Последние новости

В ПРОСТРАНСТВЕ МУЗЫКИ

Гости Большого зала филармонии им.А.Хачатуряна

В последнее время в Большом зале филармонии побывало достаточно гастролеров - солистов, дирижеров, очевидно для того, чтобы мы могли иметь реальное представление о тенденциях современного музыкального пространства и о том, кто и что собой представляет в этом пространстве.

 Известный дирижер Пьер Карло ОрициоК СОЖАЛЕНИЮ, НЕ ВСЕ КОНЦЕРТЫ НАШИХ ГОСТЕЙ, НА КОТОРЫХ я побывала, удовлетворили ожидания публики. Некоторые выступления не оставили в памяти никакого следа, носили чисто формальный характер. Особых откровений не было, не говоря уже о заигранной программе. И все же три концерта Национального филармонического оркестра (художественный руководитель  и главный дирижер Э.Топчян) подарили нам встречи с яркими артистами из Израиля, Италии и Польши. Они запомнились серьезностью и насыщенностью программ, приличным уровнем исполнения и высокой музыкальной культурой.

Первыми в обозреваемый период Ереван посетили итальянские музыканты - известный дирижер Пьер Карло Орицио и одаренный альтист Лука Раниери, с которым наши слушатели знакомились впервые. Несмотря на молодость, Раниери уже завоевал широкое признание, выступал с крупными дирижерами, такими как Р.Мути, Д.Баренбойм, К.Аббадо, Д.Гардинг, В.Гергиев, Д.Гатти и др. Работал в лучших оркестрах Италии, в симфоническом  оркестре Ла Скала под управлением Р.Мути, концертмейстером в симфоническом оркестре итальянского телевидения и радио RAI. Как солист, Лука Раниери играл на самых престижных сценах мира, участвовал во множестве фестивалей.

Первое знакомство с аудиторией требует эффектной и необычной программы, ибо чем же еще  можно поразить нынешнего слушателя. Здесь выбор дирижера хоть и не отличался особой новизной, но оказался довольно интересным - Увертюра "Ромео и Джульетта" Чайковского, симфоническая поэма "Пляска смерти" Сен-Санса и симфония "Гарольд в Италии", в которой замечательно солировал Лука Раниери. Легко, изящно дирижировал Пьер Карло Орицио, увлекая зал своим бодрым, энергичным состоянием. Оркестр под его управлением звучал как единый инструмент необыкновенных возможностей. Удовольствие от осмысленного исполнения необыкновенное. Стали очевидны индивидуальные качества солиста, делающие его игру столь привлекательной: легкость и естественное изящество штрихов, певучесть и проникновенная теплота звукоизвлечения.

Говоря об этом концерте, необходимо отдать должное нашему филармоническому оркестру. Редкое совпадение художественных интересов, высокий артистизм характеризируют это содружество. Без остатка отдавался оркестр дирижерской воле - играл с тем горением, которое от него требовалось, проявляя легкость и точность в самых сложных местах.

 Прославленный польский дирижер Антони ВитУДОВЛЕТВОРИЛА ВСЕ ОЖИДАНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ И ВСТРЕЧА с прославленным польским дирижером, первым лауреатом Международного конкурса им. Герберта фон Караяна Антони Витом. На зальцбургских пасхальных фестивалях Антони Вит ассистировал великому дирижеру. Можно сказать, что его творческий путь был усеян розами. Вит гастролировал во многих странах мира, сотрудничал с такими коллективами, как Берлинский филармонический оркестр, Дрезденская государственная капелла, лондонский Королевский филармонический оркестр и симфонический оркестр Би-би-си, оркестр Академии Санта Чечилии и Петербургской филармонии. С 2002 года знаменитый дирижер возглавляет Варшавскую филармонию. У него обширная дискография, насчитывающая свыше 200 записей.

В программе концерта под управлением Антони Вита были две симфонии. В первом отделении прозвучала Сорок первая симфония Моцарта - произведение столь же изысканное, сколь и не часто у нас исполняемое. Присутствие Вита за дирижерским пультом - отдельный графический сюжет. Управляет он оркестром энергично и жестко. Партитура прочитана тщательным образом, никаких экспромтов, а главное, и композитор в экспромтах не нуждается. Этот выбор дирижера был чем-то символичным: взять в плен нового слушателя и не отпускать его до самого конца. И наш оркестр под его управлением продемонстрировал замечательные технические возможности: свободу владения материалом, сыгранность. Доверие зала было завоевано.

