Последние новости

"ПРИСТАНЬ" В НАЦИОНАЛЬНОЙ ГАЛЕРЕЕ

            Года полтора назад Национальная галерея Армении получила предложение из Болгарии: организовать в одном из своих залов выставку художника, связанного с нашей страной корнями и даже недолгим этапом творчества. Обращался в НГА наш болгарский соотечественник, молодой предприниматель Геворк ГРИГОРЯН, а предлагал представить в центральной галерее Армении живопись, графику и роспись одного из самых скромных и в то же время выразительных болгарских художников Петика ПЕТРОСЯНА (Bedig Bedrosyan, 1912-1989).

ВСКОРЕ РЕЗУЛЬТАТОМ СОТРУДНИЧЕСТВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГАЛЕРЕИ АРМЕНИИ, Посольства Республики Болгария в РА, AGBU и Софийской городской галереи 4 октября в одном из залов НГА была открыта долгожданная экспозиция под названием "Пристань". Более 90 работ Петика Петросяна раскрыли перед широкой армянской публикой красоты болгарской природы, познакомили с укромными уголками родной для художника Силистры и других городов Болгарии, и даже продемонстрировали его взгляд на пейзажи и виды Армении. Но это не все. Организаторы выставки представили творчество Петика Петросяна во всем многообразии его художественного дарования, представив посетителям его работы также в жанре иконописи и церковной стенной росписи.

          Петик Петросян – художник, малоизвестный на родине предков. Его имя не значится и в числе раскрученных пиарщиками от искусства мировых живописцев. Тем не менее его работы хранятся в разных странах, украшая собрания частных коллекционеров и галеристов и составляя самобытную и богатую часть сокровищницы болгарского изобразительного искусства. Знатоков живописи работы Петика Петросяна привлекают прежде всего камерностью, своеобразной композиционной структурой, простотой художественного языка, за которым скрыто персональное восприятие действительности. Колористика его полотен и рисунков, на первый взгляд, лишена яркости и многообразия цветовой гаммы, но в ней есть самое важное, что делает его творчество отличительным и особенным, - некая лучезарность, которую он сумел прочувствовать и передать в городских и сельских пейзажах, морских видах, церковных образах и библейских сценах.

ПОДРОБНЫХ СВЕДЕНИЙ О ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕТИКА ПЕТРОСЯНА НЕТ. Будущий художник родился в семье армян, бежавших из Турции в годы, предшествующие острой фазе Геноцида армян 1915 г. Из Западной Армении семья переселилась в Болгарию. После долгих скитаний родители художника обосновались в Силистре – портовом городе, входящем тогда в состав Румынии. Румынский след позже обнаружился в другом творческом пристрастии Петика Петросяна – поэзии: на определенном этапе жизни художник выразил в стихах на румынском и армянском языках чувства и мысли, которые не доверил холсту.

Петик рос в окружении неповторимой природы Балканского края. Расположенная на правом берегу реки Дунай Силистра отличалась особой загадочностью, таившейся в глубоких дунайских водах, переливающихся красками в разные времена года и разные часы суток. Повзрослев, Петик разъезжал по Болгарии, любовался ландшафтами Балчика, Северной Добруджи и других городов страны, сравнивал речные глади с черноморским простором, следил за буднями жителей, ставших впоследствии героями его живописных историй.

Любопытно, что Петик Петросян не получил академического образования по живописи, не учился в художественных гимназиях и школах, не обзавелся дипломом. Но он был среди основателей Союза художников Болгарии, имел учеников, достойно проявивших себя в дальнейшем. Рисовать он начал осознанно, занимался самообразованием, брал уроки у выдающихся мастеров болгарского изобразительного искусства, в начале творческого пути пробовал себя в жанре киноплаката и пропагандистского искусства. Своим художественным формированием он обязан Тодору Добружански, известному болгарскому пейзажисту и своему другу, научившему его азбуке живописания, ее основным принципам, приемам и привившему эстетический вкус, живописное видение действительности. Петик Петросян вдохновлялся болгарской и румынской живописью, интересовался различными тенденциями и художественными течениями своего времени, от соцреализма до постимпрессионизма. В то же время он смог сохранить индивидуальный авторский почерк и стиль.

