Последние новости

ВОЗВРАЩЕНИЕ "ПОЛИУТО"

         "Чем будем удивлять?" - этот сакраментальный вопрос, очевидно, задавали себе многие, кто в этот день пришел на премьеру спектакля "Полиуто". Стряхнув многолетнюю пыль с либретто и рискуя проиграть без звездных имен авторов постановки - народных артистов республики режиссера Тиграна Левоняна, выдающегося дирижера Огана Дуряна и знаменитого сценографа Евгения Софронова, эта опера Доницетти вернулась туда, откуда начала шествие на армянской сцене - в Национальный оперный театр им. А.Спендиарова.

           ТОТ ФАКТ, ЧТО ТЕАТР ВНОВЬ ВЕРНУЛ В РЕПЕРТУАР ОПЕРУ ВЕЛИКОГО ИТАЛЬЯНЦА, не только не удивителен, но, напротив, закономерен. Само по себе обращение к чрезвычайно значительной, но, к сожалению, забытой у нас, да и, можно сказать, в мире оперы "Полиуто" приковывает внимание, вызывает жгучий интерес. Объясняется этот интерес прежде всего тем, что в основе этой оперы лежит пьеса средневекового классициста Корнеля на армянскую тему - тему борьбы за христианскую веру. Действие пьесы восходит к эпохе раннего христианства, когда еще большая часть Армении находилась под властью Рима. В центре трагедии - образ Полиуто (Полиевкт) - армянина, который вопреки приказу римского императора принимает христианство и в результате гибнет.

        Существует версия, что к армянской теме Корнель обратился с подачи могущественного и коварного кардинала - министра Ришелье, который, как свидетельствует история, армян жаловал: поощрял издание армянской литературы, предоставлял льготы армянским купцам на осуществление торговой деятельности. В 1633 году в Париже вышла в свет отпечатанная в Королевской типографии "Армянская грамматика", что положило начало арменоведения во Франции.

Среди писателей, которых Ришелье всеми силами пытался привязать к трону, был Корнель. На него также была возложена задача идеологического укрепления единого централизованного национального государства в форме абсолютной монархии. Пьесы Корнеля "Сид", потом "Гораций" и "Цинна" не были одобрены Ришелье. По его мнению, в "Сиде" высокая государственная идея была перекрыта личными чувствами персонажей. Так появился "Полиевкт", переименованный затем в "Полиуто", где традиционный конфликт между чувством и долгом развертывается на религиозной почве. Вот эта пьеса и легла в основу оперы Доницетти и была поставлена в Италии после смерти композитора. С 1940 года она шла в "Ла Скала" в Милане, Риме, Вене, Цюрихе, Лиссабоне. В 1960 году миланский театр "Ла Скала" открыл сезон этой оперой. Инициатором постановки была Мария Каллас. В разное время в оперных постановках "Полиуто" участвовали и другие выдающиеся певцы, среди которых Франко Корелли, Этторе Бастианини, Катя Ричарелли, Монсерат Кабалье, Ренато Брузон, Хуан Понс... Хотя эта опера ставится редко, ее называют самым интеллектуальным и аристократичным произведением автора.

 Сцена из спектакля 'Полиуто' ДоницеттиКак либретто этой оперы попало к нам? Инициатива создания спектакля принадлежит Католикосу Вазгену Первому и Гоар Гаспарян. Это по их просьбе из итальянских архивов предоставлено либретто, которое Гоар перевела на армянский язык, хотя опера у нас идет на языке оригинала. Обращение к этой опере говорит о неординарности репертуарных вкусов и способности Тиграна Левоняна идти на риск. Спектакль был поставлен театром в середине 90-х и предварял юбилей - 1700-летие возникновения христианства в Армении.

Театр возвращал нас к эстетике театра классицизма. Сценический язык "Полиуто" многими нитями связан с поэтикой армянского театра. Успех левоняновского спектакля был вызван, быть может, не только тем, что он был сделан на мировом уровне, о чем свидетельствовали и гастроли в Москве, но и более всего тем, что он глубоко укоренен в армянской почве. Тигран Левонян нашел интересный сценический эквивалент тем общечеловеческим проблемам и философским обобщениям, к которым стремился композитор.

Спектакль выстроен скупо, лаконично, но тем сильнее воздействие режиссерских находок в нем. Кстати, огромную работу по восстановлению спектакля провела режиссер Жанна Тамизян. Произведение действительно очень сложное, своеобразное, поднимающее массу больших проблем, связанных с религиозной темой, с ролью христианства в жизни общества.

Все, что находилось, как говорят, за семью печатями, оказалось открытым, абсолютно доступным восприятию зрительного зала. Произошло это  потому, что создателями спектакля найден верный ключ к прочтению оперы. При этом никаких "упрощений", облегченных вариантов или чего-либо подобного. Авторы восстановленного спектакля - режиссер Жанна Тамизян и сценограф Аветис Барсегян - бережно и тщательно сохранили самое главное и существенное в прежнем спектакле - сумели выстроить развитие действия в строгом соответствии с первоисточником, тактично опустив некоторые детали и второстепенные мотивы.

