Последние новости

НЕТОЧКА, КОТОРУЮ ПОЗВАЛИ

Достоевский на сцене Драматического театра им. Капланяна

Традиционный вопрос перед премьерой - сможет ли театр увлечь зрителя классическим произведением? Возможно ли сюжетом о "положительно прекрасном человеке" и разговором о христианском самопожертвовании и гуманистических идеалах увлечь кого-то, кроме нравственного миссионера или преподавателя, решившего заменить своим подопечным домашнее чтение просмотром театральной вариации? Режиссер Ереванского драматического театра им. Г.Капланяна Григор ХАЧАТРЯН был уверен, что сможет. И поставил спектакль "Незваная Анна" по повести Ф. Достоевского "Неточка Незванова".

ПОСЛЕ ОТКРЫТИЯ ЗАНАВЕСА ДАМА, СИДЯЩАЯ РЯДОМ, ШЕПОТОМ СПРАШИВАЕТ: "Это по Достоевскому?" Конечно же, по Достоевскому – серое марево сцены, обшарпанный шкаф в углу пустой холодной комнаты, чахоточный кашель матери Неточки... Ведь антураж истории все тот же, какой обычно свойственен Федору Михайловичу. Петербург, бедные трущобы, слезы, обмороки, целование рук, "разговоры по душам", страдания одинокой сироты и так далее. Что самое удивительное уже через пятнадцать минут после начала спектакля становится понятно - а ведь это точный выбор. Адресованный в первую очередь прекрасной половине зрителей, но еще и, что еще более удивительно, почитателям гения русской и мировой литературы. Забегая вперед, скажем, что спектакль, воспринимающийся широкой публикой как мелодрама, тем не менее производит терапевтический эффект в зрительном зале. Ведь в нем, как в микрокосме, можно обнаружить "всего", настоящего, Достоевского.

"Поставить такого автора, как Достоевский, давно было для меня мечтой. Автора, у которого нет ни одной проходной вещи! Конечно, манили его великие романы. Но персонажи, которые "отягощают" свои взаимоотношения философскими рассуждениями… Мы ведь сегодня все время озабочены вопросом – что же будет смотреть наш зритель? Как мне кажется, я сумел найти компромиссный вариант – небольшая повесть, которая тем не менее предоставляет возможность вослед Достоевскому поговорить со зрителем о каких-то главных вещах", - считает автор инсценировки и режиссер спектакля Григор Хачатрян.

Повесть "Неточка Незванова" представляет собой неоконченный роман. Федор Михайлович успел написать лишь три части задуманного произведения и был арестован - не за роман о бедной девочке, разумеется, а за недонесение о распространении письма Белинского. После каторги дописывать роман он не стал, так что, по сути, перед нами произведение в прямом смысле без окончания, что придает ему какую-то загадочность и заставляет размышлять над судьбами героев.

Маленькая девочка Неточка вынуждена в силу обстоятельств – ее родители покинули сей мир - выживать, приспосабливаясь к окружающей атмосфере. Причем выживать не среди холода и голода на улице. Неточка попадает в семью богатого князя, который то ли гуманизм проявил, то ли приобрел для младшей дочери развлечение типа хомячка.  Потом девочка окажется в семье Александры и ее супруга Петра, столкнется с семейной тайной.

ЕСТЬ ЕЩЕ РАННЕЕ ДЕТСТВО – С ЧАХОТОЧНОЙ МАТЕРЬЮ И ОТЧИМОМ, СКРИПАЧОМ И НЕПРИЗНАННЫМ ГЕНИЕМ. Везде Неточке суждено столкнуться с разного уровня непониманиями людьми друг друга и искать тепла и любви. И везде, как полагается у Достоевского, неуловимый психологизм мельчайших нюансов, мимолетные движения человеческой души. И Григор Хачатрян выступает не инсценировщиком ранней повести, а постановщиком того начала, в котором уже есть все: и "слеза замученного ребеночка", и "правда, что выше России", и "положительно прекрасный человек". Наличие же в спектакле детских образов в стиле диккенсовских, из "Домби и сын" делает действо близким широкому зрителю.

Вместе с художником Арегом Мириджаняном режиссеру удалось создать на сцене на редкость лаконичную, но очень действенную "территорию игры". Большая некрашеная оконная рама, сменяющие друг друга шкафы – барский и тот самый, обшарпанный, которые используются с большой изобретательностью, огромный портрет почти под колосниками – то ли Петра, то ли ротвейлера, настил, напоминающий погост. Кроме персонажей, действующим лицом спектакля стал свет, поставленный Ваагном Микаеляном. Какая редкость, когда о свете в поставленном в наших палестинах спектакле можно говорить "отдельной строкой"! Благодаря игре света пространство сужается, сгущается и вновь разворачивается. В направленных лучах света черно-серое – сюртук скрипача, платье Анны, матери Неточки, и все это неприкаянное житье-бытье, кажется, вот-вот станет цветным. И становится – охристо-золотистым, радужным. Надолго ли?

