Последние новости

ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ УЛИЦ: ВОЙНА С ИСТОРИЕЙ?!

Если цель оппозиционеров от фракции "Елк", выступивших в Совете старейшин Еревана с предложением о переименовании улиц (напомним, что ряду улиц, носящих имена деятелей советского периода или городов-героев СССР, предлагается присвоить имена национальных деятелей и героев) в столице, заключалась в том, чтобы в очередной раз обратить на себя внимание общественности, заодно вызвав шквал эмоций и дискуссий, то они, безусловно, своего добились. Более того, инициатива, обреченная на первый взгляд заглохнуть на корню, вдруг обрела вполне реальные очертания и стала "жить" своей собственной жизнью, будоража общественность.

Одни считают, что идея "сотрем - начнем сначала" хороша и нет ничего предосудительного в том, чтобы пройтись ластиком по собственной истории. Другие - большинство - убеждены, что это абсурд. На днях мэр Еревана заявил, что название улицы Ленинградян, которой елковцы предлагают присвоить имя героя Арцахской войны Леонида Азгалдяна, менять не станут, а что касается всего остального, то здесь "нужны общественные обсуждения, четко сформулированное общественное мнение, обоснования специалистов, тщательный анализ". А как относятся к перспективе переименования улиц в столице читатели? Об этом - опрос "ГА"... 

Карен БАЛЬЯН, профессор архитектуры:

Город без прошлого?

- Неожиданно появившаяся история с переименованием всей топонимики советского периода - с чего это? Совсем недавно была идея обратная - поставить памятник Анастасу Микояну. Из одной крайности в другую? Примерно так у Черномырдина: "Никогда такого не было, и вот опять!"

ПОСТАВИТЬ ПАМЯТНИК МИКОЯНУ ИЛИ НАЗВАТЬ УЛИЦУ ИМЕНЕМ руководителя сталинской эпохи Арутюнова - в моем представлении это вполне встраивалось в общую идейную картину, которая уже многие годы ярко проявляется в сегодняшнем Ереване. Большинство строений богачей - их виллы и доходные дома, построенные на их инвестиции, отдают махровым сталинизмом. И это лицо современного Еревана. Что делать со всем этим неосоветским?

Ну а если отменят все старые названия, на что их будут менять? Не на номера же?

Если переименуют улицу Ханджяна, мне будет досадно. Потому что я привык к ней и потому что Ханджян у меня ассоциируется с Чаренцем и с моим дедом художником Тачатом Хачванкяном, с их совместной плодотворной работой в Петрате (Госиздате). И ведь все трое верой и правдой служили Армении. Правда, при советской власти. Но другой ведь не было. Кстати, эта власть их и убила.

А вот если переименуют площадь Шаумяна? Всю ее потрясающую архитектуру уже сломали, остался памятник - выдающееся произведение монументального искусства. Такой не в каждой иной столице есть. Значит и его надо будет сломать? И сколько таких памятников будет уничтожено?

Культура - многосложное явление. И все в ней взаимосвязано. Тронешь одно, за ним потянется другое. Замена имен материализуется в уничтожение художественного слоя. И город вконец потеряет свое лицо. А может, в этом и заключена идея? Оставить город без истории - без старых домов, без старых названий...

Альберт ГЕВОРКЯН, специалист по биоинформатике:

На картах Берлина и Лондона

- Хотелось бы в контексте вопроса о переименовании ереванских улиц, обратиться к подходу других мировых столиц. Мне довелось жить и учиться в Берлине, и я могу говорить о том, что видел собственными глазами.

В БЕРЛИНЕ ОДНА ИЗ КРУПНЕЙШИХ И КРАСИВЕЙШИХ УЛИЦ ВОСТОЧНОЙ части города называется Karl Marx Allee. Причем неизменным осталось не только название улицы, но и присущий ей архитектурный стиль, известный как сталинский ампир. Есть там и Karl Liebknecht Allee, и Rosa Luxemburg Strasse. А памятник Марксу и Энгельсу до сих пор стоит недалеко от Александер-платц - скромный и со вкусом, никакой гигантомании.

