, его человеческий облик оказывают большое воздействие на окружающих. Для своего коллектива он как золотое яблоко, протянутое судьбой.

В зале и на сцене был промозглый холод и пахло сыростью. До положенных +16 градусов еще далеко. Можно даже отменить концерт. Но об этом не может быть и речи: ведь вечером в зал придут люди, все билеты давно куплены. После короткой репетиции маэстро всех отпускает отдохнуть и переодеться. В 6 вечера публика заполнила зал. И концерт начался без какого-либо вступительного слова. Как правило, речам я не придаю значения. Но легендарный маэстро со своей командой не каждый день выступает в Гюмри. И отдел культуры мэрии мог бы позаботиться об этом. Но зал встречает маэстро Чекиджяна бурной, несмолкающей овацией, и о досадном упущении мэрии сразу же забывается.

НАЧИНАЕТСЯ КОНЦЕРТ, КОТОРОГО ТАК ДОЛГО ЖДАЛА ПУБЛИКА. Программа состояла из "Песни-приветствия" Чекиджяна, произведений Екмаляна, Сааруни, Комитаса, Верди, Орфа, Тиграняна, Чухаджяна... Коллектив показал пример профессионализма, проведя концерт на высоком художественном уровне. Для каждого прозвучавшего произведения нашлась своя тембровая доминанта, внутри которой хор способен дать множество разнообразнейших оттенков. Все регистры звучали ровно и качественно. Хор покоряет интонационной чистотой, слаженностью, гибкостью, разнообразием тембровых и динамических красок. Реакция гюмрийского слушателя так сильна, взрывчата, откровенна, что из зала к сцене поднимается  мощная "обратная волна", волна чувств. Я бы назвала это артистизмом публики. Не умозрительно, за столом возникло у меня это определение, оно возникло там, в зале.

Закон мастерства - не делать скидку на "непонимающего зрителя", исполнять всякий раз, максимально реализуя свои возможности. Только таким образом можно воспитать поколения любителей хоровой музыки, которые будут вновь и вновь стремиться услышать великое наследие классики, захотят познакомиться с сочинениями современных композиторов. Так всегда поступает капелла под управлением маэстро. И слушая, поражаясь, думаешь: чем объяснить, что слава капеллы с годами не тускнеет? И все, что обнимает собой имя Чекиджяна, продолжает оставаться живым фактом искусства и является в своем совершенстве непостижимым? Ничто не устарело в его исполнении, ничто не требует снисхождения к возрасту, ко вкусам времени, которое его выдвинуло. Нет! Все современно и все совершенно в его искусстве, поистине легендарном, Чекиджян и его капелла сумели выразить дух нашего народа и нашего времени. Уже одно это говорит о великости таланта, о значении его творческого пути. Это художник народный, национальный, сумевший при этом выразить дух не только своего народа, но и глубоко проникнуть в дух и характер иных народов. И тут уже нам остается измерить его талант самой высокой мерой и сказать, что мы им гордимся.

Каждый раз, строя программу (и концерта в Гюмри тоже), он стремится произвести более сильное впечатление, группируя произведения по контрасту и по образно-эмоциональной их связи. Художественный результат - рождение ряда звуковых картин, символизирующих некие центры состояний человеческого духа. В целом программа концертов капеллы, как правило, обладает органичным единством, напряжение естественным образом растет к концу.

СЫГРАННАЯ В ЗАВЕРШЕНИЕ КОНЦЕРТА НА БИС ПЕСНЯ Эдгара Оганесяна "Эребуни - Ереван" буквально взорвала зал. Публика аплодировала стоя минут пятнадцать, согрев к концу промозглый зал до основания. Венцом праздника стало исполнение всем залом французской песни Las Chams Elysees. Голоса детей и взрослых, людей самых различных профессий слились в тысячном хоре. Можно не сомневаться, что впечатление от праздничного вечера надолго останется в сердцах гюмрийцев. Весь вечер за роялем был пианист капеллы Арам Турабян, которого очень тепло наряду с солистами и хором принял зал. В аплодисментах публики выразились не только признательность за проникновенную музыку и превосходное исполнение, но и благодарность прославленному маэстро, восхищение его талантом.

"Мы рады, что легендарная капелла добавила нашему любимому городу незабываемые краски музыки, краски сердца, - говорит директор ФМШ N6 Арутюн Асатрян - Я благодарен маэстро Чекиджяну за его самоотверженный труд. Он ни на кого не похож и не подражает никому. Глядя на него, понимаешь, что искусство для него - все! Что призвание это - единственное, безошибочно им угаданное и выбранное. Он и его капелла согрели наши озябшие души".

"Сегодня я пережила подлинное потрясение, - делится своими впечатлениями медсестра одной из гюмрийских больниц Карине Аветисян. - Это огромное событие для всех нас. Конечно, в зале и на сцене было холодно, но, надеюсь, мы сумели согреть любимых артистов теплом своего сердца. Мы благодарны от всей души!"

...Смолкли последние аплодисменты в зале Драматического театра Гюмри. В просторных коридорах за сценой и небольших гримерных воздух еще был наэлектризован волнением, слышались возбужденные голоса артистов, изредка прерываемые серебристым колокольчиком детского смеха. Так завершился концерт Академической капеллы под управлением маэстро Чекиджяна.

