Последние новости

ГЮМРИЙСКИЕ КУЗНЕЦЫ

Ремесла в Армении берут свое начало с древнейших времен, пожалуй, с тех самых пор, когда пещерный человек при тусклом свете очага создавал свои орудия производства и на скалах рисовал бегущего оленя. Именно с тех пор ремесла и искусство взаимно дополняли друг друга. Сказанное особенно заметно в архитектуре, ювелирных изделиях, медницком деле и т. д. 

ЧТОБЫ НАГЛЯДНО ПРЕДСТАВИТЬ ЭСТЕТИЗМ ГЮМРИЙСКИХ РЕМЕСЛЕННИКОВ, приведем отрывок из воспоминаний скульптора Сергея Меркурова, который после долгих упрашиваний отца в 14 лет стал учеником знатного каменотеса. (Ю.А. – Дмитрий Меркуров был купцом первой гильдии). "Как-то заказчик пожелал, чтобы на арке двери дома был голубь. Это дело мастер поручил мне, но, когда я представил ему свою работу, он оглядел ее со всех сторон и разбил об камни. И так несколько раз. Но однажды я поборол свою робость перед ним и спросил: "А каким должен быть голубь?'' Ответ его запомнился мне, он стал моим творческим кредо в течение всей моей жизни: "Охул, (обращение к несмышленышам) надо так изваять голубя, чтобы увидевшему его показалось, что он только что прилетел или готовится к полету.''

 Работа кузнеца ГагоГенетический код

Арутюн Арутюнян был инженером, успешно продвигался по служебной лестнице. Но вот - землетрясение: бездействующими стали не только разрушенные стихией предприятия, но и сохранившиеся, гюмрийцы с тех пор стали безработными, при встрече в обязательном порядке спрашивают: "Работаешь?" В этом вопросе нет праздного любопытства, интерес продиктован сочувствием.

ЛЕТ 20 НАЗАД СПРОСИЛ АРУТЮНА: "ЧЕМ ЗАНИМАЕШЬСЯ? РАБОТАЕШЬ?" и, к моему удивлению, узнал, что он уже второй год занимается кузнечным делом. Есть, чему удивиться в данном случае: в Александрополе, чтобы стать кузнецом, у мастера 14 лет работали учеником, а затем 7 лет помощником мастера.

Через несколько дней я посетил кузнеца Арутюна, в укромном уголке двора к стене увидел уже готовые изделия - решетки для окон, ворота, двери и светильник. Качество и изящество работ удовлетворили бы любой вкус. Пришел заказчик, внимательно осмотрел все это и на радостях переплатил Арутюну 100 долларов.

Слава кузнеца росла не по дням, а по часам, пиком стал заказ на создание крестов для построенной в квартале Ани церкви. Надо сказать, что, по традиции, в Гюмри кресты заказывали самому знаменитому кузнецу города, ажурные кресты своей работы, ставшие украшением церкви, Арутюн Арутюнян  подарил городу…

…Как ни удивительно, но факт: знатным кузнецом был дед Арутюна, которого он даже не помнит (ему было всего несколько лет, когда дед умер), у отца же была совершенно другая профессия, в 1995 г. Арутюн открыл двери кузницы, довел до ослепительного блеска проржавевшие дедовские инструменты и приступил к работе. И дело пошло…

Арутюн проработал кузнецом в общей сложности 13 лет, к 70 годам  подвело здоровье: он не в состоянии был стоять на ногах более 20 минут. Вновь на замке оказалась дедовская кузница: не обучил он своих сыновей Вараздата и Арташеса кузнечному делу, он хотел, чтобы сыновья получили высшее образование, они получили его, ну и что? – рабочих мест нет все равно.

В 2008 г. старший сын Арутюна Вараздат открыл кузницу, зажег огонь, раскалил железо добела и вновь в кузнице застучал молоток. При всем уважении к моему другу Арутюну я должен признать, что кузнец Варо во многом превзошел своего отца, в Александрополе этот молодой человек стал бы старшим мастером гильдии кузнецов: его изделия сотворены не кузнецом, а художником…

 Представитель седьмого поколения кузнец Гаго (Гагик Мартиросян, родоначальником ремесленной династии был столяр Агабаб)"Треугольник’’ кузнеца Гаго

В Александрополе одна ветвь Агабабовых занималась столярным делом, а другая – кузнечным. Если с течением времени угасла мужская линия столяров, то ветвь кузнецов здравствует и поныне: представитель седьмого поколения кузнец Гаго (Гагик Мартиросян, родоначальником ремесленной династии был столяр Агабаб) в 2015 году Министерством культуры был признан народным кузнецом Армении, а до этого он не раз принимал участие в международных выставках, после чего получал очень выгодные предложения, но он неизменно отказывался от них.

ПОСЛЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В ЛЕНИНАКАНЕ СЛОЖИЛИСЬ НЕВЫНОСИМЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ, по настоянию родных семья переехала в Сочи, но через несколько лет он потребовал, чтобы семья вернулась в родной город: человек должен жить и творить на родной земле, имя автора сотворенного на чужбине со временем забывается. Есть ли в данном подходе кузнеца доля тщеславия? Не думаю, правота данного утверждения подтверждена многочисленными примерами: сегодня многие творения нашего народа в зарубежных странах (памятники зодчества, национальные блюда, лаваш, пури, музыкальные инструменты и т. д.) или присваиваются, или разрушаются…

До 60-х годов прошлого столетия ремесленные династии рано приобщали сыновей к своей профессии, ведь вершин профессионального мастерства можно было достичь лишь через 20 лет, мы же все эти годы пытались в фабрично-заводских училищах и в ПТУ сократить этот путь до двух-трех лет, но достаточно было поинтересоваться дальнейшей судьбой выпускника училища, как тут же выяснялось, что он, не достигнув успеха в самостоятельной работе, становился учеником мастера или оставлял профессию. Кто прав - наши предки или мы? – судить Министерству образования и науки РА.

Гагик Мартиросян в 10 лет самостоятельно смастерил железную дверь: она долгое время стояла в городском выставочном зале, а потом, когда школе N2 понадобилась дверь для помещения, где хранилась школьная рухлядь, городские власти передали ее школе.

В 14 ЛЕТ ОН УЖЕ ПОМОГАЛ ОТЦУ, ХОТЯ ОТЕЦ ЖЕЛАЛ, чтобы его сын стал историком… Кузнец Гаго не без доли гордости за свою профессию утверждает, что было время, когда профессия кузнеца считалась самой главной профессией на земле: инструменты для всех рабочих профессий изготавливал кузнец. Он сетует по поводу того, что сегодня в Гюмри всего две-три семьи занимаются кузнечным делом, свою профессию он не только передал своим сыновьям, но и в 2005 г. на окраине города построил кузницу, напоминающую собой треугольник, назвал ее "Еранкюни’’ и обучил в ней кузнечному делу большую группу молодых людей. Ученики стали успешными кузнецами, обзавелись семьями, обеспечивают семейный достаток.

Все это говорит о том, что в данном случае мы имеем дело не только с патриотами Гюмри, но и с человеком, для которого национальные интересы превыше всего. И вот почему: александропольские ремесленники обычно посвящали во все секреты профессионального мастерства своих сыновей, а учеников со стороны обучали по принципу "делай, как я". Гагик Мартиросян надеется, что его питомцы станут родоначальниками династий кузнецов.

Однажды, когда он со своими подмастерьями работал в мастерской, кузницу посетила группа туристов. Один из них на прощание сказал мастеру: "Жаль, хотелось бы здесь же пообедать". Идея запала в душу Г.Мартиросяна, отправив учеников в самостоятельную жизнь, он прямо в кузнице поставил и обеденные столики: сегодня кузницу-ресторан "Еранкюни" посещают не только туристы, но и гюмрийцы, посетители с помощью мастера выкуют какое-нибудь изделие, а потом садятся за стол. На всех стенах кузницы кадры из фильма "Еранкюни" и большие портреты кумира кузнеца Гаго артиста Фрунзика Мкртчяна. После фильма "Еранкюни" кузнец познакомился с артистом, встречались не раз, вот почему кузнец Гаго не перестает говорить всем: "К сожалению, эта кузница была создана после смерти Фрунзика, ему так и не довелось увидеть ее."

