Последние новости

СЧАСТЛИВОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ - МУСЛИМ МАГОМАЕВ

Недавно мне довелось присутствовать в Посольстве Армении в России на мероприятии, посвященном 97-му дню рождения великого советского и армянского композитора Арно Арутюновича Бабаджаняна. В представленном перед концертом документальном фильме наряду с другими был показан Муслим Магомаев, рассказывавший о своем друге Арно Бабаджаняне. Имя Магомаева неоднократно хвалебно звучало и в ходе выступлений гостей, поделившихся своими воспоминаниями о творчестве Бабаджаняна и лучших исполнителей его замечательных песен.

И тут мне подумалось: а возможно ли такое, чтобы в стенах посольства Азербайджана в Москве показывали знаменитых армян и тепло рассказывали об их деятельности? К сожалению, в условиях чудовищной армянофобии, охватившей Азербайджан, это исключено. К счастью, Армении удалось избежать этой болезни. Да, мы находимся в состоянии острой конфронтации с Азербайджаном, всячески противостоим лживой азербайджанской информационной и идеологической экспансии, но не считаем каждого азербайджанца своим врагом. В отличие от Баку, куда приезд армянам любого гражданства категорически запрещен, в Ереване не редкость встретить азербайджанца будь то из Ирана или России.

В АРМЕНИИ ПОМНЯТ И НЕ СТЫДЯТСЯ ТОГО, ЧТО В ПРОШЛОМ имели место творческие союзы представителей двух наших республик. Деятели культуры и искусства Армении и Азербайджана сотрудничали друг с другом, исполняли произведения своих соседей, выступали на гастролях в соседних республиках. Так, например, в Армении чтут замечательного певца Рашида Бейбутова, который в молодости носил имя Рафаэль и был солистом Ереванской филармонии, затем солистом Государственного джазового оркестра Армении. Одновременно он пел и в армянском Академическом театре оперы и балета имени Александра Спендиарова. Бейбутов с удовольствием исполнял песни армянских композиторов, в том числе и на армянском языке. Он всегда с симпатией относился к армянам и не позволил себе антиармянских выступлений после начала карабахского конфликта.

А вот бывшая народная артистка Армении Зейнаб Ханларова, забыв все хорошее, как тепло ее принимали в Армении, как задорно она исполняла армянские народные песни, шла в авангарде борьбы и проповедовала ненависть по отношению к армянам. В 2012 году Ханларова заявила, что полностью одобряет поступок Рамиля Сафарова, проявившего "героизм" по-азербайджански, зарубившего в 2004 году топором ночью спящего армянского лейтенанта Гургена Маргаряна. И добавила, что и сама при случае поступила бы точно так же. "Он не только герой Азербайджана, он всемирный герой. Нужно поставить ему памятник. Не каждый мужчина смог бы сделать такое. Есть два героя - господин Ильхам Алиев и Рамиль Сафаров", - заявила Зейнаб Ханларова. К сожалению, в целом интеллигенция Азербайджана оказалась далеко не на высоте и дискредитировала себя бесстыжей фальсификацией истории и культуры региона, провокационными антиармянскими призывами, а то и прямым участием в армянских погромах.

И тут счастливым исключением был и остается Муслим Магометович Магомаев (1942 - 2008). Поговорим подробнее о нем. Он родился и прожил детство и юность в прекрасном тогда многонациональном городе Баку. Кого здесь только не было: армяне, русские, азербайджанцы, евреи, украинцы, поляки, немцы, грузины, персы, татары, лезгины, талыши и другие. Этот город дал миру много выдающихся деятелей в самых разных областях человеческих знаний. И хотя город был интернациональным, первую скрипку в нем с конца XIX века и вплоть до конца XX века, безусловно, играли армяне.

ЭТО ХОРОШО ЗАМЕТНО НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА МАГОМАЕВА. С детства во дворе его окружали юные армянские друзья. В 14 лет Муслим серьезно увлекся пением и поступил на вокальное отделение бакинского музыкального училища. Наряду с этим он начал брать уроки у известного педагога по вокалу Сусанны Аркадьевны Микаэлян. Она считалась лучшей преподавательницей Бакинской консерватории. Так Сусанна Микаэлян стала первым педагогом Магомаева, которая мастерски поставила его уникальный голос.

