Последние новости

УРАРТСКИЕ ГОРОДА - БЕСЦЕННОЕ НАСЛЕДИЕ

           Государство Урарту являлось и в культурном отношении, и, в частности, по уровню развития архитектуры передовой страной Древнего Востока

В рамках Дней европейского наследия в Музее-заповеднике "Эребуни" открылась выставка под названием "Урартские города и натуральный ландшафт". На ней представлены 12 плакатов, рассказывающих о градостроительстве и архитектуре важнейших городов Урарту. В частности, Эребуни, Тейшебаини, Вана, Ашотакерта, Одзаберда и др. Отдельные стенды рассказывают о клинописях урартских царей, содержащих сведения о строительстве каналов, закладке садов и виноградников. Организовал эту замечательную выставку археолог кандидат исторических наук Микаел Бадалян.

"ДНИ ЕВРОПЕЙСКОГО НАСЛЕДИЯ (EHD - EUROPEAN НЕRITAGE DAYS ) - это крупное всеевропейское культурное мероприятие, в рамках которого перед общественностью открываются двери многих культурных и исторических памятников, в том числе и закрытые для посещения в обычное время. Идея этой интересной и познавательной акции родилась во Франции в 1984 году. Армения присоединилась к ней в 2001 году, - cказал директор Музея-заповедника Гагик Гюрджян. - В этом году она проводится под девизом "Наследие и природа". Цель нашей выставки - подчеркнуть роль и значение природы в формировании уникального урартского наследия. Выставка имеет также познавательное значение. Известно, что все урартские города строились с использованием ландшафтной архитектуры, грамотно и точно".

Государство Урарту являлось и в культурном отношении, и, в частности, по уровню развития архитектуры передовой страной Древнего Востока. Выдающимися среди архитектурных и инженерных сооружений урартов являются светские и культовые, скальные и пещерные сооружения, ирригационные каналы, туннели, мемориальные памятники и др. Урартcкие города состояли из центральной крепости, средоточия административно-хозяйственного управления и окружающих жилых кварталов, образующих с крепостью единый комплекс.

Крупные города организовывались вокруг особенно значимых культовых центров. В них находились храмы бога Халди или бога покровителя войны. Города обладали большими арсеналами оружия и поэтому имели обширные мастерские. В комплекс поселений входили также ирригационные сооружения: оросительные каналы, акведуки, туннели, а также искусственные водоемы. О большой мощности хозяйственных центров говорят вместительные склады — амбары, в которых хранились сельскохозяйственные товары.

"ВАЖНОЙ ЧАСТЬЮ ГОРОДОВ ЯВЛЯЛАСЬ МОЩНО УКРЕПЛЕННАЯ И ХОРОШО оснащенная крепость, которая обычно занимала вершину холма, часто была обнесена двумя или тремя рядами стен с башнями и окружена рвом, - отметил Г.Гюрджян. - Наряду с периметральными стенами имелись и внутренние, пересекающие город в различных направлениях. Эти стены служили защитой не только от внешнего врага, но и от подвластного дворцу городского населения. Урарты удивительно грамотно выбирали места расположения городов и, строя коммуникации, правильно использовали окружающую среду. Они фактически подчиняли ландшафт своим градостроительным задачам. При застройке городов учитывались природные условия (рельеф местности, наличие воды, направление господствующих ветров и др.). Города были окружены фруктовыми садами и виноградниками. То есть урарты правильно использовали и зеленые насаждения".

Столица Урарту Тушпа, крупный политический, экономический и религиозный центр страны, имела мощную, неприступную цитадель и была раскинута на обширной прибрежной территории Ванского озера. Ее защищала целая система крепостей, воздвигнутых на ближних и дальних подступах, из которых наиболее значительными являлись крепости Айкаберд, Хурнум, Верхний и Нижний Анзаф и Аралеск. Центральным объектом города была Ванская скала - цитадель и резиденция урартских царей. Эта скала высотой около 50 метров представляла собой естественное крутое возвышение горной породы над окружающей местностью. Поэтому не случайно она была использована урартами для строительства крепости. Скала вытянута с востока на запад. Ее западная оконечность выходит к берегам озера Ван.

ТЕЙШЕБАИНИ ЯВЛЯЛСЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫМ ЦЕНТРОМ СТРАНЫ В VII в. до н.э. Сюда стекалась собираемая с местного населения богатая дань, которая отправлялась затем в Тушпу. Раскинутый на территории, с трех сторон ограниченной изгибом реки Раздан, протекающей в глубоком ущелье, Тейшебаини был защищен труднодоступными, а местами и совершенно неприступными отвесными берегами . Со стороны Араратской равнины, где естественные преграды отсутствовали, город защищала мощная крепостная стена. Тейшебаини имел широкие связи с народами Древнего Востока, Средиземного моря, особенно со скифами Северного Кавказа, но просуществовал как город весьма недолго (около одного столетия).

"Урарты настолько профессионально и добротно строили коммуникации, что некоторые из них сохранились до сих пор практически в первозданном виде, - продолжил Г.Гюрджян. - Например, аштаракский водоканал протекает через 11 туннелей и орошает весь регион. Хорошо сохранился и разданский водоканал. А посмотрите, как блестяще вписано в окружающую среду Тохмахское озеро. Все эти сооружения являются бесценным наследием Урарту".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • В АРМЕНИИ ВЕДЕТСЯ СЕЙСМОСТОЙКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО,
      2017-12-15 12:40
      1109

      заявил в интервью ГА директор ЗАО "Армпроект" Григор АЗИЗЯН 80% зданий, построенных в прошлом веке, необходимо укрепить. В Ереване в 30-60-х гг. строились здания, которые сегодня являются лицом города, причем не только в центре. Их ни в коем случае разрушать нельзя

    • ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ СЕВЕРНОГО ПРОСПЕКТА НЕ РЕШЕНА,
      2017-12-13 21:37
      4680

      заявил в интервью "ГА" профессор, член-корр. Международной академии архитектуры Карен БАЛЬЯН Северный проспект есть на самом первом известном нам генеральном плане Еревана 1924 года академика Таманяна. Для Таманяна это была очень существенная часть его градостроительного проекта - проспект соединял две главные площади столицы: площадь Республики, символ возрождения армянской государственности, и Театральную площадь, символ возрождения национальной культуры

    • ЗОРАЦ КАРЕР - ПОСЕЛЕНИЕ С НЕКРОПОЛЕМ
      2017-12-13 15:24
      1537

      Найденные экспедицией Ашота Пилипосяна артефакты еще раз подтверждают, что Зорац Карер был огромным поселением с некрополем и ни о какой обсерватории не может быть и речи. Тиражировать чушь Геруни не только не имеет смысла, но недопустимо с образовательной точки зрения

    • НАРОДНЫЕ ПЕСНИ НУЖНО БЕРЕЧЬ
      2017-12-01 15:59
      2044

      В советское время на телевидении и в театрах существовал художественный совет, который решал, что и когда показывать. И поэтому такой пошлости и вульгарности не было






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ВЫСОКОЧТИМЫЙ ПОПРОШАЙКА
      2017-12-14 12:00
      1607

      На сцене Национального академического театра им Г. Сундукяна состоялась премьера "Высокочтимых попрошаек" Акопа Пароняна в постановке художественного руководителя театра, народного артиста РА Армена Элбакяна. Перед первым показом рулевой театра объявил, что эта постановка - очередная в серии и что концептуальная программа сценического воплощения отечественной классики будет продолжена. Бедная национальная классика, бедный театр!

    • ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ СЕВЕРНОГО ПРОСПЕКТА НЕ РЕШЕНА,
      2017-12-13 21:37
      4680

      заявил в интервью "ГА" профессор, член-корр. Международной академии архитектуры Карен БАЛЬЯН Северный проспект есть на самом первом известном нам генеральном плане Еревана 1924 года академика Таманяна. Для Таманяна это была очень существенная часть его градостроительного проекта - проспект соединял две главные площади столицы: площадь Республики, символ возрождения армянской государственности, и Театральную площадь, символ возрождения национальной культуры

    • СМЕХОТВОРНОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО НУЖНО ИСКЛЮЧИТЬ
      2017-12-13 21:35
      1282

      Соперничество Армении с Азербайджаном в вопросе включения в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО той или иной ценности неприемлемо: армянам не к лицу амплуа циркового артиста. Об этом заявил на пресс-конференции руководитель группы археологов по раскопкам в Арцахе, заведующий кафедрой культурологии исторического факультета ЕГУ Гамлет ПЕТРОСЯН, пишет Panorama.am.

    • МЕЖДУ ЕРЕВАНОМ И СТОКГОЛЬМОМ
      2017-12-13 16:11
      1546

      Наверное, многие театралы помнят одного из ведущих актеров театра им.Станиславского Юрия ЗЕЛИНСКОГО. В свое время он был занят почти во всех спектаклях театра и, разумеется, не случайно еще в 1996 году получил звание «Мастер сцены». Сейчас он живет и работает в Стокгольме, но часто приезжает в Ереван. Вот и недавно Юрий побывал здесь. Наша с ним встреча началась с воспоминаний о родном для нас обоих театре.