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ЛОФТ" - БРЕНД, СОЗДАННЫЙ МОЛОДЫМИ ИНВЕСТОРАМИ
      2017-07-24 12:32
      10821

      Гюмри как с незапамятных времен был патриархальным городом, так и остался им: после 9 часов вечера пустеют даже центральные улицы, посетители задерживаются в кафе не более двух-трех часов после 9-ти. Когда-то в компьютерных залах было многолюдно почти до утра, сегодня же в каждом доме есть компьютер... 

    • ПЕРЕМЕНЫ В СЕЛЕ ОРОМ
      2017-07-14 15:51
      3963

      Когда-то я преподавал в школе села Ором Артикского района. Село мне не нравилось: сколоченные абы как домишки, ухабистые кривые переулки, бездействующий Дом культуры, школа, нуждающаяся в капитальном ремонте, туалеты на ветру, всего две точки ночного освещения, да и то в центре деревни, дом без воды, приходилось таскать ее ведрами...

    • ФРУНЗИК В РОДНОМ ГЮМРИ
      2017-07-04 12:10
      3795

      4 июля великому артисту Мгеру МКРТЧЯНУ исполнилось бы 87 лет, но его нет с нами вот уже 24 года. Прожил он мало, всего 63 года, но своим искрометным юмором, добрым отношением к окружающим и удивительным вживанием в сценический образ оставил в памяти людей неизгладимый след...

    • ГРАНИЦА НА ЗАМКЕ
      2017-06-16 13:24
      957

      В последней декаде мая бойцы и офицеры Гюмрийского погранотряда РФ в торжественной обстановке отмечают День своей войсковой части 2012 (2 мая) и День пограничника РФ (28 мая). По заведенному порядку на эти праздничные мероприятия приглашаются руководители Гюмрийской мэрии, областной администрации, ветераны Отечественной войны и погранвойск, представители шефствующих организаций и многие другие.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • МЭРИЯ АЛАВЕРДИ БЕЗ ПРЕТЕНЗИЙ К ЛЕСНИКУ ГАГИКУ?
      2017-07-26 16:20
      7660

      20 июня житель  села Санаин  Гагик Веранян, выбросив старые могильные плиты в усыпальнице князей Закарянов , вырыл новую могилу и захоронил там тело своего отца. Городское кладбище, примыкающее к монастырскому комплексу Санаин, занесенному в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, день ото дня захватывает территорию монастыря. Если этот вопрос не решить в срочном порядке, то, согласно регламенту, объекты ЮНЕСКО в случае, если на их территории сооружается что-то новое, могут быть исключены из списка.

    • ПАМЯТИ АНАИТ ГРИГОРЯН
      2017-07-26 16:17
      7646

      Институт искусств НАН РА, Союз композиторов Армении и отечественное музыкознание понесли горестную и невосполнимую утрату. 19 июля 2017 года на 85-м году жизни после продолжительной болезни в Париже скончалась бывшая сотрудница Института искусств НАН РА, член Союза композиторов Армении, кандидат искусствоведения Анаит Рачиковна Григорян.

    • КИСТЬ, ОПЬЯНЕННАЯ СОЛНЦЕМ
      2017-07-26 16:14
      9262

      В этом году замечательному художнику, одному из ярких представителей школы Сарьяна Александру ГРИГОРЯНУ исполнилось бы 90, а 10 лет его нет с нами. Его работы прочно вошли в золотой фонд армянского изобразительного искусства. Они свидетельствуют не просто об одаренности мастера, многогранности творческих интересов, - в них мы видим последовательное развитие его художественных идей. Он был художником с яркой, особенной манерой, сумевший образно выразить и дух своей эпохи, и характеры людей, которых он увековечил в своих картинах. Опираясь на традиции, на духовный опыт прошлого, он проложил живой мост в современность..

    • КАПИТАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ. А ОКУЛЬТУРИВАНИЕ КАПИТАЛА?
      2017-07-26 16:11
      7404

      Станет ли взаимодействие взаимовлиянием? Государственный драматический театр им. Ов. Абеляна города Ванадзора теперь будет иметь совет попечителей. Инициатива создания такого совета, в который войдут и корифеи культуры, и представители крупного бизнеса, принадлежит новому и молодому директору театра и находит, а точнее, уже нашла поддержку в Министерстве культуры РА. Все к обоюдному удовольствию – государство стремится минимизировать свои затраты на культуру, театр – выжить и не утратить лица.