Последние новости

ОДИН ИЗ САМЫХ ВЕЛИКИХ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ

Артавазду Пелешяну 80 лет

    Его называют одним из самых великих кинематографистов мира наших дней, единомышленником Нильса Бора, гением кино, живой легендой. Творчество Артавазда Пелешяна стоит особняком в кинематографическом мейстриме. Оно представляет собой уникальный эксперимент, устремленный в будущее, и в таком качестве занимает свое особое место в современном искусстве кино. Его фильмы "Земля и люди", 1966 г., "Начало", "Мы", "Мечта", "Времена года", "Наш век", "Жизнь", "Конец" и другие завоевали признание во всем мире. Миллионы людей живут под воздействием его искусства.

"МНОГИЕ ГОВОРЯТ О ФЕНОМЕНАЛЬНОСТИ МОЕГО ТВОРЧЕСТВА, ХОТЯ Я САМ НИКАКОГО ФЕНОМЕНА НЕ ВИЖУ. По-моему, время против меня, а кино - против времени", - любит повторять мастер. Тем не менее общепризнано: все его работы открывают путь новой кинематографии, основанной на сложной системе поэтического монтажа, - многозначного, извлекающего художественную идею из связанных вместе сопоставлений. Все поиски режиссера, его эксперименты в конечном счете служат единственной цели: сделать художественный язык кино еще более выразительным.

         Артавазд Пелешян - теоретик нового художественного течения, которое сам кинорежиссер называет дистанционным монтажем. "Главная суть и главный акцент монтажной работы состоит для меня не в склеивании кадров, а в их расклеивании, не в их "стыковке", а в их "растыковке"... Идейный смысл, который я хочу выразить, достигается лучше всего не в стыке двух кадров, а в их взаимодействии через множество звеньев. При этом достигается гораздо более сильное и глубокое выражение, чем при непосредственном склеивании. Повышается диапазон выразительности, и в колоссальной степени вырастает емкость той информации, которую способен нести фильм", - так объясняет Пелешян свой метод.

         Согласно мастеру, в ходе монтажа создается некое магнитное поле, которое вкупе с соединением двух изображений позволяет видеть третье - новое и более реальное. В отличие от ассоциативного поэтического и других видов монтажа, дистанционный монтаж позволяет разглядеть истинную сущность окружающего мира, то есть "отсутствующую реальность". Кроме того, важное место в киноряде отводится музыкальному сопровождению. "Мне нравится, когда в каждой картине музыка и изображение меняются местами, - музыка входит на территорию изображения, изображение - на территорию музыки. Без этого невозможно достичь ожидаемого эффекта. Я верю, что придет день, когда научно-технический прогресс позволит человеку прочесть коды природы и узнать тайну сотворения мира", - признается режиссер.

         ФИЛЬМЫ ПЕЛЕШЯНА ВХОДЯТ В ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ ВО ВГИКЕ. Выдающиеся современные кинорежиссеры считают его искусство примером для подражания, а французский журнал "Кайе дю Синема" провозгласил его одним из самых великих кинематографистов наших дней.

         Все, кто когда-либо видел его фильмы или так или иначе соприкасался с его личностью, не могли не отозваться о его творчестве. Эти отклики, малую толику которых мы представляем вниманию читателей, могли бы составить не одну книгу. В них не только осмысливаются фильмы Пелешяна, высвечиваются черты его кинематографического стиля, но и содержатся обобщения, помогающие определить место Артавазда Пелешяна в мировом кинематографе.

         Л.КРИСТИ, лауреат Ленинской премии, 31 мая 1983 г., Москва:

         "Я думаю, что в современном документальном кино - и в советском, и в зарубежном - не было более яркого художника, чем А.Пелешян. Это не умаляет других, но таких ярких, таких самобытных не было".

         Микаел СТАМБОЛЦЯН, кинокритик, 30 ноября 1985 г., Ереван:

         "Его называют документалистом. Это неверно. Документальное кино имеет дело с фактом, оно фиксирует факт, как бы удостоверяя его подлинность. Для Пелешяна факт не есть цель, а всего лишь материал. Более того, если документальное кино повествует об уже имевшем место, завершившемся факте, то Пелешян нам показывает совершающееся, вечно повторяющееся, момент творения. Фильмы Пелешяна воздействуют как музыка - прежде всего на подсознание. То, что делает он, - космическая мощь. Это космологическое мироощущение можно заметить во всех его картинах - от самых ранних и до самых последних - во "Временах года", "Нашем веке". Бесконечность человеческой мысли, духа, стремления и оковы тела, конечность жизни, бесконечность мирового круговорота и безвозвратно уходящее время - вот темы Пелешяна, вот вопросы, придающие его искусству трагическую напряженность. Просто диву даешься, откуда в этой спокойной, безмятежной, не выходящей из берегов жизни объявился этот человек с чаренцевским опаляющим солнцем в душе и с космической болью в глазах".

          Геворг ЭМИН, поэт:

          "Трудно писать и говорить о Пелешяне, как всегда бывает трудно, когда прикасаешься к настоящему искусству, которое потрясает и трогает. Это так же трудно, как описать и рассказать пламя, настоящую поэзию, музыку и картину, которые, кроме того - что или о чем, являются также волшебством слова, звука и голоса. Эпичен кинематограф Пелешяна, который призван рассказать о массах, о великих событиях, о революции, о трагедиях, о подвигах . Таков его фильм "Начало", который очень много говорит об истории нашей страны и революции. Скупыми средствами он создал фильм "Обитатели", направленный против всех видов фашизма и насилия, против всех черных сил, стремящихся уничтожить человечество и природу. Уникальный режиссер Пелешян и, что очень важно, сугубо национальный, хотя в большинстве случаев его фильмы обращены к большим общечеловеческим темам..."

         Артавазду Пелешяну 80 лет  "ИНФОМАШОН", 1978 г., Копенгаген, 07.09.1990 г.:

          "Во время проходившего в Копенгагене фестиваля кино и видеофильмов сенсацию произвели три получасовых фильма, представляющие весь творческий актив армянского режиссера Артавазда Пелешяна... Он создавал свои фильмы, одновременно отрицая и развивая эйзенштейновскую традицию монтажа. Причем развивал он ее, будучи, по его собственным словам, вдохновленным квантовой теорией Нильсона Бора.

           Пелешян действует в сферах высокой абстракции, поэтому его работы требуют тщательного изучения, чтобы можно было проверить, действительно ли его теоретические изыскания воплощаются на практике. Основополагающим является понятие "дистанционного монтажа", суть которого, в отличие от параллельного монтажа Эйзенштейна, стремившегося с помощью соседних элементов вызвать возникновение новых ассоциаций и значений, состоит в отделении соседних элементов друг от друга, их разведении в пространстве, за счет чего взаимодействие между кадрами достигается в подсознании зрителя.

           Однако важнее всего увидеть фильмы Пелешяна, эти эмоционально насыщенные, сгущенные кинопоэмы, которые напрямую - в обход сознания - направлены на чувственное восприятие (...)

           "Времена года" - это с хирургической точностью смонтированная лента, которая представляет собой сюиту образов, скомпонованную из линии ландшафта и других формообразующих элементов в диагональных сопоставлениях и контрастных движениях. Вдохновляющая картина на фоне плоского и размытого потока сцен нашей повседневности".

            БАРШОНЬ, "Эшти Хирлап", Будапешт, 13 мая 1984 г.:

            "Большим открытием вчерашнего армянского вечера стал Артавазд Пелешян. Исключительный, сверкающего таланта режиссер. Венгерское телевидение показало три его работы, и то, что их жанр обозначен как короткометражный фильм (их также определили документальными фильмами), было принято как условность - за отсутствием более точных определений. Ибо фильмы Пелешяна нельзя втиснуть в шкатулку привычных жанров.

