Последние новости
0
6717

МОЯ СУНДУКЯНОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ

Каждый раз, когда я мысленно приезжаю в Ереван, первым долгом иду в парк 26 Комиссаров, где больше века находится настоящий храм искусства - Академический драматический театр имени Габриела Сундукяна. Стою у входа и тихо, почти шепотом, говорю: "Остались ли мои ровесники, которые вместе со мной могли бы разделить то чувство, которое мы испытывали, с трепетом ожидая открытия занавеса?" 

Я - ОДИН ИЗ СЧАСТЛИВЧИКОВ, КОТОРОМУ БОГ ДАЛ ВОЗМОЖНОСТЬ ходить по сундукяновской сцене еще мальчишкой. Впервые я переступил в 1939 году порог театра, где моя мама была актрисой. Мы, дети актеров, в Новый год приходили на елку. Между нами не было различия, чей ты сын или дочь. Тогда мы и не понимали, с кем общаемся, как зовут родителей моих друзей и кто из них самый-самый… Знали только лишь, что все они артисты и добрые люди.

...В июне 1941 года театр отправлялся на гастроли в Москву. Я с братом и родителями были в этой труппе. На перроне вокзала в Москве под звуки оркестра артистов с цветами встречали министр культуры СССР, общественность, театральные деятели. Сундукяновцы выступали в Малом театре в начале июня. В репертуаре был спектакль "Кутузов". В нем режиссер Вардан Аджемян предлагал одному из генералов появиться после победы над французами с мальчиком на плечах. Так как других детей не было, к моему восторгу,  "роль" поручили мне, десятилетнему сорванцу. И как вы думаете, на чьих плечах я восседал и радостно кричал "ура"? Эти плечи принадлежали самому Давиду Маляну. За эту "роль" я получил первое актерское замечание. Давид Мелконович после спектакля жаловался режиссеру: "Вилен так кричал "ура", что до сих пор этот голос звенит в правом ухе". В газетах появились статьи, отмечающие высокое мастерство актеров и особенно режиссуру спектаклей. Все постановки проходили с аншлагом. Успех был ошеломляющим. После Москвы планировалось выступление в Ленинграде. Но...

22 июня фашистская Германия напала на СССР. Естественно, вся программа рухнула. Проводы прошли без оркестра и цветов. Как мы ехали и что пережили в пути - отдельная история. Только через 10 дней труппа вернулась домой.

Естественно, в репертуар театра руководство внесло много изменений. Надо было играть спектакли, поднимающие настроение и дух зрителя. Поэтому появились и комедии, и новые спектакли. Зимой и летом театр работал. Невзирая на холод и голод, благодарный зритель приходил на спектакли.

После уроков в школе я с мамой часто ходил в театр и посмотрел почти все спектакли. Я выбирал укромное местечко, чтобы быть ближе к артистам.

Однажды играли "Гамлета". Главную роль исполнял мой любимый артист Вагарш Вагаршян. Идет сцена Гамлета и его матери. Черт дернул меня в этот день, чтобы хорошо все видеть, подняться на осветительный портал, сесть на стойку и наблюдать за сценой. В момент, когда Гамлет показывает матери два портрета, отца и его брата, из портала прямо над моей головой вдруг зажегся яркий свет. Свет - это условное появление тени отца Гамлета. Гамлет (Вагаршян) вдруг замолчал. Увидев меня на портале вместо "отца", он почему-то растерялся и крикнул: "Занавес!" Я от крика чуть не упал вниз.

ЧЕРЕЗ ГОДЫ Я, СТУДЕНТ ТЕАТРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА, И ВАГАРШ БОГДАНЫЧ, руководитель курса, вспоминали этот случай. Вагарш Богданыч пояснил: "Смотрю, два больших черных глаза сверху выпялились на меня так страшно, что от страха пришлось временно остановить спектакль".