Прекрасно раскрыта в спектакле тема борьбы за христианскую веру. Крест в финале (находка Евг. Софронова) становится эстетической и нравственной доминантой, создавая атмосферу подлинного, волнующего апофеоза. Спектакль убеждает и покоряет. Прекрасно прочитана партитура. Выразительны, лаконичны, современны по своей стилистике декорации Евгения Софронова, бережно восстановленные А.Барсегяном. Костюмы Мери Саргсян при всей своей красочности не отвлекают внимание, создавая единую картину, прекрасно решенную колористически.

 Сцена из спектакля 'Полиуто' ДоницеттиВ СПЕКТАКЛЕ ЯСНО ЧИТАЕТСЯ РЕЖИССЕРСКАЯ МЫСЛЬ, при этом сохраненная концепция Тиграна Левоняна не вызывает никаких возражений. Она заметна и в использовании балета (балетмейстер Вилен Галстян), и в пластическом решении вообще, и в каждом моменте спектакля. Внешний аскетизм общего режиссерского рисунка в сочетании с характерной для сегодняшних театров внутренней проработкой и полной самоотдачей исполнителей производит огромное впечатление. Певцы, хор (хормейстер Карен Саргсян) оркестр под управлением Арутюна Арзуманяна были единым целым.

Законы искусства театра и искусства музыки здесь перестают противоречить друг другу: рождается сложный синтез, в котором и музыка, и пение, и актерское мастерство, и мастерство художника преобразуются, приобретая новое качество. Что поражает? Мастерство и поразительная одухотворенность. Спектакль (по крайней мере премьера) необыкновенно целостен, гармоничен во многих компонентах.

Музыкальная сторона спектакля если и не достигала вершин, то все же превышала уровень добротного профессионализма: оркестр под управлением Арутюна Арзуманяна дышал, пульсировал как живой организм, хор мастерски воплощал в пении тревожный и воинственный дух толпы, и священный трепет возникал от соприкосновения с тайной, хотя спектаклю порой не хватало действенного, динамичного импульса. В дальнейшем спектаклю понадобится более тщательная работа, особенно оркестру. К сожалению, нельзя сказать, что оркестр под управлением незаурядного дирижера А.Арзуманяна целиком выражал феномен музыки Доницетти. Не странно ли - при той музыкальности, которая отличает оркестрантов оперного театра, именно музыкальная часть оперы стала более уязвимой. Нужна упорная и настойчивая работа по шлифовке звучания оркестра, как это было при работе Катаняна, Восканяна и Дуряна.

Возможно, мои упреки в адрес оркестра несколько преувеличены, ведь спектакль оказался живым и увлекательным. Но признаюсь, что мое отношение к театру, может быть, и требовательнее, чем у других, ибо оно основано на знакомстве "изнутри". Для меня оркестр оперы - не просто интересный коллектив, но сообщество гармонично трудящихся музыкантов, связанных ровными, сердечными отношениями, преданных своему делу. Что же касается нынешних огрехов, то они легко устранимы при последующей доработке, чтобы достичь нужного совершенства.

 Среди певцов бесспорным лидером была Анаит МхитарянСРЕДИ ПЕВЦОВ БЕССПОРНЫМ ЛИДЕРОМ БЫЛА АНАИТ МХИТАРЯН. В роли Паолины она вызвала восторг пленительной музыкальностью и грацией своего голоса, его удивительной мелодичностью. Ее голос словно сам по себе творит мелодию, - так свободно струится, так текуча и плавна вокальная линия, что кажется, не музыка вызывает звук, а звук сам создает музыку. Но главное - поющая душа артистки, наполняющая каждую фразу, каждую ноту трепетом обертоновых отзвуков, выразительных тембровых красок. Подкупает безупречная чистота интонации, мягкость и ровность кантилены и большая выдержка. Только средствами своего голоса она создает уникальный образ жены Полиуто. Влюбленная в благородного римлянина Северо, она отказывается от своей любви и тоже становится христианкой, делит судьбу Полиуто.

Из других исполнителей внимание привлек Арнольд Кочарян в партии Северо. Он захватывал искренностью чувств, красотой своего голоса, яркими нюансами в выявлении своих чувств. Что касается остальных солистов, занятых в спектакле (Полиуто - Саргис Агамалян, Калистен - Айк Тигранян, Неарко - Тигран Конинян, Феличе - Армен Закян, Христианин - Саргис Овакимян), то трудно кого-либо выделить, ибо каждый из них остается в памяти своей одержимостью.

Свежо, по-новому ярко выглядели костюмы, созданные по эскизам Мери Саргсян в органичном единстве с декорацией и замыслом постановщика, передавая характерность образов и внутреннюю динамику. Порадовала молодежь, органично вливавшаяся в труппу театра.