Во время учебы в Бакинском музыкальном училище Муслим влюбился в свою однокурсницу красавицу Офелию, армянку. В 1960 году молодые люди поженились. Правда, этот молодежный брак продлился недолго, но у пары в 1961 году родилась дочь Марина. В 1977 году Офелия с Мариной эмигрировали в США. И там Марина вышла замуж за музыканта Александра Козловского - сына друга Муслима. Магомаев до конца жизни был тесно привязан к своей любимой армянской дочке. Ныне живущие в США Марина Муслимовна Магомаева-Козловская и ее сын Ален являются единственными наследниками Муслима Магомаева.

Впервые на профессиональной эстраде Муслим выступил вместе с оркестром, руководителем которого был его друг композитор Левон Мерабов. А переехав в Москву, Магомаев тесно подружился с музыкальным гением Арно Бабаджаняном. Писать стихи на его музыку стремились лучшие поэты страны. А все известные певцы считали за честь исполнять его песни. Надо сказать, что многие певцы, в первую очередь Жан Татлян и Иосиф Кобзон, прекрасно исполняли произведения Бабаджаняна. Но исполнение Муслима было каким-то особенным.

Сложился отличный, как они его называли, "триумвират", состоящий из композитора Арно Бабаджаняна, поэта Роберта Рождественского и певца Муслима Магомаева. У Бабаджаняна каждая песня, написанная на стихи самых разных поэтов, становилась шлягером. И, как правило, вначале она доставалась Муслиму. Он исполнил десятки песен своего старшего друга и учителя Арно. Достаточно назвать такие бессмертные и всеми любимые песни, как "Королева красоты", "Свадьба", "Чертово колесо", "Лучший город земли", "Ноктюрн". Так что Муслим Магомаев во многом своим огромным успехом у зрителей обязан именно великому Арно Бабаджаняну. Муслим поддерживал добрые отношения и с другими известными армянами, в частности, с Бедросом Киркоровым, Александром Саркисовым-Аллегровым и его дочкой Ириной Аллегровой.

Надо отдать должное Магомаеву. Даже после начала карабахского конфликта, после того как Азербайджан охватила антиармянская истерия, он ни разу не позволил себе плохого слова в адрес армян. А о Бабаджаняне всегда во всех интервью отзывался с любовью и уважением. Уверен, это было нелегко, так как он находился под давлением азербайджанских властей. Придя к власти в Азербайджане в 1969 году, Гейдар Алиев с самого начала взял Муслима под свою опеку и как-то даже по-отечески относился к нему. Магомаев стал представляться миру как национальное достояние Азербайджана. На всех конкурсах и фестивалях он представлял эту республику. Стараниями Алиева стал ее визитной карточкой. Поэтому неудивительно, что Муслим Магомаев всегда говорил о себе: "Я азербайджанец". Хотя правильнее было бы сказать: "Я уроженец Азербайджана".

НО МУСЛИМУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛО СЛОЖНО РАЗОБРАТЬСЯ в своем происхождении. Кое-что всплыло уже после его смерти. В нем было намешано много разных кровей. Однако в нем не было ни одной азербайджанской капли крови. Попробуем разобраться в его родословной. Раньше считалось, что дед Муслима Магометовича Абдул-Муслим Магомаев - азербайджанский композитор, чье имя носит Азербайджанская государственная филармония, и его сын Магомет - лезгины. Но потом выяснилось, что они являются чеченцами. А мать отца Муслима Багдагуль-Джамал - татарка. О происхождении матери певца Айшет Ахмедовны Кинжаловой ранее писали, что ее отец по национальности был турком, а мать наполовину - адыгейкой, наполовину - русской.

А в декабре 2016 года издание "Северная Осетия" сообщило любопытную весть. У Муслима Магомаева обнаружились армянские корни. Вот как обстоит дело. Мать певца - актриса Айшет Ахмедовна была известна под сценическим псевдонимом Кинжалова. Сам Магомаев упоминал, что она внучка полковника Терского казачьего войска Ханжалова. Отсюда и ее псевдоним. Вот что написала "Северная Осетия": "Полковник Иван Александрович Ханжалов - вполне реальная личность. Он родился 9 мая 1856 года и происходил из дворян Астраханской губернии, армяно-григорианского вероисповедания".

