Последние новости

МОМЕНТ ИСТИНЫ

Страна, имеющая фундаментальную науку, и страна, не имеющая ее, - это совершенно разные страны, говорит в интервью "ГА" ведущий научный сотрудник Института математики НАН РА, доктор физико-математических наук Борис НАХАПЕТЯН

- Г-н Нахапетян, правительство настойчиво ориентирует армянских ученых на прикладные исследования. Неужели наша страна не нуждается в фундаментальной науке?

- Развивать и уделять значительное внимание прикладным исследованиям, безусловно, надо. Но не за счет фундаментальной науки, а во взаимосвязи с ней. Противопоставлять прикладную и фундаментальную науки в корне неверно, более того, это контрпродуктивно.

Вопрос же о том, нужна ли Армении фундаментальная наука, был вынесен на повестку дня давно, почти сразу после обретения Арменией независимости. И это при том, что среди первых лиц независимой Армении многие имели научные степени, а фундаментальная наука того времени, сосредоточенная главным образом в Академии наук, отличалась широким спектром исследований, проводимых на уровне, как минимум соответствующем средним мировым стандартам. Сама постановка такого вопроса говорит о том, что руководство страны в своем видении постсоветского армянского общества не отводило фундаментальной науке сколько-нибудь значимого места.

Этому можно дать объяснение, если вспомнить, что именно тогда в стране в спешном порядке осуществлялся переход к рыночным отношениям, причем считалось, что чем быстрее будет совершен этот переход, тем быстрее мы заживем лучше. В угоду этой идее были закрыты АЭС, то есть Армения утратила статус ядерной державы, "Наирит" - мы перестали быть страной большой химии, прекратили работу станкостроительные и электротехнические заводы. Наивная вера во всемогущественный рынок, который сам по себе все должным образом расставит по своим местам, была движущей силой этих "преобразований на благо". Но не рынок, а суровая действительность все расставила по своим местам. В результате мы получили мрак, холод и исход огромной части населения.

С фундаментальной наукой в те годы столь жестоко не обошлись - общественная реакция могла быть очень резонансной, да и стать могильщиком науки, которой мы всегда очень гордились - клеймо на все времена. Однако подготовка к коренным изменениям в области науки велась. В ход были пущены следующие аргументы: мы маленькая страна, у нас ограниченные природные ресурсы, нет выхода к морю, напряженные отношения с соседями, плохое геополитическое положение и т.д. И якобы в силу этих причин мы не можем позволить себе такую роскошь, как фундаментальная наука, которая с рыночной точки зрения себя никак не оправдывает. Как видим, и здесь во главе угла - экономический резон - даешь прибыль, причем быструю, тогда существуй.

- Но к науке и развитию страны нельзя подходить с критериями, принятыми в торговле: сегодня вложил - завтра продал...

- Совершенно верно. Если внимательно посмотреть на приведенные, с позволения сказать, аргументы против развития науки, то очевидным образом можно понять, что как раз все они, наоборот, являются аргументами "за". Именно по этим причинам мы должны развивать как прикладную, так и фундаментальную науку, информационные технологии, наукоемкие производства, уделять огромное внимание вопросам образования. Но к этим доводам можно добавить и много других, более общего характера. Мне особенно по душе замечательное высказывание о роли науки в обществе известного американского физика Роберта Вильсона, первого директора лаборатории ускорителей им. Ферми. Когда в Конгрессе США обсуждался вопрос о выделении средств на строительство этой лаборатории, Вильсону был задан вопрос: какое отношение имеет этот дорогостоящий проект к обороноспособности страны? Ответ был следующим: он имеет отношение только к уважению, с которым мы относимся друг к другу, к достоинству человека, к нашей любви к культуре. Он имеет отношение к тому, хорошие ли мы художники и скульпторы, великие ли мы поэты. Я имею в виду все, что мы действительно чтим в нашей стране и к чему испытываем патриотические чувства. Он не имеет ничего общего с непосредственной защитой страны, за исключением того, чтобы сделать страну достойной защиты.