Театр сделал огромное дело, восстановив спектакль "Полиуто". Лишенная сиюминутности, конъюнктуры, политических амбиций, опера обращается к высшим этическим ценностям, пробуждая в человеке человеческое.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВЕЛИКИЙ ПОЭТ ДВИЖЕНИЯ
      2018-07-23 15:45
      32

      26 июля 1972 года ушел из жизни Леонид Енгибаров Бывает, уходит человек - остается легенда. Леонид Енгибаров ушел от нас в возрасте, когда уходят гении, - в 37. Сорок шесть лет прошло с тех пор, как его нет с нами, а легенды о нем, складывавшиеся еще при жизни, все еще передаются из уст в уста. Он являл собой тот оптимистический парадокс актерского искусства, который может быть выражен формулой: настоящее не стареет. Во все, что он делал на сцене, он вкладывал свое сердце, благородство, вдохнув добрые чувства и надежду в тех, кто был непосредственным свидетелем его игры.

    • СОЛНЦЕ,УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ
      2018-07-20 15:47
      3250

      В Национальной картинной галерее Армении открыта выставка выдающегося живописца Минаса АВЕТИСЯНА, посвященная 90-летию со дня его рождения XX век подарил нам немало ярких, неординарных живописцев, скульпторов. Имена этих корифеев у всех на слуху: Мартирос Сарьян, Ерванд Кочар, Ара Саркисян, Седрак Аракелян, Акоп Коджоян, Ваграм Гайфеджян... Они остались в армянской культуре поразительными взлетами творческого гения. В ряду классических армянских живописцев и Минас Аветисян, ставший символом нового подъема армянского изобразительного искусства, олицетворением благородства, совести, нравственности.

    • ПЕТЬ - ЗНАЧИТ ЖИТЬ!
      2018-07-09 16:40
      3883

      Эта песня наиболее полно отвечала жизненному кредо Надежды Саркисян, ее отношению к своей профессии. На прошлой неделе ереванцы простились с этой замечательной джазовой певицей. Твердый характер и умение отражать удары судьбы оказались бессильны перед роковой болезнью, которая унесла ее в 64 года.

    • В ОЖИДАНИИ ПРЕМЬЕРЫ "ВОЛШЕБНОЙ ФЛЕЙТЫ"
      2018-07-06 14:58
      3650

      Решив обогатить свой репертуар, Академический театр оперы и балета им. Спендиарова обратился  к опере Моцарта "Волшебная флейта". Эта одна из последних работ труппы театра в завершающемся сезоне. Недавно прошла генеральная репетиция, а день премьеры пока не известен.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СОЛНЦЕ,УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ
      2018-07-20 15:47
      3250

      В Национальной картинной галерее Армении открыта выставка выдающегося живописца Минаса АВЕТИСЯНА, посвященная 90-летию со дня его рождения XX век подарил нам немало ярких, неординарных живописцев, скульпторов. Имена этих корифеев у всех на слуху: Мартирос Сарьян, Ерванд Кочар, Ара Саркисян, Седрак Аракелян, Акоп Коджоян, Ваграм Гайфеджян... Они остались в армянской культуре поразительными взлетами творческого гения. В ряду классических армянских живописцев и Минас Аветисян, ставший символом нового подъема армянского изобразительного искусства, олицетворением благородства, совести, нравственности.

    • MIME-Fest им. Л. ЕНГИБАРОВА НАКРЫЛСЯ ХРИЗАНТЕМОЙ
      2018-07-20 15:37
      1379

      Не хватило то ли денег, то ли порядочности Те, кто рассчитывал в начале августа провести несколько дней в Цахкадзоре, не только прячась от ереванской жары, но имея возможность смотреть пластические спектакли из разных уголков мира, могут спокойно заниматься своими делами. Международного MIME-Fest-а им. Л. Енгибарова, уже по традиции проходящего в курортном городе, на сей раз не будет. У Министерства культуры не оказалось на него денег.

    • ЗВЕЗДОЧКИ ПОД ЗВЕЗДОЙ МЕРИ КАРАПЕТЯН
      2018-07-20 15:33
      1564

      Оказывается, Батуми не только курорт, где в летний сезон отдыхают граждане Армении, но и место, куда наши соотечественники ездят на фестивали и конкурсы и возвращаются с букетом наград. Вот и недавно группа начинающих певцов под руководством Мери Карапетян побывала в Батуми на Международном конкурсе юных талантов "Супер Стар-2018", где добилась небывалых успехов. Три первых приза и три вторых - все 6 учеников Мери Гамлетовны оправдали ее надежды. И это происходит не впервые.

    • УЛЫБКИ ОСЕННЕГО ВОЗРАСТА
      2018-07-20 15:26
      415

      Чувство юмора в человеке или существует, или его нет. И это ни от возраста, ни от профессии не зависит. Доказательством тому является выпущенная в июле книга Юрия ГАГЯНА "Осенние улыбки". Он по профессии не филолог, не журналист, окончил физико-математический факультет Ереванского пединститута имени Х. Абовяна, работал учителем, печатался в различных отечественных газетах и журналах, а идея собрать и издать напечатанное пришла к нему не скоро. На пороге 80-летия.