Последние новости

В ГЛАВНОЙ РОЛИ – ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Театральный костюм – субстанция магическая. Он словно та видимая точка отсчета, с которой начинается перевоплощение. Настоящий костюм, выполненный настоящим театральным художником - он не просто восхищает зрителя. Он неосознанно суфлирует актеру. Он строит художественный образ, в котором воплощена вся палитра роли, которую по ходу действа ему предназначено исполнить! Именно созданием и разработкой образа костюма, его воплощением и представлением об "идеальной роли костюма" занимается всю свою творческую жизнь Мэри САРКИСЯН.

В БЛИЖАЙШИЕ ДНИ НА СЦЕНЕ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМ. КАПЛАНЯНА состоится премьера "Женитьбы Фигаро" в постановке Григора Хачатряна. Пожелаем спектаклю успеха. Тем более что одна составляющая для этого самого успеха в его арсенале уже есть. Потрясающие костюмы Мэри Саркисян!

Парадоксально… Нас постоянно приучают к мысли, что в театре нынче главное не слушать, а смотреть. При этом вопрос, на что смотреть, остается открытым. Где эти декорации и костюмы – результат творческого поиска и трепетной ручной работы, рассказывающие свою удивительную историю? Не хотелось говорить насчет пафосного "последнего из могикан", но, кажется, имеем в виду тот случай, когда без трюизма этого не обойтись. Мэри Саркисян – еще молодой и очень активно работающий художник по костюмам, без которого не умеет обойтись ни одна масштабная сцена страны – хранитель памяти о большом театральном стиле. Стиль умирает, но принцип еще жив. И Мэри старается воплотить его в каждой своей непроходной работе.

Когда б вы знали, из какого "сора"… Созданию костюмов к "Женитьбе Фигаро" предшествовал клич их автора: "Что другим не нужно – несите мне!". Под "что не нужно" подразумевались любые вещи из джинсовой ткани. Из этого "сора" создавались костюмы, поражая своей фантазией, истинной роскошью и утонченной изысканностью, казалось бы, несочетаемыми сочетаниями. Эти барышни-цветы в фестончиках и лентах, эти мужчины в сюртуках, камзолах и пудреных париках из целлюлозы. Красота воплощения, динамика движения – художественное совершенство, соединяющее глубокое знание культуры с пульсом дня сегодняшнего.

 Мэри САРКИСЯН"У меня давно была мысль сделать спектакль "исторической эпохи" в стиле деним, но почему-то никак не получалось, не совпадало. Вот почему я так вдохновилась "Женитьбой Фигаро" - для художника по костюмам это огромные перспективы. Конечно, можно просто восстановить в костюме эпоху, но я предпочитаю, чтобы это была эпоха, пропущенная сквозь призму творчества – цвет, крой, детали. Платье Сюзон-невесты в финале спектакля, например, полностью собрано из цветов. Трудоемкое дело, конечно, но это уже мои проблемы", - говорит Мэри Саркисян.

У МЭРИ САРКИСЯН ВООБЩЕ МНОГО ПРОБЛЕМ – ГЛОБАЛЬНЫХ, ВСЕЛЕНСКОГО МАСШТАБА. "У кого их нет!" - скажете вы и будете неправы. Потому что таких, как у Мэри, нет. То, что в Театре имени Пароняна остался последний настоящий портной, умеющий шить фраки, – это только драма. А вот то, что в стране не осталось мастеров-шляпников, что "покупать в магазине – ужасно, и в каком магазине я возьму цилиндр или боливар?!" - это уже трагедия. К этому же жанру относится плач по исчезающим бутафорам и костюмерам, которые отдали бы театральный костюм в использование не по назначению только через свой, костюмерский труп. Сюда же входит трагический монолог на тему: "Почему я никогда не вижу и ни в одном театре студентов, которые учатся на факультете сценографии?!"

