Последние новости

"ЕГО ФИЛЬМЫ - ЭТО ОН САМ. ЕГО ФИЛЬМЫ – ЭТО МЫ ВСЕ"

"Генрих Малян – это гора в панораме армянского искусства", - сказал о нем кто-то из коллег… Мы и наши "горы". "Мы и наши горы"… "Его фильмы – это он сам. Его фильмы – это мы все" - так называется одна из глав книги-альбома, выпущенной к 90-летию корифея отечественного кино, и она как нельзя более точно характеризует не только творчество режиссера, но и суть книги, ему посвященной. 

"ГЕНРИХ МАЛЯН" - АЛЬБОМ, ИНИЦИИРОВАННЫЙ И СОСТАВЛЕННЫЙ НАРИНЕ МАЛЯН И РОБЕРТОМ МАТОСЯНОМ.

"Я знаю человека.

Я знаю все слабости человека, и его силу я знаю тоже….

Знаю все его устремления…

Знаю каждый мотив этих устремлений…

Знаю его слово и знаю молчание, скрытое за этими словами…

Знаю его молчание и знаю все слова, скрытые за этим молчанием…

Знаю все-все его тайны…

Знаю и, может быть, именно поэтому люблю его, уважаю, обожествляю его, преклоняюсь перед ним…

В искусстве я не хочу заниматься ничем, кроме человека…

Я ни для кого не занимаюсь искусством, кроме человека…" - этими словами, декларацией творческого кредо и художнической позицией открывается этот удивительный альбом.

Книга вышла в свет не сегодня. Сразу после ее выхода мы где-то пересеклись с Нарине Малян, и она сказала: "Я непременно как-нибудь передам тебе папину книгу…" Потом обе как-то закрутились – не получилось, забылось. Впрочем, нынче такой панорамой, изобилующей фотографиями большого пути, не обзаводится только ленивый. В большинстве своем они издаются при жизни и под чутким руководством главного героя, от чего масштаб его личности и вклада разрастается до степеней просто-таки устрашающих…

На днях встретились в Союзе кинематографистов с соавтором проекта, человеком, посвятившим жизнь отечественному кино, его пропаганде, главным редактором журнала "Кино+" и стала-таки обладательницей альбома "Генрих Малян". И поняла, что это совсем другая книга…

 ГЕНРИХ МАЛЯН' - АЛЬБОМ, ИНИЦИИРОВАННЫЙ И СОСТАВЛЕННЫЙ НАРИНЕ МАЛЯН И РОБЕРТОМ МАТОСЯНОМУ ЕЕ ОБЛОЖКИ ТОТ ОСОБЫЙ ЖЕЛТОВАТО-ОХРИСТЫЙ ЦВЕТ, ЦВЕТ ТРЕПЕТНО хранящихся старых писем или старой кинопленки – цвет памяти. Цвет, вносящий в восприятие альбома какую-то ностальгическую остроту. Когда деревья и художники были большими, когда слово "интеллигент" звучало гордо, когда кино было не коммерческим, а пронзительно человечным. И воспоминания, и мысли самого Генриха Маляна, составившие первую главу книги, вносят в нее какую-то интимную, разговорную интонацию. Разговор, который ведется голосом точно с заигранной виниловой пластинки и бередит сердце точно иглой. А старые, еще тифлисские фотографии представителей фамилии Малян, как в спектакле Нарине Малян "Физиология рода", становятся выше семейного архива, превращаются в широкий контекст и гносеологические корни художника.

Этот широчайший культурный контекст – самое неожиданное в книге-альбоме "Генрих Малян". Тех, кто хорошо знает ее создателей, вряд ли удивил изысканный вкус, с которым она составлена, необычайный такт в подборе фотографий – никаких застолий, никакого панибратства, никакого "Я и Моцарт" - и живые, дышащие тексты не тосты, а именно тексты. Зато многих, наверное, удивил результат, таким подходом достигнутый. Не знаю, насколько Нарине Малян и Роберт Матосян стремились к этому, ставили ли они вообще перед собой такую задачу, но в итоге со всем пиететом перед Мастером, книга о Генрихе Маляне обрела тот самый очень широкий контекст. Этот альбом – словно большой и значимый голографический срез отечественной культуры, зеркало совсем недавней, но, кажется, навсегда ушедшей эпохи. Книга состоит из пяти глав – воспоминания самого режиссера, театр, им созданный, и высказывания актеров созданной им школы, его фильмы, его рассуждения о творчестве – своем и чужом, воспоминания друзей и коллег, отзывы на фильмы. Видимо, сам масштаб личности художника, отразившего в своих картинах нас всех, и приводит к тому, что слово о Генрихе Маляне – это тоже слово о всех нас.

