Последние новости

В ЛУЧАХ "ОСЕННЕГО СОЛНЦА"

Завершился фестиваль, посвященный 80-летию Гранта Матевосяна

Республиканский театральный фестиваль им. Ов. Абеляна проходит в Ванадзоре уже в третий раз. И уже в третий раз показывает, что децентрализация культуры работает только тогда, когда ее не спускают сверху, а когда она становится живым отражением стремления жителей регионов жить не только хлебом насущным. А еще он убедительно доказывает, что, когда со зрителем работаешь долго и упорно, в нем возможно воспитать любой рефлекс. В том числе рефлекс на настоящее искусство. Супераншлаги, сопровождавшие каждый спектакль фестиваля, яркое тому подтверждение.

"Я ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ НАС С ЭТИМ БОЛЬШИМ ТЕАТРАЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ, случившимся на лорийской земле, и хочу заверить, что сделаю со своей стороны все возможное, чтобы фестиваль, родившийся из юбилея Ованеса Абеляна, стал доброй традицией. Этого заслуживают и абеляновцы, и все жители нашего марза", - заявил на закрытии первого абеляновского фестиваля глава администрации Лорийского региона Артур Налбандян.

Удивительно, но обещание губернатор сдержал. За пока недолгие годы своего существования фестиваль не просто нарастил мускулатуру. Он заручился серьезной поддержкой не только властей региона, но и Министерства культуры РА. У него появилась концепция - посвящение мастерам отечественной культуры, желательно, родившимся на Лорийской земле.

Нынешний фестиваль отмечал 80-летие Гранта Матевосяна, и следует с прискорбием отметить, что театральный форум оказался единственным арт-институтом, масштабно отметившим эту значимую для национальной культуры дату. Из юбилейной концепции родилась тема - под знаком Гранта Матевосяна фестиваль обратился к современной национальной драматургии, даже шире – к воплощению современной национальной литературы на сцене.

Художественный руководитель Государственного драматического театра им. Ов. Абеляна и абеляновского фестиваля народный артист РА Ваге Шахвердян, как известно, не просто большой художник. Он истовый рыцарь театра, его неустанный служитель. Плод его раздумий, бескрайнего воображения и вечных трудов не только спектакли. Шахвердян придумал провести фестиваль под знаком современной драматургии, и, как оказалось, эта идея стала абсолютно инновацией в истории новейшего армянского театра.

 Фестиваль, посвященный 80-летию Гранта МатевосянаЕЕ, ЭТУ ДРАМАТУРГИЮ, НЕ ПИНАЕТ ТОЛЬКО ЛЕНИВЫЙ. ВОТ РЕЖИССЕР И РЕШИЛ отставить в сторону эмоции и порожние разговоры и путем панорамирования живых спектаклей продемонстрировать воочию, какая она, драматургия дня сегодняшнего. Картина оказалась не слишком утешительная. Не в смысле качества спектаклей, а в смысле их количества - эксперимент Шахвердяна наглядно показал, что к национальной тематике режиссеры обращаются, скажем так, не в первую очередь. В фестивальную сетку вошли восемь спектаклей – то, что удалось наскрести в театральных закромах. Получилось не очень внятно. Рядом со студенческим, практически премьерным спектаклем "Копыта" по пьесе молодого драматурга Эльфика Зограбяна оказались "Физиология рода" театра им. Г.Маляна - спектакль, поставленный по рассказам Агаси Айвазяна и обладающий призами десятка с лишним международных фестивалей, и "Один час памяти" Карине Ходикян, поставленный Ванадзорским театром к 100-летию Геноцида и удостоенный премии "Артавазд" в номинации "Лучший спектакль года". Что имеем…

При таком "неравном" раскладе фестивального пасьянса жюри, работающее в рамках фестиваля, проявило творческий подход и не стало подчиняться установленному канону. Решило не идти "по номинациям", а наградить заветной медалью им. Абеляна всех драматургов-участников, которые, несмотря на активное режиссерское сопротивление, продолжают писать пьесы в надежде обратить внимание театра, а вслед за ним и зрителя на то, чем мы сегодня болеем. Итак, лауреатами фестиваля стали Самвел Халатян с комедией "Люблю только тебя", Нелли Шахназарян с монодрамой "Занавес не закрывается", Эльфик Зограбян с драмой абсурда "Копыта", Армен Баяндурян с пьесой "Дождливый день" и Карине Ходикян с уже упомянутым "Одним часом памяти".

Вот только не подумайте, что, практически отказавшись от конкурса, жюри просто обеспечило себе неделю приятнейшего культурного отдыха посреди роскошной, расцвеченной неповторимыми красками и пронзительно-синим небом лорийской осени. Фестиваль был организован более чем по-взрослому, и показ спектаклей сопровождался обширной параллельной программой. Встречи, обсуждения, ворк-шопы. Мастер-классы, которые провели со студентами драматург Карине Ходикян, молодой театровед Рузанна Аракелян, мэтр режиссуры народный артист РА Грачья Гаспарян, рассчитанные на полтора часа лекции, затягивались надолго – вопросы, вопросы, вопросы…

ОТДЕЛЬНОЙ НЕ СТРОКОЙ ДАЖЕ, А СТАТЬЕЙ СЛЕДОВАЛО БЫ РАССКАЗАТЬ даже не об организации фестиваля, а о тех глобальных преобразованиях, которые умудрилась произвести в театре им. Абеляна его недавно назначенный директор Агнесса Шахназарян. Это и капитальный ремонт крыши, которая в дождливые дни обеспечивала сцене обильные осадки, и превращение заднего двора театра из мусорной свалки в зону отдыха с цветочным газоном и беседкой, и открытие в театре не злосчастного ресторана, а того самого, воспетого актерского буфета, уютного, единственного места в театре, где не запрещено курить. В дни фестиваля в театральном фойе был создан матевосяновский уголок, воспроизводящий комнату в родном доме мастера, и посвященная Гранту Матевосяну фотовыставка. Что до нетворческих работников театра – механизм работал, как часы.

Главную награду фестиваля – имени Гранта Матевосяна – получил из рук председателя жюри Ваге Шахвердян. "Я хочу особенно подчеркнуть, что мы решили присудить эту медаль Ваге Суреновичу – режиссеру, который за свою долгую творческую жизнь успел обратиться к девятнадцати армянским авторам и поставить порядка пятидесяти спектаклей по их произведениям - не за спектакль, а за эту замечательную идею сфокусировать на современной национальной драматургии внимание целого фестиваля. Как вы понимаете, по роду своей деятельности я внимательно слежу за всем, что происходит не только в драматургии, но и вокруг нее, и могу с уверенностью сказать, что этот фестиваль – первый наш прецедент чествования современного армянского драматурга", - сказала Карине Ходикян, главный редактор "Гракан терт" и издатель альманаха "Драматургия".

А спектакль у В. Шахвердяна все-таки был. Новая версия "Осеннего солнца" Гранта Матевосяна – совершенно новое, нетрадиционное прочтение культового произведения, в котором заслуженная артистка РА Грета Меджлумян замечательно сыграла такую "свою" роль.

Еще одна награда фестиваля - "Лучший зритель" - досталась Лиане Антонян, пожилой женщине, которая не только не пропускает ни одного спектакля, но как зритель былых времен собирает программки, рецензии, фотографии, автографы, словом, летопись театра. Но, несмотря на все бескрайнее уважение к этой женщине, рискну высказать предположение. Медалью "Лучший зритель" следовало бы наградить единого, "объединенного" зрителя Ванадзора. Какие это были всенародные аншлаги, какое чуткое внимание - даже на дневных спектаклях! Как они аплодировали! Как долго, полные воодушевления, делились впечатлениями от увиденного в фойе театра, не желая расходиться и наполняя верой переживающих не лучшие времена людей театра – значит, все не зря!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ВЫСОКОЧТИМЫЙ ПОПРОШАЙКА
      2017-12-14 12:00
      8366

      На сцене Национального академического театра им Г. Сундукяна состоялась премьера "Высокочтимых попрошаек" Акопа Пароняна в постановке художественного руководителя театра, народного артиста РА Армена Элбакяна. Перед первым показом рулевой театра объявил, что эта постановка - очередная в серии и что концептуальная программа сценического воплощения отечественной классики будет продолжена. Бедная национальная классика, бедный театр!

