Последние новости

ПОЭТ ПРОМЕТЕЕВОЙ ПРИРОДЫ

Не стало Евгения Евтушенко

В Переделкино литературная общественность прощается с самым замечательным поэтом второй половины XX и начала нового столетия Евгением Евтушенко. Его оплакивает не только Россия, но и все страны бывшего Союза и за рубежом. Потому что он - поэт большой международной значимости, поэт эпохи, занесенный в историю мировой поэзии в графу, выделенную для личности такого масштаба, как он, Евтушенко.

ПОЭТ ОГРОМНОГО ТЕМПЕРАМЕНТА, ВРАГ ВСЯКОЙ КОСНОСТИ И РУТИНЫ Евгений Евтушенко для всех нас останется воплощением поэтической молодости. Его всюду любили, потому что все творчество поэта - доказательство того, что он был одним из лучших граждан своей страны и всего мира, выразителем чаяний всего прогрессивного человечества. Потрясающая сила его стихов, личность поэта, так поразительно и глубоко говорившего о проблемах своей эпохи, никого не оставляли равнодушным. Его поэзия - это само наше время, его плоть. И потому он навсегда останется звездой первой величины в литературе.

Искра таланта поэта возгорелась в годы хрущевской оттепели, и этот молодой, сильный огонь стал на всю жизнь неизменным свойством его дарования, дарования энергичного, горячего и целенаправленного, дарования жизнелюбивого, доброго, глубокого. Дарования, которое так сильно заражает потому, что через тонкую иронию и вспышку энтузиазма в нем светится острая, точная мысль.

К звучанию жизни своей эпохи Евтушенко прислушивался, как говорится, слухом сердца и тут уж от него ничего не ускользало. Все, что творилось вокруг и в мире в целом, проникало в глубины его души, а затем вторгалось в его поэзию и во все сферы жизни. Не было ни одного явления, ни одной животрепещущей темы, ни одного жизненного вопроса, мимо которого прошел бы Евгений Александрович. Не было в жизни человечества ни одного сражения, в котором не участвовал бы поэт, не было утраты, которую бы он не оплакал. Не было победы, которую бы он не воспел, не прославил бы на века. Всей своей жизнью он завоевал право жить после смерти, шагать, как и прежде, вместе с народом, оставаясь его выразителем. Его любили за высочайшую человечность и яростную непримиримость. В нем жила та внутренняя сила, которая редко встречается во внешнем проявлении, - неоспоримая сила таланта его души.

Поэтический талант Евтушенко вдохновлял не одно поколение читателей. Трудно передать то потрясающее впечатление, какое произвела первая встреча с Евгением Евтушенко в студенческие годы в огромном актовом зале Ереванского университета. Потрясение от его личности, потрясение от поэзии. Это можно сравнить только с первым пережитым волнением от грома и вида разорванного молниями неба. Вихрь, переворот, гром, пламя - все новое, беспрецедентное, чудесное, тревожное. Нас, студентов, заполнило чувство, что в поэзии случилось что-то огромное по своему значению, какой-то художественный перелом. То, что он говорил, было необычайно ново, ярко. А его поэзия воспламеняла наши души и наши сердца. Его слова были убедительны, музыка стиха так пронзительна, а голос звенел такой вечной молодостью чувств, что казалось, мы сейчас все куда-то унесемся, в какую-то неизведанную даль.

 Евгений ЕвтушенкоЭТО БЫЛА ВДОХНОВЕННАЯ ПОЭЗИЯ, ПОЭЗИЯ БОЛЬШОГО УМА И СЕРДЦА. Читал он свои стихи по особенному торжественно и нежно, очень музыкально, и одновременно сохраняя обаяние живых, психологически насыщенных интонаций. Читал с глубокой серьезностью, так проникновенно и самозабвенно, будто творил молитву ("сначала шепотом, потом полушепотом, потом уже тихо: "любимая спи"...), но в этой серьезности не было ничего риторического. Напротив, в стихах, произносимых Евтушенко, кроме их правды, всегда был ощутим их артистизм - с блеском выраженная глубокая мысль. Кажется, такое определение точнее всего передает пафос и прелесть интонации поэта. Слушая стихи поэта в его же исполнении, мы понимали, что перед нами не чтец, поглощенный миром страстей своего лирического героя, и не поэт, так горделиво чеканящий ритм своих так счастливо и точно найденных строк. В произносимых им строчках получали выражение высокая поэзия самого живого чувства, нерасторжимая слитность волнения от живых переживаний и восторга от их творческого воссоздания. В этом синтезе человека-творца - ключ к пониманию артистизма поэта.