Честно говоря, меня поначалу удивило столь трепетное отношение к памятникам, доставшимся от коммунистического (а по сути оккупационного) прошлого - и это в стране, где декоммунизация и люстрация были самыми настоящими, а не формальными и символическими. Далее... В Веддинге (а это Запад, так что коммунисты ни при чем) целые кварталы несут названия стран, и есть среди них и Арменише-штрассе. А в восточном районе Лихтенберг есть улицы-озера, и нашлось среди них место и для Севан-штрассе. И это никак не связано ни с богатой и влиятельной армянской диаспорой (которой там нет), ни с историей армяно-германских отношений, уходящей корнями в глубокое прошлое. Зато Севан, Балатон и Мичиган на карте города очень симпатично смотрятся - они благозвучны, легко запоминаются и сразу вызывают ассоциации у туристов.

ПРИВЕДУ ПРИМЕР ДРУГОЙ МИРОВОЙ СТОЛИЦЫ - ЛОНДОНА. Cromwell Road - одна из крупнейших улиц центрального Лондона - названа не в честь Оливера Кромвеля, как можно было бы подумать, а в честь его сына Ричарда, который владел на ней домом. Nelson Road названа по фамилии того самого адмирала Горацио Нельсона, но не в честь его побед, а просто потому, что он владел землей, где построили улицу. Milton Street обязана своим названием не великому поэту, а некоему мистеру Мильтону, плотнику и застройщику.

Вообще названия лондонских улиц могут вызвать когнитивный диссонанс у советских людей, для которых топонимика неразрывно связана с политикой и идеологией. На карте Лондона вы не найдете имен Дизраэли, Палмерстона, Ллойд Джорджа или Уинстона Черчилля. Вместо них огромное количество улиц носит имена людей совершенно никому не известных и ничем не примечательных - просто потому, что они здесь владели землей, строили дома, просто жили, а кто-то был даже похоронен. Короли, аристократы и крупные священнослужители соседствуют на карте с плотниками, строителями, директорами школ и театральными продюсерами. Никому и в голову не приходит докапываться, кем был по жизни тот самый мистер Мильтон, был ли он патриотом и высоконравственным человеком. Искать смысл в названии улицы так же нелепо, как искать его в почтовом индексе. И Cromwell Road ассоциируется у местных жителей и туристов не с лордом-протектором, устроившим резню в Ирландии, и не с его менее удачливым сыном, а с всемирно известными музеями и роскошными гостиницами.

Что же касается задачи увековечения памяти, то сохранить память о человеке можно в памятнике, бюсте, табличке, звезде на аллее славы - есть множество способов. А улице просто дают имя - и это имя дальше живет совершенно самостоятельно, независимо от человека, которому оно когда-то принадлежало.

Анонимный архитектор:

Несколько "птичек" в отчетах

- К проблеме переименования улиц в Ереване с целью "выкинуть" память о советском прошлом отношусь крайне настороженно, если не сказать больше. Это очень неоднозначный и опасный подход, который, я уверена, очень скоро приведет в тупик. И фанатичное переименование улиц - лишь вершина айсберга. Попытаюсь обосновать.

С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ НАЗВАНИЕ УЛИЦЫ КРЕПКО АССОЦИАТИВНО привязывается к большому, очень мощному пласту ассоциативной социальной и личной памяти городского жителя, который включает в себя огромное множество взаимосвязей: личных воспоминаний в связи с тем или другим событием, значимым для него лично или людей, неотделимых от его идентичности (семьей, одноклассниками, соседями по улице, однокурсниками и т.д.).

Короче, это огромный кусок того, что составляет саму суть человеческой памяти, его личности, его идентичности, его принадлежности. Тот факт, что улица носит имя того или иного конкретного деятеля (персонажа), чьи идеологические верования приемлемы (или неприемлемы) в контексте сегодняшнего режима, для подавляющей части населения имеет мизерное, ничтожное значение. (хорошо это или плохо - другой, отдельный вопрос).

До того как начать любой долгий и затратный процесс (особенно на муниципальном или национальном уровне), логично подумать, что мы приобретаем, и что теряем.

ЧТО ПРИОБРЕТАЕМ?

1. Несколько особо патриотичных чиновников бодро отчитаются в деятельности в поте лица "на благо..." с соответствующими "птичками" в соответствующих отчетах. Нет никаких сомнений, что на переименованных улицах с "правильным" именем летом будет так же благоухать мусор, а зимой так же будет нарастать гололед. Точно так же, как во времена с плохим советским названием. Но это уже другой отчет.

ЧТО МЫ ТЕРЯЕМ?

1. Поощряем несерьезное отношение к памяти национальных героев, опосредованно внушая, что и их имена (как и имена советских предшественников) будут когда-либо заменены.

