Последние новости

ПОЮЩИЙ СИМВОЛ ШУШИ

Шушинский хор "Варанда" по праву считается ровесником независимости этого старинного города-крепости. Основанный четверть века назад музыкантом из Ливана Закаром Кешишяном, этот прекрасный коллектив сегодня не просто украшает культурную жизнь Шуши, но и является его незаменимым "поющим" символом.

Недавно хор отметил свое 25-летие. Первый юбилейный концерт "Варанды" прошел во всем праздничном блеске на его родине, в Шуши, а затем день рождения хора был отмечен замечательным концертом в Доме камерной музыки им. Комитаса в Ереване и собрал полный зал почитателей. Среди них соотечественники Закара Кешишяна из Ливана и его ереванские коллеги, члены семей и родственники участников хора из Арцаха, видные композиторы, сочинившие немало песен именно для "Варанды", авторы текстов к ним и просто поклонники. В зале присутствовали и представители двух крупных организаций, спонсировавших юбилейный концерт: Общенационального армянского образовательного и культурного союза "Амазгаин" Ливана и Всеармянского фонда "Пюник".

Концерт начался ровно в означенное время. Немецкая точность, не особо характерная для мероприятий в Армении, объясняется огромной ответственностью Закара Кешишяна перед своими воспитанниками, публикой и прежде всего перед самим собой. Родившийся и выросший в ливанском поселке Айнчар, основанном много лет назад выходцами из героического Муса-дага, Закар затем посвятил себя мужественному Шуши, выстоявшему в огне Карабахской войны и возрожденному из пепла. Для Закара, воспитанного в героическом духе в Айнчаре, чуть ли не каждая секунда не просто важная, но и решающая. Перед началом ереванского концерта он обратился к воспитанникам: "Сейчас мы готовимся к бою, который должны дать на сцене. К чему вы готовы к поражению или к победе?" - спросил он у юных хористов. Ответ был однозначен: к победе!

История рождения хора тесно переплетается с Карабахским движением, участником которого Закар Кешишян был в Ливане и Армении, и уходит корнями в его детство. Закар с ранних лет слышал истории о Геноциде и героической битве соотечественников против младотурок. Его дед родом из Муса-дага, а родные постарше в числе других держали оборону города. После трагических событий семья в числе беженцев-мусадагцев перебралась в Ливан, основав поселок Айнчар и наладив мирную жизнь в этом армянском уголке арабского государства. Об Арцахе он услышал, будучи юношей.

"В ЛИВАНЕ ТАКЖЕ ОРГАНИЗОВЫВАЛИСЬ ДЕМОНСТРАЦИИ В ПОДДЕРЖКУ Карабахского движения, однако, в отличие от митингов в Ереване и Степанакерте, они носили несколько виртуальный характер, - вспоминает Закар Кешишян. - В этот период я приехал в Армению и поступил в Ереванскую государственную консерваторию им. Комитаса. Отсюда вместе с другими студентами во главе с профессором Арменом Будагяном мы в 1989 г. и поехали в Арцах, чтобы показать арцахцам, что мы, армяне из разных стран, всегда рядом. В нашей команде были армяне - выходцы из Ирана, Сирии и других стран".

Консерваторцы давали для жителей Арцаха по нескольку концертов в день. В этот период Закар и загорелся идеей собрать шушинских детей в единый хор. Задумал и сделал в одночасье. Хор вскоре получил и репетиционное помещение в школе им. Арама Манукяна, основанной в Шуши ученическим союзом "Никол Агбалян". Название новорожденного певческого коллектива выбирали все вместе: дети предложили "Варанда" - по названию одного из исторических армянских меликств, в состав которого входил город Шуши. Дебютное выступление хора состоялось спустя год после серьезных репетиций: в декабре 1993 г., в канун Нового года, в шушинском соборе Святого Христа Всеспасителя "Казанчецоц", полуразрушенном и испепеленном в результате азербайджанских погромов и бомбежек, "Варанда" под руководством Закара Кешишяна спела цикл армянских шараканов, заложив первый кирпичик в возрождение культуры Шуши.

В начальные годы хор и хормейстер пережили немало трудностей. Однажды в дни первых репетиций азербайджанцы бомбили город: пришлось быстро прятаться, а после того, как в небе все затихло, вновь брать в руки ноты. В другой раз, после первого концерта в Ереване, коллектив вернулся домой, спеша поделиться успехом, однако в Шуши одного из юных певцов ожидала плохая весть: в бою погиб отец. Закару Кешишяну пришлось взять на себя особую миссию: учить детей бороться с врагом искусством и песней и тем самым жить во имя мира.

Трудности возникали и в иных ситуациях. Поначалу учителю и воспитанникам было сложно общаться: Закар говорил на западноармянском, дети - на карабахском диалекте армянского языка, и хормейстер первым перешагнул рубеж, начав изучать местный язык. Со временем Закар Кешишян определился и с графиком своей жизни в Шуши. Одна нога в Арцахе месяца полтора-два, другая в Ливане остальное время года - при таком режиме руководитель "Варанды" умудрялся держать коллектив в музыкальном тонусе. Помогали старшие воспитанницы хора и аккомпаниатор. В Арцахе девушки рано выходят замуж, и нередко из-за очередных свадеб хор редел. Правда, на время, ибо популярность и красивая музыка "Варанды", звучавшая теперь и за пределами Шуши, привлекала новых певцов. Сегодня хор действует в трех составах - детском, юношеском и молодежном, в нем задействованы и мальчики, и девочки.

САМ КЕШИШЯН ПО ПЕРВОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬ на шви и дудуке и не раз выступал с разными коллективами в качестве солиста. После появления на свет "Варанды" он основал и другие хоровые коллективы в Бейруте. Это детско-юношеский хор "Какавик" Айнчара, брат-близнец "Варанды" хор "Каркач", юношеский хор "Айг". Почти 20 лет Закар Кешишян является художественным руководителем и дирижером хора "Шнорали" Католикосата Великого дома Киликийского. Возглавляемые им коллективы не раз выступали на различных подмостках Армении, Арцаха, Ливана, иногда выходя на сцену вместе. Закар Кешишян также преподает в Бейрутской консерватории.

Что касается шушинского коллектива, то он для Закара особенный. "Шуши стал для меня родным домом, и разорвать с ним свои отношения я не в силах, да и не хочу", - признается хормейстер. Ему вторят и юные певцы "Варанды", прибывшие на юбилейный концерт в Ереван. "Варанда" учит нас патриотизму и песенному искусству одновременно. Здесь атмосфера, как дома: парон Закар репетирует с нами, потом вдруг начинает шутить, словно устраивая веселую передышку, и затем опять приступает к урокам пения", - говорит 14-летняя Лилит Бабаян, 7 лет поющая в хоре. 13-летняя Мариам Мусаелян посещает хор с 5-летнего возраста и уверяет: хор имеет особую притягательную силу и действует на ребят как магнит. "А еще парон Закар рассказывает много интересных историй и обязательно устраивает пиршество или увлекательный поход после каждого крупного концерта".

А такие серьезные, масштабные выступления "Варанда" устраивает каждый год перед отъездом любимого хормейстера из Шуши в Бейрут. Все три состава коллектива многократно выступали в разных концертных залах, культурных центрах, школах и воинских частях. За 25 лет подготовлено 25 отдельных программ, а через горнило хора прошло до 600 детей и подростков. Некоторые из младших - дети старшего поколения участников "Варанды". За четверть века хор исполнил около 500 песен - классических, народных, патриотических, а также из зарубежного репертуара. Немало песен написано современными композиторами и поэтами именно для этого шушинского коллектива.

В ДЕНЬ ЕРЕВАНСКОГО ЮБИЛЕЙНОГО КОНЦЕРТА СО СЦЕНЫ В ИСПОЛНЕНИИ юношеского состава хора звучали песни на слова Юрия Саакяна, Сурена Мурадяна, Ерванда Петросяна, музыку к которым написали Гегуни Читчян, Степан Шакарян, Арег Лусинян, Арменуи Карапетян и другие композиторы. Цикл армянских народных песен в обработке С.Шакаряна сменялся детскими песнями-шутками, оригинально инсценированными Закаром Кешишяном и заставившими весь зал смеяться от души. Публика взорвалась аплодисментами и после песен-скороговорок, поданных в интерпретации "Варанды" с большим мастерством. Серьезный репертуар перемежался игровыми песнями на карабахском диалекте. По ходу концерта хормейстер рассказывал интересные и веселые истории из будней коллектива, поведал, как однажды пришлось доучивать пару песен в автобусе по дороге в Ереван.

"Сисианская дорога была самой длинной и ровной на пути из Шуши в столицу Армении, и пока нас не трясло, мы решили быстренько доделать программу, и в Ереване представили ее уже во всей красе", - шутливо рассказывал со сцены наш бейрутский соотечественник.

Одна из фишек юбилейного концерта - авторская песня Закара Кешишяна "Април кркин", в названии которой слово "април" имеет два значения - "апрель" и "жить". Песня посвящена памяти жертв Геноцида армян и в то же время несет в себе идею возрождения нашего народа. Концерт завершился гимном Республики Арцах, задушевно исполненном хористами. Одна из девочек, 13-летняя Инна, пела в этот день в память о своем брате, погибшем в прошлом году в ходе апрельской войны. "Сегодня на концерте он был со мной, ведь праздничный репертуар мы разучивали вместе..."

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СРЕДИ ЗАДАЧ-2018 - РЕПАТРИАЦИЯ
      2017-12-13 16:54
      943

      Общественный совет при министре диаспоры подвел итоги года В Министерстве диаспоры РА состоялось итоговое заседание Общественного совета, функционирующего при министре диаспоры. Были представлены результаты Всеармянского фестиваля "Поем Комитаса" и VI Всеармянского форума "Армения - Диаспора", предложены и утверждены имена юбиляров из числа именитых деятелей армянской культуры, науки, духовной сферы и меценатов для программы "Наши великие-2018", рассмотрены программы на 2018 г. аппарата Миндиаспоры, зачитан отчет о работе Всеармянской ассоциации архитекторов и инженеров.

    • КОРЕЙСКИЕ ХЭНЕ УДОСТОИЛИСЬ ГРАН-ПРИ
      2017-12-11 15:24
      1368

      ХIV Ереванский международный фестиваль женских фильмов "КИН", основанный и проводимый под руководством режиссера-документалиста Мариам Оганян, подвел итоги. В течение пяти дней армянские ценители фильмов, авторами которых являются женщины,  имели возможность посмотреть на большом экране картины, снятые практически во всех жанрах кинематографа, а также проследить за развитием женского кино в мире. 

    • ХЛЕБ И ТОНИР В XXI ВЕКЕ
      2017-12-08 16:40
      2011

      Молодой художник Арен Аветисян дебютировал с весьма интересным выставочным проектом, открывшимся на днях в Центре искусств "Нарекаци". Тема экспозиции - хлеб, выпечка хлеба и связанные с этим традиционные армянские обряды. Яркое событие украсили не только выполненные маслом и акварелью тематические работы Арена Аветисяна, но и выступление ансамбля национальной песни и пляски "Востан". Выставку под названием "Песнь хлеба" инициировала руководитель культурной общественной организации "Кенац тун" Лала Мнеян, которая уже много лет занимается сохранением, пропагандой и развитием традиционного армянского этнокультурного наследия.

    • "НОВЫЕ ИМЕНА" НА КОНЦЕРТАХ В США
      2017-12-05 09:55
      3289

      Юные представители программы "Новые имена Армении" вернулись из США, где приняли участие в серии концертов. Конгресс США, Всемирный банк, Посольство Армении, Армянское культурное общество, образовательный центр при Армянской церкви Вашингтона - в каждом из залов представители армянской диаспоры и другие граждане Соединенных Штатов стоя рукоплескали юным музыкантам-армянам, в делегацию которых на этот раз вошли наши соотечественники из Армении и России.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ВЫСОКОЧТИМЫЙ ПОПРОШАЙКА
      2017-12-14 12:00
      953

      На сцене Национального академического театра им Г. Сундукяна состоялась премьера "Высокочтимых попрошаек" Акопа Пароняна в постановке художественного руководителя театра, народного артиста РА Армена Элбакяна. Перед первым показом рулевой театра объявил, что эта постановка - очередная в серии и что концептуальная программа сценического воплощения отечественной классики будет продолжена. Бедная национальная классика, бедный театр!

    • ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ СЕВЕРНОГО ПРОСПЕКТА НЕ РЕШЕНА,
      2017-12-13 21:37
      3485

      заявил в интервью "ГА" профессор, член-корр. Международной академии архитектуры Карен БАЛЬЯН Северный проспект есть на самом первом известном нам генеральном плане Еревана 1924 года академика Таманяна. Для Таманяна это была очень существенная часть его градостроительного проекта - проспект соединял две главные площади столицы: площадь Республики, символ возрождения армянской государственности, и Театральную площадь, символ возрождения национальной культуры

    • СМЕХОТВОРНОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО НУЖНО ИСКЛЮЧИТЬ
      2017-12-13 21:35
      722

      Соперничество Армении с Азербайджаном в вопросе включения в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО той или иной ценности неприемлемо: армянам не к лицу амплуа циркового артиста. Об этом заявил на пресс-конференции руководитель группы археологов по раскопкам в Арцахе, заведующий кафедрой культурологии исторического факультета ЕГУ Гамлет ПЕТРОСЯН, пишет Panorama.am.

    • МЕЖДУ ЕРЕВАНОМ И СТОКГОЛЬМОМ
      2017-12-13 16:11
      925

      Наверное, многие театралы помнят одного из ведущих актеров театра им.Станиславского Юрия ЗЕЛИНСКОГО. В свое время он был занят почти во всех спектаклях театра и, разумеется, не случайно еще в 1996 году получил звание «Мастер сцены». Сейчас он живет и работает в Стокгольме, но часто приезжает в Ереван. Вот и недавно Юрий побывал здесь. Наша с ним встреча началась с воспоминаний о родном для нас обоих театре.