Последние новости

ИСКАТЕЛЬ ПРИКЛЮЧЕНИЙ СТЕПАН АНДРАНИКЯН

В последней записи, сделанной в личном дневнике 2 февраля этого года, Степан Андраникян отметил, что в августе ему исполнится 90 лет и в этой связи откроется выставка, посвященная его 40-летней деятельности в кино и представляющая его как художника в новом свете. Выставка действительно открылась, и хотя Мастер, увы, до этого события не дожил, его присутствие ощущалось в каждом уголке экспозиционного зала Союза художников Армении. 

 Именитый живописец, график, сценограф, аниматор, народный художник Армении Степан АндраникянИМЕНИТЫЙ ЖИВОПИСЕЦ, ГРАФИК, СЦЕНОГРАФ, АНИМАТОР, НАРОДНЫЙ художник Армении Степан Андраникян улыбался и грустил, шутил и вступал с нами в беседу со снимков юбилейного фотоколлажа и с живописных автопортретов, глядя на которые каждый из присутствующих узнавал своего Андраникяна. Его безлимитный талант, творческая любознательность и скрупулезный профессионализм отразились в каждом экспонате, будь то живописный портрет или зарисовка, раскадровки мультфильмов, черновые и беловые эскизы к фильмам, театральным и телевизионным спектаклям и т.д. Разговоры о том, что Степану Хачатуровичу пора предстать перед публикой в качестве художника-постановщика кино, шли давно. Полотна Андраникяна-живописца не раз становились достоянием широкой общественности на выставках, собиравших полные залы. А вот его работы для отечественных фильмов, среди которых немало шедевров ушедшей эпохи, знакомы лишь узкому кругу родных, друзей и коллег.

"Папа долго сопротивлялся, не считал свои зарисовки и эскизы к фильмам и спектаклям чем-то значимым. Но мне удалось "раскрутить" его и даже сделать соавтором проекта, - рассказывает дочь художника Карине Андраникян. - Он вместе с нами пересматривал семейные архивы, отбирал работы в запасниках Музея литературы и искусства им.Е.Чаренца, каждый раз удивляясь и по-детски радуясь "находкам", о существовании которых давно забыл. Он словно благословил нас на реализацию задумки и был рядом практически до последнего своего дня".

Концепция выставки вырисовывалась по ходу ее подготовки. Во-первых, публика должна была открыть для себя неизвестного Андраникяна, без которого такие жемчужины армянского кино, как "Северная радуга", "Тжвжик", "Путь на арену", "Губная помада N 4", "Цвет граната", "Мы и наши горы", "Родник Эгнар" и многие другие, оказались бы лишенными своей тональности, колорита, самобытного языка, изящества. Поэтому Карине Андраникян, семья и близкие друзья, взяв на себя реализацию проекта, задумали показать кухню художника - ту часть его творчески насыщенной жизни, которая остается за кадром и на основе которой собирается по крупицам художественная часть фильма. Во-вторых, полностью вырвать из контекста выставки Андраникяна-живописца представлялось неприемлемым. Живопись должна была фрагментарно вкрапляться в общую экспозицию, оттенять или дополнять эпоху и каждый конкретный фильм, с которым была связана тематически. Не случайно на выставке можно увидеть портреты известных актеров или режиссеров Григория Саркисова, Леонида Енгибарова, Грачьи Нерсисяна, Сергея Параджанова и других, сделанные Андраникяном и окруженные эскизами или зарисовками к фильмам с их участием. В-третьих, на выставке должно было звучать живое слово самого Степана Андраникяна: фрагменты из фильма о Мастере, снятого его сыном Александром, крутились в режиме нон-стоп 3 дня.

 Работа Степана АндраникянаВРЕМЕННОЙ РАЗЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ЭКСПОНАТОВ ВАРЬИРУЕТСЯ ОТ 1948 г. (графический набросок интерьера комнаты в общежитии ВГИКа, где жил в годы учебы будущий сценограф) до 2016 г. (живописный триптих). Самая первая работа, относящаяся к сценографии, датирована 1954 г. - это дипломные работы по роману Х.Абовяна "Раны Армении", до 1990 г. Последняя в "деловом" списке - "Тоска" по трогательной новелле Грачьи Кочара. Экспозиция интересна тем, что часть работ Андраникяна была воплощена в кино, а другая так и не вышла за рамки эскизной работы, став архивом нереализованного фильма. Однако за всеми без исключения экспонатами скрыты необычные истории, киношные секреты, любопытная информация.

Мало кто знает, что фильм "Путь на арену" (1963 г.) снимался в Киевском цирке, а Ереван был заснят в качестве "достоверного фона". Карине Андраникян рассказывает, что изначально картина задумывалась чисто биографической, но по ходу работы режиссеры-соавторы Генрих Малян и Левон Исаакян решили отойти от этой идеи и в итоге сняли игровую картину в свободном формате, в которой Леонид Енгибаров играл себя. Карине помнит, как отец брал ее, малышку, на съемки, а "клоун с осенью в сердце" забавлял ее фокусами. Она стала "участницей" и другой картины - "Кому улыбается жизнь" (1957 г.): в одном эпизоде нужно было получить плач ребенка, и крохотная девчушка, которую специально пощипывали в момент съемок, как раз подошла на озвучивание роли. Мультфильм "Невеста солнца" Андраникян снимал на основе рассказа соседки. Фильм был задуман без единого слова - "говорить" должно было его художественное решение, однако чиновники от кино в итоге заставили внести текст в историю о любви огненного Ваагна и полуночной звезды.

Работы Степана Андраникяна в кино имеют большую художественную и даже историческую ценность. По ним можно изучать летопись не только кинематографа, но и всей эпохи: в архиве художника от кино остались не только готовые эскизы, но и множество скетчей - разных вариантов эскиза с исправлениями и дополнениями. На многих эскизах есть рабочие надписи - резолюции, комментарии, сделанные как автором, так и режиссерами фильмов. Сценографические наброски Андраникяна 1950-1960-х гг. отражают стилистику того времени. Многие работы выдержаны в бежево-коричневых тонах и созданы для черно-белого фильма: Степан Хачатурович максимально приближал свой эскиз к тому, что должно появиться затем на экране, сохраняя при этом формат "неосталинизма".

 Работа Степана АндраникянаОБЛАДАЯ ПРЕКРАСНЫМ ПРОСТРАНСТВЕННЫМ ВООБРАЖЕНИЕМ, ОН В ТО ЖЕ ВРЕМЯ УМЕЛ детально продумать каждый кадр, каждую сцену, что в эпоху цензуры, с одной стороны, и отсутствия интернета, с другой - было нелегко. Спасала природная любознательность: он выискивал любую, самую малейшую информацию в газетах, журналах, в иллюстрациях, фотографиях и текстах, пытаясь составить четкое представление о времени, месте, людях с их национальной, профессиональной и другими характеристиками, затем выбирал натуру, интерьер, костюмы, предметы и другие материалы и после вытягивал из них типажи героев. Таким был его вход в большой кинематограф: события фильма "Тропою грома" (1956 г.) разворачивались в ЮАР, и Андраникяну пришлось обеспечить типичную среду страны, о которой в те годы мало кто слышал, оставаясь при этом в идеологических рамках.

"Папа не раз говорил, что в кино и театре первое впечатление зрителя зависит от первого кадра и начальной сцены. Работа художника - свет, мебель, костюм, предметы, декорация задают тон всему фильму и в то же время служат основной заявкой для режиссера и оператора, поэтому продумывал все до мельчайших деталей. К тому же он был по натуре "искателем приключений", не ограничивался одним стилем работы, как многие художники, и постоянно выискивал новые средства выражения", - говорит Карине Андраникян. Действительно, если проследить за датами эскизов, изменение творческого почерка и манеры Степана Андраникяна от одной работы к другой становится очевидным.

ОПРЕДЕЛЕННУЮ РОЛЬ В ТВОРЧЕСКОЙ СУДЬБЕ МАСТЕРА СЫГРАЛА КАРТИНА "ТЖВЖИК" режиссера Армана Манаряна, где он придумал блестящие решения многих эпизодов при стилевом минимализме. Вспомним хотя бы игру теней, "головокружительный" ракурс камеры оператора или сцену в церкви, которая на самом деле снималась в кинопавильоне. Фильм открыл для Андраникяна новые возможности интересного сотрудничества. Художник дважды работал с Генрихом Маляном. И если художественную часть фильма "Путь на арену" надо было решать в цирковом антураже и в лирическом настроении, то картина "Мы и наши горы" должна была "пахнуть" землей, выражая простоту обычных представителей народа, граничащую с их душевной широтой и духовной мудростью, не теряя при этом типизации.

Еще одна ключевая встреча в жизни Андраникяна - знакомство и затем работа с Сергеем Параджановым. Тут художнику-постановщику предстояло представить концепцию режиссера и полностью отдать себя во власть его экстраординарного художественного мышления. Картина "Цвет граната" и сегодня не перестает восхищать своей эстетикой и художественной глубиной. Параджанов был настолько доволен Андраникяном, что намеревался продолжить с ним сотрудничество. Сохранились эскизы, сделанные художником к фильму об Ара Прекрасном, который Параджанов так и не снял.

Степан Андраникян имеет немало заслуг и в армянской анимации. Более 10 лет он руководил группой мультипликаторов на "Арменфильме", обучил их профессии, выписал для них лучших специалистов из России и помог в вопросах армейской службы, чтобы сберечь талантливых ребят для работы в кино. А сам параллельно снимал мультфильмы, в которых вновь удачно экспериментировал.

Выставка к 90-летию Степана Андраникяна стала реальностью благодаря поддержке Музея литературы и искусства им.Е.Чаренца, а также друзей семьи - Рубины Оганесян, Рафаэла Хачатуряна, Армена Енгояна, Ашота Газазяна, а также самого Мастера, который все 10 выставочных дней незримо присутствовал в зале.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "БОДИБИЛДИНГ – ЭТО ИСКУССТВО"
      2018-01-18 12:16
      2229

      Если для большинства наших граждан новогодние праздники продлились до 8 января, то ереванец Баграт Агабекян и его единомышленники вернулись к активной деятельности значительно раньше. Двукратный чемпион Армении, а также абсолютный чемпион Армении в чемпионате "Гагик Царукян" по бодибилдингу 2014 г. Баграт Агабекян уже 2 января открыл дверь спортивного комплекса, где тренируется сам и тренирует других. Точнее, подобно умелому скульптору, он лепит фигуры – свою и чужие. Как выразился сам Баграт, истинный бодибилдинг сродни искусству, главное в котором – здоровье и эстетическая привлекательность, а также возможность сантиметр за сантиметром выстраивать рельеф своего тела.

    • РОЖДЕСТВЕНСКАЯ МУЗЫКА ЛЮБИМОГО КИНО
      2017-12-25 14:59
      6818

      Ашот Хоецян, Айк Варданян, Левон Аракелян, Карен Сарафян…Вот уже восьмой год четверка музыкантов не перестает удивлять публику оригинальными проектами, собирающими полные залы как в Армении, так и за ее пределами. Не стал исключением и вечер 24 декабря, ознаменованный прекрасным рождественским концертом, устроенным нашими героями на сцене Дома камерной музыки им.Комитаса.

    • МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОДАРОК ИЗ АРГЕНТИНЫ
      2017-12-22 15:00
      5925

      В Министерстве диаспоры РА состоялось вручение музыкальных инструментов, предназначенных для школ и культурных очагов приграничных сел Армении. Для получения даров, прибывших из Аргентины как результат масштабного движения "Что ты делаешь для Арцаха?", в Ереван приехали руководители разных общин нашей страны, включая приграничье. Гостей приняла министр диаспоры Грануш Акопян, подготовившая также предновогодний сюрприз для детей этих сел. Книги-сказки детской писательницы Нуне Саргсян на различных говорах армянского языка министр передала главам общин.

    • СИРИЙСКИЕ АРМЯНЕ: ПРОБЛЕМЫ НАХОДЯТ РЕШЕНИЯ
      2017-12-22 13:34
      5843

      На последнем в этом году заседании межведомственной комиссии по координации проблем сирийских армян, прошедшем на днях в Министерстве диаспоры РА, было поднято несколько актуальных вопросов. Среди них - юридическое содействие сирийским соотечественникам, гуманитарная помощь, интеграция, рабочая программа комиссии на 2018 год и другие.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СОЮЗУ ХУДОЖНИКОВ АРМЕНИИ 85 ЛЕТ
      2017-12-20 16:21
      5772

      В числе наиболее значимых выставочных проектов, проходивших в Союзе художников Армении за последние 10 лет, "1700-летие принятия христианства в Армении", "Данте в изоискусстве Армении", "95-летие Геноцида армян в Османской империи", "15-летие освобождения Арцаха" и др. Нынешняя собрала наиболее значимые работы последних лет.

    • Президент посетил выставку, посвященную 85-летию Союза художников
      2017-12-20 09:57
      338

              Президент Армении Серж Саргсян сегодня посетил Союз художников, осмотрел юбилейную выставку, посвящённую 85-летию Союза.

    • ЦИРК В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ
      2017-12-18 15:24
      1776

      На днях в выставочном зале Союза художников Армении прошла по-своему интересная выставка. Она целиком была посвящена цирковому искусству и, соответственно, носила название "Цирк". Такая тематическая выставка в армянском художественном мире презентована впервые и за несколько дней вызвала неподдельный интерес широкой публики. 

    • Президент НКР посетил выставку, посвященную деятельности Гарегина Первого
      2017-12-18 13:19
      142

      Президент Республики Арцах  (НКР) Бако Саакян посетил посвященную жизни и деятельности Католикоса Великого Дома Киликийского Гарегина Первого Овсепяна выставку, организованную в Степанакертском дворце культуры и молодежи в рамках праздничных мероприятий в честь 150-летия со дня рождения католикоса.