В состоянии ли вы, не торопясь, разматывать клубок впечатлений маленькой чистой души? Ведь действие спектакля постоянно движется в пространстве и времени – из княжеских хоромов в жалкую коморку, из прелестной юности в трагическое детство.

Вот Неточка, обделенная вниманием и любовью, девочка в холщовом рубище времен первых христиан - не в пример остальным персонажам спектакля, одетым художником по костюмам Мери Саркисян в строго изысканные костюмы эпохи - стремительно бежит, стуча пятками по полу… Юная певица, и одновременно Неточка девяти лет. И ничто не смущает, не коробит в Лидии Григорян, которой для перемещения во времени только-то и нужно – ничего. Этот спектакль стал для молодой актрисы этапом. От сказочных принцесс – к Достоевскому.

Она не стремится играть ребенка, она играет маленького человека, ищущего доброты, понимания, любви и отчаянно готового самому идти на самопожертвование ради гуманистических идеалов, формулировки которых ей и не ведомы. Щенячий взгляд, который видит мрачные призраки в паузах между репликами и пытается их победить. Но есть в этом кузнечике какая-то несгибаемость, позволяющая ему взять на себя вину за проступок маленькой капризной и взбалмошной княжны Кити (Эмма Манукян) – кстати, детская душа раньше всех откликается на зов души Неточки. Эта несгибаемость в поисках любви позволит Неточке проникнуться обожанием к отчиму-скрипачу, бессовестно этим обожанием пользующимся.

В СПЕКТАКЛЕ ВОЗНИКАЕТ ТЕМА ОБ АРТИСТАХ, В НЕМ ЗВУЧАТ РАЗМЫШЛЕНИЯ о том, выше ли искусство самой жизни, размышления о публике, которая дура, но слово ее – закон. Артур Манукян в роли скрипача – еще одна актерская удача спектакля – нервный, рефлексирующий, желчный, моментами откровенно подлый, моментами способный на душевный взлет… После смерти матери он попросту сбежит от Неточки. Но финальное соло на скрипке, сыгранное артистом без дублера, вызовет не только удивление зрителей, но станет в какой-то мере отпущением грехов.

Тема христианского прощения вообще станет в спектакле "Незваная Анна" знаком, картиной-фреской – те, кто сам грешен, выстроятся в ряд, чтобы кинуть в Неточку камень. Случится это, когда Неточка случайно раскроет тайну взаимоотношений Александры и Петра, и опять, в который раз возьмет на себя чужую вину. Эта тайна движет сквозное действие второго акта. Александра (Нарине Петросян) - душа, как воск свечи, истомившаяся в слабом колыхании пламени от случайного потока воздуха. Тихое мигание бликов, всхлипы раскаяния после неслучившегося грехопадения. Никакого света. Потому что рядом муж – другой великий писатель назвал такого "государственной машиной". Но Арташес Мхитарян играет Петра очень современно. Так что здесь больше подойдет определение "латентный психологический садист". В контексте тайны Григор Хачатрян умудрился внести в спектакль некую юмористическую подсветку, пунктир улыбки – выскакивающий из очередного шкафа платонический возлюбленный Александры неожиданно разряжает угнетенную атмосферу действия.

Вообще у спектакля-то позитивный финал. Словно режиссер захотел нас утешить, смягчить трудно прожитый день доброй сказкой на ночь. Перед Неточкой открываются перспективы стать профессиональной певицей. Черно-белое пространство сворачивается, обнажив все ту же комнату в золотистом цвете. Дамы в зале утирают слезы.

Со времен Христа и до наших дней звучит вопрос - может ли "положительно прекрасный человек" спасти нас, открыть в человеке человеческое? Собственно, здесь разгадка фразы "Красота спасет мир". Фраза эта - не утверждение, а проблема, центральная проблема романа "Идиот" и всего творческого поиска Достоевского. Григор Хачатрян и все создатели спектакля "Незваная Анна" еще раз задались этим вопросом. Заранее зная, что ответа на него как не было, так и нет. 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • В ГЛАВНОЙ РОЛИ – ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
      2017-11-17 16:02
      490

      Театральный костюм – субстанция магическая. Он словно та видимая точка отсчета, с которой начинается перевоплощение. Настоящий костюм, выполненный настоящим театральным художником - он не просто восхищает зрителя. Он неосознанно суфлирует актеру. Он строит художественный образ, в котором воплощена вся палитра роли, которую по ходу действа ему предназначено исполнить! Именно созданием и разработкой образа костюма, его воплощением и представлением об "идеальной роли костюма" занимается всю свою творческую жизнь Мэри САРКИСЯН.

