Последние новости

ПЕШКОМ ПО АРМЕНИИ С МИХАИЛОМ ЖЕБРАКОМ

Мой собеседник – экскурсовод, историк, ведущий авторской программы "Пешком" на телеканале "Культура" Михаил ЖЕБРАК.

- Расскажите, пожалуйста, о вашей телепередаче "Пешком". Как возникла идея подобного проекта?

- Программа "Пешком" появилась на канале "Культура" шесть лет назад. Продюсер телекомпании АТV Виктория Рябинина побывала со своей мамой на экскурсии, которая ей очень понравилась. И подумала, что экскурсии – эта очень модная тема - бывают разные, и решила перевести их в телеформат. С помощью интернета, знакомых она стала искать лучших экскурсоводов в Москве. Так меня пригласили в телекомпанию ATV, где я познакомился с очень приятными москвичами, влюбленными в свой город и хотевшими сделать красивую, интересную передачу. Мы поднялись на крышу и записали пятиминутный мини-пилот, в котором я рассказывал эпизод из знаменитой книги Шмелева "Лето Господне", а действие его разворачивалось возле здания ATV. Этот пилотик послали на канал "Культура", где новый ведущий понравился, и нам разрешили снимать программу.

- Что вас побудило обратиться к армянской тематике, в результате чего в цикле передач о Москве появилась первая передача "Москва армянская", посвященная выдающимся деятелям армянской культуры, в разное время проживавшими и творившими в российской столице. А затем появился новый проект в рамках армянской тематики, который недавно представлен в двух ваших передачах на канале "Культура": "Ереван творческий" и "Армения Апостольская". Тем самым формат вашего проекта стал шире. Что вас подтолкнуло к новому контексту? И правда ли, что продюсер телекомпании АTV Кристина Лежанская, имеющая армянские корни, как-то этому поспособствовала?

- В рамках проекта "Пешком" мы делали фильмы о немецком, британском, французском, итальянском влиянии и соответственно о выходцах из этих стран, которые работали в Москве. Армянская диаспора здесь большая, и ее представители внесли огромный вклад в культуру России, Советского Союза, наши страны дружны, поэтому передача "Москва армянская" просто напрашивалась и была сделана с удовольствием. Когда Москва была нами практически отснята, появились предложения снимать в других городах. Мы снимали не только в России, но и в Польше, Белоруссии, Германии. Благодаря помощи наших друзей и, в частности, Кристины Лежанской, появилась возможность поехать в Ереван. А так как командировка получилась длительной, мы попросили у канала "Культура" разрешения на две серии. Первую серию мы посвятили выдающимся армянам, которые жили в Ереване, выделив тех, кто больше известен русскому слушателю, а вторую - христианским святыням Армении. Так появились две серии: "Ереван творческий" и "Армения Апостольская".

- Какими критериями вы руководствуетесь, разрабатывая маршруты своего путешествия?

- Поскольку программа авторская, а я еще и ее ведущий, все сценарии пишу самостоятельно. Готовясь к поездке, прочитал достаточное количество материала, посвященного Еревану, изучал творчество армянских поэтов. Передача длится 26 минут, а это не так много, поэтому выделить те личности, о которых мне хотелось рассказать, было несложно. Это Таманян, когда-то работавший в Москве и любимый мною архитектор, Сарьян, творчество которого тоже люблю и знаю, и Параджанов, ставший для меня откровением. Я смотрел его фильмы, но совсем не был знаком с его творчеством в качестве дизайнера и художника. И в какой-то степени сомневался, что сделанное им из подручного материала в 70-80-е годы, сегодня будет восприниматься так же. Но, когда я все это увидел, был просто потрясен.

Музей Параджанова - одно из самых ярких впечатлений о Ереване. Творческий посыл этого человека и сила его гения таковы, что все, сделанное им тогда и с любовью, толково представленное сейчас в музее, смотрится и сегодня как произведение искусства. Экспонируются настолько разные вещи, что я даже спросил директора музея Завена Саркисяна: "А чьи работы здесь еще выставлены?" Он удивился, сказав, что вот это работа одного молодого художника, а все остальное – работы Параджанова. Я был потрясен: коллажи я узнал, было понятно, что это Параджанов. Мне казалось, что здесь кроме работ Параджанова демонстрируются также произведения каких-то современных армянских художников. Оказалось, что это все очень разный и талантливый Параджанов...