Прошло много лет с тех пор, когда в первый раз в его исполнении прозвучали стихи, а все еще свежи воспоминания о них, будто и впрямь время перед поэзией бессильно. Евтушенко возвратил поэзии гражданственность, завоеванную в прошлом великими поэтами-классиками. Он сумел возвысить значение поэзии в общественной жизни до государственной высоты (воистину "поэт в России больше чем поэт"). Главная тайна неувядаемости таланта поэта была в живом биении мысли, в его неуклонной способности слышать пульс времени, быть современным до последнего пульса жизни. Он был весь - порыв, весь - готовность к борьбе, собран и целен, как часть большой единой созидательной воли. На примере его творчества понимаешь, что поэт - это судьба, на которой время скрещивает все свои нервные каналы в один пульсирующий узел, связанный своими сигналами со всеми мировыми ветрами.

Следующая встреча с Евтушенко произошла в Москве, в 1974 году. На встречу с поэтом меня пригласил Геворг Эмин. Этих двух поэтов связывала большая дружба, которая длилась до конца жизни Эмина. Встреча происходила в ресторане гостиницы "Москва". У Евтушенко была особая манера общения. Он умел быть веселым, остроумным, смешным и трогательным одновременно. У него явно не было тоскливых, скучных будней. В течение двух часов я завороженно слушала поэтов, которые с увлечением спорили, обсуждали какие-то переводческие проблемы. Думаю, нет необходимости говорить, что в течение 2-х часов, что мы сидели, я из робости не произнесла ни одного слова, только по просьбе Геворга Эмина прочла стихотворение Н.Заболоцкого "Журавли". От смущения заикалась, но поэт слушал внимательно, а потом неожиданно предложил через два дня поехать всем вместе в Переделкино. К сожалению, поездка из-за болезни поэта не состоялась.

Приехав в Ереван, я позвонила Евгению Александровичу и попросила написать статью об Эмине. Каково же было мое удивление, когда через пару недель я получила письмо от Евтушенко, в котором он сообщал, что эссе об Эмине он уже написал и в скором времени я его получу. Это эссе было опубликовано в одном из номеров газеты "Коммунист", где я тогда работала, а через год - стало предисловием к сборнику стихов Геворга Григорьевича. Эссе называлось "Мысль как эмоция". Это лучший анализ, который я когда-либо читала об Эмине.

 Евгений ЕвтушенкоПО СЧАСТЛИВОМУ СТЕЧЕНИЮ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ Я ИМЕЛА ОГРОМНУЮ ЧЕСТЬ еще несколько раз встречаться с этим легендарным поэтом. В 1978 году в Ереване я получила от поэта сборник стихов "Отцовский слух", вышедший в 75-м году в издательстве "Советский писатель" с автографом поэта и надписью "... с огромной любовью к армянской земле".

С тех пор прочла все, что выходило в издательствах, с каждым годом все больше углубляясь в этот огромный океан мыслей и страстей, вспоминая слова Гете: "Чем дальше плывешь в море, тем оно глубже". "Я считаю его одним из лучших поэтов нашего времени", - писал композитор Дмитрий Шостакович, с которым поэта долгие годы связывала большая человеческая и творческая дружба.

В основе "Тринадцатой симфонии" Шостаковича лежит стихотворение "Бабий яр" Евгения Евтушенко. Как известно, в послевоенное время многое делалось для того, чтобы предать забвению Бабий яр. Сначала его превратили в свалку, потом решили срыть овраги и построить стадион. У могильника возвели многоэтажные дома - Бабий яр обживали. Требовались голоса писателей, поэтов как голоса правды.

В Киеве защитником Бабьего яра стал поэт Виктор Некрасов - писатель-фронтовик, автор одной из лучших правдивых книг о войне "В окопах Сталинграда".

Евтушенко побывал здесь в начале сентября 1961 года, в канун двадцатилетия расстрела. По его признанию, он давно хотел написать стихи об антисоветизме. Тема не была для него новой: еще в 1957 году он заклеймил черносотенцев в стихотворении "Охотнорядец". Там сразу родились первые строки: "Над Бабьим яром памятников нет. Крутой обрыв как грубое надгробье"... В Москве, завершив стихотворение, Евтушенко отнес его в "Литературную газету" и, к великой радости поэта, оно было (не без трудностей) опубликовано. Как отмечал поэт, эффект был потрясающий: одни поздравляли, другие осуждали. Среди последних - поэты А.Марков и Д.Стариков.

 Евгений ЕвтушенкоРожденная поэзией Евтушенко, музыка Тринадцатой симфонии оказала в свою очередь огромное влияние на поэта, заставившая беспощадно оценивать все сделанное:

"Поверхностность, ты хуже слепоты.

Ты можешь видеть, но не хочешь видеть.

И мы не потому ли так спешим,

Снимая внешний слой лишь на

                                       полметра,

Что мужество забыв, себя

страшим

Самой задачей - вникнуть в суть

                                       предмета".

Своеобразным продолжением Тринадцатой симфонии явилась поэма "Братская ГЭС" - гигантская панорама России. Дм. Шостакович явился крестным отцом этой поэмы.