И вот я опять в окружении моих любимых актеров-сундукяновцев. На этот раз не на сцене, а в кинематографе. Великолепный актер Гурген Габриелян предложил мне участвовать в дубляже российских детских фильмов. На студии "Арменфильм" была создана дубляжная группа. И в окружении таких артистов, как Гурген Габриелян, Давид Малян, Грачия Нерсесян, Гурген Джанибекян, Вагарш Вагаршян и многих других, я вошел в "темный лес" искусства. На роль героя в фильме "Сын полка" руководство объявило конкурс. Многих ребят пробовали. Остались я и… Грачия Капланян. Утвердили меня. Началась трудная и изнурительная работа. Я сильно переживал, но мои "друзья" всячески поддерживали меня, и я постепенно вошел в общую команду. 

В 1947 году гениальный театральный режиссер Вардан Аджемян решил поставить пьесу по книге Александра Фадеева "Молодая гвардия". На роль самого молодого краснодонца, Радика Юркина, выдвинули меня. И вот я, 16-летний мальчишка, опять со своими любимыми актерами, да еще в такой ответственной роли.

Вскоре начались репетиции. Общую картину будущего спектакля знал только Вардан Никитич, который каждый день менял вчерашнюю мизансцену. Репетировали долго. Сцена прихода немецкой армии в Краснодон потрясла всех. Когда гас свет в зрительном зале, "немцы" с зажженными фонарями проходят через весь темный зал и поднимаются на авансцену, имитируя взятие города. Так объяснял нам Аджемян. Для молодогвардейца Юркина режиссером было задумано очень много интересного. Я с огромным удовольствием выполнял все требования Вардана Никитича. Но в финале, честно говоря, ноги подкашивались. В конце спектакля я должен был пройти через весь зал при полном освещении, подняться на авансцену и дать клятву погибшим товарищам. И вот осенью 1947 года премьера состоялась. Зритель принял спектакль на ура, долго аплодируя. Что касается моей "клятвы", неожиданно зритель встал и весь монолог слушал стоя.

Два года спектакль шел на сцене театра. Потом его сняли, и моя "слава" постепенно погасла. Чтобы совсем не оторваться от театра, часто ходил на новые премьеры и, естественно, встречался со всеми своими "друзьями". И каждый раз думал: боже мой, как мы богаты великолепными артистами!

Были и другие не народные артисты, но артисты народа, которым влюбленный в них зритель тоже дал свою оценку. Татул Дилакян, Гаруш Хажакян, Татик Сарьян, Арман Котикян, Геворг Асланян, Овак Галоян, Геворг Чепчян, Армен Хостикян, Шаумик Казарян и другие. Я хочу внести в свои воспоминания портреты тех великих артистов, с которыми я встречался больше всех. Вот они.

Давид МАЛЯН. Народный артист СССРДавид МАЛЯН. Народный артист СССР

Любимец публики. Снимался во многих кинофильмах. Особенно мне помнится его великолепная роль Какули в "Пепо". Необыкновенной красоты мужчина. Человек с исключительным чувством юмора.

ЧТО ПРИТЯГИВАЛО ЗРИТЕЛЯ К МАЛЯНУ? НАРОДНАЯ ЛЮБОВЬ, ГОЛОС, умение общаться с людьми: молодыми, старыми, детьми. Было время, когда Малян покинул театр Сундукяна и переехал в Баку. Этот неожиданный шаг потряс всех. Причиной, как потом выяснилось, была его дочь, о существовании которой артист не знал. И когда театр поехал в Баку на гастроли, неожиданно в гримерку Маляна вошла довольно-таки симпатичная девушка, представившись его дочерью. Давид Мелконыч от неожиданности потерял дар речи. У Маляна на левой щеке была большая родинка. На левой щеке девушки была точно такая же родинка. После этого визита Малян остался в Баку. Но через какое-то время вернулся в родной театр навсегда.

Грачия НЕРСЕСЯН. Народный артист СССРГрачия НЕРСЕСЯН. Народный артист СССР

Великий артист. Неповторимая личность. Человек с большой буквы. Его безграничный талант воплотился в ролях Отелло, Гамлета, Макбета, короля Лира и многих других.