    • "ВО ВРЕМЕНА НЕЗАВИСИМОСТИ ТАКИХ ДНЕЙ ПРОСТО НЕ БЫЛО!"
      2017-12-13 15:13
      7539

      Итоги Дней культуры Армении в России В конференц-зале Министерства культуры РА собрались на днях все, кто вложил свою лепту в прошедшие в середине ноября Дни культуры Армении в России. Министр собрал народ, чтобы выразить благодарность – свою от души, Минкульта - приказом о вынесении благодарностей. Мероприятие было не для галочки, ибо Армен Амирян уверен: смотр отечественной культуры на русской земле прошел не просто блестяще. Таких Дней культуры со времен независимости просто не было. 

    • ОРАТОРИЯ В КАМНЕ
      2017-12-12 12:28
      7868

      Двух одинаковых хачкаров не бывает. Двух похожих мастеров хачкара – тоже Ровно семь лет назад, в ноябре 2010 года, хачкар был внесен в репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества. "Хач" – это крест, "кар" - камень. Но для армянина хачкар не просто крест-камень. Хачкар – это молитва на языке камня, это каменная служба армян, знак преображения безжизненной субстанции в духовное начало. Знак самости народа, первым принявшего христианство как государственную религию. Искусство создания хачкаров, истоки которого крепко вросли в толщу веков, развивается и сегодня. Зодчие из Ванадзора, народный мастер Сергей ДАНИЕЛЯН и художник и скульптор Богдан ОГАНЕСЯН, продолжают традиции древних мастеров и пишут новую историю этого искусства в камне. 

    • СЛОВО КАК ЭМОЦИЯ
      2017-11-29 16:23
      4151

      "Страсти по Шекспиру" на студенческой сцене На сцене студенческого театра Государственного института театра и кино состоялся очередной показ спектакля "Страсти по Шекспиру". Спектакля, который родился из разрозненных этюдов к экзамену студентов народного артиста РА Грачья ГАСПАРЯНА и переродился в единый организм, о котором заговорила театральная публика.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЧЕЛОВЕК ТОГО ВРЕМЕНИ
      2018-01-19 15:27
      1211

      К 85-летию Сабира СТЕПАНЯНА С каждым годом отдаляется от нас эпоха Второй Республики. С каждым годом все меньше тех, кто строил ее, кто превратил уцелевший, истерзанный, нищий клочок армянской земли в республику с развитой экономикой, передовой наукой и узнаваемой во всем мире культурой. Одним из тех, кто десятилетиями вносил свой немалый вклад в развитие армянской экономики, был признанный организатор производства, геолог, директор предприятия, министр Сабир Николаевич СТЕПАНЯН. 13 января исполнилось 85 лет со дня его рождения.       

    • ЛАВРЕНТИЙ БАРСЕГЯН, ПОДВИЖНИК АРМЯНСКОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
      2018-01-17 15:26
      892

      Недавно на факультете культуры Педагогического университета торжественным открытием аудитории имени Лаврентия Барсегяна стартовали мероприятия, посвященные 80-летию великого подвижника армянской истории и культуры.

    • "И ЕСЛИ Я ПРИПОМНЮ ВСЕ, ЧТО БЫЛО…"
      2018-01-17 15:09
      767

      Финиш уходящего в историю 2017 года оказался юбилейным и для отечественной литературной мысли. На днях в Российско-Армянском университете (РАУ) отметили 40-летие поистине беспрецедентного явления в этой области, по своему масштабу и значимости перешагнувшего далеко за пределы Армении. Речь идет об издании "Книги скорбных песнопений" Григора Нарекаци вместе с переводом этого произведения на русский язык, подстрочным переложением и детальным предисловием. 

    • ДЕНЬ ВЫБРАЛИ НЕ СЛУЧАЙНО
      2017-12-25 14:19
      8350

      Фестиваль армянской культуры "Армения – колыбель цивилизации" в Волгограде "Армения – колыбель цивилизации" - под таким названием в Волгограде 9 декабря прошел Фестиваль армянской культуры. Его проведение состоялось в рамках Дней культуры Армении в России, посвященных 25-летию дипломатических отношений двух стран в новейшей истории.