Имена национальных героев вне времени (Андраник, Нжде, Азгалдян...) достойны быть присвоены новым улицам, новым школам, центрам воспитания и другим важным объектам и новым инициативам. И когда мы их "насаждаем" взамен якобы "советизмам", мы наносим серьезный урон и дискредитируем саму память этих героев. Поскольку очень-очень долго практически все (начиная от таксистов и кончая администрацией той же мэрии) будут уточнять: "Это бывшая улица...). Ничего хорошего. Азгалдян, он не бывший "такой-то", он - Азгалдян, сейчас и всегда. Уверена, жители, никогда не интересовавшиеся, кто такой Алавердян, никогда не заинтересуются, почему и кто такой Азгалдян. Очень грустно, но факт для меня неоспоримый.

2. Серьезный процент уже малочисленных ереванских "аборигенов" в очередной раз получает подтверждение своей ненужности, "неправильной" жизни, прожитой на улице с идеологически неправильным именем. Он - случайно выживший изгой. Эта моральная потеря очень "к месту" дополняет и усугубляет все физические потери его привычного ереванского городского ландшафта и образа ...

3. Тратим деньги. Много. Чьи?

Остальное - дело арифметики. Это лично моя точка зрения, никому ее не навязываю. Любой из пунктов - тема для отдельной дискуссии, согласия или несогласия.

Айк ХАЛАТЯН, журналист, политический обозреватель:

Не идеализируя, но без черной краски

- К инициативе "Елка" отношусь отрицательно, так как ее можно расценить как "войну с историей". Например, по вопросу улицы Ленинградян могу напомнить, что в Париже есть станция метро и площадь Сталинград. Хотя никто во Франции не идеализирует персону Сталина.

ВТОРАЯ РЕСПУБЛИКА - ЭТО ЧАСТЬ ИСТОРИИ АРМЕНИИ. И в этот период у Армении были как достижения, так и трагические страницы - репрессии, сговор Ленина с Ататюрком, передача Азербайджану Арцаха и Нахиджевана. Поэтому к истории советской Армении надо относиться спокойно, не идеализируя, но при этом и не пытаясь все выкрасить в черный цвет.

А для увековечения памяти наших героев, например Леонида Азгалдяна, можно выбрать вновь построенные улицы или районы Еревана.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЕСЛИ «ДЕМОКРАТИЯ – НАША ЕДИНСТВЕННАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ», ТО ЭТО ПРОСТО СТРАШНО
      2024-03-28 10:10

      В западных столицах обеспокоены тем, что армянское правительство заходит слишком далеко, отворачиваясь от России На днях в Женеве, в рамках 148-й ассамблеи Межпарламентского союза (IPU) делегация во главе со спикером Национального собрания Армении Аленом Симоняном встретилась с делегацией Великобритании в IPU, возглавляемой Карен Брэдли. И в ходе этой встречи спикер армянского парламента Ален Симонян рассказал удивительные вещи. Опустим реверансы во славу «двусторонних отношений между Арменией и Великобританией», которые, по словам Симоняна, развиваются на уровне «стратегического диалога». Хотя было бы, конечно, интересно узнать, в каком месте этот диалог «стратегический».

    • ЛОЖЬ И ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЛАСТИ
      2024-03-27 09:50

      «Когда глава государства заявляет публично, что начнется война, есть конкретные процедуры в этой ситуации – ни одну из них Пашинян не осуществил», - говорит в интервью «ГА» военно-политической аналитик Айк НАГАПЕТЯН.

    • "ЭТО ПЛАН УНИЧТОЖЕНИЯ АРМЕНИИ"
      2024-03-21 09:18

      "Даже западные аналитики открыто говорят, что никакой значительной помощи от Запада не будет, никакого союза с Западом не будет, никаких гарантий безопасности от Запада не будет. Почему мы не слышим?" - отмечает в интервью "ГА" доктор политических наук Артур ХАЧИКЯН.

    • ИДЕТ ДВУСТОРОННИЙ НЕГАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС, И ЕГО НАДО ОСТАНОВИТЬ
      2024-03-20 11:51

      С 3-го места на 10-е за три года: Армения в рейтинге дружественности к России В 2024-ом коммуникационный режим Армении с Россией будет оставаться противоречивым и наиболее изменчивым на постсоветском пространстве, – констатируют эксперты. В конце февраля сего года российский Национальный исследовательский институт развития коммуникаций (НИИРК) презентовал результаты исследования на предмет рейтинга дружественности коммуникационных режимов постсоветских стран за 2023 год – подобное исследование НИИРК проводит уже третий год подряд.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