Ханжалов поступил на военную службу нижним чином 23 августа 1876 года. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Окончил Павловское военное училище. Подпоручик с 20 декабря 1879 года, поручик с 18 декабря 1880 года, штабс-капитан с 23 ноября 1888 года. Служил в 38-й артиллерийской бригаде, а в 1891 году перешел на административную службу в Терскую область. 19 ноября того же года был назначен начальником 2-го участка Владикавказского округа. Затем был младшим помощником начальника Грозненского округа. 6 мая 1894 года Ивана Ханжалова произвели в капитаны. А с 13 октября 1895 года он  старший помощник начальника Хасав-Юртовского округа Терской области.

Дальше его карьера складывается не менее успешно: 26 февраля 1901 года произведен в подполковники, с 6 августа 1903 года - и. д. начальника отделения Терского областного правления, с 26 февраля 1906 года - начальник Веденского округа. Здесь Ханжалов пробыл недолго, получив вскоре новое назначение. С 10 апреля 1906 года Иван Ханжалов - начальник Владикавказского округа, 6 мая 1908 года произведен в полковники. Иван Александрович дольше всех своих предшественников, целых 11 лет, возглавлял Владикавказский округ. И, может быть, оставался бы во главе его и дальше, но в 1917 году грянула Февральская революция. Император отрекся от престола - и по цепочке начали отстраняться от власти и все местные начальники. В марте Ханжалов тоже был отстранен от должности.

Его дальнейшая судьба пока не известна. Зато известно, что жена у него была православного вероисповедания. У них было пятеро детей. К 1917 году сыновьям Ивана Александровича было 20 и 16 лет, а дочерям соответственно - 32, 28 и 25. Пока не выяснилось, к какой ветви потомков Ивана Ханжалова принадлежит мама Муслима Магомаева: скорее всего, она дочка кого-то из его сыновей. Но тогда странно звучит утверждение, что ее отец был турком. Может быть, Муслим и сам не знал точных подробностей о своем прадеде. Ведь очевидно, что его мать не могла в советское время рассказывать о том, что она внучка царского полковника" - отмечается в публикации.

ИЗДАНИЕ ОТМЕЧАЕТ ТАКЖЕ, ЧТО К ТЕРСКОМУ КАЗАЧЬЕМУ ВОЙСКУ полковник Ханжалов не имел отношения. Владикавказский округ (так же как и Веденский, и Грозненский округа, где он ранее служил) не являлся территорией Терского войска. Соответственно, служившие в нем не числились в ТКВ. Ханжалов как бывший артиллерист состоял в полевой артиллерии. Эта семейная сага еще ждет своих исследователей. Она интересна и тем, что наглядно показывает, как тесно переплелись пути разных народов и конфессий на Кавказе. Вот такая получилась история с происхождением Муслима Магомаева.

Отдельная история - взаимоотношения Муслима Магомаева с Поладом Бюль-Бюль оглы. Когда-то в детстве они были друзьями. Потом Муслим как старший помогал Поладу пробиться на эстраду. Но бывший министр культуры Азербайджана, а ныне посол Азербайджана в России отплатил ему черной неблагодарностью. Они часто ссорились. Последней точкой, положившей конец их отношениям, стал захват Поладом Бюль-Бюль оглы бакинской квартиры Муслима Магомаева.

Магомаевы и Бюль-Бюли жили в одном доме в центре Баку, и их квартиры примыкали одна к другой. И вот, воспользовавшись тем, что в последние годы своей жизни Муслим не приезжал в Баку, Полад решил присоединить в своей квартире квартиру Муслима и расширить площадь Дома-музея своего отца - певца Муртузы Бюль-Бюля. Вот так Магомаев лишился своей 4-комнатной бакинской квартиры. Неудивительно, что после этого Муслим с Поладом стали настоящими врагами. Так что патологический армянофоб Полад Бюль-Бюль оглы не брезгует ничем.

Близким другом Муслима был крупный предприниматель, президент ЗАО "Крокус Интернешнл", а ныне президент группы компаний Crocus Group и учредитель Фонда культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева Араз Агаларов. 25 октября 2009 года в Москве в принадлежащем ему Crocus City Hall в память о Магомаеве состоялось открытие нового концертного зала имени Муслима Магомаева. Вообще надо сказать, что Араз Агаларов делает много для популяризации имени своего друга. В Crocus City Hall или в Государственном Кремлевском дворце регулярно устраиваются концерты, посвященные памяти Муслима.

