Последние новости
0

ТЕ, КТО ВЫЖИЛ

Иноверные армяне Турции

Тема иноверных армян, особенно криптоармян и исламизированных армян, сложна и глубока, и уходит корнями по меньшей мере к началу XIX века, к страницам трагической истории нашего народа, к политике османского, младотурецкого и кемалевского правительств, направленной на полное истребление армян - как физически, так и духовно.

В период Геноцида армян турецкое правительство осуществляло политику насильственной исламизации армянских женщин и детей. Десятки тысяч девушек и молодых женщин были похищены турками и курдами, стали их рабынями, приняли ислам, чтобы избежать депортаций и резни, спасались бегством, ища укрытия в курдских и алавитских деревнях.

 Иноверные армяне ТурцииЧТО ПРОИЗОШЛО ДАЛЬШЕ С ЭТИМИ УЦЕЛЕВШИМИ ЖЕРТВАМИ ГЕНОЦИДА?

Абсолютно прав был Грант Динк, когда повторял: "Мы говорим о тех, кто был уничтожен в 1915 году, давайте же лучше вспомним о тех, кто выжил?" А недавно опубликованные в Akunq.net османские документы, обнаруженные в архивах американцем Геворгом Акопяном, где министр внутренних дел Турции Талаат-паша дает указания по претворению в жизнь политики исламизации в отношении армян, в очередной раз подтверждают преступный курс турецкого правительства. За последние годы таких документов и свидетельских показаний потомков жертв Геноцида армян обнаружено и опубликовано тысячи. Это при том, что еще не открыты секретные архивы турецкого государства.

Истерзанные душой и телом, оставшиеся в живых люди пережили ад. Достойны упоминания их дети и внуки, которые более не хотят скрывать свои армянские корни. Они могут лишиться работы или средств к существованию, даже жизни, просто за осознание своей идентичности. В качестве примера масштабов расизма и дискриминации в Турции можно упомянуть, что член парламента от ультранационалистической оппозиции несколько лет назад обвинил турецкого президента Гюля в том, что его семья имеет армянские корни.

Тайна армянских корней в третьем или четвертом поколении после Геноцида может громко заявить о себе. По результатам неофициальных опросов, проведенных в Западной Армении, каждый третий назвал одну из своих бабушек армянкой. Этот факт, скрываемый до недавнего времени, теперь ясно показывает, что новое поколение пытается выявить свою армянскую идентичность.

Криптоармяне, скрывая свою идентичность, не только продолжают втайне придерживаться некоторых национальных и религиозных обычаев, но и стремятся брать в жены или выходить замуж за таких же, как они. Причем при заключении подобных браков на второй план отодвигаются возрастные, классовые, социальные и другие различия. Эту традицию они стараются сохранить также в Европе.

Не случайно, что распространенный среди криптоармян обычай заключения внутриобщинных браков заинтересовал также турецких ученых. Детально изучив родословные верообращенных армян, они выявляют факты, доказывающие, что зачастую и, разумеется, не случайно заключаются браки между поколениями криптоармян.

Как правильно отмечает историк Мартик Гаспарян в своей книге "Тучи не могут долго скрывать солнечный свет", армяне, скрывающие свое происхождение, стали головной болью турецких националистов. Им кажется, что в "нужный момент" криптоармяне способны чуть ли не парализовать Турцию.

В ПРЕДДВЕРИИ 2015 ГОДА ИСТЕРИЯ ПРИДВОРНЫХ ИСТОРИКОВ ДОСТИГЛА АПОГЕЯ, что вызвало большой резонанс в турецких СМИ, в политических и научных кругах. В частности, по словам одного из них, историка Юсуфа Галачоглу, курды-алеви являются сменившими веру армянами, которые приняли ислам и сменили свои имена, дабы спастись от "переселения 1915 г.". Как утверждает вышеназванный фальсификатор истории, он имеет сведения о 100 тысячах армян: их прежние армянские имена, турецкие имена, место жительства и т.д.

Защищая точку зрения Галачоглу, историк Абдурахман Кутюк, подтверждая, что факты смены вероисповедания действительно имели место, добавил: "В Киликии случаи смены веры армянами были зафиксированы в 1909 и 1915 годах". Только лишь эти даты уже свидетельствуют, что случаи смены веры непосредственно связаны с погромами киликийских армян в 1909 году и Геноцидом армян в 1915 году.

Возвращаясь же к вопросу существования сменивших веру армян в среде курдов-алеви и зазов, отметим, что есть подтверждающие это факты, и во времена геноцида множество армян действительно нашли убежище у дерсимских алеви. У дерсимских алеви до сих пор распространено выражение "армянин нашего дома", что можно воспринять как прямое свидетельство и память о том, что в своих домах они дали приют армянам.

