Последние новости

ПОСВЯЩЕНИЕ АРМЯНСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Имя Николая Токарского, архитектора, историка архитектуры и арменоведа, тесно связано с историей изучения армянской архитектуры. Это личность, внесшая большой вклад в данную сферу деятельности, пишет Sputnik. 

НИКОЛАЙ ТОКАРСКИЙ РОДИЛСЯ В 1892 ГОДУ В ПЕТЕРБУРГЕ. В начале 1900-х гг., в годы Первой мировой войны, Токарский ушел добровольцем в царскую армию и был отправлен санитаром на Кавказский фронт. В это время он познакомился с древними поселениями Армении. Еще в 1915 году, когда их полк стоял в селе Ишхан Тайкской провинции, он в свободные часы занялся изучением храма Ишхан, обмерил его и зарисовал.

Спустя год в Тбилиси он знакомится с Николаем Марром, руководителем Анийской археологической экспедиции. Познакомившись с представленными юношей материалами, Марр пригласил Токарского для участия в очередной Анийской археологической экспедиции.

Уже в 1916 году в качестве архитектора Токарский начинает работу в Ани. Он делает съемку местности, обмеры нескольких памятников. В составе экспедиции в эти годы работал и совсем юный, но уже проявивший себя наилучшим образом археолог Иосиф Орбели, который и в последующие годы остался другом, руководителем и советником Токарского.

В 1923 году Токарский приезжает в Армению. В результате его исследований в 1925 году выходит в свет работа "Предварительный отчет о посещении Армении осенью 1923 г.", в которой автор подверг предварительному исследованию несколько важных памятников армянской архитектуры (храмы Аван, Птгни, Бжни и Норадуз, монастыри Айраванк, Севанаванк) и тем самым внес свой вклад в дело изучения архитектурного наследия армянского народа.

Во II половине 1930-х гг. Николай Токарский в качестве сотрудника Государственного Эрмитажа и Института материальной культуры АН СССР несколько раз посещает Армению и здесь руководит работой по укреплению и реставрации памятников Ахталы и Ованаванка.

Летом 1936 года, в качестве архитектора руководимой Иосифом Орбели археологической экспедиции участвуя в археологических раскопках, выполняет топографическую съемку местности и обмеры памятников средневекового комплекса Амберд. Его работа по исследованию памятника Амберд выходит в свет в Италии в серии, посвященной памятникам армянской архитектуры, издается и его монография "По страницам истории армянской архитектуры". В последующие годы он также участвует в раскопках Двина и Кармир блура.

С 1941 ПО АПРЕЛЬ 1945 гг. НИКОЛАЙ ТОКАРСКИЙ ЗАНИМАЕТ ПОСТ заместителя председателя Комитета по охране исторических памятников Армении. В годы работы в комитете, близко познакомившись с сокровищами армянской архитектуры, он глубоко и многосторонне исследует армянские памятники.

С 1945 года он переходит на работу в новосозданный Институт истории АН Армянской ССР. Результаты многолетних исследований Токарский обобщает в монографии "Архитектура Древней Армении".

По возвращении в Ленинград он не прекращает работу по изучению истории армянской архитектуры.

В 1957-1963 гг. он вновь в Армении. В 1963 году в 71-летнем возрасте ученый поднимается на гору Арагац. Он упорно ищет и находит не известные до сего памятники армянской архитектуры в Джрвеже и Вохчаберде. Результатом этой работы являются его монографии "Джрвеж" и "Джрвеж и Вохчаберд". В эти годы ему удается осуществить старую мечту: он публикует дополненную и переработанную в результате новых исследований монографию "Архитектура Армении IV- XIV вв.", за которую получает ученую степень доктора искусствоведения.

По поручению руководителя археологической экспедиции Н. Марра один из ее членов, безвременно скончавшийся Д. Кипшидзе, скрупулезно изучил так называемый подземный Ани, обмерил и описал пещерные жилища, усыпальницы, пещерные церкви, монастыри и другие сооружения. С помощью дотоле не известного науке богатого материала, на основании скрупулезных исследований и собственных воспоминаний, а также документальных фотоматериалов Токарскому удается обогатить научную литературу еще одним значительным исследованием.

Неоценим вклад Токарского и в дело подготовки научных кадров.

В 1939 году его вклад в дело изучения армянской архитектуры был оценен по заслугам, он был награжден орденом "Знак Почета", медалями. В 1961 году удостоился почетного звания заслуженного деятеля искусств Армянской ССР. Токарский был первым, кто в 1972 году удостоился премии имени Тороса Тораманяна. Часть архива Токарского хранится в фондах ГНО "Служба охраны памятников".

 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПЕРВОПРОХОДЕЦ СВОБОДНОГО ДЖАЗА ЕВГЕНИЙ ГЕВОРГЯН
      2017-05-26 14:43
      190

      Роясь в старых музыкальных журналах, наткнулся на знакомую с детства фамилию – Геворгян. Что-то помнилось – ранний джаз в Москве, легендарное кафе "Аэлита", оригинальная манера игры, неприятие официальных лиц... Об этом говорили когда-то мои старшие братья. 

    • ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ ПЕРВОЙ РЕСПУБЛИКИ
      2017-05-26 14:09
      474

      Среди полководцев времен Первой Республики особое место принадлежит видному военачальнику генерал-лейтенанту Товмасу Ованесовичу Назарбекяну, профессиональному военному, прошедшему славный боевой путь.

    • ПОЗДРАВЛЕНИЕ СИРЕКАНУ ОГАНЯНУ
      2017-05-26 12:27
      335

      Уважаемый Сирекан Борисович! 60 лет - значимая дата! Вами пройден большой путь, и он отмечен множеством творческих достижений, успешных реализованных дел и передовых идей, а также заслуженных наград. 

    • ПАЗЛЫ ВКУСНОЙ И КРАСИВОЙ ПИЩИ
      2017-05-24 14:44
      936

      На всех телеканалах что-то варят-парят (есть даже специализированные ТВ-каналы), рассказывают о секретах приготовления того или иного блюда, снимают художественные фильмы о поварах... И очень многие зрители с вожделением наблюдают за процессом приготовления еды (появился даже термин "гастропорно"). Потом появилась информация о проводимых у нас один за другим фестивалях толмы, шашлыка, широко освещаются фестивали вина и коньяка... Все это интересно, весело, а главное - нужно! Мне удалось поговорить с Анной Мазманян, которая в эти дни специально прилетела из Москвы, чтобы работать над проведением очередного гастропраздника.