 Картина болгарского художника Петика ПЕТРОСЯНАВ его творчестве 1950-60 гг. доминируют тематические полотна, созданные под влиянием болгарского соцреализма, выйти за рамки которого в ту эпоху было большим искушением и запретным плодом одновременно. Петик Петросян решил остаться верным тенденциям эпохи, но внес в свой реализм краски, оживленные в живописи благодаря импрессионистам. В 1969-70 гг. художник решается посетить Армению – землю предков: в семье никогда не забывали о корнях, помнили Родину, чтили традиции, сохраняли язык. Сам Петик активно сотрудничал с армянской общиной Болгарии, посещал театральные кружки при ней, женился на армянке. Приезд в Армению был для него логическим продолжением жизненного пути. Здесь он создал художественный цикл "Армения", часть картин подарил частным лицам из числа местных граждан, остальные произведения передал в болгарские музеи.

ПЕТИК ПЕТРОСЯН НЕ ЛЮБИЛ ОСТАВЛЯТЬ ДАТУ НА ПОЛОТНАХ, ГРАВИРУЯ ИХ лишь собственной подписью. Различные периоды его творчества специалисты классифицируют по почерку, использованию и технике мазков, эстетическому видению. Среди картин есть армянские пейзажи, отличающиеся от соцреалистических полотен особой, более подчеркнутой фактурой и сочностью красок. Что касается пастельных, кажущихся холодными оттенков, то здесь художник скорее проявляет фотографическое мастерство, стараясь сохранить трезвый взгляд на окружающий мир и при этом снабдить его теплом, идущим из глубин его открытой души. Еще одна интересная деталь: Петик Петросян не относится к числу художников-маринистов, однако вода как неотъемлемая часть миросозерцания присутствует практически во всех его полотнах, иногда напоминая о течении времени, а порой о размеренной паузе, которая тоже является неотъемлемой частью жизни.

В творчестве Петика Петросяна выделяются работы на религиозную тематику. Он – автор росписей в церкви Сурб Аствацацин Силистры – самой старой армянской церкви Болгарии, построенной в 1620-х гг. Его кисти принадлежат сцены на религиозную тематику, украсившие стены и купол, а также иконы, написанные начиная с 1941 г. На ереванской выставке эта часть творчества художника представлена в отдельном зале: здесь можно увидеть репродукции росписей и икон, а также одну работу-оригинал. Здесь же выставлена статуэтка – скульптурный образ самого Петика Петросяна, созданный его другом и учеником, известным болгарским мастером Георгием Чапкановым. Планируется создание монументальной версии этой скульптуры, которая будет установлена в Силистре, напротив музея Петика Петросяна, основание которого также не за горами.

Нынешняя выставка живописи, графики и росписи нашего болгарского соотечественника поделена на 4 тематических раздела, обособленных друг от друга структурно, но связанных концептуально. Посетители, переходя из зала в зал, шаг за шагом раскрывают для себя искреннее творчество художника. Роспись вступает в контраст с картинами периода соцреализма, но гармонирует с пейзажами. Последние дополняются морскими видами. Среди экспонатов есть и натюрморты, судя по всему, не столь сильно привлекавшие Петика Петросяна как жанр, но не обделенные его вниманием. Экспозиция в Национальной галерее Армении – продолжение глобального проекта передвижной выставки под названием "Земля между рекой и морем", прошедшей в разных городах Болгарии, включая Софию, в 2015-16 гг. Она впервые представлена за пределами Болгарии и сразу на исторической родине живописца.

Как отметила куратор выставки Маргарита Хачатрян, Петик Петросян творил до конца жизни. Он создал около 600 произведений, хранящихся в частных коллекциях в Европе, США, России, Армении и других странах. Основная часть работ представлена в ведущих музеях городов Болгарии – Софии, Познани, Базарджике, Варне и, конечно, в Силистре. После смерти художника о нем на время забыли, но спустя несколько лет Геворк Григорян, приходящийся ему внучатым племянником жены, решил не только возродить интерес к творчеству Петика Петросяна, но и расширить границы его признания. Есть идея организовать выставку его работ в Париже и других европейских городах, издать книгу его стихов. Геворк Григорян также планирует продолжить сотрудничество с Национальной галереей и другими музеями Армении и преподнести в дар НГА одно из красочных полотен солнечного живописца.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВРАТА В РАЙ": СДЕЛАЕМ ФИЛЬМ ВМЕСТЕ
      2018-04-20 15:19
      513

      В конце июля кинорежиссер Дживан Аветисян намерен приступить к съемкам нового полнометражного игрового фильма под названием "Врата в рай" (Gate to heaven), который расскажет зрителю человеческую историю на фоне прошлой и настоящей жизни Арцаха. Съемки пройдут в городах Арцаха и Европы, в главных ролях выступят зарубежные актрисы - проживающая во Франции Татьяна Спивакова, дочь знаменитой четы Владимира и Сати Спиваковых, Наира Закарян из США и популярный армянский актер Сос Джанибекян.

    • РАБОТА И ОТДЫХ ПОД НЕБОМ "ЗВАРТНОЦА"
      2018-04-11 15:47
      815

      Республиканский штаб студенческих отрядов (HUJ) открыл лагерный  сезон раньше традиционного срока, приходящегося обычно на летние месяцы. В начале апреля на территории историко-культурного музея-заповедника "Звартноц" был организован армяно-гонконгский волонтерский лагерь, ставший как первым ворк-кемпом HUJ в нынешнем сезоне, так и первым образцом сотрудничества в сфере волонтерской деятельности между Арменией и Гонконгом. И, надо отметить, весьма удачным.

    • ГОСТИНИЦА "ЕРЕВАН": КОМНАТА N3 И ДРУГИЕ ИСТОРИИ
      2018-04-11 15:07
      647

      Жак-Ив Кусто, Андрей Белый, Ваграм Папазян, Амо Бекназарян, Осип Мандельштам, Сергей Параджанов, братья Алихановы и Орбели, Егише Чаренц, Георгий Якулов... Оказывается, имена этих и других деятелей науки и культуры объединяет не только фактор известности, но и гостевая книга, обнаруженная в архивах одного из старинных зданий нашей столицы, в  гостинице "Ереван". Эти знаменитости останавливались здесь в разные годы и на разные сроки - одни на пару дней, другие на недели, а третьи и вовсе подолгу проживали в этом уютном уголке столицы.

    • 1000 СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ОТ 13 ДО 17 ЛЕТ
      2018-04-09 12:14
      494

      В Министерстве диаспоры РА состоялась встреча с представителями СМИ, на которой было объявлено о традиционных программах на 2018 год. "Ари тун", "Летняя школа "Спюрк", фестиваль "Моя Армения", "Доставка учебников образовательным очагам Диаспоры", конкурс "За значительный вклад в дело сохранения армянства" - по всем этим программам уже ведется активная работа и есть результаты.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НАСЛЕДИЕ ДЛЯ ПОКОЛЕНИЙ
      2018-04-23 17:37
      672

      Охрана и бережное отношение к наследию - не только дело государства. Люди, которые живут рядом с памятником или посещают его, также должны осознавать важность сохранения.

    • КНУТ И ПРЯНИК ДЛЯ ТУРИСТА (ВИДЕО)
      2018-04-22 21:13
      916

      В выставочном комплексе YerevanExpo 20-22 апреля проходили сразу две международные выставки – "InTourExpo" и "SportWay". Одновременно с "InTourExpo", которая состоялась уже в 5-й раз, в этом году впервые прошла также выставка "SportWay", посвященная спорту. В выставке "InTourExpo" приняли участие около 90 представителей сферы из Армении, Карабаха, России, Греции, Чехии, Ирана, Египта и других стран. В ходе выставок состоялся еще целый ряд других мероприятий - разные розыгрыши, презентации, семинары, квест-игры и иные сюрпризы…

    • Александр Лапшин: Чем больше потратят на борьбу со мной, тем меньше закупят оружия
      2018-04-20 17:31
      390

      Известный блогер Александр Лапшин посетил Ереван для участия в международной туристической выставке "In Tour Expo". В рамках выставки блогер пообщался с представителями СМИ, ответил на вопросы о цели своего визита и прошлогодних злоключениях в Азербайджане.

    • ЧТОБЫ ПОСЕЩЕНИЕ НАШЕГО ТЕАТРА ВНОВЬ СТАЛО СОБЫТИЕМ…
      2018-04-20 17:02
      3230

      Всемирно известный постановщик Андрейс Жагарс ставит в Ереване оперу "Манон" …Все началось с того, что в декабре 2016 года Андрейс Жагарс, проработавший гендиректором Рижского оперного театра 17 лет и поставивший 13 спектаклей в 23 странах, поставил оперу Ж. Массне "Манон" в Москве, и постановка в 2017 году удостоилась премии "Золотая маска" в четырех номинациях: режиссура, спектакль, лучшая мужская роль – солист Национального академического театра оперы и балета им. Ал. Спендиарова, заслуженный артист Республики Армения Липарит Аветисян (Де Грие) и лучшая женская роль – Евгения Афанасьева (Манон).