Последние новости

ИСКУССТВО ВСЕ ЕЩЕ ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ?

"Искусство требует жертв" - этот постулат мы хорошо усвоили за последние два с лишним десятилетия: пожертвовали писателями, художниками, музыкантами, архитектурой, этой застывшей музыкой, пожертвовали тоже полной мерой.

ПОМНИТСЯ, ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ СЫГРАЛА НЕМАЛУЮ РОЛЬ В НАСТУПЛЕНИИ новых времен с их законами и порядками. Конечно, каждое время на первый план выдвигает свои ожидания. В конце 80-х таким жгучим ожиданием была свобода, которой и ответила перестройка. Эта свобода всколыхнула умы, помогла решить некоторые застарелые проблемы, но вместе с тем способствовала развалу установившейся мировой системы, вызвала конфликты и межнациональные войны. Она обернулась к людям своей неожиданно жестокой, хотя и неизбежной, видимо, стороной. Быть может, это издержки свободы или неожиданная за нее плата. Во всяком случае не приходится удивляться тому, что со временем в народе возник спрос на справедливость. Жизнь страны стремительно переустраивалась, и радужные надежды сменились тяжким бременем ответственности.

        Даже людям закаленным, прошедшим все испытания эпохи, трудно было преодолеть безысходность, испытание тьмой, утешить себя мыслью о завтрашнем всеобщем благоденствии. Мы потеряли огромное количество творческих деятелей, струнников и пианистов. Падал престиж профессии. В результате сегодня многие армянские артисты играют и преподают за пределами страны: дома они оказались невостребованными. Казалось, со временем этот поток уезжающих прекратится. Но, увы...

         В советские годы, если кто застревал за границей, скандал поднимался неописуемый. Уехавшего провожали грозными статьями, а того, кто давал выездные характеристики, таскали по всем инстанциям. Сейчас другая крайность. Уезжают при полном равнодушии тех, от кого зависит их судьба. Уезжают потому, что нет правовой и социальной защищенности. Уезжают, стремясь избавиться от административного и цехового произвола, от унизительной бедности, назвать которую материальным положением можно только из вежливости.

         У МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ ЕЩЕ НЕТ ИМЕНИ. РЕКЛАМА НА НИХ НЕ РАБОТАЕТ, ОНИ НИКЕМ НЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ. Тот факт, что разрешено издавать книги за свой счет, выглядит не просто смешно, но и трагично. Откуда, скажите, взять молодому одаренному автору деньги на издание книги даже малым тиражом, если он не сын влиятельного работника, "авторитета" или современного олигарха? Меценатство, свойственное здоровому обществу, у нас пока не развито. Крупные предприниматели не чувствуют в себе призвания быть спонсорами. Они отнюдь не готовы финансировать талант, интеллект, культуру. Уверенные в своих правах собственников, они озабочены пока единственной целью - приумножить прибыли.    

         С другой стороны, имея деньги, можно издать любую книгу. Создается ощущение, что у нас создан союз графоманов. Новоявленный графоман предлагает свой "шедевр", издатель, получив деньги, публикует. Видимо, они считают, что возрождение культуры возможно только с помощью дилетантов. Стоит только хорошенько поискать и обязательно отыщется гений. Но нам в данном случае надо договориться, сколько мы должны брать с этих авторов за то, что будем читать их опусы?

         Но что говорить о входящих в жизнь писателях, когда и известные наши авторы старшего поколения лишены возможности издаваться? На всех этапах выпуска книги - от кабального договора до издания, продажи - писатели поставлены в немыслимо тяжелые условия. Многие из них еще полны энергии, представляют собой, несомненно, созидательную интеллектуальную силу, и все равно - они чувствуют себя пасынками нового времени. Выходит, что их эпоха  миновала, прежде чем иссякли силы ума и духа. Не приспособленные к новой жизни, так и не дождавшиеся своего времени, они похожи на последних отпрысков древнего вымирающего рода.

        А между тем каждый из них по-своему мечтал о свободе, связывал свои представления о ней прежде всего со свободой духа и его расцветом. С тем, что цениться будут только подлинные таланты, что культура не будет унижена на каждом шагу, что финансироваться она будет не по остаточному принципу, что интеллигенция не превратится в жалкий придаток "класса имущих", что о деньгах говорить будут меньше, чем об искусстве, что на наших экранах место займут умные фильмы, созданные нашими кинематографистами, а не сомнительные тупые сериалы и иностранные боевики, растлевающие юные души, а на книжных прилавках не будет места халтуре...

