Последние новости

РОСТРОПОВИЧ И АРМЕНИЯ

В эти дни исполнилось 90 лет со дня рождения и 10 лет со дня смерти выдающегося музыканта Мстислава Ростроповича. Он был гордостью не только своей нации, но и всего человечества. Его имя еще при жизни было окружено легендами. Всем своим творчеством и жизнью он завоевал право на планетарную известность. Слава Ростроповича давно перешагнула границы многих стран всех континентов.

КРАСОТА ДУШИ, КРАСОТА ИНТЕЛЛЕКТА, БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ТАЛАНТ, высочайшее исполнительское мастерство, упорный, настойчивый повседневный труд во имя высокой радости, которой искусство одаривает человека, - в этом был весь Ростропович, истинный художник. В искусстве артиста было нечто завораживающее и подчиняющее слушателя: невозможно было сопротивляться обаянию его игры. Причина лежала не только в неповторимой индивидуальности артиста, но и в особом мастерстве, неразрывно слившемся с его удивительной личностью. Он требовал от себя полного, порой даже непостижимого совершенства, такого овладения авторским замыслом и изощренной формой, чтобы до слушателя доходила лишь прелестная, кристальной чистоты легкость игры.

Образ этого исключительного артиста с поразительной, поучительной судьбой никогда не изгладится из памяти тех, кто его знал, слушал его выступления, игру, которая всякий раз становилась посвящением в тайну, захватывающую дух.  Ростропович пережил все противоречия, заблуждения своей эпохи, радость творчества и несправедливость обвинений. Это пережила и его спутница жизни - великая певица Галина Вишневская. Для нас они навсегда останутся личностями, достойными особого внимания.

Юбилей Ростроповича отмечает не только Россия, но и многие страны мира. Есть повод отметить эту дату и у нас в Армении. М.Ростроповича отличал горячий интерес к нашей стране, ее культуре, к ее духовному наследию. Он охотно приезжал в Армению, где у него было немало друзей - Эдвард Мирзоян, Александр Арутюнян, Лазарь Сарьян, Арно Бабаджанян, Адам Худоян, Эдгар Оганесян, блестящий виолончелист Геронтий Талалян и другие, с кем его связывали долгие годы дружбы. Они все ощущали неповторимость личности музыканта, очень своеобразного, необыкновенно активного, все замечающего и на все реагирующего. В июле 1965 г. он писал: "В Армении, на мой взгляд, одна из сильнейших композиторских организаций. И от армянских композиторов я жду новых виолончельных произведений, которые с удовольствием включу в свой репертуар".

Как отмечал в своей книге воспоминаний Александр Арутюнян, Ростропович, назвав себя "добытчиком музыкальных произведений", остался верен своему слову: в его репертуаре появились Виолончельный концерт Арно Бабаджаняна, Виолончельная соната Эдварда Мирзояна, не говоря уже о Концерте-рапсодии Арама Хачатуряна. Соната Мирзояна прозвучала в 1973 году на авторском концерте Арама Хачатуряна в исполнении Ростроповича. Тогда же в Малом зале Армфилармонии прошел его сольный концерт, в программе которого была и соната Э.Мирзояна при участии автора.

"ПОСЛЕ КОНЦЕРТА РОСТРОПОВИЧ В АРТИСТИЧЕСКОЙ КОМНАТЕ в присутствии всех собравшихся обратился ко мне с просьбой написать для него произведение любой формы на мое усмотрение, - писал А.Арутюнян. - Предложение этого крупнейшего музыканта меня обязывало. За короткие дни пребывания Ростроповича в Ереване я успел набросать кое-какой материал для своей будущей поэмы и тут же ему показал. Материал этот он одобрил с присущей ему восторженностью... Весной 1974 года мы с женой поехали в Москву, и я забрал с собой клавир готового произведения, за исключением концовки... Спустя четыре дня Ростропович вынужден был покинуть Советский Союз. Эта печальная история хорошо известна, и я не буду на ней останавливаться. Первой исполнительницей Поэмы в Ереване стала Медея Абрамян, выступавшая с филармоническим оркестром под управлением Давида Ханджяна. Она сыграла Поэму с большим настроением и имела заслуженный успех. Особенно удачно исполнила она это произведение в Москве с Госоркестром СССР под управлением Джансуга Кахидзе..."