Основная тема:
Теги:
  • Эдвард 06-Апр-2017
    СПАСИБО за блестящую статью! Спасибо Великому Маэстро и всему коллективу! Спасибо моему народу!! Я горжусь вами!!!........... Знаете, холодный и сыроватый зал даже.......приукрасил все великолепие этого концерта!! СПАСИБО еще раз!!
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • АЛЕКСАНДР ТАМАЗОВ В ПОИСКАХ АТМОСФЕРЫ
    2017-06-28 15:20
    932

    Не секрет, что наша музыкальная культура долгие годы держалась на крупных именах, на хороших оркестрах, на способной молодежи. Но начиная с 90-х годов в связи с известными социально-экономическими переменами многие артисты, музыканты покидают страну. Волны эмиграции шли одна за другой, о чем написано множество горчайших страниц. Эта проблема до конца не решена и в наши дни. Ведь известно, что месяцы простоя разъедают талант, вызывая чувство неудовлетворенности и безысходности. Не случайно десятки одаренных людей ломаются на этом, исчезают в расцвете сил, так и не найдя своего пути в искусстве.

  • "И СЛЕД МОЙ В МИРЕ ЕСТЬ"...
    2017-06-26 17:04
    2368

    Так словами И.Бунина мог сказать о себе сын известного кинорежиссера Степана Кеворкова, кинорежиссер, сценарист, продюсер, народный артист Армении Рубен Геворкянц. Вчера творческая интеллигенция республики, сотни зрителей прощались с этим одаренным человеком, который до конца своей жизни (неполных 72 года) был заряжен на труд, творчество, жизнь.

  • ВСТРЕЧА С ЛЕГЕНДАРНЫМ ОРКЕСТРОМ
    2017-06-19 16:44
    3965

    Встреча с легендарным коллективом российской столицы - Большим симфоническим оркестром им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева в Большом зале имени Арама Хачатуряна стала одним из самых неожиданных и радостных музыкальных событий года. Она прошла в рамках фестиваля "Ереванские перспективы", который проходит под высоким патронатом президента страны Сержа Саргсяна. 

  • ОТТАЧИВАЯ СТРОКУ
    2017-06-12 16:11
    7182

    К 80-летию Нелли СААКЯН Свой юбилей - 80-летие со дня рождения - отмечает одна из неординарных, своеобразных личностей Нелли СААКЯН - поэт, публицист, прозаик, эссеист. И даже философ. Но не из тех, которые защищают диссертации и умствуют на ученых диспутах, а из тех, для кого поиск истины - дело этическое. Из тех, кто больше задает вопросы, чем предлагает ответы. И потому ее книги интересно читать. Они привлекают нестандартностью мысли, независимостью и нелицеприятностью суждений и оценок. Понятно, что не всем это может нравиться, и время от времени об этом дают знать. В фокусе ее внимания - проблемы литературы, истории, общественной психологии. 






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • ПОЛИФОНИЯ И МЕНТАЛИТЕТ
    2017-06-28 15:25
    559

    Многовековая история армянской национальной музыки изначально развивалась в русле монодизма, взявшего истоки с языческих времен. Так она звучала и после 301 года в раннехристианской Армении - с теми же сложившимися интонациями и музыкальными ладами.

  • ПАМЯТИ ЖИВОПИСЦА АШОТА ТАТЕВОСЯНА
    2017-06-28 15:22
    564

    Безвременно ушел из жизни живописец Ашот Татевосян. Он родился в 1952 году в селе Мргаван Арташатского района Армении. 

  • АЛЕКСАНДР ТАМАЗОВ В ПОИСКАХ АТМОСФЕРЫ
    2017-06-28 15:20
    932

    Не секрет, что наша музыкальная культура долгие годы держалась на крупных именах, на хороших оркестрах, на способной молодежи. Но начиная с 90-х годов в связи с известными социально-экономическими переменами многие артисты, музыканты покидают страну. Волны эмиграции шли одна за другой, о чем написано множество горчайших страниц. Эта проблема до конца не решена и в наши дни. Ведь известно, что месяцы простоя разъедают талант, вызывая чувство неудовлетворенности и безысходности. Не случайно десятки одаренных людей ломаются на этом, исчезают в расцвете сил, так и не найдя своего пути в искусстве.

  • "ЭТО ТАКАЯ БОЛЬШАЯ ЧЕСТЬ…"
    2017-06-28 15:18
    1529

    С 11 по 20 июня в Москве в Большом театре состоялся XIII международный конкурс артистов балета и хореографов. Впервые в этом, одном из самых престижных международных конкурсов принял участие танцовщик из Армении. И не только. Размику МАРУКЯНУ было присвоено звание "Дипломант конкурса" в категории "Артист балета. Младшая группа". Подготовку Марукяна, а также специальную постановку современного балетного номера для показа на конкурсе осуществил танцовщик и балетмейстер Арман БАЛМАНУКЯН. Мы взяли интервью у Марукяна и Балманукяна непосредственно после их возвращения в Ереван.