Последние новости

ЖЕНЩИНА-ДИРИЖЕР? ДА!

Женщин-дирижеров в мире на пальцах сосчитать, а в Армении и того меньше, точнее, всего одна. Вардуи Минасян - прекрасная хозяйка, заботливая мать, любящая жена. Она умудряется не только готовить, убирать дом, ухаживать за садом, помогать сыновьям с занятиями по музыке, но и аккомпанировать певцам и дирижировать оркестром. С супругом, известным гобоистом Ованесом Папикяном, она обсуждает дела по дороге на работу в Национальный филармонический оркестр Армении, где работает практически со студенческой скамьи.

ВАРДУИ МИНАСЯН ЗАТРУДНЯЕТСЯ СКАЗАТЬ, КАКАЯ ИЗ ПРОФЕССИЙ - пианист или дирижер - главная в ее жизни. "Каждая из них по-своему важна, занимает свое прочное место в моем творчестве, но важнее их синтез. Знание фортепианного искусства помогает мне руководить оркестром, а дирижерская практика нередко идет на пользу как пианистке", - рассуждает Вардуи.

Свой приход в музыку Вардуи Минасян считает генетически предопределенным. Ее мама, известная исполнительница на каноне Лаура Меликян, по праву считается корифеем народной музыки, в Гюмри она воспитала не одно поколение прекрасных музыкантов. Папа, Вардгес Минасян, хотя и выбрал профессию инженера, был прекрасным знатоком музыки и даже руководил в свое время одним из гюмрийских духовых оркестров. Родители не стремились направить дочь по своим стопам. Более того, стройная девочка Вардуи с детства имела хорошие спортивные данные, и родители определили ее в секцию плавания, подумывая о будущей спортивной карьере. Однако вскоре маленькая Вардуи отказалась от спорта, пожелав заняться музыкой.

"Так я очутилась в фортепианном классе музыкальной школы им. Шерама в родном Ленинакане. Помню своих прекрасных педагогов Карине Бадалян, у которой проучилась два года, освоив азы игры на фортепиано, и Люсю Маркосян, заложившую во мне основы профессионализма. Я не просто от всего сердца полюбила классическую музыку, но и стала на путь, ведущий в большое искусство", - рассказывает Вардуи.

Следующий этап творческой биографии Вардуи Минасян прошел в музыкальном училище под рукой Дели Меликян. Рабочий стол Дели Николаевны был украшен фотографиями ее учеников разных поколений, начинался он с Аракс Сарьян, Карлена Топчяна и других известных музыкантов, а закончился фотографией Вардуи Минасян, ее последней ученицы. В ереванскую консерваторию Вардуи поступила с самым высоким баллом, и уже через два месяца ее стали называть "наша Спивакова". Все шло своим чередом, однако трагедия Спитакского землетрясения 1988 г. унесла жизнь ее 15-летнего брата, кларнетиста Вардана. Преодолевая горе, девушка старалась учиться за двоих. Музыкальное дарование Вардуи не умещалось в стереотип обычной студентки: в дополнение к фортепиано она взяла факультативные курсы по органной музыке и композиции, делая успехи и на этих поприщах.

"ОДНАЖДЫ АРМЕН СМБАТЯН, КОТОРЫЙ ПРЕПОДАВАЛ МНЕ ГАРМОНИЮ И СОЛЬФЕДЖИО, поручил нам обработать предложенную тему в стиле какого-либо известного композитора. Я выбрала Моцарта, досконально проработала тему, и, когда представила ее на уроке, Смбатян пришел в изумление и предложил мне заняться композицией, - рассказывает Вардуи. - Во мне было так много музыки, что я задыхалась от желания выразить все ее краски, рождавшиеся в душе сюжеты, переливы чувств и эмоций. И когда на третьем курсе мне предложили поступить на дирижерский курс Юрия Давтяна и получить вторую полноценную музыкальную специальность, я согласилась не раздумывая. Я думала о погибшем брате, который мечтал стать дирижером духового оркестра. Символично, что в моей зачетке по ошибке написали "Минасян Вардан" и все годы фактически я получала отметки под именем брата".

Вардуи Минасян с теплом и благодарностью вспоминает всех своих педагогов: заботливую Жанну Зурабян, сторонника свободы в творчестве Александра Еолчяна, Розу Тандилян, Левона Мамиконяна и многих других. Благодаря им Вардуи смогла учиться одновременно на двух отделениях, получить прекрасные знания, обрести профессионализм, который оставалось подтвердить на практике.

В жизни Вардуи наступил период, когда в консерватории она преподавала фортепиано на одном факультете и училась на дирижера на другом. Именно в это время ей предложили работу концертмейстера у Лориса Чкнаворяна, в Государственном филармоническом оркестре Армении. А когда маэстро узнал, что Вардуи заканчивает дирижерский факультет, предложил ей возглавить концерт Молодежного симфонического оркестра и тем самым защитить дипломную работу. Вардуи Минасян с улыбкой вспоминает, как впервые встала за дирижерский пульт: "Меня охватило волнение, хотя все вокруг вдохновляли и подбадривали меня. И вот настал заветный момент, я подняла руку и уронила дирижерскую палочку. Кто-то из музыкантов быстро подал мне ее, и тут страх как рукой сняло. Я поняла, что прошла крещение".