Известно, что турецкое правительство регистрировало исламизированных армян определенной системой нумерации для того, чтобы упростить их тайную идентификацию. В списках они отмечали каждую деревню и армянский клан, которые были насильно исламизированы с начала XIX века и которым удалось пережить геноцид.

Сбор государством подробных данных об армянах имел конкретную цель. Известно, что в 1938 г. в Дерсиме турецкое государство организовало погромы. Многие свидетели из дерсимских алеви ссылались на рассказы старших - очевидцев этих погромов, согласно которым главной мишенью турецкой армии тогда были армяне, спасшиеся там после 1915 года. Как отметил один пожилой собеседник, "незавершенное в 1915 году, они продолжили в 1938 году, и тогда погибло очень много сменивших веру армян". Резюмируя все это, можно прийти к выводу, что турецкое государство, собрав в 1936-1937 годах подробные данные о сменивших веру армянах, в 1938 году в Дерсиме истребило часть из них.

Тюрколог из ЕГУ Рубен Мелконян разделяет армян Турции на 4 группы. Первая из них - армяне, проживающие в самом Амшене и исламизированные еще в XVII-XVIII веках, но сохранившие идентичность: язык, диалект, привычки, обычаи. Вторая группа - это криптоармяне, сохранившие идентичность посредством браков исключительно между собой. Третьей группой являются не сохранившие идентичность исламизированные армяне, сочетавшиеся браками с мусульманами и т.д. Четвертая группа состоит из людей, имеющих армянское происхождение, но себя армянами не считающих.

ОТДЕЛЬНОЙ ГРУППОЙ ЯВЛЯЮТСЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЕ АРМЯНЕ-ХРИСТИАНЕ, и большое значение имеет то, как они сами относятся к исламизированным армянам. Похоже, что армянская община в Стамбуле и, что еще более критично, глава Константинопольского патриархата ААЦ архиепископ Арам Атещян не могут или не хотят считаться с фактом их существования.

Оппонентом к такому подходу выступила амшенская армянка из округа Хопа провинции Ардвин, писательница и исследователь Хюррие Шахин. В своей книге "Как политика ассимиляции ликвидирует языки: история армян и армяне Амшена" она пишет: "В мире есть и другие общества, которые объединились вокруг языка, а не религии. Религию не должны путать с этническим происхождением. Утверждение "армянин не должен быть мусульманином" - неверный и не научный подход. Мы должны преодолеть эту позицию. Необходимо, чтобы армяне и амшенцы выдвигали на первый план не религию, а язык и самобытность".

В контексте всего вышеизложенного более подробно рассмотрим вопрос об исламизированных амшенских армянах и хемшилах. Армяне, проживающие в Западной Армении, традиционно исповедовали христианство и начали подвергаться исламизации еще в XV-XVI веках. Часть наших соотечественников, отвергнув исламизацию, в конце XIX - начале XX вв. бежала в Восточную Армению, Россию, Абхазию и страны христианского мира. Вышеназванная группа амшенских армян является потомками неисламизированной части амшенцев. Являясь христианами, они сохранили самобытную культуру и особое амшенское самосознание.

Если в России и Абхазии амшенские армяне в своем абсолютном большинстве являются христианами, то совсем противоположная ситуация в Амшене, где они были насильственно исламизированы.

До захвата Османской империей Трапизона и близлежащих территорий в 1461 году люди, населяющие Амшен, были последователями Армянской Апостольской Церкви и считали себя армянами. В XVIII-XIX веках часть амшенских армян-христиан эмигрировала на запад, а вторая половина была насильственно исламизирована.

Нужно отметить, что были и те, кто, став мусульманами, все равно покинули эти места. Не будет также ошибкой отметить, что большинство оставшегося в Амшене населения - криптоамшенцы. Так как нет свидетельств, доказывающих, что население Амшена коренным образом поменялось.

Многие потеряли свои корни и национальную идентичность, не признают себя потомками армян, называют себя хемшилами.

Исламизированные амшенцы территориальных требований к Турции сегодня не предъявляют, однако понятно, что при появлении соответствующего запроса армяне-мусульмане через определенный промежуток времени могут превратиться для Турции в серьезную проблему.

Недавнее прошлое Османской империи - лучшее свидетельство того, как распадаются империи, построенные на крови. В ближайшие десятилетия вполне может распасться и тщетно пытающаяся предстать перед миром в качестве монолитной региональной державы Турция. И глобальные центры силы, безусловно, учитывают этот сценарий в прогнозах своих исследовательских центров. Таким образом, Армянский вопрос не сводится только к потерянным территориям и погибшим и изгнанным миллионам армян.