Не меньшего успеха дирижер и оркестр достигли в исполнении Третьей симфонии Брукнера. Она была сыграна в другом, более высоком эмоциональном тонусе. Весь свой темперамент, опыт и мастерство вложил Антони Вит в исполнение этой симфонии, раскрыв ее значительность, масштабность и образное богатство.

 Художественный руководитель и главный дирижер Берлинского симфонического оркестра Лиор ШамбадалИ ВСЕ ЖЕ ЛУЧШИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР ОБОЗРЕВАЕМОГО ПЕРИОДА - концерт Национального филармонического оркестра, за пультом которого в этот день стоял один из лучших музыкантов мира, художественный руководитель и главный дирижер Берлинского симфонического оркестра Лиор Шамбадал. Его дирижерское искусство широко известно в мире. Лиора Шамбадала полюбили и в Армении по его прежним гастролям. Каждое его выступление - это событие, которое долго не забывается. 

Репертуар маэстро обширен, но в нем преобладает русская музыка. И это не случайно. Как выясняется, он объединяет сразу три страны: Израиль - по месту рождения, Германию - по месту работы и Россию - оказывается, маэстро имеет русские корни. Вершина его мастерства - русские композиторы: Чайковский, Рахманинов, Мясковский, Бородин, Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, Шостакович, современные российские авторы. Он их глубокий, увлеченный и, во многих случаях, первый исполнитель за рубежом. Шамбадал очень современный художник, и что бы он ни играл, свойство это сказывается во всем. Дирижер много гастролирует с оркестром - в Англии, Америке, Ирландии, Испании, Италии, Китае, Корее, Японии, России.

В программу нынешнего концерта в Ереване маэстро включил увертюру "Манфред" Р.Шумана, Скрипичный концерт Чайковского и Первую симфонию Шумана. Если попытаться в нескольких словах определить сущность дирижерского почерка артиста, то это легкость, свобода, раскованность, которые проявляются во всем, даже в характере жеста. Его жест, как у всякого подлинного дирижера, позволяет не просто слушать музыку, но и "видеть" ее. Исполняя Чайковского, Шамбадал подчеркнуто сдержан, даже, как принято в таких случаях говорить, академичен. Но его интерпретация берет за живое, откликается в слушательском сознании ощущением красоты и искренности. Объяснить этот артистический феномен сложно. Очевидно, исходить надо от характера шамбадаловского дирижирования, свободного от всяческой показной эффектности. И мастерство его не броское. Все выразительные средства отшлифованы. Отсюда и образ "простой" игры, где все на своем месте, гармонично, складно.

В качестве солиста в концерте Чайковского выступил одаренный израильский скрипач, воспитанник знаменитого скрипача и педагога Пинкаса Цукермана Аси Мататитас. Он молод, но еще с четырнадцати лет успел о себе заявить -гастролирует по всему миру, выступает с ведущими оркестрами. Скрипичный концерт Чайковского, в котором Аси солировал, звучит в нашем филармоническом зале довольно часто и большая часть присутствующих знают его почти наизусть. Конечно, у каждого своя индивидуальность, свой стиль игры, свое понимание музыки, свой неповторимый звук. Израильский скрипач покорил зал своей простотой, кристальной ясностью стиля, убедительной интонацией, пульсирующим ритмом. В манере музыканта не было ни преувеличений, ни демонстративности. 

Во втором отделении концерта в исполнении Филармонического оркестра под управлением Лиора Шамбадала прозвучала Первая (Весенняя) симфония Шумана. Слушатели наслаждались и самой музыкой, и безупречной игрой покоренного дирижером оркестра. Но это дирижерское полновластие маэстро чудесно сочетается с уважением к сидящим перед ним замечательным музыкантам. А это ощущается слушателями в зале, которые отвечают долгими, признательными аплодисментами.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ: ИВО ПОГОРЕЛИЧ
      2019-05-21 14:46
      1466

      Май подарил нам два великолепных незабываемых концерта в рамках юбилейного двадцатого международного фестиваля "Ереванские перспективы", проходящего под патронатом премьер-министра РА Никола Пашиняна. Прежде всего это встреча с выдающимся коллективом мирового класса, ансамблем THE Swingle Singers из Великобритании, который в течение целого вечера держал публику во власти пронзительного и богатого красками выступления. Какая-то высокая духовность господствовала в искусстве коллектива, покоряющего щедростью, вдохновенным талантом, высочайшей культурой и богатством ассоциаций.