ВАРДУИ ОКАЗАЛАСЬ ПЕРВОЙ ВЫПУСКНИЦЕЙ КОНСЕРВАТОРИИ, которой доверили дирижировать оркестром. Позже Лорис Чкнаворян продолжил подобную практику и с другими студентами, открыв перед многими молодыми дирижерами зеленую дорогу в мир симфонической музыки. Вскоре девушка-дирижер получила еще одно предложение от маэстро Чкнаворяна - стать его ассистентом. В этом году исполнится 20 лет, как она работает ассистентом главного дирижера Филармонического оркестра Армении, из них 17 лет - Эдуарда Топчяна. За годы дирижерской карьеры Вардуи Минасян выступала с разными коллективами: с Симфоническим оркестром Гюмри, детским оркестром ЮНИСЕФ, Государственным оркестром солистов, а также со сборными коллективами и ансамблями. А как пианистке, ей довелось играть на международных фестивалях, на крупных концертах, репетировать с оперными певцами и вокалистами мировой значимости.

Имея большой опыт, Вардуи Минасян тем не менее считает профессию дирижера мужской. Но это не мешает ей сохранять на сцене свой женский образ.

"Большинство женщин-дирижеров выступают во фраке и брюках, словно подчеркивая мужскую принадлежность профессии. Я же стремлюсь всегда сохранять женственность, что позволяет вести себя естественно. Ведь стоять за дирижерским пультом - праздник, а не будни, - говорит Вардуи. - Я чувствую себя свободно и раскованно, стараясь уловить дыхание оркестра и передать всем музыкантам частичку своего "я". Иное дело - выступать в качестве пианиста, когда ты предоставлен самому себе и должен донести красоту музыки публике. Тут меня охватывает волнение".

У Вардуи Минасян нет стилевых предпочтений, она чувствует себя свободно как в лирике, так и в патетике, с большим интересом работает и с оперными, и с симфоническими произведениями. Европейская или русская классика, музыка армянских композиторов - что бы ни исполняла она как пианист или дирижер, везде выделяет краски, свойственные каждому произведению, подчеркивает своеобразие композитора, показывая всем своим творчеством, что профессия дирижера доступна и женщине.

Основная тема:
Теги:
  • Татьяна 17-Сен-2021
    ...вообще-то ПЕРВОЙ женщиной-дирижером в Армении была бывший директор Дома-музея А.И.хачатуряна Гоар Агасиевна Арутюнян
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
    2024-04-25 12:06

    Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

  • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
    2024-04-25 11:40

    "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

  • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
    2024-04-24 10:15

    В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.

  • ДЕЛО ДВУХ СОЮЗОВ, ИЛИ КАК ЗАПРЕТИТЬ РИСОВАТЬ АРАРАТ
    2024-04-20 12:31

    Уже месяц, как в двух крупных творческих центрах Армении - Союзе художников и Союзе писателей начались волнения. Организован он ни много, ни мало на правительственном уровне и проводится руками главного надзирателя за соблюдением законов государства, прав и свобод граждан - Генеральной прокуратуры, взявшейся за спешную национализацию зданий обоих Союзов.






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • МАГИЯ ИМЕНИ
    2022-03-24 09:55

    К 100-летию со дня рождения выдающегося дирижера Огана Дуряна Он никогда не казался небожителем, но им был. Когда я впервые увидела его за пультом симфонического оркестра Армфилармонии, он уже был опутан тайнами своего мифа. Слишком велика была магия его личности. В течение всего творческого пути Оган Дурян сохранял в себе и в оркестре чувство новизны открытия. Еще до переезда в Ереван его дирижерское искусство снискало широкое признание за рубежом.

  • БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ КОНЦЕРТ
    2021-07-05 10:50

    Этот единственный концерт в Национальном академическом театре оперы и балета им. А.Спендиарова - беспрецедентный подарок итальянцев меломанам Армении. Встреча с одним из признанных корифеев мирового дирижерского искусства, Риккардо Мути, и руководимого им прославленного Молодежного оркестра им. Луиджи Керубини в рамках программы междунaродного Равеннского фестиваля стала истинным явлением в музыкальной жизни Армении.

  • ЗАВЕРШЕНО СОСТЯЗАНИЕ ДИРИЖЕРОВ
    2021-06-16 10:31

    Наверное, это огромная ответственность - быть участником одного из крупнейших, громких состязаний талантов, носящих имя Арама Хачатуряна.

  • ПРИЕХАЛИ НА КОНКУРС ДИРИЖЕРЫ
    2021-06-07 12:54

    6 июня мировая музыкальная общественность отметила день рождения великого армянского композитора Арама ХАЧАТУРЯНА. В этот день в Ереване стартовал 17-й Международный конкурс им. А.Хачатуряна с участием музыкантов из США, Южной Кореи, Японии, Греции, Словении, Китая, России, Испании, Грузии и других стран, и, конечно, Армении.