ЗВЕЗДНЫЙ ПУТЬ
К 30-летию творческой деятельности Асмик ПАПЯН
Звезда Асмик Папян вспыхнула рано: едва начав свою творческую деятельность, певица завоевала признание не только в Армении, но и в Европе. Когда она на сцене, это всегда событие, явление в истории армянского и мирового вокального искусства. И явление это уникально, оно стоит особняком, как и сама личность артистки. Это всегда сильное впечатление, которое нужно пережить.
СУДЬБА НАГРАДИЛА ЕЕ РЕДКИМ, МОЩНЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ ДАРОМ, ИНТЕЛЛЕКТОМ, который руководит ее беспримерно целеустремленной художественной деятельностью. Асмик произвела переворот в исполнительской эстетике, заявила об утверждении новых ценностей в оперном искусстве, новых критериях красоты.
Это она подтвердила и совсем недавно на сцене Национального академического театра оперы и балета им. Спендиарова, выступив в заглавной роли в опере "Тоска" Дж. Пуччини. Этим спектаклем театр отметил юбилей замечательной певицы. "Тоска" - одна из самых любимых и публикой, и деятелями театра опер. Она обошла все сцены мира и на сегодняшний день одна из самых исполняемых. Со дня премьеры в нашем театре (октябрь, 2016г.) спектакль в постановке режиссера Наире Степанян , дирижера Джанлуки Марчиано (Италия), художника-сценографа Аветиса Барсегяна захватывает девятым валом истинно музыкального потрясения. Он действительно вдохновенен и воспринимается как праздник музыкально-театрального искусства. И замечательно, что именно этим спектаклем был отмечен тридцатилетний яркий путь артистки.
Спектакль далек от минимализма, насыщен режиссерскими находками и – что, может быть, даже важнее – абсолютно свободен от благоговейно-созерцательного пиетета перед классикой, хотя и нет никаких особых вольностей. Сложная, изысканная партитура, требующая от каждого оркестранта мастерства солиста, а от певцов, помимо музыкальности, и великолепного вокала, и драматических данных, была исполнена с замечательным попаданием в стиль, с той интонационной пластичностью звуковых линий, мягкостью колорита, обилием нюансов, с тем особым поэтическим флером, которых и требует эта красивая музыка.
Музыка Пуччини придает плоть и кровь мелодраматическим образам. Страстная, порывистая, неукротимая Тоска, благородный, мужественный, романтически мечтательный Каварадосси (Саркис Агамалян), злобный, коварный и жестокий Скарпия (Давид Бабаянц) - три ярких образа, выразительно воплощенных в музыке.
АСМИК ПАПЯН В РОЛИ ТОСКИ - ПОДЛИННОЕ УКРАШЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ. Исполнительский стиль певицы впитал лучшие черты современного оперного искусства выдающихся мастеров, которые превратили оперный театр в осмысленное динамичное действо. Ее голос звучал красиво и вдохновенно, сливаясь с взволнованной кантиленой итальянской музыки. Сложная жизнь человеческой души как бы заново рождалась в известных всему миру ариях. Отмеченная даром жить эмоцией, вызывать великое волнение души, певица достигает высот мастерства. Тончайшие изгибы мелодии Пуччини с ее выразительными и скользящими интонациями звучат пластически причудливо. Случайно появляется облачко гнева, и лицо актрисы принимает строгое выражение, в глазах загораются злые огоньки. Пуччиниевская мелодия - пленительная, прозрачная, у Асмик полна энергии и красоты молодой и сильной страсти.
Певица верна себе в каждой арии: какой бы выразительностью ни отличались фиоритурные пассажи ее голоса, в пении всегда ощущается сердечная теплота, умение по-своему одушевлять звук, что помогает ей выразить самые тонкие нюансы человеческой психологии. Любая ария в ее исполнении драматична. Причем она никогда не закрепляет жест, поворот, взгляд - все каждый раз рождается заново. А в памяти остаются, пожалуй прежде всего озарившее актрису трагическое вдохновение, горящие глаза, напряженная пластика воздетых рук. И главное - движение души , то едва уловимое и затаенное, то экстатическое. В "Тоске" Асмик выкладывается полностью, отдав образу все свои чувства, индивидуализировав хорошо знакомую всем роль, отождествляя себя с трагической героиней. Театральная иллюзия создается из реальности столь глубоко прочувствованной, что она на самом деле становится истиной. Ее облик , ее прекрасные черты (на сцене она бесподобна), ее лебединое бесстрашие являются настоящим чудом в наш такой несентиментальный век.
…Почти три десятилетия прошло с того дня, когда впервые прозвучал голос Асмик Папян на сцене Варшавского оперного театра. Это был спектакль " Норма ", где солистка нашей оперы должна была выступить вместо заболевшей примы. Эту партию Асмик еще ни разу не пела, хотя и разучивала ее. Ей пришлось рискнуть, и через 5 дней она выступила в спектакле. Руководство театра не ошиблось: успех превзошел все ожидания. Именно этому спектаклю суждено было стать стартом феерической карьеры певицы. Потом были приглашения в Бонн, где ей довелось выступать с такими знаменитостями, как Доминго, Джакомини и другими.