А ЕГО НЕСРАВНИМЫЙ ДАВИД-БЕК В ОДНОИМЕННОМ ФИЛЬМЕ стал вершиной художественного кинематографа. В жизни - человек самый обыкновенный, простой. Никогда не пользовался транспортом, ходил пешком своей величественной походкой до театра. Он был любимцем народа. Встречая его на улице, горожане всегда кланялись ему. Как большой друг моего отца, он часто бывал у нас дома. Общение с ним было праздником. Грачия Нерсесович рассказывал о своей жизни, как он достиг своей творческой вершины. Он прошел долгий и тяжелый путь. Разные страны и города рукоплескали ему. Его очень любил Ваграм Папазян. Когда они вместе играли в "Маскараде", зритель  неистовствовал, благодаря обоих. А Папазян тихо прошептал на ухо Нерсесяну: "Ты не артист, ты волшебник!"

Гурген ГАБРИЕЛЯН. Народный артист АрменииГурген ГАБРИЕЛЯН. Народный артист Армении

Артист с неповторимым, классическим юмором. Мой первый учитель в кино. Это он меня привел на студию "Арменфильм". Человек с высшей степени добрым сердцем.

ЕГО ИГРА В ТЕАТРЕ ПРИНОСИЛА РАДОСТЬ И ВЕСЕЛЬЕ В ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ. А как он блистал в кино: "Горный марш", "Пепо", "Зангезур" - это не все фильмы, в которых Габриелян блистал своим юмором. В какой-то период Вагарш Богданыч заболел, и его место занял Габриелян. Последний работал с нами, студентами, всего год. Но какой этот был год! Мы от своих этюдов получали одно удовольствие. В аудитории царила теплая и радушная атмосфера. Я благодарен судьбе за встречу с таким великолепным мастером.

Вагарш ВАГАРШЯН. Народный артист СССРВагарш ВАГАРШЯН. Народный артист СССР

Драматург, писатель, режиссер. Когда для меня встал вопрос поступления в театральный институт, а курс набирал Вагарш Богданыч, он принял меня без экзамена как "актера"-сундукяновца. Вагаршян был очень элегантным артистом.

ЕГО ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ РОЛИ (АРБЕНИН, ГАМЛЕТ, ЕГОР БУЛЫЧОВ, ЛЕНИН И МНОГИЕ ДРУГИЕ) запомнились всем. Он был всегда аккуратен. Ходил в белой сорочке и белом костюме. У него был автомобиль "ЗИМ" белого цвета. Интересный факт. От института до дома было всего 200 метров, но он приезжал в институт на машине. Он говорил нам: "Актер не должен появляться перед своим зрителем не в театре. Малейшая оплошность в быту - и артист может потерять свой авторитет, потерять своего зрителя". Разговор об искусстве, особенно об искусстве актера, преподносился им так ясно и доходчиво, что мы все стремились овладеть профессией. Когда речь шла о счастье, он говорил так: "Счастлив тот человек, который правильно выбирает жену и профессию!" Он был счастливым человеком! Я благодарен моему мастеру за совесть, которую он взрастил в нас, студентах ....

Авет АВЕТИСЯН. Народный артист СССРАвет АВЕТИСЯН. Народный артист СССР

Мастер выразительного жеста, сценической речи, обладающий сдержанной, мягкой манерой исполнения, хорошим чувством юмора.

БЛИСТАЛ В РОЛЯХ ЗАМБАХОВА, ЯГО, ГОРОДНИЧЕГО И ДРУГИХ. Его прославил и армянский кинематограф. Надо было видеть Авета Маркича в быту, особенно когда у него дома устраивались пиршества, как он классически руководил гостями. Острота, юмор, бесконечный смех и душевное наслаждение. За столом он не любил быть тамадой. Он говорил: "За кого будем пить, тот и станет тамадой". Таким образом, все сидящие за столом становились тамадой. Так было всегда. Старший сын Авета Маркича Лева Аветисов учился со мной в театральном институте. Он был моим верным и нежным другом. Авет Маркич всегда говорил нам: "Учитесь, учитесь, сынки мои, так, чтобы имя сундукяновцев было всегда на высоте".

Вардан АДЖЕМЯН. Народный артист СССРВардан АДЖЕМЯН. Народный артист СССР

Его каждая постановка становилась школой режиссерского искусства. Да, у него были свои приемы.

ОН МОГ СЕГОДНЯ ПОСТАВИТЬ СЦЕНУ ТАК, А ЗАВТРА ПОЛНОСТЬЮ ПОМЕНЯТЬ ЕЕ. Актеры, естественно, ворчали, но, когда приходили к окончательному варианту, все бывали поражены успехом.