- Боюсь, сегодня в нашей стране такая аргументация не окажется убедительной...

- Возможно, но озвучить ее надо. Роберт Вильсон, по существу, говорит о том, что фундаментальная наука - это важнейший компонент культуры общества, свидетельствующий о его высоком развитии. Наличие в стране фундаментальной науки оказывает влияние на многое - это высокий уровень образования, человеческих отношений, целевых установок, морали. Страна, которая имеет фундаментальную науку, и та, которая ее не имеет, - совершенно разные страны. Не случайно, что сегодня те страны, которые вообще не имели научных традиций, создают сферу науки и вкладывают в нее значительные средства.

Если у нас ставится вопрос о полной переориентации фундаментальной науки на прикладные исследования, то следует заметить, что прикладная наука может развиваться только в рамках фундаментальной, которая определяет для нее границы дозволенного, постоянно корректируя ее.

В случае потери фундаментальной науки первый и сильнейший удар будет нанесен системе образования на всех ее уровнях, в особенности высшему образованию. Не будет основы для научных разработок, некому будет проводить экспертные оценки по различным вопросам, связанным с наукой и не только с ней. Мы будем вынуждены обращаться к зарубежным экспертам и выплачивать им огромные гонорары.

Вопрос фундаментальной науки имеет стратегическое значение. Он слишком важен, чтобы принимать скоропалительные решения. Говоря научным языком, наша страна сейчас находится в точке бифуркации (точка разветвления), проще говоря, именно сейчас настал момент истины. В зависимости от того, какое решение будет принято - быть фундаментальной науке или нет, - зависит будущее развитие Армении.

Для решения этого вопроса должна быть создана комиссия из авторитетных деятелей науки, культуры, образования, представителей общественных и государственных структур. Пусть она и вынесет вердикт. При этом надо учесть, что в советское время были выделены громадные средства на создание фундаментальной науки в Армении. И если мы лишимся фундаментальной науки, то вряд ли сумеем когда-либо воссоздать ее вновь - это необратимый процесс.

- Но, может, стоит как-то реформировать систему организации науки, сделать ее более современной и эффективной?

- Реорганизация науки - давно назревший и очень наболевший вопрос, трудный и ответственный. К сожалению, на данный момент мы не имеем даже какого-либо обоснованного плана реорганизации, выдвинутого на обсуждение. Все на уровне слухов. В кулуарах обсуждаются, например, такие варианты реорганизации, как полная переориентация академических исследований на прикладные, передача исследовательских институтов Национальной академии наук вузам, создание на базе академии нового продвинутого университета и т.д.

Будущий проект реорганизации науки ни в коем случаем не должен противопоставлять фундаментальную науку и прикладные исследования. Наоборот, он должен содержать положения, которые сделали бы возможным сотрудничество этих ветвей науки. Подходящая форма для этого - научные программы. Это может быть программа по созданию какого-либо продукта, крайне необходимого государству, и в реализацию этой программы должны быть вовлечены наши лучшие специалисты. Это может быть программа по развитию какой-либо отрасли науки с перспективным практическим выходом. В этом случае будет возможно привлекать и зарубежных ученых, и нашу молодежь. Это может быть, наконец, и программа, связанная с оборонным комплексом. Этот список, конечно, можно продолжить и уточнить.

Основная тема:
Теги:

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ПРИБАВИТЬ ЖИЗНЬ К ДНЯМ, А НЕ ДНИ К ЖИЗНИ
    2025-03-31 10:09

    Паллиативная медицина – область, достаточно новая для Армении и очень тяжелая, специфическая. Тем, кто готов посвятить себя этой деятельности, нужна особая подготовка, ведь речь идет о неизлечимых больных, которым все-таки можно помочь. В отличие от других медицинских специальностей паллиативная медицина не ставит задачу излечить больного и даже продлить его жизнь просто потому, что это в данном случае невозможно. Эти люди обречены, и задача паллиативной медицины – насколько это возможно, избавить этих больных от физических и душевных страданий, сделать их последние дни и месяцы жизни максимально комфортными.