"О ГЕНРИХЕ МАЛЯНЕ ТРУДНО СКАЗАТЬ НЕСКОЛЬКО СЛОВ. Я МНОГО ЛЕТ ЗНАЛ ЕГО. Я с ним работал в кадре. Я видел, как он творил, а это самое главное, что делает человек. Странный был человек. Смешной был, шутливый был, грустный был, смешно поправлял волосы… Для меня самое дорогое было то, что он делал на съемочной площадке. У Генриха была поразительная способность радоваться и удивляться находкам другого человека, что очень редкая вещь, особенно в искусстве. Генрих был такой выдумщик – он придумывал жизнь и просил, уговаривал, заставлял, чтобы мы в это поверили, и мы верили… У него было такое поразительное чувство правды, несмотря на то, что сам он был выдумщик. Если вы меня спросите, выразил ли он себя в кино, я подло отвечу – не знаю. Я видел его театр, сцены из спектаклей и не могу ответить, что было лучше – это или то. Очень я его любил и люблю. Малян был человек удивляющий. То, что он делал, его работы были  удивляющие. Генрих был истинно настоящим. Я думаю, ему это давалось не очень просто, не очень легко. Общение с ним нас обогащало. Слава Богу, что он был в нашей жизни", - это из воспоминаний о режиссере Армена Джигарханяна.

"Человек удивляющий", "человек истинно настоящий", человек, который "придумывал жизнь, заставлял, чтобы мы в нее поверили, и мы верили" - в этих трех тезисах, наверное, суть искусства Генриха Маляна. Создатели альбома о нем сумели донести до читателя эту суть – не заставить поверить в величие режиссера форматом и качеством изданного о нем фолианта, а проникнуть в самые глубины, как-то ненавязчиво направить мысли в сторону почвы и судьбы.

В этом органическом чувствовании почвы и судьбы зерно всего искусства Генриха Маляна. Существует парадоксальный закон искусства – чем оно субъективнее, тем объективнее оно воздействует на зрителя.

"Был какой-то показ, речь идет о фильме "Наапет", - вспоминает Армен Медведев. - Было какое-то обсуждение в союзе, и вот кто-то из московских известных артистов сказал Генриху Маляну: "Вы вот сняли фильм "Наапет", ведь его же не будут смотреть зрители!" И он сказал вещь, я и сейчас ее повторяю и у меня перехватывает горло, я волнуюсь. Он сказал: "Вы знаете, я помню из своего детства в Телави немолодого, не очень красивого человека. Такого местного нищего дурачка, которого мы детьми дразнили, а потом, когда повзрослели, узнали, что он сошел с ума, потерял семью, потерял все, остался в буквальном смысле нищим, бродягой там, на армянских землях, которые остались в Турции после 15-го года. И вот, когда я снимал фильм "Наапет", я снимал для этого человека. Он был как бы перед моим внутренним взором, моим единственным зрителем".

ОН ДЕЛАЛ КАРТИНЫ ДЛЯ "ЕДИНСТВЕННОГО ЗРИТЕЛЯ", И ИХ СМОТРЯТ ПОКОЛЕНИЯ. И будут смотреть. Потому что они – об основах бытия. Армянского бытия. О каких-то имманентных законах этого бытия, благодаря которым и жив род человеческий. О ценностях, которые не может отменить никакое, даже самое жестокое время.

Еще в 1979 году в статье о творчестве Генриха Маляна киновед Микаел Стамболцян написал: "Треугольник" - фильм об утраченной гармонии. "Мы и наши горы" - фильм об утраченной идиллии. "Айрик" - фильм об утраченной целостности. "Наапет" - фильм об утраченном крае". Теперь, по истечении времени, можно сказать, что наша любовь к картинам Генриха Маляна, которая, можно не сомневаться, дальше будет только крепнуть – это тоска по утраченному раю. Тоска по любви и свету, доброте и состраданию, по ироничной, но светлой улыбке, по интеллигентности, по культуре.