    • САРЬЯН – ГОРДОСТЬ И АРМЕНИИ, И РОССИИ
      2017-11-17 12:49
      515

      15 ноября в рамках Дней культуры Армении в России, посвященных установлению дипломатических отношений между РА и РФ, в Государственной Третьяковской галерее состоялось открытие выставки самой крупной фигуры армянского изобразительного искусства, великого Мартироса Сарьяна. Вернисаж состоялся при высоком участии президента Российской Федерации Владимира Путина и президента Республики Армения Сержа Саргсяна. Этой торжественной церемонии предшествовало еще одно знаменательное событие – открытие мемориальной доски Мартироса Сарьяна на доме, в котором Мастер жил в Москве. 

    • "…И МУДР ДРЕВНОСТИ ЯЗЫК"
      2017-11-13 12:20
      1383

      В России берет старт широкомасштабная программа Дней культуры Армении 15 ноября в храмовом комплексе Армянской Апостольской Церкви Москвы проектом "Молитва, звучащая в вечности" откроются Дни культуры Армении в России, приуроченные к 25-летию установления дипломатических отношений между Республикой Армения и Российской Федерацией. Дни культуры проходят в контексте официального визита в российскую столицу президента РА Сержа Саргсяна.

    • "МАНЮНЯ" ЗАГОВОРИЛА ПО-АРМЯНСКИ
      2017-11-06 15:39
      3332

      А Наринэ Абгарян закончила новую книгу – о Карабахской войне 11 ноября в Ереванском государственном камерном театре состоится презентация книги Наринэ Абгарян "Манюня", которая в переводе Наринэ Гижларян наконец вышла и на армянском языке. "Манюня" сделала ту, кто ее придумал, одной из самых популярных современных российских писательниц, в арсенале которой уже не один десяток книг – изданных, переизданных и ею составленных. Она принесла Наринэ Абгарян литературную премию "Ясная поляна". "Манюня" покорила театральные подмостки - очередная премьера "по мотивам" намечена на конец будущего года, и не где-нибудь, а в московском Российском академическом молодежном театре.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • В ГЛАВНОЙ РОЛИ – ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
      2017-11-17 16:02
      490

      Театральный костюм – субстанция магическая. Он словно та видимая точка отсчета, с которой начинается перевоплощение. Настоящий костюм, выполненный настоящим театральным художником - он не просто восхищает зрителя. Он неосознанно суфлирует актеру. Он строит художественный образ, в котором воплощена вся палитра роли, которую по ходу действа ему предназначено исполнить! Именно созданием и разработкой образа костюма, его воплощением и представлением об "идеальной роли костюма" занимается всю свою творческую жизнь Мэри САРКИСЯН.

    • По факту обнаружения подслушивающих устройств в кабинете Джигарханяна возбуждено уголовное дело
      2017-11-15 18:35
      351

      Московские следователи возбудили уголовное дело о вмешательстве в личную жизнь народного артиста СССР Армена Джигарханяна после обнаружения в его кабинете в театре подслушивающей аппаратуры. Об этом сообщил Интерфаксу информированный источник.

    • "БУДЕМ НАДЕЯТЬСЯ!"
      2017-11-15 16:38
      1086

      Новая театральная постановка Недавно тбилисский литератор и музыкант Артэм Григоренц (Киракозов) представил публике свою третью комедийную пьесу под названием "Будем надеяться". И снова в собственной постановке, вместе с небольшой труппой его любительской театральной студии "Обводный переулок", совместно с русским литературным обществом "Арион", под руководством журналиста и культуртрегера Михаила Айдинова. 

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ "ПОЛИУТО"
      2017-11-14 13:38
      3470

               "Чем будем удивлять?" - этот сакраментальный вопрос, очевидно, задавали себе многие, кто в этот день пришел на премьеру спектакля "Полиуто". Стряхнув многолетнюю пыль с либретто и рискуя проиграть без звездных имен авторов постановки - народных артистов республики режиссера Тиграна Левоняна, выдающегося дирижера Огана Дуряна и знаменитого сценографа Евгения Софронова, эта опера Доницетти вернулась туда, откуда начала шествие на армянской сцене - в Национальный оперный театр им. А.Спендиарова.