Для Азербайджана Магомаев является национальной гордостью, национальным символом. Ибо других знаменитостей у них нет. И не беда, что в нем нет ни капли азербайджанской крови, а возможно, даже есть армянская. Для всех он благодаря азербайджанской пропаганде по-прежнему остается азербайджанцем. Так же, как и великие персидские деятели прошлого Низами, Физули, Насими, выдаваемые за азербайджанцев. Или же Ази Асланов - единственный генерал времен Великой Отечественной войны, выдаваемый за азербайджанца, в действительности являющийся талышем. Этот перечень можно продолжить. Что же делать нашим соседям? Не имея ничего и никого своего значимого, им приходится собирать, что называется, с миру по нитке. Так они договорились до того, что знаменитого композитора-армянина Андрея Бабаева стараниями Полада Бюль-Бюль оглы также пытались выдать за своего. Правда, тут их быстро разоблачили и осекли.

ПО РОССИЙСКИМ ТЕЛЕКАНАЛАМ ПРАКТИЧЕСКИ ЕЖЕДНЕВНО ПОКАЗЫВАЮТ различные концерты, передачи и документальные фильмы, посвященные многочисленным великим и выдающимся армянам. А вот азербайджанцев на телевидении нет и в помине. Просто некого показывать. И единственная знаменитость, кого можно представить широкой аудитории и выдать за азербайджанца - это Муслим Магомаев. Он действительно замечательный, выдающийся певец. Одно удовольствие слушать его. Но что вызывает сожаление, так это то, что в ходе его концертов явно просматривается злой антиармянский умысел.

Естественно, что большинство исполняемых Муслимом песен принадлежит Арно Бабаджаняну. Но это часто замалчивается. Зачастую называют авторов других песен, которые он исполняет, а тут скромное молчание. Или, если показывают современные сборные концерты, на которых известные певцы исполняют песни из репертуара Муслима, песни, написанные великим Арно, почему-то называют песнями Магомаева. Чувствуется, что это неспроста. Тут заметна основательная работа наших недругов. Особенно в порядке вещей называть бабаджаняновские песни магомаевскими - в агаларовском Крокусе, в зале имени Магомаева. Так что на это следует обратить внимание, чтобы такое больше не повторялось.

15 сентября 2011 года на углу между Вознесенским и Елисеевским переулками столицы, недалеко от дома, где жил певец, в сквере у Посольства Азербайджана был открыт памятник Магомаеву. Его авторами являются скульптор Александр Рукавишников и архитектор Игорь Воскресенский. Памятник установлен за счет ЗАО "Крокус Интернешнл". А 11 сентября 2011 года на доме N14/11 в Леонтьевском переулке, где жил Магомаев, в его честь была установлена мемориальная доска работы скульптора Салавата Щербакова. И вот недавно, 16 января 2018 года, власти Москвы приняли решение назвать сквер в центре столицы между Леонтьевским и Вознесенским переулками именем народного артиста СССР Муслима Магомаева. Надо отметить, что вдова певца Тамара Синявская категорически запретила азербайджанскому послу Поладу Бюль-Бюль оглы показываться на каких-либо мероприятиях, посвященных Магомаеву.

То, что в Москве увековечили память о Муслиме Магометовиче, можно только приветствовать. Он того заслуживает. Но невольно возникает вопрос: а почему пока должным образом не увековечили память о том, благодаря кому Муслим Магомаев в первую очередь смог столь ярко раскрыть свой певческий талант и так широко прославиться? Я имею в виду его старшего друга и мудрого наставника Арно Бабаджаняна.

Да, в 2001 году в Москве на Аллее звезд была открыта Звезда Арно Бабаджаняна. В его честь в 2008 году в Москве на доме, где он жил, была установлена мемориальная доска. В 2013 году одной из московских детских музыкальных школ было присвоено имя Арно Бабаджаняна. Но этого недостаточно. В 2021 году маэстро Бабаджаняну исполнится 100 лет. Очень хочется надеяться, что к этому времени в Москве, которой Арно Арутюнович посвятил 6 песен и в том числе знаменитую песню "Лучший город земли", которую так великолепно исполнял его друг Муслим, наконец появится памятник, достойный великого композитора. И в его честь будет названа улица или сквер.