Мне повезло, сын Вардана Никитича Александр Аджемян был великолепным композитором, и мы с ним были друзьями. Он написал музыку для моего первого фильма - "Голос совести". После этой работы наша дружба с Александром Аджемяном окрепла, окреп наш творческий союз. Мы совместно работали над многими фильмами, и музыка Алеши всегда была на первом плане. Я был частым гостем у Вардана Никитича дома. С ним мы встречались и у Алеши дома. В наших частых беседах я очень многому научился у своего любимого режиссера, оставившего яркий след в мировом театральном искусстве.

Армен ГУЛАКЯН. Народный артист АрменииАрмен ГУЛАКЯН. Народный артист Армении

Режиссер. Долгое время был директором сундукяновского театра. В театральном институте его курс считался самым одаренным. У Армена Гулакяна тогда учился Армен Джигарханян.

УЧЕНИКИ МАСТЕРА ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ ДИПЛОМОВ ПОЧТИ ВСЕ БЫЛИ ПРИГЛАШЕНЫ В ТЕАТР ИМ. СУНДУКЯНА. Да, это был талантливый курс. Таким был и сам педагог. Умный, дальнозоркий, каждого студента заранее видел в будущем. Гулакян был очень принципиальным и жестким человеком. Во время спектакля он всегда сидел в своей ложе и строго следил за игрой артистов. Юмор у Гулакяна был очень острый и колючий. В театре актером работал Генрих Оганесян - остроумный парень, в будущем известный кинорежиссер. Однажды Генрих опоздал на спектакль и попался на глаза Гулакяну. Тот спросил: "Какая у вас зарплата?" А у Генриха зарплата была 60 рублей. Оганесян не растерялся и виноватым голосом ответил: "150 рублей". - "С завтрашнего дня у вас зарплата будет 100 рублей". Это "наказание", сущий анекдот, распространилось по всему театру. Гулакян отнесся к розыгрышу с юмором и, как и обещал Генриху, назначил ему зарплату в 100 рублей.

Гурген ДЖАНИБЕКЯН. Народный артист СССРГурген ДЖАНИБЕКЯН. Народный артист СССР

Самобытный актер. Его роли сильно отличались от ролей других исполнителей, а его узнаваемый выразительный голос придавал  дополнительный шарм героям.

ГУРГЕН ДЖАНИБЕКОВИЧ ОЧЕНЬ РЕДКО СПОРИЛ С РЕЖИССЕРАМИ. Но роль всегда играл так, как ему виделось. И надо сказать, что, действительно, сыгранные роли Джанибекяна отличались самобытностью и оригинальностью.

Мы с ним встретились на дубляже. Он считался самым классным дублировщиком. Честно говоря, за дубляж мы получали довольно-таки хорошие гонорары. Кстати, за фильм "Сын полка" впервые мне заплатили больше всех. Джанибекян сильно разгневался. Пошел к директору студии и, чуть повысив голос, сказал: "Что это такое? Мальчишке платят в три раза больше, чем мне! Разве можно так унижать народного артиста в глазах "новорожденного" мальчика?!" Ответ был коротким: "Этот, как вы говорите, "новорожденный" своей способностью затмил всех вас".

Гегам АРУТЮНЯН. Народный артист АрменииГегам АРУТЮНЯН. Народный артист Армении

Искусству артиста свойственны поэтичность и вдохновение. Когда я работал на телевидении, мы с братом написали первую небольшую пьесу - "Скрипач".

ЭТО ИСТОРИЯ О МАЛЬЧИКЕ-НЕМЦЕ, ТАЛАНТЛИВОМ СКРИПАЧЕ, которого красноармейцы взяли в плен и привезли к известному скрипачу. Мастер, послушав игру парня, искренне восхитился и предложил нашим бойцам немедленно отправить его в Москву. На роль мальчика мы пригласили сына нашего бывшего педагога, 8-летнего Давида Мурадяна, который блестяще справился с трудной задачей. А на роль старика-скрипача - Гегама Степаныча. Эта работа была моим режиссерским дебютом. Я заметил в Арутюняне столько теплоты, столько душевности. Он с огромным уважением относился к мальчику, как к собственному сыну, который так искренне исполнял свою роль.