На самом деле все это повод не для улыбки, а для восхищения. Восхищения этим порой, кажется, доходящим до фанатизма служением театру, готовностью отдавать себя до конца и требованием того же от остальных, этой нетерпимости к равнодушию и убийственному "и так сойдет". И удивляться не стоит. Ведь Мэри Саркисян довелось работать в эпоху армянского театра, когда артисты были большие, работать с ними рядом и вместе, а это были блистательные учителя. И среди них главный – Евгений Софронов. Человек, вместе с которым была пройдена жизнь творческая и просто жизнь. Сегодня, по прошествии семи лет после его ухода, все яснее становится, что свято место бывает пусто и что Софронова в армянском театре никому не удалось заменить. Этого художника, который не оформлял спектакль. Художника, который спектакль творил. Который становился – не мог не стать - художником-режиссером. Который умел создать замкнутый, целостный магический мир, театр-куртину, где действенное и зрелищное содержание спектакля не расчленимо и не расчленено.

 Визит старой дамы"Поскольку я всю жизнь проработала с Женей, я поняла, насколько это важно, когда создатели спектакля думают вместе и смотрят в одном направлении, - говорит Мэри. - В этом плане Женя удивительно работал с Ваге Шахвердяном. Даже когда не делал макета, а только представлял чертежи: "Вот, я создал среду, иди и делай что хочешь". Именно создать среду, а не построить декорацию, которую видит режиссер или которая указана в ремарке драматурга. Именно этому его учили в Москве в ГИТИСе. Чтобы художник стал абсолютным соавтором спектакля. Когда ты смотришь на сцену и тебя ничто не раздражает ни в одной детали оформления, ни в одной режиссерской находке, ни в одном движении актера – значит, они все вместе делали спектакль".

ТАКИМ СПЕКТАКЛЕМ СТАЛИ "СТАРЫЕ БОГИ" В ПОСТАНОВКЕ В. ШАХВЕРДЯНА на сцене Национального театра им. Сундукяна – первый спектакль в независимой Армении, провозгласивший возрождение большого стиля. Волшебный сон, опьяненный феями в мерцающе-белоснежных и отливающих пурпуром и золотом одеяниях. Все зрительское существо вторило ритмам их колебаний, этому лучезарному и свежему потоку. Очевидно, что, делая эти костюмы, Мэри Саркисян отчетливо представляла себе их в соединении с фоном декорации, в движении актера, тем самым способствуя выявлению пластического рисунка спектакля.

"Многое приходит с опытом, - говорит художник. - Знание – это очень важно, но в конце концов, если чего-то не знаешь, всегда можно посмотреть, прочитать. Важнее нюх, какая-то интуиция. Умение почувствовать атмосферу, проникнуться ею и ее воссоздать. Важно понять, что такое театральный костюм. Понять, что зритель, глядя на костюм, который ты делаешь для спектакля, должен почувствовать биографию образа, а не думать о том, что вот эту ткань он видел в магазине на улице Абовяна. Зритель не должен видеть, как и из чего это сделано! Хотя случается и такое, и с этим ничего не поделаешь…"

 Старые богиСлучается и такое. Но в основном, если бы не наше сегодняшнее небрежение к театру, костюмы Мэри Саркисян ждала бы достойная их судьба. После того как эти костюмы надевали Вардуи Вардересян в "Визите дамы", Галя Новенц в "Лисистрате", Асмик Ацагорцян в "Полиуто", Тигран Нерсисян в "Короле Джоне" - перечислять можно долго, - они попадали бы в театральный музей, а эскизы к ним – в художественную галерею. Ведь это не просто театральный костюм, хотя он необычайно искусный, изобретательный, порой занимательный в деталях, порой удивляющий колористическим решением. Этот костюм портретен и пластичен, а потому одушевлен. Можно перечислить не один случай, когда, как в фантастическом фильме, он начинает жить своей жизнью и играть главную роль. Не потому, что его создатель тянул на себя одеяло. Это порой просто результат общей работы, которую каждый делает как может, как умеет, как привык. В том числе и Мэри Саркисян.

"Мне бывает очень обидно, когда говорят, что спектакль не получился, но зато мои костюмы!.. Потому что ты все делаешь для спектакля. Если ты сделал, а спектакль не получился – это все равно и твоя вина, и вина режиссера, общая вина. Я вообще очень долго вхожу в работу, примериваюсь, готовлюсь, буквально рожаю каждую постановку. Мне всегда трудно начать - потом уже все идет быстро. Когда раскладываю эскизы, я уже вижу спектакль… Ладно, если речь идет о современной пьесе и все часто сводится к техническим вопросам, как я считаю. Но если это большая творческая работа и не случилось… Очень обидно!" - признается художник.