Книга-альбом "Генрих Малян" вышла по заказу и при финансовой поддержке Министерства культуры РА. В ее выходе авторам помогли мэрия Еревана и Союз кинематографистов Армении. И получилось не подарочное издание, а подарок. Всем, кто любит фильмы Генриха Маляна и созданный им театр, всем, кто упрямо продолжает надеяться, что дело большого Мастера и его такое человечное искусство еще найдут продолжателей. И за это Нарине Малян и Роберту Матосяну большое человеческое спасибо!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ВЫСОКОЧТИМЫЙ ПОПРОШАЙКА
      2017-12-14 12:00
      8793

      На сцене Национального академического театра им Г. Сундукяна состоялась премьера "Высокочтимых попрошаек" Акопа Пароняна в постановке художественного руководителя театра, народного артиста РА Армена Элбакяна. Перед первым показом рулевой театра объявил, что эта постановка - очередная в серии и что концептуальная программа сценического воплощения отечественной классики будет продолжена. Бедная национальная классика, бедный театр!

    • "ВО ВРЕМЕНА НЕЗАВИСИМОСТИ ТАКИХ ДНЕЙ ПРОСТО НЕ БЫЛО!"
      2017-12-13 15:13
      7963

      Итоги Дней культуры Армении в России В конференц-зале Министерства культуры РА собрались на днях все, кто вложил свою лепту в прошедшие в середине ноября Дни культуры Армении в России. Министр собрал народ, чтобы выразить благодарность – свою от души, Минкульта - приказом о вынесении благодарностей. Мероприятие было не для галочки, ибо Армен Амирян уверен: смотр отечественной культуры на русской земле прошел не просто блестяще. Таких Дней культуры со времен независимости просто не было. 

    • ОРАТОРИЯ В КАМНЕ
      2017-12-12 12:28
      8295

      Двух одинаковых хачкаров не бывает. Двух похожих мастеров хачкара – тоже Ровно семь лет назад, в ноябре 2010 года, хачкар был внесен в репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества. "Хач" – это крест, "кар" - камень. Но для армянина хачкар не просто крест-камень. Хачкар – это молитва на языке камня, это каменная служба армян, знак преображения безжизненной субстанции в духовное начало. Знак самости народа, первым принявшего христианство как государственную религию. Искусство создания хачкаров, истоки которого крепко вросли в толщу веков, развивается и сегодня. Зодчие из Ванадзора, народный мастер Сергей ДАНИЕЛЯН и художник и скульптор Богдан ОГАНЕСЯН, продолжают традиции древних мастеров и пишут новую историю этого искусства в камне. 

    • СЛОВО КАК ЭМОЦИЯ
      2017-11-29 16:23
      4159

      "Страсти по Шекспиру" на студенческой сцене На сцене студенческого театра Государственного института театра и кино состоялся очередной показ спектакля "Страсти по Шекспиру". Спектакля, который родился из разрозненных этюдов к экзамену студентов народного артиста РА Грачья ГАСПАРЯНА и переродился в единый организм, о котором заговорила театральная публика.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АБСОЛЮТНЫЙ ГЕНИЙ ПАВЕЛ ЛУСПЕКАЕВ
      2018-01-22 15:24
      333

      "Я мзду не беру - мне за державу обидно" - фраза легендарного таможенника Паши из культового фильма "Белое солнце пустыни" облетела ни много ни мало всю "державу".

    • АЛЬБОМ-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
      2018-01-19 15:53
      1117

      Армянский национальный костюм 23 января художнице Флоре Григорян исполнился бы 91 год. В 2011 году, уже после ее смерти, вышел подготовленный ею альбом "Армянский национальный костюм XVIII - XX вв.". Этот огромный по содержанию и объему, богато иллюстрированный этнографический труд стал настоящей энциклопедией армянского национального костюма. 

    • С ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОДМОСТКОВ НА БОЛЬШОЙ ЭКРАН
      2018-01-19 15:06
      639

      Новинок музыкального экрана, большого экрана в этом году, судя по всему, будет достаточно. А начать их обзор хочется, конечно же, с представления самой на сегодняшней день громкой премьеры: голливудского блокбастера, киномюзикла "Величайший шоумен".

    • 102 ГОДА СПУСТЯ:
      2017-12-25 15:32
      10067

      Найдены новые фотографии спасения защитников Мусалера "Уникальная находка" - под таким заголовком директор Музея-института Геноцида армян Гайк Демоян поместил на своей странице в соцсети Фейсбук сообщение о том, что усилиями сотрудников музея-института удалось найти доселе неизвестные фотографии, запечатлевшие эвакуацию участников героической битвы под Мусалером французскими военными кораблями.