В 1961 году в московской больнице, где я лечился, моя встреча с одним уголовником подсказала тему. Великолепный писатель Ованес Мелконян по моему рассказу написал сценарий. И через месяц мы приступили к работе над картиной "Поклонись наступившему дню".

Герои фильма в основном больные старики. Собрался замечательный актерский ансамбль. Незабываемые Азат Шеренц, Эдгар Элбакян… Но главное, судьба вновь свела меня с Гегамом Арутюняном. Уравновешенный, спокойный, с невероятным юмором, доброй души человек-артист покорил всю нашу группу… 

Ваграм ПАПАЗЯН. Народный артист СССРВаграм ПАПАЗЯН. Народный артист СССР

В творчестве Папазяна, обладавшего отточенной исполнительской техникой, блестящим артистизмом, опыт западноевропейской актерской школы органично сочетался с демократическими традициями армянского сценического искусства.

ОСОБЕННО ОН ТЯГОТЕЛ К КЛАССИКЕ, К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ШЕКСПИРА и в дальнейшем приобрел всемирную известность. Лучшие роли - Макбет, Гамлет, Отелло, Арбенин, Протасов, Мек-Грегор Сарояна…

С Папазяном у меня не было личного контакта. Но я видел все спектакли. Люди специально шли на Папазяна. Это для всех был большой праздник. Папазяна надо было видеть в обычной жизни. Этот человек был невероятно красив, обаятелен, всегда аккуратно одет, при галстуке, а на лице всегда сияла естественная, добрая улыбка. На сцене он так умел перевоплощаться! В каждую роль он привносил новые оттенки, новые краски. Когда мы были студентами, с первого же курса мы присутствовали и участвовали в репетициях "Отелло", роль которого играл Папазян. Мы представляли воинов. Великий мастер пока не получал своего, не уходил со сцены. Эта была моя первая встреча с Ваграмом Папазяном на сундукяновской сцене. Каждая сыгранная им роль - это классика театрального искусства, это шедевр, это уникальное воображение, неописуемое перевоплощение. Таким был могучий артист. Когда руководство театрального института пригласило Папазяна вести курс актерского факультета, он вначале засомневался, а потом, как он говорил, рискнул. Однако позже отказался от преподавания, признавшись: "Учить стать актером я не в состоянии. Актер - врожденная профессия!"

Бабкен НЕРСЕСЯН. Народный артист СССРБабкен НЕРСЕСЯН. Народный артист СССР

В 1933 году начал сценическую деятельность в армянском ТЮЗе (Тбилиси), с 1956-го - в театре им. Г.Сундукяна в Ереване. Создает острые и выразительные образы. С Бабкеном Павловичем я часто общался, еще с дубляжа на "Арменфильме". Его приятный грузинский акцент, тембр голоса завораживали нас.

НЕВЕРОЯТНО МЯГКИЙ ЧЕЛОВЕК, НЕ ЛЮБИЛ СПОРИТЬ. Его мастерски исполненные роли Пепо, Микаела ("Хаос" по Ширванзаде), Берсенева ("Разлом" Лаврентьева), Ара Прекрасного можно назвать украшением сундукяновской сцены. Его блестящий талант был использован и в армянском кинематографе. Бабкен Павлович был необыкновенным чтецом.

К 100-летию Ованеса Туманяна решено было снять цветной документальный фильм. Эту работу поручили мне. Нужен был закадровый голос Туманяна. Левон Ахвердян написал замечательный текст. Мы пригласили Бабкена Павловича. Успех картины на 50 процентов принадлежал ему. Как он читал! Ощущение было такое, что мы слышим живой голос Туманяна и он рядом с нами.

Посмотреть фильм изъявил желание первый секретарь ЦК Компартии Армении Антон Ервандович Кочинян. Он был председателем юбилейной комиссии. Тот просмотр произвел на меня неизгладимое впечатление. Кочинян с самого начала картины вместе с Нерсесяном вслух читал стихи Туманяна, Кочинян знал эти стихи наизусть. Он был очень доволен картиной. После просмотра Антон Ервандович спросил Ахвердяна: "Кто читает от имени Туманяна, не Бабкен ли Нерсесян?" - "Да!" Последовал ответ: "Какие все-таки замечательные актеры сундукяновцы. Поздравляю, замечательная картина".

