Последние новости

МОМЕНТ ИСТИНЫ

Страна, имеющая фундаментальную науку, и страна, не имеющая ее, - это совершенно разные страны, говорит в интервью "ГА" ведущий научный сотрудник Института математики НАН РА, доктор физико-математических наук Борис НАХАПЕТЯН

- Г-н Нахапетян, правительство настойчиво ориентирует армянских ученых на прикладные исследования. Неужели наша страна не нуждается в фундаментальной науке?

- Развивать и уделять значительное внимание прикладным исследованиям, безусловно, надо. Но не за счет фундаментальной науки, а во взаимосвязи с ней. Противопоставлять прикладную и фундаментальную науки в корне неверно, более того, это контрпродуктивно.

Вопрос же о том, нужна ли Армении фундаментальная наука, был вынесен на повестку дня давно, почти сразу после обретения Арменией независимости. И это при том, что среди первых лиц независимой Армении многие имели научные степени, а фундаментальная наука того времени, сосредоточенная главным образом в Академии наук, отличалась широким спектром исследований, проводимых на уровне, как минимум соответствующем средним мировым стандартам. Сама постановка такого вопроса говорит о том, что руководство страны в своем видении постсоветского армянского общества не отводило фундаментальной науке сколько-нибудь значимого места.

Этому можно дать объяснение, если вспомнить, что именно тогда в стране в спешном порядке осуществлялся переход к рыночным отношениям, причем считалось, что чем быстрее будет совершен этот переход, тем быстрее мы заживем лучше. В угоду этой идее были закрыты АЭС, то есть Армения утратила статус ядерной державы, "Наирит" - мы перестали быть страной большой химии, прекратили работу станкостроительные и электротехнические заводы. Наивная вера во всемогущественный рынок, который сам по себе все должным образом расставит по своим местам, была движущей силой этих "преобразований на благо". Но не рынок, а суровая действительность все расставила по своим местам. В результате мы получили мрак, холод и исход огромной части населения.

С фундаментальной наукой в те годы столь жестоко не обошлись - общественная реакция могла быть очень резонансной, да и стать могильщиком науки, которой мы всегда очень гордились - клеймо на все времена. Однако подготовка к коренным изменениям в области науки велась. В ход были пущены следующие аргументы: мы маленькая страна, у нас ограниченные природные ресурсы, нет выхода к морю, напряженные отношения с соседями, плохое геополитическое положение и т.д. И якобы в силу этих причин мы не можем позволить себе такую роскошь, как фундаментальная наука, которая с рыночной точки зрения себя никак не оправдывает. Как видим, и здесь во главе угла - экономический резон - даешь прибыль, причем быструю, тогда существуй.

- Но к науке и развитию страны нельзя подходить с критериями, принятыми в торговле: сегодня вложил - завтра продал...

- Совершенно верно. Если внимательно посмотреть на приведенные, с позволения сказать, аргументы против развития науки, то очевидным образом можно понять, что как раз все они, наоборот, являются аргументами "за". Именно по этим причинам мы должны развивать как прикладную, так и фундаментальную науку, информационные технологии, наукоемкие производства, уделять огромное внимание вопросам образования. Но к этим доводам можно добавить и много других, более общего характера. Мне особенно по душе замечательное высказывание о роли науки в обществе известного американского физика Роберта Вильсона, первого директора лаборатории ускорителей им. Ферми. Когда в Конгрессе США обсуждался вопрос о выделении средств на строительство этой лаборатории, Вильсону был задан вопрос: какое отношение имеет этот дорогостоящий проект к обороноспособности страны? Ответ был следующим: он имеет отношение только к уважению, с которым мы относимся друг к другу, к достоинству человека, к нашей любви к культуре. Он имеет отношение к тому, хорошие ли мы художники и скульпторы, великие ли мы поэты. Я имею в виду все, что мы действительно чтим в нашей стране и к чему испытываем патриотические чувства. Он не имеет ничего общего с непосредственной защитой страны, за исключением того, чтобы сделать страну достойной защиты.

- Боюсь, сегодня в нашей стране такая аргументация не окажется убедительной...

- Возможно, но озвучить ее надо. Роберт Вильсон, по существу, говорит о том, что фундаментальная наука - это важнейший компонент культуры общества, свидетельствующий о его высоком развитии. Наличие в стране фундаментальной науки оказывает влияние на многое - это высокий уровень образования, человеческих отношений, целевых установок, морали. Страна, которая имеет фундаментальную науку, и та, которая ее не имеет, - совершенно разные страны. Не случайно, что сегодня те страны, которые вообще не имели научных традиций, создают сферу науки и вкладывают в нее значительные средства.

Если у нас ставится вопрос о полной переориентации фундаментальной науки на прикладные исследования, то следует заметить, что прикладная наука может развиваться только в рамках фундаментальной, которая определяет для нее границы дозволенного, постоянно корректируя ее.

В случае потери фундаментальной науки первый и сильнейший удар будет нанесен системе образования на всех ее уровнях, в особенности высшему образованию. Не будет основы для научных разработок, некому будет проводить экспертные оценки по различным вопросам, связанным с наукой и не только с ней. Мы будем вынуждены обращаться к зарубежным экспертам и выплачивать им огромные гонорары.

Вопрос фундаментальной науки имеет стратегическое значение. Он слишком важен, чтобы принимать скоропалительные решения. Говоря научным языком, наша страна сейчас находится в точке бифуркации (точка разветвления), проще говоря, именно сейчас настал момент истины. В зависимости от того, какое решение будет принято - быть фундаментальной науке или нет, - зависит будущее развитие Армении.

Для решения этого вопроса должна быть создана комиссия из авторитетных деятелей науки, культуры, образования, представителей общественных и государственных структур. Пусть она и вынесет вердикт. При этом надо учесть, что в советское время были выделены громадные средства на создание фундаментальной науки в Армении. И если мы лишимся фундаментальной науки, то вряд ли сумеем когда-либо воссоздать ее вновь - это необратимый процесс.

- Но, может, стоит как-то реформировать систему организации науки, сделать ее более современной и эффективной?

- Реорганизация науки - давно назревший и очень наболевший вопрос, трудный и ответственный. К сожалению, на данный момент мы не имеем даже какого-либо обоснованного плана реорганизации, выдвинутого на обсуждение. Все на уровне слухов. В кулуарах обсуждаются, например, такие варианты реорганизации, как полная переориентация академических исследований на прикладные, передача исследовательских институтов Национальной академии наук вузам, создание на базе академии нового продвинутого университета и т.д.

Будущий проект реорганизации науки ни в коем случаем не должен противопоставлять фундаментальную науку и прикладные исследования. Наоборот, он должен содержать положения, которые сделали бы возможным сотрудничество этих ветвей науки. Подходящая форма для этого - научные программы. Это может быть программа по созданию какого-либо продукта, крайне необходимого государству, и в реализацию этой программы должны быть вовлечены наши лучшие специалисты. Это может быть программа по развитию какой-либо отрасли науки с перспективным практическим выходом. В этом случае будет возможно привлекать и зарубежных ученых, и нашу молодежь. Это может быть, наконец, и программа, связанная с оборонным комплексом. Этот список, конечно, можно продолжить и уточнить.

Основная тема:
Теги:
  • Давид Саркисян 25-Июл-2017
    Очень рад, что в Армении есть такие талантливые личности как Борис НАХАПЕТЯН с глубоким пониманием проблем науки. It is very nice that we have such talented persons as Boris Nahapetyan who understands the problems of science so deeply. Давид Саркисян, доктор наук, физик.
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ЛИКВИДАЦИЯ НАУКИ ВСЕГО ЛИШЬ ОТЛОЖЕНА
    2024-11-21 09:52

    В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.

  • АРМЕНИЯ ВСЕГДА БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ
    2024-11-19 09:31

    В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.

  • АРМЯНЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР
    2024-11-15 10:26

    В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.

  • НА ПУТИ К ГЕНОМНОЙ МЕДИЦИНЕ
    2024-11-02 10:13

    В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • СКОЛЬКО КОТЯТ У КОШКИ АЙКА?
    2024-09-28 10:11

    На данном этапе объектом андреасяновского эксперимента под предлогом реформы образования стали свыше 250 тысяч школьников – обучение по новым критериям образования ведется в 7-и из 12-и классов учебных заведений страны. Бурная деятельность Министерства образования, науки, культуры и спорта Армении с призывами министра Жанны Андреасян «мыслить без рамок и искать нестандартные подходы и творческие решения» и внедрением учебной программы, требующей пересмотра всех учебников, поступательно ведет систему образования страны к краху.

  • МОНКС ЗНАЕТ, КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ИНАКОМЫСЛЯЩИХ
    2024-09-11 13:16

    Министерство образования, науки, культуры и спорта РА активно избавляется от инакомыслящих кадров и рушит вузовское образование. Об этом сообщили уволенные преподаватели ведущих вузов республики на пресс-конференции, состоявшейся 9 сентября перед головным зданием ЕГУ.

  • ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУЧИТСЯ В ДВЕРИ МОНКС
    2024-09-02 09:32

    2 сентября стартует  учебный год, который был анонсирован как завершающий этап перехода на всеобщее инклюзивное образование. Армения, согласно принятым 10 лет назад обязательствам, вступила в эпоху равных возможностей развития и доступности обучения, независимо от состояния здоровья и условий проживания каждого учащегося. Вопрос в том, насколько обязательства на бумаге соответствуют реалиям.

  • ОПЯТЬ БЕЗ УЧЕБНИКОВ?
    2024-08-30 09:46

    Учителя, родители и эксперты в сфере образования бьют тревогу: по сложившейся печальной традиции 2024-2025 учебный год начинается без внушительного списка новых версий учебников. И если в прошлом году Министерство образования, науки, культуры и спорта не успело к 1 сентября подготовить к школе 11 наименований учебников для 4, 7 и 9 классов, то в новом учебном году многоголовый МОНКС побил собственный антирекорд - теперь целых 13 наименований учебников не готовы к началу занятий.