            Да, действительно, их основной материал - документальные оригинальные съемки. Однако с этим исходным материалом Пелешян обращается так, как поэт с находящимися в его распоряжении явлениями действительности. В его руках каждое отдельное изображение будет больше самого себя, получит более богатый смысл, поэтому в силу особенностей зрелища и благодаря музыке, монтажу и обогащенному, таким образом, эмоционально-смысловому содержанию возникает в целом исключительное впечатление.

           "Начало", "Наш век" и "Времена года" - это гимн кинопоэта о жизни, об ужасающей и величественной силе человеческого разума, об отчаянных и возвышенных этапах человеческого разума, от отчаянных и воодушевленных этапах продолжающейся человеческой борьбы с самим собой, с природой, с судьбой и с возможностями.

           Нужно запомнить это имя - Артур Пелешян, потому что это такой чудесный художник кино, который в этом мире, склонном разменять свои мечты на пятаки, выражает надежду, что все-таки да, пожалуй, мы можем верить в самих себя".

           Фабрие Рено Д`АЛОН, "Синема", Париж, 17 октября 1985 г.:

            "Артавазд Пелешян... снимает фильмы как никто после Дзиги Вертова... Все они близки его народу, его земле. Это как бы глубокая эпическая, космическая песнь, где человеческое безумие (труд, борьба, могучая воля) не что иное, как отражение щедрости природы; хаос изображений и звуков неба, камней, животных. Природа и человек и камера Пелешяна - больше чем откровение".

            Малкольм ГОРДОН, США:

            "Обитатели" - симфонический фильм. Я почувствовал таинственный смысл за фильмом. Это меня потрясло так, что я не могу выразиться точно. Недостаточно увидеть один раз".

             P.S. 23 февраля в Национальном театре оперы и балета им. Спендиарова состоялся вечер, посвященный Артавазду Пелешяну.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЕТЕРАН ВОЙНЫ В СТРОЮ С МОЛОДЕЖЬЮ
      2024-04-19 10:43

      Каждое время выдвигает своих героев – подлинных и мнимых. Современники не всегда  умеют их различить, и это оборачивается чувствительными потерями. Тем более что подлинные герои очень часто не любят, не умеют расписывать свои заслуги. Об этом скупо говорит их биография. К числу таких принадлежит подполковник Мартин Багдасарян, недавно отметивший 80-летие.

    • ХУДОЖНИК, ДИЗАЙНЕР, ПЕДАГОГ ЭДУАРД СЕДРАКЯН
      2024-04-16 10:35

      Не каждому дано перешагнуть восьмой десяток лет в расцвете творческих сил и полноте энергии, заставляющей не сходить с выбранного пути. Известный армянский художник, педагог, профессор Эдуард Сeдракян из тех, кто заслужил божью благодать работать, не останавливаясь, несмотря на седину волос и солидную дату в графе "возраст". В этом широкая общественность убедилась на персональной выставке Эдуарда Артаваздовича, открывшейся на днях в Союзе художников Армении в честь его 80-летия.

    • ВСПОМИНАЯ СУСАННУ АМАТУНИ
      2024-03-04 10:34

      Исполнилось 100 лет со дня рождения известного музыковеда-теоретика, профессора Ереванской консерватории Сусанны (Шушаник) Бабкеновны Аматуни.  Выпускница историко-теоретического факультета Московского музыкального педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных)  сделала свои первые шаги в преподавании в стенах ереванской средней специализированной музыкальной школы им. Чайковского, в кузнице одаренных музыкантов республики.

    • ПРОРАБ ДУХА
      2024-01-22 10:56

      "Прорабы духа"... Этот термин возник благодаря Андрею Вознесенскому - его знаменитому стихотворению и одноименному эссе. "Художнический характер, проявившись не профессионально, а в деятельности ради искусства, часто создает свое в искусстве через других. Не будь помощи таких людей - не появился бы шедевр. Это подвижники, двигатели культуры, поршни духовного процесса, строители надстройки, общественники культуры - я бы назвал их «прорабами духа»"...