Я НЕ РАССКАЗАЛ О ЖЕНСКОЙ ГВАРДИИ ТЕАТРА, ХОТЯ В ЕЕ РЯДАХ было много блистательных актрис старшего поколения: Арус Восканян, Ольга Гулазян, Ольга Гулакян, Асмик. Они подарили зрителям блестящие женские образы. Два слова об Арус Асрян, народной артистке СССР.

У меня особое отношение к Асрян. Во-первых, она была замечательная характерная артистка, которую обожал народ. Все роли были характерными. Но как она играла, как держала зрителя своим неповторимым талантом! Помимо театра, с Арус Арутюновной я часто встречался и у них дома, и в доме моего друга Александра Аджемяна, ее сына. В домашних условиях она была совсем другой женщиной - любящей матерью, бабушкой. Она особо уважала и ценила мужа, Вардана Аджемяна.

После корифеев театра Сундукяна прославилось и новое поколение: народные артисты СССР Хорен Абрамян, Сос Саркисян, Фрунзе Мкртчян, из актрис - Метаксия Симонян, Вардуи Вардересян. Надо признать, они стали настоящими преемниками наших великих артистов.

Настали горькие и невосполнимые дни. Один за другим ушли в мир иной мои наставники, а за ними - и многие их достойные преемники. Кто остался на прославленной сцене?

Я ОТКРЫВАЮ ВХОДНУЮ ДВЕРЬ ХРАМА, ИДУ ПО ЗНАКОМОЙ ЛЕСТНИЦЕ, медленно вхожу в зрительный зал, поднимаюсь на безлюдную сцену и поворачиваюсь к зрительному залу. Долго смотрю в пустой зал, и сердце обливается кровью. Боже мой, ведь все это было совсем недавно.

Я стою и слышу громкие аплодисменты. Так было. После каждого спектакля зрители несколько раз просили своих любимых актеров выйти на сцену. То поколение не играло роли, а сердцем и душой жило в них. Каждый из них был индивидуален. Ярок. Неповторим.

Продолжаю смотреть в пустой зал и тихо начинаю читать свою клятву тем, с кем имел честь общаться, работать.

Опять слышу "аплодисменты" зала. Медленно спускаюсь со сцены. "Поблагодарив зрителей", снова иду по ковровой дорожке к выходу. Поворачиваюсь к храму и шепчу: "Благодарю тебя, моя юность. Какое счастье ты дарила мне многие годы. Спасибо тебе, великий театр, за твоих великих актеров. Оставайся таким же величественным, как и стоишь больше века!" 

Перекрестившись, выхожу на знакомую мне аллею "Комайги". Подхожу к памятнику мальчику с кувшином воды и, выпив глоток холодной воды из родника, со слезами на глазах покидаю родную землю…

Сегодня мне 86 лет. Вот уже 26 лет я живу в Москве. Все, что рассказал, глубоко засело в памяти. В один прекрасный день мысли мои, как сон, ушли туда, где я родился, где жил 60 лет. Это мой Ереван с несравнимым для меня дорогим театром, который имел прекрасное прошлое, и хочется верить - обретет достойное будущее.

Вилен ЗАХАРЯН, заслуженный деятель искусств Армении,

кинорежиссер

Москва, 2017 год

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВЕРНИТЕ МУЗЫКУ, БЕЗ МУЗЫКИ ТОСКА …"
      2017-07-28 14:31
      8295

      - Посмотри-ка на афишу, что сегодня Рихтер делает в филармонии?- не найдя никого из музыкантов, позвонил вахтеру Испир Харджанян. - Сию минуту, Испир Оганесович, - ответили главному дирижеру Театра музкомедии. Ровно через минуту вахтер сообщил: - Рихтер играет на пианино…

    • АРМЯНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. ТРУДНЫЙ ПУТЬ
      2017-07-28 14:28
      10575

      В этом году исполняется 115 лет со дня прибытия в Эривань первого поезда. Об этапах развития путей сообщения в Закавказье написано немало исследований. Одно из них - "История железных дорог Закавказья"- написано инженером путей сообщения Аристакесом Сагратяном. Эта книга - итог многолетней кропотливой работы по сбору, обобщению и систематизации материалов многолетней истории Закавказской железной дороги. Историю строительства исследовал и председатель Фонда помощи и содействия российским соотечественникам РА Иван Семенов. Отрывок из его книги, любезно предоставленный "Россотрудничеством", предлагаем вниманию читателей "ГА". 