 Иноверные армяне ТурцииСЕРЬЕЗНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ АМШЕНСКИХ АРМЯН ПРОВЕЛИ Фонд сотрудничества "Евразия" и литературный клуб "Инкнагир" при поддержке Агентства международного развития США (USAID). Их исследования показали, что даже те амшенцы, которые избегают признания себя армянами и называют себя хемшилами, не могут избежать пренебрежительного отношения со стороны других мусульманских народов, в особенности лазов, использующих слово "эрмени" как ругательство. "Не знаю, почему называют нас "армянским семенем", - жаловалась амшенка из Чамурлу.

Официальные власти, желая отрезать амшенцев от их армянских корней, придумали им другую историю, но в то же время власти на местах, считая их армянами, грабя и подавляя их, не дают им забыть о своем армянском происхождении.

Подтверждением целенаправленной политики против армян Западной Армении (и так называемой Восточной Анатолии) как властей Османской империи, так и современной Турецкой Республики являются архивные документы.

Первый документ - записка, направленная из Генерального штаба Министерству внутренних дел 1 июня 1913 года: "Население деревень Зурбиджи (Йолдере), Арвала (Эшмекая, Чименли), Хайки, Чавушлу, Заргина (Гюнешли), Гарджи (Хендек) в провинции Хопа Трапизонского вилайета известно под названием Амшен и состоит из армян, принявших ислам. Остальное население состоит из лазов-мусульман. Поскольку амшенцы наивные и необразованные, любой миссионер может там успешно развернуть свою деятельность. По этой причине наши местные власти должны предупредить население, необходимость в этом очень важна".

В связи с этим документом МВД Турции 3 июня 1913 года направило в губернаторство Трапизона записку под номером 388: "Армяне по происхождению, однако принявшие другую религию жители села Зурбиджи (Йолдере), Арвала (Эшмекая, Чименли), Хайки, Заргина (Гюнешли), Гарчи (Хендек) у приграничного батальона Хопа, известного под названием Амшен, из-за наивности и безграмотности могут поддаться на обман миссионеров. Местные власти должны оповещать амшенцев и показывать им правильный путь. О необходимости этого нам сообщило Министерство обороны, основываясь на записке нашего комиссариата на границе России. В этом направлении нужно принять необходимые меры".

Вышеназванная политика Турции к исламизированным армянам не претерпела никаких изменений и спустя 100 лет.

Так, ультранационалистическая турецкая организация ASIMTER (объединение борьбы против армян), обращаясь к МВД Турции, требует предпринять жесткие меры по предотвращению деятельности армянских просветительских и иных организаций и лиц, которые пытаются наладить общения с исламизированными армянами Амшена.

ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЭТИ ДОКУМЕНТЫ? ЕСЛИ МЫ ДАЖЕ ОСТАВИМ В СТОРОНЕ БЕСПОКОЙСТВО, выраженное в этих документах по поводу того, что амшенцы могут создать проблему с точки зрения безопасности в Турции, то здесь важен еще один пункт, согласно которому амшенцы "это исламизированные армяне, которые известны под названием амшенцы".

Амшенцы нашли два способа противостоять им: первый - сопротивление и идеология "проклятьем заклейменных", то есть марксизм, и второй - стать "большими католиками, чем Папа Римский", то есть превратиться в более ярых турок-националистов, чем даже лазы.

Турецкие националисты создали сплошную антиармянскую атмосферу, в которой армянское прошлое приравнивается чуть ли не к преступлению. У многих амшенцев есть еще этот страх - чтобы их вдруг не сочли армянами.

В докладе 2017 года по правам человека, опубликованном Госдепом США, говорится, что армяне, алавиты и христиане регулярно становятся объектами ненависти и дискриминации в Турции, а термин "армянин" все еще является оскорблением.

К радости турецкого государства, некоторые наши недальновидные деятели от науки, проводящие исследования на территории Западной Армении, после публикуют якобы научные материалы, представляя автохтонный народ как национальное меньшинство, сумевшее сохранить свою самобытность и культуру. Так создается почва для бахвальства турецкого государства на правовых площадках Европы и США в том, что оно, дескать, государство демократическое, давшее возможность развития национальным меньшинствам.

Слава богу, что часть нашего народа, несмотря ни на что, выжила и умудрилась сохранить то немногое, что крепко связывает его со своими корнями. Но не надо забывать, какую цену пришлось за это заплатить.

Таким образом, на основе имеющихся данных можно прийти к выводу, что ассимиляция армян Западной Армении не только не завершена, но и наблюдается реальная тенденция возвращения к своим корням. Поэтому необходимо использовать все возможности для того, чтобы помочь нашим амшенским братьям и сестрам.

Это - работа через официальные структуры ООН, институты народной дипломатии (личное общение, прямые контакты) между амшенскими армянами Абхазии и Сочи и амшенскими армянами из Западной Армении. Нужны живой интерес самих людей к своему прошлому, связь, интернет, создание очагов армянской культуры и образования, работа СМИ.

