Последние новости

ВЫСОКАЯ НОТА ИЮЛЯ

Июль был заполнен концертами, яркими музыкальными событиями, фестивалями. Среди множества афиш одна была особенно привлекательной. Это первые в Армении гастроли одного из самых знаменитых современных пианистов - Аркадия Володося. Его сольный концерт прошел в Большом зале Армфилармонии им. Арама Хачатуряна в рамках Международного фестиваля "Ереванские перспективы", имеющего широкий диапазон вызываемых им эмоций. Как и всегда, концерт прошел под высоким патронатом президента страны Сержа Саргсяна.

НА ПРОТЯЖЕНИИ 17 С ЛИШНИМ ЛЕТ МЫ БЫЛИ СВИДЕТЕЛЯМИ ГРАНДИОЗНОГО ЦИКЛА КОНЦЕРТОВ, устраиваемых организаторами этого фестиваля - его председателем Степаном Ростомяном и главным менеджером  - Сона Ованесян. Они, эти преданные рыцари музыки, сделали бесконечно много для культурных контактов между Арменией и миром. Эти истинные патриоты обладают исключительным вкусом, чутьем на талантливых исполнителей, тонкой интуицией. Этого достаточно, чтобы заполучить не просто солистов самого высокого ранга, но и целые коллективы, многие из которых, как правило, не выезжают на гастроли.

         Согласно мнению европейских экспертов, фестиваль "Ереванские перспективы" - одно из самых серьезных достижений 25-летней истории независимой Армении. Он открыл новую, яркую страницу в истории страны, значительно повлиял на деятельность всех коллективов и создал новые возможности для международного признания наших талантов. Помимо этого, концерты фестиваля превратили нашу страну в центр туристических интересов. Благодаря этому фестивалю Армения стала известной во многих странах планеты не только своими культурными традициями, но и культурным наследием и сегодняшними достижениями. Многие из мероприятий фестиваля принесли большие победы Армении, распахнув двери там, где это было невозможно сделать политическими переговорами. Несколько лет назад "Ереванские перспективы" были включены в десятку популярных фестивалей Европы, чьи руководители приглашаются на ежегодный круглый стол, организованный Еврокомиссариатом по вопросам культуры

        Концерты этого фестиваля с участием звезд экстра-класса никогда не обманывают ожиданий публики. Из этого ряда и гастроли знаменитого Аркадия Володося, который впервые выступил в Армении, вызвав неповторимый духовный подъем, несмотря на две досадные помехи: сначала из-за болезни артиста концерт был отложен на месяц, а в назначенный день начался со значительным опозданием в связи с неисправностью кондиционеров в зале. Но великолепная игра артиста заставила забыть о досадных помехах. Зал был взволнован, потрясен. Поразил уникальный      талант, сочетавший в себе силу и нежность, волю и мягкость.

         Одно из ранних сочинений Шумана - цикл "Бабочки" был преподнесен артистом с предельной ясностью, "зримостью" и раскрылось до конца. Двенадцать небольших пьес, некоторые совсем крошечные, были сыграны с тонким ощущением авторского стиля. Какая великая простота была в исполнении этих пьес, какая душевная открытость и задумчивость, и светлое настроение, и грусть. Введение в мир контрастных настроений - то радостных, увлекательных, то плавных, задумчивых, то загадочных и таинственных. Пианист словно обнажал диалектику души, неукротимое борение мыслей и чувств. Под его пальцами клавиши рояля пели, словно прекрасный человеческий голос. Это была настоящая картина, полная поэзии, таинственности, волшебства красок. Покорили пленительной красоты звук и совершенное владение фортепианной кантиленой, унаследованное им от своего педагога Галины Егиазаровой, которую он считает своим главным педагогом, с которой он занимался в училище при Московской консерватории.

        ВО ВТОРОМ ОТДЕЛЕНИИ, КОТОРОЕ ОСОБЕННО ВЗВОЛНОВАЛО ПУБЛИКУ, Володось сыграл три интермеццо (соч. 117) Брамса и фортепианную сонату N20 Шуберта. Было ощущение, что впервые слушаешь эти произведения в таком исполнении. С одной стороны, удивляет объективная гармоничность возникающего целого, ибо не только "дух", но и "буква" стиля соблюдена, с другой стороны, поражает многочисленность оживающих под его пальцами и проникающихся субъективной выразительностью деталей. Его любовь к романтикам - Шуману, Шуберту - видимо, не уменьшилась с течением времени. Потому что он предельно искренен, естественен.

        Критики единодушно оценивают игру Володося как исключительно виртуозную и технически совершенную. "Его техника не производит ощущение феерического мастерства или блистательного трюка - куда более она похожа на какую-то природную естественную особенность его организма. Причем он пассажи играет быстрее, чем это можно сделать на рояле, оставаясь спокойным, он даже бровью не поведет, играя какое-нибудь головокружительное сочетание технологических сложностей" - писали в московской прессе после долгого отсутствия пианиста.

