Последние новости

КАК ТРУДНО БЫТЬ ИЗБРАННИКОМ…

"Даешь худрука!" - 10 дней до выборов

Министр культуры РА Лилит Макунц отдала четкое распоряжение директору Ереванского государственного русского драматического театра им. Станиславского Фреду Давтяну в десятидневный срок решить проблему с художественным руководителем. В результате на сайте театра появилось объявление: до 20 июня он принимает программы-заявки от лиц с высшим специальным образованием, претендующих на вакантную должность. По истечении дед-лайна в 10-дневный срок в коллективе состоятся выборы худрука.

СТРАСТИ ВОКРУГ РУССКОГО ТЕАТРА ПРОДОЛЖАЮТ КИПЕТЬ, И КРУГИ ПО ВОДЕ ВСЕ ШИРЕ. Но, наверное, парадоксальным для новой культурной власти образом радикальное решение срочно решить проблему никак не сказалось на количестве претендентов на худруковский престол. Их как было двое, так и остается.

Кстати. В прошлом материале на эту тему по информации, полученной из театра, среди претендентов в главное кресло мной была названа бывшая актриса театра, заслуженная артистка РА Ирина Арутюнян. За что - миль пардон, поскольку Ира отреагировала очень конкретно: "Мне крайне неприятно, что в связи с этим вопросом фигурирует мое имя, и уже во второй раз. Первый раз это было в конце прошлого года. И вот теперь, во время такой сложной ситуации в Русском театре, когда там делят кресло художественного руководителя. Но я в этой истории никак не замешана. Кроме сплетен, никаких подтверждений тому факту, что я стремлюсь на место худрука, нет. И то, что я поливала грязью театр, этого тоже нет. Все, что произошло, произошло пять лет назад, и это были внутренние дела нашего театра, двусторонний конфликт и двусторонние эмоции.

Я резко высказалась внутри театра, но никогда ни одного слова ни в интервью, ни с каких-то общественных площадок за эти пять лет я себе не позволяла. Я 15 лет работала в Русском театре и, наверное, сыграла немаловажную роль в творческом процессе этих лет. Наша совместная работа с Александром Григоряном была очень плодотворной, и если бы не трагический случай, перехлест эмоций… Это не в оправдание ни мне, ни кому-либо. Но случилось то, что случилось. Я ушла. Спустя пять лет, в марте нынешнего года, попыталась вернуться в качестве актрисы, но мой коллега, артист и директор театра Фредерик Давтян сказал мне, что в театре нет штатов. Мне даже было сказано, что ушла я с конфликтом, что некоторые актрисы не хотят моего возвращения… У меня личного конфликта ни с кем не было, я не давала интервью, никого не поливала грязью. И я по крайней мере никогда не предавала театр, по моей вине ни разу не отменяли репетиции или спектакль.

Я честно отработала эти 15 лет, и многие подтвердят, что Александр Самсонович человеку неблагодарному, непрофессионалу, столько всего бы не сделал. А он сделал для меня очень многое, и я ему очень благодарна. По моей информации, не может быть такого, чтобы для заслуженной артистки Армении, которая немало сделала и еще может сделать для театра, в нем не было места. Тем более я знаю, что сейчас актерский состав, скажем так, немного хромает... Есть, конечно, костяк, ведущие артисты, но в качественных кадрах театр нуждается. А мне говорят: подожди, может, кого-нибудь назначат, если будет в тебе нужда как в актрисе, мы тебе скажем. Тут не вопрос профессии, а какие-то личные разборки или прихоти. Или повод еще раз мусолить мое имя. Повторяю: лезть в эту грызню - я не камикадзе, я в этом не участвую".

ОКАЗЫВАЕТСЯ, СОХРАНЯТЬ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ИРИНЕ АРУТЮНЯН ПОМОГАЮТ не только природный ум и неработа в Русском театре. Внутри театра тоже нашлась группа вменяемых товарищей, собирающихся обратиться к министру с письмом о том, что театр и балаган не одно и то же. И участвовать в подобных выборах они не намерены. А артист театра Арман Казарян еще недели две назад выложил пост в Фейсбуке, предлагая на пост худрука… Чака Норриса. Мол, кто вякнет - хук справа. Видимо, талантливого и умного актера окончательно достал этот разгул безвременья.