  • ПУБЛИКАЦИЯ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ?
    2025-03-22 09:39

    В интервью «ГА» заведующий лабораторией психофизиологии человека Института физиологии НАН РА, кандидат биологических наук Александр ХАЧУНЦ рассказывает о результатах исследований, которые могут найти важное практическое применение.

  • КРИСТАЛЛЫ ДЛЯ БУДУЩЕГО
    2025-03-21 10:12

    С выращиванием искусственных кристаллов наука связывает развитие самых разных областей деятельности. Перспективность этих исследований давно подтверждена практикой. Область применения искусственных кристаллов очень широкая. Они стали практически незаменимыми при создании научного и медицинского оборудования, датчиков разного назначения, в авиационной и космической промышленности, широко используются в ювелирном производстве… Но стоит ли выращивать искусственные кристаллы, если существуют природные? Исследования и практическое использование искусственных кристаллов подтвердили их серьезные преимущества по сравнению с кристаллами, существующими в природе. Качество искусственных кристаллов значительно выше, что принципиально расширяет область их применения.

  • ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ БУДУЩЕГО
    2025-03-19 09:18

    Развитие биологической науки в течение двух последних десятилетий правомерно назвать прорывом. Был полностью расшифрован геном человека, что позволило разработать методы его редактирования и высокие технологии, которые в перспективе позволят решить проблему наследственных заболеваний. Мировое сообщество высоко оценило эти научные достижения. В 2012 году Нобелевской премией по медицине за работу по изучению стволовых клеток были награждены Дж. Гердон и Синья Яманака, а в 2020 году Нобелевскую премию по химии за метод редактирования генома получили Э. Шарпантье и Дж. Дудна.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • СКОЛЬКО КОТЯТ У КОШКИ АЙКА?
    2024-09-28 10:11

    На данном этапе объектом андреасяновского эксперимента под предлогом реформы образования стали свыше 250 тысяч школьников – обучение по новым критериям образования ведется в 7-и из 12-и классов учебных заведений страны. Бурная деятельность Министерства образования, науки, культуры и спорта Армении с призывами министра Жанны Андреасян «мыслить без рамок и искать нестандартные подходы и творческие решения» и внедрением учебной программы, требующей пересмотра всех учебников, поступательно ведет систему образования страны к краху.

  • МОНКС ЗНАЕТ, КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ИНАКОМЫСЛЯЩИХ
    2024-09-11 13:16

    Министерство образования, науки, культуры и спорта РА активно избавляется от инакомыслящих кадров и рушит вузовское образование. Об этом сообщили уволенные преподаватели ведущих вузов республики на пресс-конференции, состоявшейся 9 сентября перед головным зданием ЕГУ.

  • ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУЧИТСЯ В ДВЕРИ МОНКС
    2024-09-02 09:32

    2 сентября стартует  учебный год, который был анонсирован как завершающий этап перехода на всеобщее инклюзивное образование. Армения, согласно принятым 10 лет назад обязательствам, вступила в эпоху равных возможностей развития и доступности обучения, независимо от состояния здоровья и условий проживания каждого учащегося. Вопрос в том, насколько обязательства на бумаге соответствуют реалиям.

  • ОПЯТЬ БЕЗ УЧЕБНИКОВ?
    2024-08-30 09:46

    Учителя, родители и эксперты в сфере образования бьют тревогу: по сложившейся печальной традиции 2024-2025 учебный год начинается без внушительного списка новых версий учебников. И если в прошлом году Министерство образования, науки, культуры и спорта не успело к 1 сентября подготовить к школе 11 наименований учебников для 4, 7 и 9 классов, то в новом учебном году многоголовый МОНКС побил собственный антирекорд - теперь целых 13 наименований учебников не готовы к началу занятий.