 Сцена из спектакля 'Полиуто' ДоницеттиА ВОТ В ПРИЗНАНИИ МЭРИ САРКИСЯН В ТОМ, ЧТО ОНА ОЧЕНЬ ЛЮБИТ ВСЕ СВОИ ОПЕРНЫЕ СПЕКТАКЛИ, нет ничего удивительного. Большая опера – повод для большого творчества и сотворчества с замечательными талантливыми мастерами. А потому и время создания этих спектаклей - черная, холодная зима 93-го - осталось в памяти замечательным.

"В 93-м, когда не было света, тепла, не было ничего, мы – Тигран Левонян, Женя, замдиректора Оперного театра и я поехали в Алеппо за тканями для "Полиуто", - вспоминает Мэри. - Чудное было время! Я помню этот роскошный восточный рынок тканей. Мы навезли их целый вагон. Электричества не было, но мы работали с этими тканями, создавали какие-то фактуры, трансформировали их. Это была колоссальная работа, сколько всего было сделано! Мы, что говорится, дорвались – в эти тяжелые времена получили невероятную возможность для творчества. И родился "Полиуто". Не просто родился – получился! Какие тогда были цеха, как они работали! Это же был целый комбинат, который тогда еще работал на Оперу. В это самое тяжелое для страны время мы все делали своими руками – ничего покупного!

Нынешнее восстановление "Полиуто" на сцене Национального театра оперы и балета им. Спендиарова стало для Мэри Саркисян подарком, счастьем, в которое она долго не решалась поверить, пока администрация театра приглашала ее на переговоры о сотрудничестве. Не покидал страх – как-то это будет?.. Теперь это есть, и это есть замечательно! Блистательный "Полиуто" вновь украсил главную сцену страны. Он заставил нас вспомнить, как это бывает. Он напомнил нам о театре большого стиля. Он воскресил в нас память о больших мастерах, которые еще вчера были рядом, а уже не вернешь. Он заставил еще раз задуматься над тем, что мы слишком легко отреклись от чего-то серьезного и важного - слишком легко театр смирился с этим злополучным "и так сойдет"…

"Мне иногда режиссеры говорят – почему ты не делаешь общего оформления спектакля, у тебя замечательные идеи, - признается Мэри Саркисян. - Не знаю, насколько они замечательные, но точно знаю, что никогда не смогу сделать ничего такого, что понравилось бы Жене. А это до сих пор очень важно для меня. Это остается главным критерием. Я и девочкам своим говорю – вот с этим папа бы согласился, а вот с этим – нет, вот это принял бы, а вот это – нет. Предпочитаю заниматься своим делом – создавать театральный костюм".

В Драматическом театре им. Капланяна Армен Хандикян скоро приступит к постановке пьесы Альфреда де Мюссе "Лоренцаччо" - к жемчужине французской драматургии о взлете и падении Флорентийской республики, к отблеску великой эпохи. Это третий подарок, который за последний короткий период преподнесла Мэри Саркисян творческая судьба. Ведь для каждого – свои подарки, и у каждого - свои устремления. Кто-то другой на ее месте давно бы направил энергию на получение заветного звания заслуженного художника, которого у нее, к нашему общему театральному стыду, до сих пор нет. А она – не заморачивается, не напрягается. Мэри Саркисян предпочитает делать театральный костюм. Театральный костюм, который умеет выступить в главной роли.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНСЕРВАТОРИЯ - НА СВОЕМ МЕСТЕ, ПРОКУРАТУРУ - В ПРИГОРОД
      2024-03-21 09:44

      Правительство поставило на рестарт, казалось, уснувшую навсегда тему оптимизации вузов вообще и арт-вузов, в частности. Культурная и, особенно, музыкальная общественность возмущена - Консерватория им. Комитаса протестует и собирает подписи под петицией... Режиссер, заслуженный деятель искусств РА и председатель Совета директоров театральных и музыкальных очагов культуры Рубен БАБАЯН уверен, что если бы власть научилась диалогу с профессионалами, шуму было бы меньше, а пользы - больше.