1965 год вошел в историю армянской музыки и благодаря другому крупному событию, когда по инициативе Ростроповича и Вишневской, Эдварда Мирзояна и тогдашнего директора филармонии композитора Владилена Бальяна в Ереване прошли Дни Бриттена в Армении. В то лето большие друзья Ростроповича и Галины Вишневской, выдающиеся мастера английского искусства композитор Бенджамин Бриттен и певец Питер Пирс решили провести свой отпуск в дилижанском Доме творчества, где родилось новое произведение Бриттена - цикл песен на стихи Пушкина. Как известно, именно для Ростроповича были созданы английским композитором Концерт для виолончели с оркестром, Соната для виолончели и фортепиано, Сюита для виолончели соло. Партия сопрано в "Весеннем реквиеме" Бриттена была рассчитана на голос Галины Вишневской, которая и приняла участие в лондонской премьере этого сочинения вместе с Пирсом, Дискау, лондонским хором и симфоническим оркестром под управлением автора.

Остроумный Адам Худоян назвал Ростроповича тяжелой артиллерией фестиваля. Он был не только инициатором, но и душой музыкального праздника в Ереване. На все хватало у него времени: выступать в сольном концерте, аккомпанировать Галине Вишневской, участвовать в ансамбле с Бриттеном и Пирсом, рассказывать в Доме композиторов о творческом пути английского певца, побывать с гостями в Матенадаране, выполнять обязанности переводчика. В дни фестиваля английские гости знакомились с творчеством армянских композиторов - А.Бабаджаняна, Э.Мирзояна, Л.Сарьяна, А.Арутюняна, А.Худояна и других.

НЕ МЕНЕЕ ПАМЯТНЫ И ГАСТРОЛИ РОСТРОПОВИЧА В АРМЕНИИ В СЕРЕДИНЕ 70-Х ГОДОВ. Тогда мало кто мог предвидеть, что выдающийся артист, ведущий жизнь нараспыл, участвующий в судьбах десятков людей ("если кто просит, как не помочь"), окажется на долгие годы отлученным от собственной страны. Но и тогда не прекращались связи Ростроповича и Вишневской с армянскими артистами и композиторами, не ослабевал интерес к нашей стране. Яркое свидетельство того - десятки благотворительных концертов во Франции, Англии и других странах, которые дали Ростропович и Вишневская, все средства от которых были перечислены в Фонд помощи пострадавшим от землетрясения в Армении.

Однажды Эдвард Михайлович Мирзоян позвонил мне и сообщил, что у него есть ксерокопии всех афиш и программок благотворительных концертов Ростроповича и Галины Вишневской, которые они дали в разных странах в помощь пострадавшим. Когда я пришла к композитору, папка с программами и множеством рецензий на английском и французском языках лежала уже на столе. На одной из афиш рукой Ростроповича написано: "Люди с большим сердцем всегда и везде объединялись, когда нужно было помочь нашим сестрам и братьям, терпящим бедствие. Цель моего концерта - оказать помощь оставшимся сиротам, инвалидам и людям, лишенным крова. Эта помощь должна быть оказана скоро..." Все, что сделано этими выдающимися артистами - Галиной Вишневской и Мстиславом Ростроповичем, - никогда не сотрется из памяти армян. 

Об искренней любви армянских коллег к Ростроповичу говорит и фильм, снятый по инициативе Эдварда Мирзояна нашими документалистами, запечатлевший встречу знаменитых артистов в московском аэропорту при возвращении на родину, затем концерты в Москве, беседу с ними, теплые слова благодарности, высказанные Эдвардом Михайловичем в адрес Вишневской и Ростроповича, и ответное слово самого артиста. Вроде бы немудреный видеоряд, но говорит он о многом: не часто на телеэкране бывает такая степень искренности, особенно в документальных лентах, посвященных "небожителям".

НЕ МНОГИЕ, ОЧЕВИДНО, ЗНАЮТ, ЧТО ОДНО ИЗ СВОИХ ЛУЧШИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ - Сонату для виолончели и фортепиано  Эдвард Мирзоян написал "под давлением" Мстислава Леопольдовича. Об этом живо, с увлечением и с великолепным чувством юмора рассказал мне в присутствии своей жены Елены Мамиконовны композитор. Об истории создания сонаты подробно рассказано и на страницах его книги "Фрагменты".

Соната была исполнена 11 ноября 1968 года. "Когда в перерыве концерта я пришел в артистическую, Слава, пару раз поклонившись публике, бросил мне: "Пошли в класс!" "Должно быть, хочет лишний раз проиграть трудные места", - подумал я. Слава уселся за стул - и "поехали!" Я начал с самого вступления. Не останавливаясь, мы сыграли 1-ю и 2-ю части. Доиграв сонату до конца, Слава прямо из класса направился на эстраду. Я - за ним. Переполненный зал встретил нас аплодисментами. Я подумал: "Вот нахал! Как же я отважился выйти с Ростроповичем на исполнение!" Сел за рояль... с первых же аккордов погрузился в музыку. Прием зала был исключительно теплым, после него пошли закулисные поздравления".