А сложнее было с Арменией Апостольской. Но я читал исторические книги, готовился. И, надеюсь, достойно рассказал об этой части истории Армении. В Ереване к нам был прикреплен потрясающий историк и, естественно, я консультировался с ним тоже.

- Были ли какие-то импровизации, не предусмотренные сценарием коллизии?

- Импровизация на съемках есть всегда, потому что очень многие объекты я не видел, и никакие фотографии, никакие рассказы не заменят живого впечатления. Импровизация обычно бывает в деталях.

Естественно, я всегда расспрашиваю местных жителей о каких-то интересных фактах, историях. И вот, когда мы были у Дома правительства, который строил Таманян, мне показали портал перед главным входом в зал заседаний. С одной стороны, портал заполнен вырезанными фигурами, а с другой – они начаты, но недоделаны. Мне рассказали историю о резчике по камню, который ушел на войну и погиб. Когда возобновили строительство после войны, его товарищи-камнерезы решили в память о нем портал, который он начал резать, не заканчивать и оставить в таком виде.

Архитектура Армении для меня тоже была потрясением. Работа с камнем и Дом правительства, где каждая капитель другая, где великолепно обработаны национальные мотивы. И то, что я видел в подземном монастыре (имеется в виду Гегард. – Е.Г.), и то, что было сделано в XVI-XVII веках, а затем повторено в ХХ веке, но уже по-новому и так же прекрасно – вот это было для меня одним из откровений.

- Что осталось за кадром, о чем вам хотелось бы дополнительно поделиться со своими многочисленными зрителями?

- К сожалению, за кадром остались армянское гостеприимство и армянское застолье. Я подумывал о том, что, может быть, фильм разбить на блоки: один начинать с грозди винограда, другой – с граната, ну взять такую параджановскую тему, как он любил делать в кадре, – игру с предметами. Но это сложно организуемо и все-таки требует режиссерских ходов. Так как мы приехали маленькой командой, нам было сложно решать такие задачи. Нам показывали потрясающую ткацкую фабрику, где делают ковры, детские творческие центры, просто ресторанчики, очаровательно оформленные. И эти цветистость, декоративность, которые, кстати, были так свойственны Параджанову, к сожалению, остались за кадром. Фильм получился чуть более академичным, несколько сухим, чем я бы, может быть, сделал уже после завершившихся съемок. Но уверен, что через год мы снова приедем в Армению и появится еще один или два фильма. И они будут другими. Надеюсь, более звонкими.

- В одном из ваших "армянских" фильмов вы цитируете Мандельштама, который говорил, что он прожил в Армении полгода и получил один дополнительный день жизни, наполненный теплом и миром. А что получили вы, находясь на съемках в нашей стране?

- Ереваном я очарован. Это город-подарок. Город, который мне не просто понравился, - я его полюбил. Город, по которому приятно гулять, он - живой, абсолютно европейский. Такие красивые улицы с магазинами, с каким-то бизнесом, с бродящей толпой, с очень хорошими кафе-заведениями с невысокими ценами, для нас доступными, поэтому мы все, что хотели, попробовали.

У вас потрясающая архитектура 30-50-х годов, которую мы называем "сталинской". В Москве это сделано чуть по-другому. Некоторые здания из туфа удивительно теплого медового цвета и великолепная резьба по камню, и это вечно. Если наши московские сталинки осыпаются, то армянские стоят прочно.

Есть городские комплексы, достойные любой мировой столицы. Это удивительная овальная площадь с Домом правительства, Матенадаран. И Каскад, который для меня тоже был открытием. Каскад, мэрия, церковь, ворота в резиденцию Католикоса – это работы талантливого архитектора Джима Торосяна, оставившего глубокий след в истории архитектуры XX века. У вас большое количество хороших уникальных памятников. Они чуть чрезмерны, как армянский характер, праздничны, эмоциональны и качественны. Я практически не встречал плохих памятников, которые есть в других странах. Современная Германия не славится ими. В Москве очень мало хороших памятников. Все, что ставится в последние двадцать лет, не выдерживает критики. В Ереване памятники пластичные, современные...