        Сегодня многие чувствуют себя обманутыми или скорее ненужными. Обесценение культуры и превращение ее в "массовую" - процесс, задевший всю планету, но мы страдаем более всего от потери духовной высоты, на смену подлинному искусству пришли поделки. У нас царит идеология воинствующего мещанства. Она опирается на бытовые ценности, культивирует антиинтеллектуализм и бездуховность. К сожалению, мы не видим сил, противодействующих этому. Ощущение, будто общество не способно воспрянуть духом, обрести самое себя. Двигаясь по пути воинствующего мещанства, мы придем к полной деградации, одичанию.

        ОБ ЭТОЙ УГРОЗЕ ОДИЧАНИЯ СЕГОДНЯ ДОЛЖНО ПОМНИТЬ ДАЖЕ САМОЕ ПРОДВИНУТОЕ ОБЩЕСТВО, а не надеяться, что авось пронесет. Не пронесет. Надо трезво смотреть на вещи и не питать иллюзий. Сегодня в стране властвует дух агрессивного корыстолюбия и стяжательства. А между тем социально-экономическое положение работников культуры все еще тяжелое. Посмотрите, как упал престиж консерватории. У нас до сих пор бытует мнение, что художник (считай и педагог, и музыкант) должен быть голодным. Нет, не должен. Иначе у него на творчество сил не хватит. Пресыщение ему, конечно, тоже противопоказано. По той же причине. Существует же на свете золотая середина. Какое-то время, нередко достаточно продолжительное, они могут существовать на чистом энтузиазме, но этот источник творческой энергии, вопреки расхожему мнению, к категории неисчерпаемых вовсе не относится.

        Инвестировать деньги в культуру жизненно необходимо, поскольку такой вклад - это вклад в человека, творческую индивидуальность. Это не культура  выживает из последних сил, это ее выживают те, кто проводит такую политику "развития культуры", от которой не может быть ни развития, ни культуры. Зачем делать вид, будто наши власти интересует развитие этих областей. Остаточный принцип политического и социального недомыслия душит их. Денег всегда нет именно на культуру. Несомненно, они сразу найдутся, как только те, кто пришел капитализировать культуру и несет ответственность за будущее страны, перестанут отворачиваться от нависших над ней угроз и устраняться от реальных задач.

        Отсутствие государственной заинтересованности, неправильная кадровая политика (почти каждый второй не на своем месте и не выполняет своих прямых обязанностей) и, наконец, ограниченные финансовые возможности - вот то, что мы имеем сегодня. Равнодушие властей и привело к тому, что мы до сих пор продолжаем терять свой творческий потенциал. Надо ли говорить, что в современных условиях надо искать новые формы поддержки культуры?

        ПРЕДВИЖУ ВОЗРАЖЕНИЕ: ДЛЯ КУЛЬТУРЫ ДЕЛАЕТСЯ ТАК МНОГО, А МЫ ВОТ НЕ ЗАМЕЧАЕМ. Не верится в улучшение культурной жизни в стране, где тон задают люди, ради получения прибыли забывающие о правовых и нравственных нормах. Не трудно заметить, какая мощная индустрия работает на удовлетворение разных прихотей и пороков. На виду у бедствующих людей наши богачи сорят деньгами на весьма сомнительные развлечения. И почти отсутствуют те (за редким исключением), кто пожертвовал бы средства на серьезную музыку - классическую или современных армянских авторов, работающих в жанрах симфонической, оперной, вокально-инструментальной, хоровой музыки. Как справедливо отметил один из наших скрипачей, о серьезной музыке у нас вспоминают в основном в дни траура. А ведь люди, заправляющие всем этим, понимают, что серьезное именно это, а не шоу с участием так называемых звезд эстрады.

         И еще один момент, который всегда упускается нашими власть предержащими. Это осознание того, что искусство - тоже капитал. Если бы вопросами культуры занимались люди компетентные, то наш творческий потенциал приносил бы республике огромные финансовые доходы.

         СЕГОДНЯ ГЛАВНОЕ - ВЕРНУТЬ ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА В РЕАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ. Как показал опыт последних двух десятилетий, неспособность государства платить по счетам оборачивается безответственностью деятелей культуры перед государством. Что касается творческой интеллигенции, то пора встряхнуться, взять на себя ответственность за свою судьбу и судьбу культуры. Не интеллигенция ли виновата в том, что позволила превратить себя в третьестепенный обслуживающий персонал во имя торжества рынка и демократии. Поставила себя в положение жалких просителей, интересами которых можно с легкостью пренебречь, которых можно загнать в угол и изредка бросать мелочишку в протянутую руку. На самом деле никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах условия не предшествовали деятельности. Не было такого в истории, чтобы какие-то большие дела делались бы при наличии условий. Они делаются всегда на голом месте и вопреки условиям, потому что человек захотел.           

        Один отрицательный герой Достоевского говорил: "Люблю молодежь, по ней узнаешь, что нового". Верная мысль. Молодежь концентрирует и проявляет тренд эпохи. Она впереди. А сегодня? В контору, в офис. В министерство и ведомство. Там надежнее. Да и зарплата гарантирована.

        Если мы хотим развиваться, нам надо стать внутри себя молодыми, бодрыми. Нужен восход, а не закат. Самый смелый сегодня тот, кто на вопрос "С кем вы, мастера культуры?" - ответит: "Я выбираю культуру".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • С ЛЮБОВЬЮ К ВЕЛИКОМУ ИМЕНИ
      2018-11-30 16:13
      1856

      Завершился VI Международный фестиваль имени Арама ХАЧАТУРЯНА Независимо от политической ситуации в стране осень в Ереване всегда богата художественными событиями. Но слушать в сумасшедшем темпе такое обилие музыки нелегко. Не вполне придя в себя от вечеров Международного фестиваля классической музыки, проводимого руководством филармонического оркестра и талантливым виолончелистом Александром Чаушяном (Великобритания), и концертов других фестивалей, как тут же стартовал VI Международный фестиваль им. Арама Хачатуряна.

    • ХУДОЖНИК С БИЛЕТОМ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ
      2018-11-19 15:04
      2544

      Он относится к тому типу современных художников, которые, независимо от политической погоды в стране, занимаются исключительно искусством. Народный художник, лауреат Государственной премии РА, действительный член Петровской академии наук и искусств Санкт-Петербурга, почетный член Российской академии художеств, Фараон МИРЗОЯН изумляет нас гармоничностью и плодотворностью своей деятельности.

    • ЯВЛЕНИЕ КАРМЕН
      2018-11-14 16:20
      4248

      Новая постановка шедевра Бизе на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова Что бы там ни говорили присяжные панегиристы нашего оперного театра, гастроли его коллектива за рубежом, последние премьеры, концерты с участием мировых звезд заметно оживили жизнь театра, вернули зрителя в зал. Отсутствие премьер, новых имен исполнителей, скудный репертуар - все эти докучные проблемы омрачали официальную безмятежность руководства театра. А между тем время требовало существенной перестройки, конкретности дел, принципиально иных творческих и организационных методов работы.

    • ОБРЕТЕНИЕ ПАМЯТИ
      2018-11-09 16:03
      2977

      В эти дни замечательному кинорежиссеру, народному артисту, лауреату Государственной премии РА Нерсесу Оганесяну исполнилось бы 80 лет






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПРОТИВОСТОЯНИЕ
      2018-11-30 16:26
      1761

      Закон самоуправления или просто закон – что победит в "Амазгаин"? 27 ноября после согласования с Министерством культуры в лице и.о. министра Назени Гарибян приказом директора государственного театра "Амазгаин" Вигена Чалдраняна художественным руководителем театра назначен Сурен Шахвердян. Событие, выходящее за рамки "амазгаин"-контекста.

    • СКОВОРОДКА: БИТЬ ПО ГОЛОВЕ ИЛИ ЖАРИТЬ ЯИЧНИЦЫ?
      2018-11-30 16:22
      1179

      Прошли первые обсуждения Закона о театре Министерство культуры РА вынесло в повестку дня создание законопроекта о театре. Состоялось уже второе обсуждение или, как свидетельствуют очевидцы, обмен мнениями. Причем, судя по всему, обмен достаточно вялый, что вполне объяснимо. Шесть лет назад деятелям театра уже доводилось участвовать в подобных обсуждениях, и довольно бурных, которые в итоге ни к чему не привели. Есть тихое подозрение, что нынешние дебаты постигнет та же участь.

    • ФЕСТИВАЛЬ КАК PERPETUUM MOBILE
      2018-11-30 16:19
      1021

      Очередной Armmono Plus проходит с 19 ноября по 10 декабря Вот уже не один год Международный театральный фестиваль Armmono в своей исполнительской части проходит в два сезона. Весной в Ереване собираются лучшие моноспектакли со всех концов мира, с которыми активно конкурируют работы наших артистов. А поскольку интерес к жанру очень велик и среди молодежи, родился осенний сезон под названием Armmono Plus - для тех, кому еще предстоит взлететь. А в том, что взлетят они непременно, директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН уверена.

    • НОЕВ КОВЧЕГ В НАТУРАЛЬНУЮ ВЕЛИЧИНУ
      2018-11-30 16:17
      971

      Голландский конструктор Йохан Хейберс построил Ноев ковчег в натуральную величину и теперь планирует переправить его почему-то в Израиль. Одно из главных препятствий для такого путешествия - отсутствие у ковчега мотора, так что потребуется арендовать буксиры. Они обойдутся в сумму не менее 1,3 млн долларов, пишет mail.ru.