Не прошло и трех лет, как о блистательных вокальных данных артистки, мощи и красоте ее сопрано заговорили все знатоки вокала. Она по праву вошла в элиту мирового вокального искусства. Конечно, основания для этого есть. За эти три десятилетия она доказала, что не так уж много певиц, способных соперничать с ней в интерпретации опер Верди. В ее репертуаре – все ведущие сопрановые партии великого композитора – Елизавета ("Дон Карлос"), Эльвира ("Эрнани"), Амелия ("Симон Бокканегра"), Аида, Леонора ("Трубадур"), оперы Моцарта, Пуччини, Беллини. В ее репертуаре около четырех десятков партий, к тому же она участвует и в исполнении вокально-симфонических произведений, в том числе и "Реквиема" Верди.
КРОМЕ ГОЛОСА В АСМИК ПОКОРЯЕТ И ДРУГОЙ ДАР - АРТИСТИЗМ, который чудесном образом преобразует певицу то в порывистую Флорию Тоску, то в страстную, страдающую жестокую Норму, то в нежную Донну Анну. Здесь нет особого перевоплощения - она всегда остается собой. Это просто открытие в глубине души тех страстей, которыми охвачены ее героини.
И все же партия Нормы у Асмик на особом месте. Блистательный трагический образ, в котором дарование певицы раскрылось с художественно исчерпывающей достоверностью, принес певице славу. О феноменальном успехе Асмик в этой роли свидетельствует и многочисленная пресса Америки после премьеры спектакля в Вашингтонской опере, где Асмик выступила по приглашению Пласидо Доминго. Самые авторитетные критики назвали ее "божественной", "великолепной", причислив ее к одной из лучших исполнительниц этой роли. Асмик сумела стать своего рода эталоном "звезды", не потеряв при этом искренности, теплоты, отзывчивости.
Где бы ни выступала, каждый концерт или спектакль, в которых она участвует, превращается в крупное художественное событие, которое долго и горячо обсуждается, порождая жаркие споры, вызывая противоречивые оценки. Споры о ее интерпретациях неизбежны и вполне объяснимы: новые концепции не могут быть безоговорочно приняты всеми. И правильно замечено: "…только то в исполнительском искусстве имеет цену, что дискуссионно…" Это в полной мере относится и к Асмик.
Целеустремленная деятельность певицы всегда одухотворена идеей просветительства. Она последовательно пропагандирует армянское искусство и на Родине, и за рубежом. В ее программах звучат редко исполняемые произведения армянских авторов. В них она стремится раскрыть тот высокий духовный потенциал, который отличает армянскую музыкальную классику. Ведь именно Асмик вместе с замечательным пианистом Варданом Мамиконяном осуществила запись произведений Комитаса, которые она отыскала в архивах Берлина. Диск с записью этих сочинений – один из исполнительских шедевров. Она не устает просвещать, казалось бы, самую продвинутую публику Еревана и неизвестными или малоизвестными сочинениями западных авторов. И всегда, в любом концерте – полная отдача всех душевных сил, всего мастерства.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-04-24 11:22
Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…
-
2024-04-22 11:41
Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.
-
2024-04-17 12:20
Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.
-
2024-04-15 11:01
К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без волнения и большой человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И даже сейчас, хотя с момента его ухода прошло уже столько лет. Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо Сагиян и при жизни стоял особняком среди личностей в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2021-06-01 10:06
К 30-летию со дня смерти Даже то, которое нельзя зафиксировать и передать поколениям, оно живет все равно - живет в благодарных воспоминаниях, в памяти тех, кто ее видел и слышал. Сегодня, 1 июня, день рождения народной артистки РА Лусинэ ЗАКАРЯН.
-
2021-01-06 10:16
Держу в руках совсем свежую книгу "Не петь я не мог", на почти 500 страницах которой вся жизнь известного армянского певца, заслуженного артиста Армянской ССР Эдуарда Багдасаряна. Издание захватывает с первых фраз, унося вглубь прошлой эпохи и рассказывает об уникальной судьбе зангезурского мальчика, преодолевшего многое и добившегося больших высот благодаря природному таланту, вовремя улыбнувшейся фортуне, встрече с прекрасными людьми и огромной любви к певческому искусству.
-
2020-12-12 10:31
Еще одна потеря безжалостного 2020-го года. Еще одним великолепным артистом и хорошим человеком меньше. Не стало народного артиста РА, солиста Национальной академической капеллы Армении, замечательного педагога Альберта ХАЧАТРЯНА. Он был братом народного художника республики, члена-корреспондента Академии [удожеств России Рудольфа Хачатряна, отцом известной певицы Вардуи Хачатрян.
-
2019-09-10 13:15
21 сентября, в День независимости Республики Армения, группа армянских школьников отправится в Москву, где примет участие в международном музыкальном телевизионном конкурсе "Во весь голос!" В российской столице к четверке из Еревана присоединятся еще двое юных соотечественников, и уже в полном составе команда певцов представит родную страну на престижном конкурсе. А пока в ереванском Российском центре науки и культуры участники из Еревана и локальный координатор проекта Сусанна Барсегян выступили с пресс-конференцией и рассказали, как шла подготовка к популярному мероприятию.