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГОСТИ "ЕРЕВАНСКИХ ПЕРСПЕКТИВ" - ЭСТОНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ
      2018-06-15 14:23
      1288

      19-й сезон международного музыкального фестиваля "Ереванские перспективы" открыл Эстонский национальный симфонический оркестр и один из лучших дирижеров современности 81-летний Неэми Ярви - почетный доктор Эстонской академии музыки и театра, университетов в Детройте, Абердине (Шотландия), Гетеборге, лауреат Государственной премии СССР.

    • ПОШЛЯТИНА НА РАЗДАЧЕ
      2018-06-08 15:21
      2978

      Вот уже больше месяца на телеканале "Армения" в эфир по субботам выходит новая, так называемая развлекательная передача "Вечерний Азоян", которую в воскресенье пускают по второму кругу. Захотелось на досуге посмотреть ее, тем более что новое всегда манит и интригует своей неизвестностью. Но, боже, какое меня постигло разочарование с первого же выпуска! Мало того, что в ней не было ни малейшего намека на оригинальность, творческий подход, креативность ведущих, а их в программе двое: Ованес Азоян и Мгер Хачатрян. Программа была совершенно поверхностной и оказалась уж очень низкокачественной, если не сказать – по-настоящему пошлой.

    • XIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ВИОЛОНЧЕЛИСТОВ
      2018-06-04 17:33
      1608

      В этом году музыкальное сообщество отмечает 115-летие Арама Ильича Хачатуряна. А в день его рождения – 6 июня в Ереване даст старт ежегодный, уже ХIV международный конкурс его имени. В этот раз он пройдет по специальности "виолончель" и соберет из разных стран молодых исполнителей от 16 до 32 лет.

    • НЕДЕЛЯ РОССИЙСКОГО КИНО
      2018-05-23 15:15
      1598

      Уже во второй раз в Армении проходит Неделя российского кино, и, кажется, что это интересное мероприятие обретает черты хорошей традиции.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Из Общественного телевидения Армении уволились ведущие новостники
      2018-06-19 20:55
      388

                 Три сотрудника Общественного телевидения Армении подали заявления об увольнении. Это ведущие Тарон Кохликян и Лара Аракелян, а также известный журналист Артак Эрикян — глава информационной службы "Оракарг". Эту информацию Sputnik Армения подтвердили сотрудники телеканала.

    • ПОШЛЯТИНА НА РАЗДАЧЕ
      2018-06-08 15:21
      2978

      Вот уже больше месяца на телеканале "Армения" в эфир по субботам выходит новая, так называемая развлекательная передача "Вечерний Азоян", которую в воскресенье пускают по второму кругу. Захотелось на досуге посмотреть ее, тем более что новое всегда манит и интригует своей неизвестностью. Но, боже, какое меня постигло разочарование с первого же выпуска! Мало того, что в ней не было ни малейшего намека на оригинальность, творческий подход, креативность ведущих, а их в программе двое: Ованес Азоян и Мгер Хачатрян. Программа была совершенно поверхностной и оказалась уж очень низкокачественной, если не сказать – по-настоящему пошлой.

    • СТАВКА НА КОНТРРЕВОЛЮЦИОННЫЙ РЕСУРС
      2018-05-29 12:42
      1438

      От имени жителей Эчмиадзина Гагик Царукян взял курс на омоложение своей политической команды. Предпочтение отдается перебежчикам из РПА не старше 40-45 лет, которые после революции стремятся обзавестись новой политической "крышей". Царукян пытается привлечь на свою сторону и использовать человеческий ресурс бывшей партии власти. С этой целью уже проводится соответствующая агиткампания.

    • Коррупция и выборы - в компетенции Совбеза?
      2018-05-21 12:28
      241

      В новой Армении нужно шире смотреть на вызовы, а не воспринимать Азербайджан как единственную проблему безопасности, считает новоназначенный секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян.