Последние новости

"АРЦВАБУЙН" СДАЛ ЭКЗАМЕН КАРАБАХУ

В рамках "Культурной остановки" сундукяновцы выступили в Арцахе и Сюнике

С 6 по 11 апреля в рамках программы Министерства культуры "Культурная остановка" Национальный академический театр им. Г. Сундукяна показывал свою последнюю премьеру, спектакль "Арцвабуйн" ("Орлиное гнездо"), поставленный по пьесе Г. Бегларяна Давидом Арутюняном, в Арцахе и Сюнике. Спектакль о Карабахской войне предстал перед теми, кто находится на самом переднем ее рубеже.

СПЕКТАКЛЬ "АРЦВАБУЙН" - САМАЯ РЕЗОНАНСНАЯ ПРЕМЬЕРА НАЦИОНАЛЬНОГО театра последних лет. Неудивительно. Ведь спектакль о войне. О нашей войне. О наших героях. О нашей доблести и чести. О нашей боли. А еще неудивительно, что, составляя график программы "Культурная остановка", программы "столица - регионам", ее инициаторы сочли, что "Арцвабуйн" среди первых должны увидеть те, кому он посвящен в первую очередь. И в маршруте турне спектакля первой оказалась самая горячая высота - Арцах. Туда и направилась группа создателей и участников спектакля во главе с заместителем директора Национального театра Нелли Шахназарян.

"В Степанакерте нам предстояло играть в зале на 450 мест Дворца культуры и молодежи НКР. Распространением билетов мы не занимались, так что легкое беспокойство было, но аншлаг был полный. У нас была особенная ответственность, которую ощущали все - от режиссера до рабочих сцены. Играть спектакль об Арцахской войне в Арцахе! К тому же после 1977 года Национальный театр не был в Степанакерте, и нам предстояла встреча после 40 лет разлуки. А тут еще "сюрприз" - Джульетте Степанян, исполнительнице центральной роли в спектакле, в день приезда стало настолько плохо, что ее на "скорой" доставили в больницу. Всю ночь мы провели в стрессе - что будет с Джулей, завтра спектакль! - рассказывает Нелли Шахназарян. - Слава богу, все обошлось, а назавтра нас ждал полный зал, в котором присутствовали спикер парламента НКР Ашот Гулян, министр культуры Нарине Агабалян. Я выступила перед открытием занавеса, сказала, что это спектакль о нашей войне, дань памяти наших отцов и братьев. Еще пришлось объяснять, что спектакль несколько переформатирован в плане декораций и света, но таковы уж условия региональных залов. Тем не менее прием был просто фантастический - ведь со сцены со зрителем говорили об их боли, их горестях и радостях. Такой звенящей тишины на спектакле мне давно не доводилось слышать. И ребята в этот день играли так, как не играли никогда. О Джуле Степанян и говорить нечего - она была национальным героем Карабаха. Ей просто шагу не давали ступить на улицах, подходили общались, объяснялись в любви. О финальной овации рассказывать не буду, скажу только, что в какой-то момент была вынуждена сказать, чтобы дали занавес. Было впечатление, что эта овация никогда не кончится... Я давно не видела наших актеров такими окрыленными. Сколько цветов они получили! Вообще впечатления потрясающие, и не только от самого спектакля. Степанакерт сияет такой чистотой, как Швейцария, просто вылизанный, уютный город. Наша гостиница располагалась далеко от центра, так что с полным основанием могу заявить, что ухоженностью сверкает не только сердце города. Не была там после 2008 года, так что такое преображение меня особенно поразило. Красота и какой-то покой. Мы всей группой ходили на их Ераблур - отдать долг павшим. То же самое мы сделали в Капане - не только пошли к памятнику-комплексу Гарегину Нжде, но посетили кладбище тех, кто погиб в Арцахской войне. 366 человек только капанцев! И такие по-европейски сдержанные надгробия, одинаковые - здесь все равны. И фотографии на каждом камне. Так больно смотреть - молодые, все как на подбор красивые. Мне кажется, наши молодые актеры надолго запомнят это посещение, как и всю поездку, которая стала для них экзаменом, а они его с честью выдержали".

РЕЖИССЕР СПЕКТАКЛЯ ДАВИД АРУТЮНЯН БЫЛ НА ОСОБОМ ВЗВОДЕ ПЕРЕД ВЫЕЗДОМ. Недавняя ереванская премьера прошла на ура, успех хотелось повторить, а тут, дома, остается большая часть декораций, о выразительном свете и прочих спецэффектах приходится забыть...

"Естественно, пришлось многое менять, и спектакль стал в принципе актерским. Но он не утратил своего смысла, своей позиции, своей силы. Играть его на земле Арцаха не просто ответственно. Между собой мы все время говорили: "Если Степанакерт примет "Арцвабуйн", значит, его можно играть в любом уголке Армении. Откровенно говоря, доля страха присутствовала, мы все были очень напряжены. Ведь тамошний зритель очень дотошен, он требует почти документальной точности. С другой стороны, зритель оказался достаточно театральный, понимающий, что значит условность. Откровенно говоря, мы даже не рассчитывали на такой прием! От начала до конца в зале стояла такая тишина, что просто мороз шел по коже. В Ереване публика аплодирует на актерские выходы - здесь этого не было. Было невероятное, напряженное дыхание зала. В антракте ни один человек не двинулся с места - все, замерев, ждали продолжения. А то, что произошло в финале, я даже описать не могу! Шквал эмоций и энергии, который шел от зала и словно всех нас пригвоздил к заднику! Лично я никогда не выходил на такой поклон - когда, с одной стороны, конечно, очень приятно, а с другой - в этот момент чувствуешь себя каким-то маленьким и осознаешь что-то, для чего, наверное, и существуют такие минуты. Когда перед тобой проходит крупным планом лицо каждого зрителя - стариков, молодых.

А потом был еще второй катарсис. У нашего актера Артура Арутюняна в апрельской войне погиб близкий друг. Его хорошо знали в Степанакерте, относились с большим уважением, когда Артур назвал его имя, Норайр Аджинян, весь зал встал аплодировать. Автор пьесы Грач Бегларян написал стихотворение в его память, которое Артур читал со сцены. Это был второй девятый вал эмоций... Мы привезли большое количество видеоматериала, из которого хотим сделать документальный фильм об этой поездке", - рассказывает Давид Арутюнян.

 В рамках 'Культурной остановки' сундукяновцы выступили в Арцахе и СюникеЖЕЛАНИЕ СОЗДАТЕЛЕЙ СПЕКТАКЛЯ ПОНЯТНО. ВЕДЬ ОНИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОДЕРЖАЛИ ПОБЕДУ. В упоении которой забывается множество сопутствующих напрягов. И не только поездка по серпантину из Гориса в Капан в полном молоке тумана. Техническая невозможность показать полноценный спектакль. "Демократический стандарт" на билет в 300 драмов, имеющий и обратный эффект: "хорошая вещь триста драмов стоить не может" и прочее, и прочее...

"Зал в Степанакерте был на 450 мест, так что многим не удалось попасть на спектакль, - говорит режиссер "Арцвабуйна". - К тому же какие-то люди потом говорили, что не пришли потому, что цена на билет ничего хорошего не предвещала. Так что нас просили приехать снова, убеждали, что если мы сыграем "Арцвабуйн" еще несколько раз, все время будет аншлаг. Мужчины, участвовавшие в войне, поднялись на сцену, со слезами на глазах обнимали наших актеров. "Мысленно мы оказались в том времени, снова встретились с погибшими товарищами". Потом многие приходили в гримерки - их глаза, их эмоции, слова, которые довелось от них услышать... "Приезжайте еще, мы обязательно придем..." Спектакль действительно оказался там нужным - он о многом напомнил, заполнил какую-то нишу. Уже не говоря о том, насколько нужной оказалась эта поездка для нас".

После того как сундукяновцы "взяли" непобедимый Арцах, страх во многом отступил и они с точностью повторили успех в Горисе и Капане. В Капане также играли во Дворце культуры - залы региональных театров мест на двести не подходят для именитых гастролеров, которые зовут только на одно представление. Несмотря на жуткий холод, пришлось задействовать даже балконы капанского ДК, которые не открывались после развала СССР. И овации были такими же нескончаемыми, как в Арцахе, и слезы в глазах зрителя - такими же искренними.

"Во всех трех городах, где нам довелось выступить (в Степанакерте, Капане, Горисе), были полные залы и глаза, полные слез. Это такие эмоции, которые невозможно подделать. И это при том, что спектакль шел как бы не в полном формате. И отсюда возникает естественное желание - конечно, очень бы хотелось, чтобы во всех наших городах, а не только в столице здания театров привели в должное состояние. Чтобы светозвуковая база соответствовала современным стандартам - не думаю, что это требует каких-то фантастических затрат. Тогда и спектакли можно будет показывать полноценными, что ли. Думаю, тот удивительно восприимчивый зритель, с которым нам довелось встретиться, этого заслуживает", - считает Давид Арутюнян.

Переоснащение региональных театров - задача на будущее, которую вряд ли возможно реализовать в рамках "Культурной остановки". Ведь эта программа сама позиционирует себя мониторингом культурной жизни провинций с целью ее дальнейшего преобразования. В свою очередь участники программы "опытным путем" обнаруживают позиции, коррекция которых усовершенствовала бы инициативу Министерства культуры.

"КУЛЬТУРНАЯ ОСТАНОВКА" - ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА, НО МНЕ КАЖЕТСЯ, что ей немного не хватает маневренности, - говорит Нелли Шахназарян. - Хотелось бы, чтобы организаторы гастролей были свободнее в своем выборе, без этого - все едут, все билеты по одной цене, сроки и количество спектаклей заранее запланированы сверху. Вот я сейчас вернулась очень воодушевленной и думаю, почему бы не организовать показ "Арцвабуйна" в Ноемберяне? Приграничный район. Уверена, что и там спектакль примут просто великолепно. Так что буду над этим работать".

Вот видите! Оказывается, заразителен не только дурной пример. В любом случае, "Культурная остановка" завоевывает все большие территории. По крайней мере зрители Арцаха и Сюника наверняка благодарны ей так же, как создатели спектакля "Арцвабуйн".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КАПИТАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ. А ОКУЛЬТУРИВАНИЕ КАПИТАЛА?
      2017-07-26 16:11
      7797

      Станет ли взаимодействие взаимовлиянием? Государственный драматический театр им. Ов. Абеляна города Ванадзора теперь будет иметь совет попечителей. Инициатива создания такого совета, в который войдут и корифеи культуры, и представители крупного бизнеса, принадлежит новому и молодому директору театра и находит, а точнее, уже нашла поддержку в Министерстве культуры РА. Все к обоюдному удовольствию – государство стремится минимизировать свои затраты на культуру, театр – выжить и не утратить лица.

    • ЗАРЯДИЛИСЬ НА 100 ПРОЦЕНТОВ!
      2017-07-25 12:17
      8220

      После режиссерской лаборатории Чеховского фестиваля В Москве завершился XIII, юбилейный - существует уже 25 лет - Международный театральный фестиваль им. Чехова, в рамках которого состоялась очередная Лаборатория молодых режиссеров стран Содружества, Балтии и Грузии, организованная Международной конфедерацией театральных союзов под эгидой и при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств СНГ. Наши молодые режиссеры - постоянные и активные участники этой лаборатории, которая, по их собственному признанию, дает огромные импульсы и помогает нащупывать новые пути.

    • "100 СПАРТАНЦЕВ",
      2017-07-12 15:49
      6059

      или Воспитание капитализацией Если верить историкам, в древней Спарте едва родившегося на свет младенца мужского пола бросали в воду. Не выплывет – туда ему и дорога. Выплывет – его счастье. Времена были постпервобытные, дикие, лакедемоняне нуждались в воинах. В таком вот жестоком горниле ковались несгибаемые спартанцы… 

    • ЖИЗНЬ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН – ПРОКЛЯТИЕ ИЛИ ПРОРЫВ?
      2017-07-07 15:10
      3051

      Новый этап в истории Национального театра Кажется, пора бы уже остановиться, но нашему искусству вновь придумали жизнь "в новых реалиях", обеспечив ему очередную борьбу за выживание. Чтоб не расслаблялось?..                На прошлой неделе в Национальном академическом театре им. Г.Сундукяна произошло сразу два события, которые должны изменить жизнь alma mater, и, следует надеяться, изменить к лучшему. Главный драматический театр страны обзавелся новым директором и новой экспериментальной малой сценой.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • МОЯ СУНДУКЯНОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
      2017-07-28 13:58
      6697

      Каждый раз, когда я мысленно приезжаю в Ереван, первым долгом иду в парк 26 Комиссаров, где больше века находится настоящий храм искусства - Академический драматический театр имени Габриела Сундукяна. Стою у входа и тихо, почти шепотом, говорю: "Остались ли мои ровесники, которые вместе со мной могли бы разделить то чувство, которое мы испытывали, с трепетом ожидая открытия занавеса?" 

    • КАПИТАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ. А ОКУЛЬТУРИВАНИЕ КАПИТАЛА?
      2017-07-26 16:11
      7797

      Станет ли взаимодействие взаимовлиянием? Государственный драматический театр им. Ов. Абеляна города Ванадзора теперь будет иметь совет попечителей. Инициатива создания такого совета, в который войдут и корифеи культуры, и представители крупного бизнеса, принадлежит новому и молодому директору театра и находит, а точнее, уже нашла поддержку в Министерстве культуры РА. Все к обоюдному удовольствию – государство стремится минимизировать свои затраты на культуру, театр – выжить и не утратить лица.

    • Министр: В Ереванском русском театре будет открыта библиотека с книжным магазином и кафе
      2017-07-26 11:15
      638

      В здании Ереванского государственного русского  драматического театра имени Станиславского будет открыта  библиотека с небольшим пунктом отдыха, в том числе кафе. Об этом в беседе с корреспондентом Новости Армении – NEWS.am заявил министр культуры Армении Армен Амирян. 

    • ЗАРЯДИЛИСЬ НА 100 ПРОЦЕНТОВ!
      2017-07-25 12:17
      8220

      После режиссерской лаборатории Чеховского фестиваля В Москве завершился XIII, юбилейный - существует уже 25 лет - Международный театральный фестиваль им. Чехова, в рамках которого состоялась очередная Лаборатория молодых режиссеров стран Содружества, Балтии и Грузии, организованная Международной конфедерацией театральных союзов под эгидой и при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств СНГ. Наши молодые режиссеры - постоянные и активные участники этой лаборатории, которая, по их собственному признанию, дает огромные импульсы и помогает нащупывать новые пути.