    • "Я УЛЫБНУСЬ СО ВСЕХ СТРАНИЦ"...
      2019-05-14 12:04
      2707

      Азату Вштуни исполняется в этом году 125 лет Он был одним из самых популярных поэтов в первой половине XX века, а ныне он почти забыт. Его имя связано с революционным восприятием жизни, с романтическим чувством революции. Азат Вштуни стоял у истоков рождения новой советской армянской поэзии. В его лучших стихах есть то взволнованное страстное отношение к  событиям, которое составляло основную черту поэтического мышления крупнейших поэтов того бурного времени.

    • МАЙ, ИВО ПОГОРЕЛИЧ
      2019-05-10 14:19
      4234

      13 мая ереванских поклонников музыки ожидает сюрприз: в рамках самого престижного фестиваля республики - "Ереванские перспективы" - впервые в Армении выступит один из самых знаменитых пианистов современности, первоклассный исполнитель мирового уровня, посол доброй воли ЮНЕСКО Иво Погорелич. Концерт хорватского пианиста состоится на сцене Большого зала Армфилармонии им. Арама Хачатуряна.

    • ОКРЫЛЯЮЩИЙ УСПЕХ АСМИК ГРИГОРЯН
      2019-05-08 13:05
      4364

      Солистка Мариинского театра Санкт-Петербурга Асмик Григорян стала обладательницей престижной международной премии International Opera Awards,  которая считается неофициальным оперным "Оскаром". Асмик удостоилась этой  премии в номинации "Солистка года" за роль Саломеи в одноименной опере, исполненную на музыкально-театральном фестивале в Зальцбурге.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ: ИВО ПОГОРЕЛИЧ
      2019-05-21 14:46
      1466

      Май подарил нам два великолепных незабываемых концерта в рамках юбилейного двадцатого международного фестиваля "Ереванские перспективы", проходящего под патронатом премьер-министра РА Никола Пашиняна. Прежде всего это встреча с выдающимся коллективом мирового класса, ансамблем THE Swingle Singers из Великобритании, который в течение целого вечера держал публику во власти пронзительного и богатого красками выступления. Какая-то высокая духовность господствовала в искусстве коллектива, покоряющего щедростью, вдохновенным талантом, высочайшей культурой и богатством ассоциаций.

    • МАЙ, ИВО ПОГОРЕЛИЧ
      2019-05-10 14:19
      4234

      13 мая ереванских поклонников музыки ожидает сюрприз: в рамках самого престижного фестиваля республики - "Ереванские перспективы" - впервые в Армении выступит один из самых знаменитых пианистов современности, первоклассный исполнитель мирового уровня, посол доброй воли ЮНЕСКО Иво Погорелич. Концерт хорватского пианиста состоится на сцене Большого зала Армфилармонии им. Арама Хачатуряна.

    • КОМИТАС И САЯТ-НОВА ЗВУЧАТ У ХРАМА ГАРНИ
      2019-05-07 13:30
      1838

      Те, кто попал на фестиваль, надолго запомнят выступление всемирно известного французского музыканта Андреа Паули, виртуозно исполнявшего техноремиксы армянских народных песен Комитаса и Саят-Новы.

    • ИСКУССТВО И ФИЗИКА НА ОДНОЙ СЦЕНЕ
      2019-04-17 14:12
      1873

      19 апреля в Большом концертном зале Арама Хачатуряна ожидается музыкальный фейерверк. Так обещают организаторы и участники концерта Gate of Frequency ("Ворота в звуковые частоты") - популярный музыкант, исполнитель на ударных инструментах и певец, призер "Грэмми" Арто Тунчбояджян и известный пианист, заслуженный артист Армении Ваагн Айрапетян.