       В целом концерт Аркадия Володося оставил яркое впечатление, хотя, возможно, не все разделяют это мнение. Публика была сама не своя. Особенно великолепны и многочисленны были бисы, на которые артист не скупился. Публика неистовствовала. А он выходил, кланялся, потом уходил, а аплодисменты звучали еще громче. Он с благодарностью реагировал на шквал несмолкаемых аплодисментов, исполняя наиболее близкие ему пьесы, в результате чего выступление замечательного пианиста достигло подлинной завершенности.

        Аркадий Володось не подлаживается под моду, под вкусы публики, не играет ради аплодисментов, ради карьеры. Он сделал большую карьеру благодаря своей преданности высокому искусству. Он считает, что для каждого профессионального музыканта очень важно сохранить первозданное ощущение любви к музыке как таковой, чтобы ремесленничество не стало доминировать. Любопытно было прочесть в интернете одно высказывание артиста: "Вот говорят: успех, крики браво"... я этого вообще не понимаю. Все это второстепенное, ненастоящее. Настоящее, когда человек внимательно слушает, когда в зале есть электризация. Потому что, согласитесь, есть многие произведения, после которых не хочется аплодировать. После сонаты Шуберта, на мой взгляд, вульгарно аплодировать и громко кричать". Это верно, но не каждое исполнение вызывает подобную реакцию. Очень редко бывает, когда после последнего звука, истаявшего в тишине, возникает другая тишина, которая говорит о потрясении. На это способны только великие исполнители. А их, как правило, немного.  

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.

    • ПОСВЯЩАЕТСЯ КШИШТОФУ ПЕНДЕРЕЦКОМУ
      2024-04-09 09:15

      Не трудно заметить, что имя Сергея Смбатяна, а также руководимого им Армянского государственного симфонического оркестра часто появляется на страницах прессы. Такой режим наибольшего благоприятствования объясняется, конечно, не субъективными склонностями обозревателей, но необычайно высокой творческой активностью одаренного дирижера, его художественными инициативами, миновать которые невозможно. Тоновая программа, то мировая или ереванская премьера, то важнейшие фестивали, то масштабные гастроли, конкурсы… Вот и недавно, не успел завершиться фестиваль Армянского композиторского творчества, как взял старт другой фестиваль, не менее значимый – "Современные классики", носящий имя Кшиштофа Пендерецкого.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • МУЗЫКА, ИЮНЬ…
      2022-06-21 09:45

      Этот месяц для Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна отмечен двумя событиями: участием в Днях культуры Армении в Москве в Большом зале Московской консерватории, где он выступил с замечательной программой: фрагменты из балета "Спартак" (Вариации Эгины и Вакханалия, Адажио Спартака и Фригии, Танец гадитанских дев и победа Спартака),"Героическая баллада" Бабаджаняна для фортепиано с оркестром (солист Александр Гиндин) - в первом отделении и Шестая симфония П.И. Чайковского - во втором. Специальный гость концерта Липарит Аветисян.

    • АРМЯНСКАЯ «ВЕСНА» В ЛОНДОНЕ
      2022-04-21 09:41

      После двухлетнего перерыва, связанного с ковидными ограничениями, в Лондонском Королевском зале искусств и наук «Альберт холл» распахнул свой занавес популярный музыкальный фестиваль «Звездный Приз Елены Кобб» (Elena Cobb Star Prize festival). Впервые за всю историю фестиваля в списке стран-участниц значилась Армения, представленная воспитанницей Ереванской специализированной музыкальной школы им.П.Чайковского, 15-летней Марией Сарибекян. В рамках этого престижного фестиваля юная пианистка исполнила произведение «Гарун а» Комитаса в обработке армянского композитора советской эпохи Роберта Андриасяна.

    • АРЦАХСКИЕ ДЕТИ НА СЦЕНАХ ЛИВАНА
      2022-04-14 09:27

      Группа юных музыкантов из Арцаха побывала с гастролями в Бейруте, выступив на сценах крупных армянских организаций, а также в залах местных армянских школ и гимназий. Турне организовал фонд ՋԱՀ (ДжАА – Джавахк, Арцах, Армения), сформированный в Ливане на основе расширения деятельности благотворительного фонда - "Арцах", поддерживающего вторую армянскую республику с первых дней ее основания. Инициативу поддержало и Министерство образования, науки, культуры и спорта Республики Арцах, финансовую помощь в реализации проекта оказали организации и частные лица ливанского Спюрка.

    • АНСАМБЛЬ «АКУНК» ОТПРАВИТСЯ В МОСКВУ
      2022-01-18 09:31

      Один из прославленных коллективов Армении – Государственный этнографический ансамбль песни и танца «Акунк» им. Маро Мурадян выступит с серией концертов в Москве. Творческое турне труппы, руководимой Артуром Шахназаряном, организовано армянской общиной российской столицы и приурочено к 30-летию Национальной армии Армении, которое отмечается 28 января.