Евгений Евтушенко был выдающимся поэтом нашего времени. Его поэзия, его мастерство как художника стали огромным фактом борьбы и эстетического воспитания нескольких поколений читателей не только России, но и далеко за ее рубежами. Его вдохновенная поэзия будет жить в веках. Он дорог тем, что всегда шел против ветра и шторма и всегда с раскрытым знаменем. Его имя всегда будет воскрешать вечную славу открывателя новых поэтических миров.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ХАЧАТУРЯНОВСКАЯ ТРИАДА
      2018-06-11 17:06
      4317

      В Национальном академическом театре оперы и балета им. А. Спендиарова проходит фестиваль балетных спектаклей А. Хачатуряна, посвященный 115-летию со дня рождения композитора.

    • "ХРУСТАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ" НА ФОНЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА
      2018-06-06 15:44
      4665

      Маэстро Константин ОРБЕЛЯН не перестает удивлять нас сюрпризами: он имеет устойчивую привычку устраивать нечто особенное, неординарное. В наше непростое в финансовом отношении время ему удается заполучить не просто именитых зарубежных солистов, но и целые коллективы.

    • ОДУХОТВОРЕННОЕ МАСТЕРСТВО
      2018-05-25 15:46
      5427

      В мастерской Фараона МИРЗОЯНА появилось панно, посвященное 100-летию Сардарапатской битвы Если бы существовал на свете прибор, определяющий, к чему человек наиболее способен, уверена, приставь этот чудесный аппарат к сердцу Фараона Мирзояна, на шкале, где обозначены все профессии, стрелка остановилась бы напротив слова "художник".          Поражает его одержимость искусством. Он живет им. Увлеченность и преданность профессии - абсолютны. Вне искусства его жизнь непредставима, хотя он не лишен той общественной жизни, которой нередко увлечен. Но вместе с тем он до такой степени готов к творчеству, что малейшего повода достаточно, чтобы возникло состояние, когда "...душа стесняется лирическим волненьем, трепещет и звучит, ищет как во сне излиться, наконец, свободным проявлением".

    • ПУТЬ НА ОПЕРНЫЙ ОЛИМП
      2018-05-23 15:50
      6691

      Она не проста. Если только ты не захочешь открыться ей навстречу. И кристально прозрачна, если ты это сделаешь. И бездонна, и тебе следует заранее согласиться с тем, что до конца ты все равно ее не разгадаешь. Замечательное свойство искусства примы Национального академического театра оперы и балета им. А.Спендиарова, лауреата международных конкурсов Анаит Мхитарян в том, что при всей незыблемой жесткости тех правил и канонов, по которым она существует, тебе дарован бесценный дар обретения смысла. Ее искусство обладает тем особым обаянием, которое несет чистая, незамутненная виртуозность.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "СТУЧАЛ Я В ТЫСЯЧУ ДВЕРЕЙ..."
      2018-05-23 15:13
      1507

      "18.05.2018 г. в Душанбе после продолжительной болезни скончался один из последних патриархов советской поэзии, автор замечательных поэм о Великой Отечественной войне ("Голоса Сталинграда", "Раненые книги", "Материнский лик" и других), лауреат Государственной премии СССР, бывший первый секретарь Союза писателей Таджикской ССР и секретарь Союза писателей СССР, народный депутат Верховного Совета СССР, поэт-интернационалист, народный поэт Таджикистана Мумин КАНОАТ.

    • ЕГО МИР ОМЫТ ДОЖДЕМ
      2018-05-16 16:09
      3596

             На 77-м году жизни ушел из жизни художник Фрэнк ГАСПАРЯН. Весть о его кончине огорчила всех, кто его знал, кто хоть раз видел его работы. А знали художника не только зрители Армении, но и всюду, где открывались его выставки - в Риге, Варшаве, Варне, Берлине, Праге, Гамбурге, Москве, в Дубае.

    • "А Я ПОЭТ И ПЕРЕВОДЧИК, НА ПЕРЕПРАВЕ ПЕРЕВОЗЧИК..."
      2018-04-25 17:29
      1594

      На днях в Центральном доме литераторов в Москве состоится юбилейный вечер Глана Онаняна. Поэт и переводчик, литературовед, философ и физик, автор десятков сборников стихов и поэтических переводов, действительный член нескольких академий отметит свое 85-летие и 70-летие творческой деятельности.

    • "МЫ СМОТРИМ В СФЕРЫ НЕДОСТУПНЫЕ, ДИВЯСЬ СИЯНЬЮ ТВОЕМУ!"
      2018-04-25 16:48
      826

      Уже начинают выходить книги, связанные с предстоящим 150-летием Ованеса Туманяна. Совсем недавно на стол читателя легла книга "Ованес Туманян в годы Первой мировой войны". Ее автор – Сусанна Ованесян. Эта прекрасно оформленная книга вышла в свет в издательстве "Гитутюн" НАН РА, при содействии Всеармянского фонда арменоведческих исследований. Издана она на русском языке (переводчик – Гурген Баренц), что, на мой взгляд, важно отметить, ибо всем своим содержанием, огромным богатством изложенных в ней фактов и событий она выходит за национальные рамки и поднимает вопросы, актуальные и в наши дни...