    • "АЙАСТАН" В СИБИРИ
      2017-07-28 12:44
      10613

      Сохранить свои культурные ценности возможно тогда, когда их с удовольствием принимает будущее поколение и продолжает развивать и внедрять в жизнь общества. А еще лучше, когда есть сплоченность, общая идея, поддержка и активная просветительская деятельность. 

    • НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ АРМЯНСКОГО НАСЛЕДИЯ
      2017-07-27 12:53
      11136

      К 70-летию известного арменоведа Аргама АЙВАЗЯНА С середины 1970-х годов, когда мы были еще чертовски молодыми парнями с бурлящими нравами и неукротимой энергетикой, я знаком с Аргамом Араратовичем Айвазяном - удивительным человеком, обладающим прочными гуманитарными знаниями, поистине обширными интересами и редкой работоспособностью. Со временем мне стали известны направления его научных интересов в области арменоведения: история, культурология, эпиграфика. К тому же он серьезный филолог, журналист и знающий библиограф. Он многое сделал с целью постижения и сохранения памятников архитектуры, рельефной пластики и орнаментального декора, а также и расшифровки лапидарных надписей.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • С ЛЮБОВЬЮ К ПЕВЦУ МОРЯ
      2017-07-28 14:46
      10355

      Выставка современных армянских художников, посвященная 200-летию И.АЙВАЗОВСКОГО Два века отделяют нас от даты рождения великого мариниста Ивана (Ованеса) Айвазовского, творчество которого определяет целую эпоху в истории мирового изобразительного искусства. Но интерес к его личности и искусству не ослабевает и сегодня. И без стремления сказать что-то свое, заслуживающее внимания читателей, писать об Айвазовском невозможно. Много интересного об Айвазовском мы узнали в последние годы из книг, альбомов, статей исследователя его творчества, заслуженного деятеля искусств Шаэна Хачатряна. Целью искусствоведа было по возможности шире представить армянскую сторону жизни и творчества художника, пока еще мало известную русским любителям искусства.

    • ВЕЧНО ЖИВОЕ ИСКУССТВО
      2017-07-28 14:43
      8345

      29 июля – день рождения пианиста, композитора и дирижера, руководителя Государственного эстрадного оркестра Армении Константина Орбеляна. Ему исполнилось бы 89 лет. 

    • АРМЯНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. ТРУДНЫЙ ПУТЬ
      2017-07-28 14:28
      10575

      В этом году исполняется 115 лет со дня прибытия в Эривань первого поезда. Об этапах развития путей сообщения в Закавказье написано немало исследований. Одно из них - "История железных дорог Закавказья"- написано инженером путей сообщения Аристакесом Сагратяном. Эта книга - итог многолетней кропотливой работы по сбору, обобщению и систематизации материалов многолетней истории Закавказской железной дороги. Историю строительства исследовал и председатель Фонда помощи и содействия российским соотечественникам РА Иван Семенов. Отрывок из его книги, любезно предоставленный "Россотрудничеством", предлагаем вниманию читателей "ГА". 

    • НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ АРМЯНСКОГО НАСЛЕДИЯ
      2017-07-27 12:53
      11136

      К 70-летию известного арменоведа Аргама АЙВАЗЯНА С середины 1970-х годов, когда мы были еще чертовски молодыми парнями с бурлящими нравами и неукротимой энергетикой, я знаком с Аргамом Араратовичем Айвазяном - удивительным человеком, обладающим прочными гуманитарными знаниями, поистине обширными интересами и редкой работоспособностью. Со временем мне стали известны направления его научных интересов в области арменоведения: история, культурология, эпиграфика. К тому же он серьезный филолог, журналист и знающий библиограф. Он многое сделал с целью постижения и сохранения памятников архитектуры, рельефной пластики и орнаментального декора, а также и расшифровки лапидарных надписей.