Итак, как мы видим, Муслим Магомаев является достоянием не только Азербайджана. Он является всемирным достоянием. А для азербайджанских деятелей культуры скорее служит исключением из общего ряда, примером того, каким должен быть настоящий артист, истинный интеллигент. Ибо Магомаев всегда ставил такие понятия, как дружба, верность, интернационализм, превыше всего. Потому мы независимо от его происхождения помним, ценим и любим его.

Александр ЕРКАНЯН

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ДОСТОЙНЫЙ ЮБИЛЕЙ АВТОРИТЕТНОГО ИЗДАНИЯ
      2018-12-10 16:14
      499

      К 60-летию "Историко-филологического журнала" НАН РА В системе Национальной Академии наук Армении действуют многочисленные периодические издания, отражающие весь спектр научной и научно-практической деятельности армянских ученых и исследователей разных поколений и различного профиля.

    • ВЫДАЮЩИЙСЯ ИСТОРИК И ПАТРИОТ
      2018-12-07 15:40
      1269

      К 90-летию со дня рождения Г. Р. Симоняна Каждый век армянской истории выдвигал плеяду летописцев, исследователей, сохраняющих для потомков частицу времени. В XX веке к их числу, вне всяких сомнений, принадлежит выдающийся общественно-политический национальный деятель, гражданин, мыслитель, лауреат Госпремии Армении академик НАН РА Грачик Рубенович Симонян, чье 90-летие со дня рождения приходится на нынешний декабрь.

    • ГДЕ ВЫ ТЕПЕРЬ, САША И МАЙРЕТ?
      2018-12-07 12:24
      886

      Тридцать лет назад случилось страшное землетрясение. Казалось, небо обрушилось над нашей страной. Хаос первых часов, огромная боль и всеобщее горе, беспомощность первых дней... А затем - глубокое сострадание и потоком хлынувшая помощь из десятков стран планеты.

    • АДРЕС БОЛИ - СПИТАК
      2018-12-05 15:08
      849

      Отряд студентов Московского энергетического института стал собираться стихийно уже на следующий день после трагедии. Молодые люди рвались в Армению помогать пострадавшим. Их не останавливала даже перспектива вылететь из института: на дворе декабрь, зимнюю сессию никто не отменял, и с не явившимися ни на один зачет или экзамен студентами разговор был бы короткий. Однако ощущение "сейчас мы, наши руки, наши знания и умения нужны, чтобы спасти людей" было сильнее меркантильных соображений.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АУДИОНОВИНКИ УХОДЯЩЕГО ГОДА
      2018-12-10 16:00
      295

      Учитывая, что скоро появятся музыкальные альбомы, датированные уже 2019 годом, захотелось "закрыть" год уходящий последней группой интересных записей. Начнем с интересного, но довольно спорного альбома Микаела Абазяна Something More. Записывался он в течение года в ереванской студии "Бревис".

    • ВТОРОЙ ФЕСТИВАЛЬ КНИГИ В ЕРЕВАНЕ
      2018-12-05 12:01
      902

      То, что многочисленные слухи о скорой смерти печатной книги оказались сильно преувеличенными, уже абсолютно очевидно. Об этом говорят и регулярные книжные ярмарки по всему миру, и большие книжные магазины во всех городах цивилизованных стран, и открывающиеся и у нас новые книжные магазины, в которых, кстати, постоянно толпятся люди.

    • МИД Арцаха: Баку пытается поставить знак равенства между азербайджанскими преступниками и армянскими заложниками
      2018-12-05 11:25
      110

      Баку пытается поставить знак равенства между отбывающими наказание в Арцахе по решению суда преступниками и удерживаемыми в Азербайджане заложниками. Об этом заявил начальник Управления информации и по связям с общественностью МИД Республики Арцах Артак Нерсисян, комментируя порталу Tert.am звучащие в последнее время предложения азербайджанской стороны произвести обмен удерживаемых в Азербайджане армянских заложников на осужденных в Арцахе азербайджанских граждан по принципу "всех на всех"

    • АЗЕРБАЙДЖАН В РОЛИ НЕУЛОВИМОГО ДЖО
      2018-12-03 12:03
      2134

      24 ноября президент Республики Арцах Бако Саакян отправился с рабочим визитом в столицу России. И хотя никаких подробностей ни о целях, ни о программе визита на сайте главы второго армянского государства не сообщалось, сам факт поездки вызвал нешуточную истерику на мазутных берегах Каспия. МИД султаната разразился обиженным заявлением, фрагмент текста которого приведу ниже: