Последние новости

"Я ПОНЯЛА, ЧТО МЫ ПОБЕДИЛИ!"

Гран-при фестиваля в Литве – спектаклю о войне в Карабахе

Гран-при проходившего в литовском городе Висагинас XI международного фестиваля "Аспиндис" присужден спектаклю из Армении, посвященному Карабахской войне! "Моя семья в моем чемодане" заслуженной артистки РА Нарине ГРИГОРЯН – отражение ее детства, прошедшего на фоне войны в Арцахе. Ее победа на фестивале - а на литовском "Аспиндис" значит "Отражение", - не только отражение высокого профессионализма жюри фестиваля, восторжествовавшего над политической конъюнктурой, но и очередное подтверждение приоритета высших человеческих ценностей.

ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО "АСПИНДИС" С НАШИМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ФЕСТИВАЛЕМ ARMMONO длится не один год и подтверждается постоянным обменом спектаклями и многими успехами наших артистов на литовском форуме. Сама Нарине Григорян два года назад показывала там свой спектакль "Дзинь" - монолог капли воды – и удостоилась высокой оценки. Однако столь любимое нами "всем сестрам по серьгам", видимо, в Литве не очень в ходу, и награда на фестивале одна-единственная, та самая.

Само приглашение спектакля "Моя семья в моем чемодане" на фестиваль удивило. Даже видавшую виды директора ARMMONO Марианну Мхитарян. В качестве спектакля, который, кстати, был инициирован и спродюсирован ARMMONO, никто не сомневался. Восторг, который он вызвал на фестивальном показе в Ереване не только у нашей публики, но и у многочисленных иностранных гостей, вселял уверенность. Но одно дело - восхищаться, сопереживать и утирать слезы, сидя в Ереване, и совсем другое - ввязываться в потенциальный конфликт вокруг карабахского конфликта. Ведь и у директора "Аспиндис" Марии Танана еще свежи в памяти митинги перед театром и ноты протеста Посольства Азербайджана в Литве после выступления литовского артиста Александра Рубиноваса в Карабахе. И все-таки Мария спектакль пригласила…

Программа на "Аспиндис" всегда крепкая. Мастеров блистательных литовской и польской актерских школ – а они присутствуют на фестивале всегда – уже достаточно, чтобы не сильно ждать наград. К тому же "Моя семья в моем чемодане" - идущий на армянском языке с активными вставками на карабахском диалекте спектакль, казалось бы, очень армянский…

 Гран-при фестиваля в Литве – спектаклю о войне в Карабахе"С ОДНОЙ СТОРОНЫ, МЫ ПРЕКРАСНО ПОНИМАЛИ, ЧТО МЕНЯТЬ ЯЗЫК, даже для Наринки, прекрасно владеющей русским, опасно, это всегда влияет на органику актера, - говорит Марианна Мхитарян. – Но с другой стороны, мы осознавали, насколько важно, чтобы фестивальный зритель не только оценил ее прекрасную игру, но и понял во всех нюансах не столько фабулу и подробности сюжета, сколько нашу боль и нашу стойкость. Так что какие-то очень эмоциональные вещи Наринка говорила на армянском, но основной текст решили играть на русском".

Согласно уже сложившейся традиции, первый, не фестивальный показ армянских спектаклей проходит в Вильнюсе. Традиции уже несколько лет, а новый посол Армении в Литве Тигран Мкртчян вместе с главой армянской общины Литвы Ара Туняном ее не только поддерживают, но и развивают. Во всяком случае побывавшие там артисты утверждают, что ни в одной другой стране представительство родины не окружает их такой заботой.

"Кроме нашего посла и главы армянской общины на спектакле в Вильнюсе других армян не было, - рассказывает Нарине Григорян. - У меня был литовский опыт выступления на армянском, и очень удачный. Ко мне даже подходили после спектакля, просили говорить еще и восхищались музыкой нашего языка. Но тут была иная ситуация. Обычно  едешь на фестиваль, смотришь чужие спектакли и думаешь: "А вот я сейчас выдам!". А на этот раз все было по-другому - никакого чувства соперничества. Только желание рассказать эту историю людям. В день своего показа я даже не стала смотреть предыдущие спектакли, чтобы в меня не вошел театр, чтобы играть с очень честными чувствами. То, как спектакль прошел в Вильнюсе, придало мне силы".

А потом был маленький Висагинас, город физиков-атомщиков, со своей интеллигентной, искушенной публикой и жюри, которое возглавлял ведущий польский театральный критик пан Томашевский, и конкурсные спектакли один крепче другого. И победить было совсем не просто.

"На первую реплику, на которой в Ереване смеялись, публика не откликнулась, и я заволновалась, - признается Наринка. – А потом вдруг настала минута, когда я почувствовала, что вот, пошло, что, если я буду держать паузу две минуты, они не шелохнутся и будут ждать продолжения. В спектакле я говорю о Ходжалу, о том, как нас оттуда бомбили, еще какие-то моменты… А у них же есть об этом информация и, к сожалению, больше поданная азербайджанской стороной. Но когда я произнесла последнюю фразу и зал тут же встал и аплодировал стоя, я поняла, что мы победили!".

КОГДА СМОЛКЛИ ОВАЦИИ И УЖЕ МОЖНО БЫЛО ОТДЫШАТЬСЯ, к Нарине Григорян подошел француз, который смотрел спектакль и который практически не знал русского. Но он утирал слезы. И говорил, что пытался поставить себя на место члена жюри и колебался - в программе фестиваля был потрясающий пластический спектакль. Но потом пришло убеждение, что все-таки главная цель театра – пробуждать эмоции. А этот спектакль просто перевернул душу бесконечным количеством красок. А еще на всех произвели большое впечатление яблоки, которые высыпаются в финале спектакля из чемодана Нарине. И люди спрашивали: "Это так кончаются армянские сказки? Как красиво!".

И эта армянская сказка закончилась красиво и победно – так же, как спектакль Нарине Григорян. И пан Томашевский, который даже мог воспользоваться своим вторым голосом председателя жюри, не стал делать этого, хотя в программе был сильный польский спектакль. "Мы – профессионалы, а спектакль из Армении, бесспорно, лучший" - таков был вердикт председателя жюри. Нарине Григорян не просто продемонстрировала высший актерский пилотаж. Нарине Григорян рассказала о своем детстве и нашей войне. Нарине Григорян заставила, чтобы ее не только оценили, но и услышали. И тат не обойтись без трюизма: не бывает чужой боли.

"Я ведь в первый раз получаю Гран-при. От того, что часто езжу на фестивали, всем почему-то казалось, что этих Гран-при у меня вагон, - смеется Наринка. - Нет, чувство, конечно, приятное и вроде как ты была лучшей… Но я больше всего ощущаю то, что все-таки сумела рассказать свою историю, рассказать так, что в Литве, где достаточно сильны проазербайджанские настроения, ее услышали. И видеорассказ моего отца о плене, о том, как с ними обращались – рассказ из первых рук, – произвел та-а-кое впечатление!".

"Моя семья в моем чемодане" - уже второй спектакль, инициированный фестивалем ARMMONO и обращенный к нашей главной боли последних лет. Спектакль Елены Дудич "Маргарита и Абульфаз", поставленный по хронике из книги "Время секонд хенд" лауреата Нобелевской премии С. Алексиевич и рассказывающий о бакинских погромах, при поддержке посла Армении на Украине Андраника Манукяна многократно показан по всей Украине и уже успел получить Гран-при в Германии, стать лауреатом еще нескольких международных фестивалей. Пожелаем "Моей семье в моем чемодане" - спектаклю об армянской стойкости и силе, отваге и достоинстве – такой же судьбы.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СЛОВО КАК ЭМОЦИЯ
      2017-11-29 16:23
      3370

      "Страсти по Шекспиру" на студенческой сцене На сцене студенческого театра Государственного института театра и кино состоялся очередной показ спектакля "Страсти по Шекспиру". Спектакля, который родился из разрозненных этюдов к экзамену студентов народного артиста РА Грачья ГАСПАРЯНА и переродился в единый организм, о котором заговорила театральная публика.

    • АПОСТОЛ ДИКТАТУРЫ СОВЕСТИ
      2017-11-22 16:15
      4678

      Исследователям-профессионалам еще предстоит написать статьи и диссертации (они уже пишутся), чтобы обозначить истинное место в отечественной литературе Рубена ОВСЕПЯНА. Это требует переосмысления и большого времени. Но не прошло и года, чтобы оценить, сколь значимо было его присутствие не только в нашей литературе, но и в нашей непростой жизни. И сколь болезненно-осязаемым стало его отсутствие.

    • В ГЛАВНОЙ РОЛИ – ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
      2017-11-17 16:02
      1998

      Театральный костюм – субстанция магическая. Он словно та видимая точка отсчета, с которой начинается перевоплощение. Настоящий костюм, выполненный настоящим театральным художником - он не просто восхищает зрителя. Он неосознанно суфлирует актеру. Он строит художественный образ, в котором воплощена вся палитра роли, которую по ходу действа ему предназначено исполнить! Именно созданием и разработкой образа костюма, его воплощением и представлением об "идеальной роли костюма" занимается всю свою творческую жизнь Мэри САРКИСЯН.

    • САРЬЯН – ГОРДОСТЬ И АРМЕНИИ, И РОССИИ
      2017-11-17 12:49
      1812

      15 ноября в рамках Дней культуры Армении в России, посвященных установлению дипломатических отношений между РА и РФ, в Государственной Третьяковской галерее состоялось открытие выставки самой крупной фигуры армянского изобразительного искусства, великого Мартироса Сарьяна. Вернисаж состоялся при высоком участии президента Российской Федерации Владимира Путина и президента Республики Армения Сержа Саргсяна. Этой торжественной церемонии предшествовало еще одно знаменательное событие – открытие мемориальной доски Мартироса Сарьяна на доме, в котором Мастер жил в Москве. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • С ДРУЗЬЯМИ НЕ ПРОЩАЮТСЯ
      2017-12-08 16:43
      1000

      Друзья детства - особая, тонкая материя. Сорок дней назад ушел из жизни главный режиссер Театра имени Станиславского Александр Самсонович ГРИГОРЯН. Ушел человек, с которым мы когда-то вместе перешагивали из детства в юность. Ушел, отхватив кусок нашей общей с ним жизни, начинавшейся в послевоенном Баку.

    • БЕСЕДЫ О ТЕАТРЕ В ДОМЕ ОВАНЕСА ТУМАНЯНА
      2017-12-08 15:48
      1108

      Недавно в тбилисском Доме Ованеса Туманяна состоялась встреча почитателей театрального искусства. Поводом стала тема любительских театральных трупп. Среди присутствовавших на встрече было немало молодежи из Ахалкалакского и Нинонцминдского районов, обучающихся в различных столичных вузах. 

    • СЛОВО КАК ЭМОЦИЯ
      2017-11-29 16:23
      3370

      "Страсти по Шекспиру" на студенческой сцене На сцене студенческого театра Государственного института театра и кино состоялся очередной показ спектакля "Страсти по Шекспиру". Спектакля, который родился из разрозненных этюдов к экзамену студентов народного артиста РА Грачья ГАСПАРЯНА и переродился в единый организм, о котором заговорила театральная публика.

    • В ГЛАВНОЙ РОЛИ – ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
      2017-11-17 16:02
      1998

      Театральный костюм – субстанция магическая. Он словно та видимая точка отсчета, с которой начинается перевоплощение. Настоящий костюм, выполненный настоящим театральным художником - он не просто восхищает зрителя. Он неосознанно суфлирует актеру. Он строит художественный образ, в котором воплощена вся палитра роли, которую по ходу действа ему предназначено исполнить! Именно созданием и разработкой образа костюма, его воплощением и представлением об "идеальной роли костюма" занимается всю свою творческую жизнь Мэри САРКИСЯН.