...Сейчас ни автора сонаты, ни ее исполнителя нет уже с нами. Но, однажды войдя в нашу жизнь, они остались в ней навсегда. А в последующих поколениях останется след их великой дружбы.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ ПАМЯТИ
      2017-04-24 13:12
      698

      Трудно поверить, что в наше, весьма непростое время есть люди, в чьих душах живет мир, кто несет в себе живую связь, преемственность поколений, помогает человеку ощущать родство с народом и надежду на будущее. Они, конечно же, видят все, что происходит вокруг, не могут остаться равнодушными к вспыхивающим на нашей планете очагам вражды. Но, сохраняя в себе гармонию (поверьте, это им дается нелегко), они тем не менее несут в себе боль своих предков, никогда не забывая о том, что было в самом начале XX века. Ведь они внуки и правнуки тех, кто прошел все круги ада, пережил Геноцид, исход из родных мест...

    • ЗВЕЗДНЫЙ ПУТЬ
      2017-04-19 16:19
      4907

      К 30-летию творческой деятельности Асмик ПАПЯН Звезда Асмик Папян вспыхнула рано: едва начав свою  творческую деятельность, певица завоевала признание не только в  Армении, но и в Европе. Когда она на сцене, это всегда событие, явление  в  истории  армянского и мирового  вокального  искусства. И явление  это  уникально, оно стоит особняком, как и сама личность артистки. Это всегда  сильное  впечатление, которое  нужно  пережить. 

    • ПОЭТ ПРОМЕТЕЕВОЙ ПРИРОДЫ
      2017-04-10 15:20
      5594

      Не стало Евгения Евтушенко В Переделкино литературная общественность прощается с самым замечательным поэтом второй половины XX и начала нового столетия Евгением Евтушенко. Его оплакивает не только Россия, но и все страны бывшего Союза и за рубежом. Потому что он - поэт большой международной значимости, поэт эпохи, занесенный в историю мировой поэзии в графу, выделенную для личности такого масштаба, как он, Евтушенко.

    • ГЕВОРГ АКОПЯН НА СЦЕНАХ МИРА
      2017-04-07 15:24
      6979

      Он только артист. И этим все сказано. Солист Национального академического театра оперы и балета Геворг Акопян странным образом избежал соблазнов и искушений своих коллег - не пытается ставить спектакли, руководить театром, не занимается бизнесом. Он просто поет. Впрочем, это утверждение не совсем верно. Нет, он-то как раз очень серьезный, порой непредсказуемый певец-зеркало. В том смысле, что зачастую весь спектакль воспринимаешь через его персонаж, в глазах которого, мимике, пластике, мгновенных реакциях отражается все, что происходит на сцене.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КУДЕСНИК РИНГА
      2017-04-24 16:08
      112

      24 апреля исполнилось бы 85 лет величайшему боксеру современности Владимиру ЕНГИБАРЯНУ 24 апреля 1932 года в Ереване в семье иджеванцев Николая и Арусяк Енгибарянов родился четвертый ребенок, которого назвали Владимиром. Этому младенцу предстояло прославить род Енгибарян, свою родину и весь армянский народ. Посвятив свою жизнь боксу, Владимир Енгибарян стал настоящим кудесником ринга. Единственным армянским боксером, завоевавшим золотую медаль на Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне. 

    • МУЗЫКАЛЬНОЕ "ВОЗРОЖДЕНИЕ":
      2017-04-24 15:46
      120

      3000 музыкантов в Гюмри В эти апрельские дни в Гюмри стартовал IX Международный фестиваль - конкурс музыкантов-исполнителей "Возрождение". Каждый год он посвящается значимым для нашей страны событиям. В этот раз он проходит под знаком 25-летия установления дипломатических отношений Армении с рядом дружественных стран - с Россией, Францией, Германией, США, Китаем и другими, а также 20-летия основания филиала Ереванской государственной консерватории в Гюмри.

    • ПРОРАБОТАНА КОНЦЕПЦИЯ ВЫСТАВКИ
      2017-04-21 16:44
      593

      Картинная галерея готовится к 200-летию Айвазовского 29 июля 2017 года – знаменательная дата в календаре. В этот день двести лет назад родился выдающийся маринист, баталист, коллекционер, меценат, академик и почетный член Императорской академии художеств России, почетный член академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте Ованес Айвазовский. 

    • К 100-летию РА и героических майских сражений
      2017-04-21 16:41
      272

      В Армении создана госкомиссия по организации мероприятий, посвященных 100-летию РА и героических майских сражений