Например, за последние несколько лет в рамках комиссии ООН по вопросам коренных народов (экспертного механизма ООН), Национальным советом армян Западной Армении готовились экспертные заключения по данной проблематике, поднимались актуальные вопросы, которые получали понимание у международного сообщества.

Очень и очень важна роль СМИ. К сожалению, амшенские СМИ (как печатные, так и электронные) в Абхазии, России, Армении, Турции и в Западной Армении представлены в малом количестве, особенно на армянском языке, результатом чего является слабая информированность амшенского населения о своих проблемах и текущих задачах. Исправление этой ситуации должно стать одной из главнейших целей повестки дня амшенских армян.

Фальсификацией истории занимались многие на протяжении истории человечества, но преступная турецкая верхушка довела ее до совершенства. Но это не значит, что им удалось стереть нашу память - память потомков жертв геноцида.

СЛАВА БОГУ, ЕЩЕ ЖИВЫ ПРЯМЫЕ ПОТОМКИ ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА, КОТОРЫЕ готовы нам предоставить и подтвердить этот материал. Ведется работа по документированию фактов и свидетельских показаний, которые должны лечь в основу для представления исков в международные суды и трибуналы, которые, наконец, окончательно и бесповоротно осудят это чудовищное преступление против человечности и восстановят все попранные права нашего народа.

То, что совершили турки, планомерно уничтожая армян со второй половины XIX века по 1923 год, - это абсолютное зло. Они должны понести заслуженное наказание за содеянное, за то, что отняли у целого народа родину и на костях наших предков упиваются процветанием кемалевского детища.

И самое главное...

Как в конце 1980-х - начале 1990-х гг. армянская общественно-политическая мысль по большому счету не была готова к свершившемуся факту независимости Республики Армения, так и сегодня не готова к неизбежному свершению факта независимости Республики Западная Армения, а также Амшена и Киликии.

Мы уверены, что недалек тот день, когда вернем нашу историческую родину, и огромное древо жизни армянского народа зацветет вновь!

Саида ОГАНЯН, журналист-этнограф, руководитель Международного женского объединения амшенских армян "Амшенка", депутат Национального Собрания (парламента) Западной Армении

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • 35 ЛЕТ НАЗАД НАЧАЛСЯ ИСХОД АРМЯН ИЗ КИРОВАБАДА
      2023-11-30 10:50

      По печальной традиции, последнюю неделю ноября отмечается скорбная годовщина исхода исконного населения из армянского Кировабада (Тигранакерта - VI.в. до н.э., Гандзака, ныне – Гянджи). 35 лет прошло с того дня, когда армяне начали покидать свои дома в Кировабаде, опасаясь очередных погромов мирных жителей.

    • LE MONDE: «МЫ НАБЛЮДАЕМ ПРЕЛЮДИЮ К ГЕНОЦИДУ»
      2023-02-03 10:19

      31 января с.г. во французской Le Monde было опубликовано заявление более чем 160 ученых и экспертов, членов Армянского научного общества (ASOF), которые указывают на то, что задачей азербайджанского правительства является этническая чистка армян Нагорного Карабаха, и призывают к гуманитарному вмешательству международного сообщества, пока не стало слишком поздно…

    • ДЕНЬ НЕПОКОРНЫХ, или УРОКИ 27 ЯНВАРЯ
      2023-01-27 16:26

      27 января – день, когда Ленинград был полностью освобожден от удушающей блокады в 1944 году – является одним из дней воинской славы России. В этот же день, но годом раньше началось потопленное в крови восстание варшавского гетто, которое отмечается как Международный день памяти жертв холокоста, а в Израиле – как День катастрофы и героизма. И именно в этот день в 1945 году советские войска освободили самый страшный лагерь смерти Освенцим или, как его называют немцы, Аушвиц. «В награду» Россия в этом году не приглашена на этот скорбный юбилей, но это так, к слову. А главное - какой скрытый смысл или, говоря современным языком, мессидж содержится в этом дне для нас, армян?..

    • «ТОКЕИ МАРУ»: АРМЯНСКАЯ ИСТОРИЯ ЯПОНСКОГО КОРАБЛЯ
      2022-10-05 08:42

      Выход в свет книги «Токеи Мару: по следам японского корабля» пролил свет на историю судна, спасшего армян от гибели во время Великого пожара, устроенного турками в Смирне в 1922 г. Автор книги - кандидат экономических наук, основатель армяно-японского научно-культурного союза «Арумения-Ниппон», исследователь Анна Варданян. Презентация состоялась в рамках Международной научной конференции в Музее-институте Геноцида армян (МИГА,) приуроченной к 100-летию событий в Смирне.