Не буду повторять свои аргументы против попытки подобного решения проблемы - в прошлой статье "на тему" они приводились. Скажу, что в свете последних событий опросила многих людей театра, с профессиональной точки зрения имеющих право и потенциал хотеть быть худруком. Смех и обвинения в циничном юморе цитировать не стану. Приведу мнения двух состоявшихся, обвешанных призами и наградами и, что крайне актуально, молодых деятелей театра.

ГРИГОР ХАЧАТРЯН, АКТЕР И РЕЖИССЕР ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМ. КАПЛАНЯНА, автор многих независимых проектов: "Мне это решение напомнило эпоху Тамары Погосян, когда министр культуры выдавала остроумнейшие тезисы, цитируемые по сей день. Вообще сегодня статус режиссера как автора спектакля, ведущего за собой труппу, переживает страшный кризис. Все, кому не лень, делают спектакли с людьми непрофессиональными, но, скажем так, которые им симпатизируют, а потом находятся другие люди, которые говорят: ну ничего, они столько могут. Бесспорно, режиссер не сможет работать с труппой, которая ему не доверяет. Но выбранный ею худрук - это заложник актерской прихоти.

Я вообще не понимаю, как могла ситуация в театре дойти до этого. Вообще это вопрос - почему крупный художник не оставляет после себя почву и потенциальных преемников, чтобы после него, как после смерти Александра Македонского, его империю не начали рвать на части? Почему не остается почва - минимум три режиссера, которые родились в этом театре, знают театр, труппу, знают, чем живет театр, его традиции? Режиссура - это, простите, количество. Совокупность спектаклей, приводящая к тому, что у человека складывается какой-то определенный почерк, по которому можно судить о его художнической позиции. И без количества спектаклей добиться этого невозможно. Заявление, что в конкурсе может принимать участие любой желающий, оскорбляет статус режиссера, свидетельствует о нездоровой обстановке в театре и некомпетентности министра культуры".

НАРИНЭ ГРИГОРЯН, ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА РА, АКТРИСА И РЕЖИССЕР: "Участвовать в конкурсе в Русский театр? Не-е-ет, конечно, не собираюсь! И вообще не понимаю, что там происходит. Не понимаю, почему вдруг так активизировался Роберт Акопян. Конечно, представление программ и здоровая конкуренция - это хорошо, но речь же должна идти о владении профессией, о художественном и личностном уровне. Но если речь идет о голосовании коллектива… О-о-о!.. Конечно, ни один человек не сможет работать с труппой, которая его не хочет, и новый человек, резко меняющий эстетику театра, вызывает сопротивление коллектива. Но тут ведь и коллектив коллективу рознь. Должен ли он остаться в нынешнем составе или его все-таки стоит распустить?.. А по большому счету сначала надо всерьез разобраться, какова функция театра в Армении, и уже исходя из этого пытаться понять - худрук с какой программой соответствует поставленным задачам. И это касается не только Русского театра".

Вообще, если отойти от конкретного внутритеатрального конфликта, ситуация в Русском театре, как никогда, остро высветила многие проблемы. Главная среди них - статус главного режиссера или художественного руководителя, который на протяжении последних лет де-факто сохранялся исключительно усилиями отдельных художников-лидеров, но последовательно сводился к минимуму де-юре. В результате имеем то, что имеем, и это действительно касается не только Русского театра.

Что касается выборов в Русском театре, даже если министр не изменит своего решения, думаю, победитель не отыщется. А если это все-таки случится - что ж, тем хуже для избранного.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ПАРАДЖАНОВ-100" – ВЕЧНОСТИ ЗАЛОЖНИК У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
      2024-10-28 10:57

      Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • ПАШИНЯН ПЛАНИРУЕТ ЛЮБЫМ СПОСОБОМ ИЗБЕЖАТЬ ПОРАЖЕНИЯ
      2024-10-24 10:30

      Не будь Пашинян в такой степени алчным, ушел бы в отставку красиво: провел бы свободные и справедливые парламентские выборы (досрочные или очередные), которые завершились бы поражением ГД. Таким способом он умыл бы руки, вынудив победителей ликвидировать последствия всего, что натворил за 6 лет. В том, что ГД проиграет свободные и справедливые выборы, нет никаких сомнений, это очевидно, как Божий день! Увы, Пашинян не планирует законный способ ухода с политических подмостков, в его планах - обеспечить воспроизводство ГД в качестве парламентского большинства и себя, любимого, в кресле премьер-министра, причем, любой ценой!

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.