    • Сати СПИВАКОВА: "АРМЕНИЯ - МОЯ РОДИНА, КОТОРУЮ Я БУДУ ЛЮБИТЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА"
      2024-03-15 10:10

      "За последние годы работа обрушилась на меня лавиной и впервые, приезжая в Ереван, я, с одной стороны, чувствую себя как дома, а с другой – будто я приехала в очень дорогое мне место, но как гость. Сейчас есть деловые предпосылки к тому, чтобы бывать в Армении чаще...", - говорила летом 2022-го Сати СПИВАКОВА, приехавшая в родной Ереван презентовать армянский релиз своей книги "Нескучная классика. Еще не все".

    • СТРАСТИ ПО КОНСЕРВАТОРИИ, или СДОХНЕМ ЛИБО МЫ, ЛИБО ИШАК
      2024-03-15 09:55

      "Мы, музыканты, которые учатся в музыкальных школах и в Консерватории, считаем предложение о переносе или объединении нашего учебного заведения абсурдным и неприемлемым. Эта Консерватория является символом культурного наследия Армении, уже более 100 лет существует и уже 50 лет как располагается в том же здании, что само по себе делает это здание нашим культурным наследием... Планируемое объединение ВУЗов может привести к потере этого символа", - такими словами начинается петиция, сбор подписей под которой организовала не просто музыкальная общественность, а, на минуточку, музыкальная молодежь. "Помогите нам сохранить Ереванскую Государственную Консерваторию имени Комитаса в Ереване!", - призывают они.

    • ПРЕМИЯ "МОНОКЛЯ" - АРМЯНСКОЙ "ВАРЕЧКЕ"
      2024-03-12 09:12

      "После продолжительных оваций полного зала, диплом участника фестиваля был вручен режиссеру и актрисе спектакля "Балерина Варечка", - сообщил сайт XIV Международного фестиваля моноспектаклей «Монокль» в Санкт-Петербурге в первый день весны, после того, как гости из Армении отыграли свой спектакль. Но дипломом участника дело не закончилось. 1-ая Премия "Монокля" вручена Лиле МУКУЧЯН за спектакль «Балерина Варечка» - режиссер Елена Варданян, продюсинг Международного фестиваля ARMMONO, Ереван, Армения.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.

    • ФЕСТИВАЛЬ В АРТАШАТЕ - ПОДАРОК К ЮБИЛЕЮ
      2023-11-01 14:00

      Арташатский Драматический театр им. Амо Харазяна отмечает нынче двойной юбилей - 90-летие со дня своего основания, точнее, предоставления ему статуса государственного, и 80-летие со дня получения собственного здания. Именно к этому событию приурочен Республиканский театральный фестиваль, который пройдет в Арташате с 1-7 ноября и который организован Союзом театральных деятелей Армении и самими харазяновцами при поддержке администрации марза. Подарок к юбилею - себе и, конечно, местному зрителю!

    • HIGHFEST - "КРУТЫЕ В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ!"
      2023-10-11 09:14

      В программе 21-го Ереванского Международного театрального фестиваля исполнительских искусств HIGHFEST были заявлены многие звезды, вплоть до Дианы Вишневой и Джона Малковича. Но "завтра была война", и фестиваль, как выразился его президент Артур ГУКАСЯН, прошел так, как будто он есть, но словно его и нет. И все-таки он состоялся! Потому что те, кто его делает, уверены - чтобы когда-нибудь снова пройти звонким шагом, нужно, пускай на цыпочках, но ходить!

    • ПОБЕДА "ВАРЕЧКИ" - ЧУДЕСА И МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!
      2023-08-24 10:48

      "Чудеса случаются, не часто, но случаются. И сегодня такое маленькое театральное чудо для меня произошло. Когда на фестивале есть один выдающийся спектакль - а я считаю, что это выдающийся спектакль, - можно считать, что фестиваль состоялся", - так оценил неоднократный член экспертного совета российской Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», художественный руководитель театроведческого курса в ГИТИС-е Александр Вислов спектакль "Варечка", созданный ереванским Международным Театром-фестивалем «ARMMONO». Приз V Международного фестиваля малых форм «Островский-Fest» в Кинешме «За лучшую женскую роль» вручен Лилии МУКУЧЯН за роль Варечки - спектакль «Варечка», Ереван, Армения.