Последние новости

СТЕРЕОЗВУЧАНИЕ ДОСТОЕВСКОГО - В МОНОСПЕКТАКЛЕ

Деликатесные блюда армянский театр подает на зрительский стол не слишком часто и, к сожалению, все больше в камерном формате. Логично – деликатес, он и есть деликатес. Именно таким изыском стал спектакль с мудреным названием "В роли Настасьи Филипповны князь Лев Николаевич Мышкин" в постановке народного артиста РА Ваге Шахвердяна и в исполнении Армена Кушкяна. Продюсер спектакля - Международный фестиваль моноспектаклей ARMMONO.

НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД ДИПЛОМНОЙ РАБОТОЙ ОЧЕРЕДНОГО КУРСА Шахвердяна стал спектакль "Идиот" по великому роману Федора Михайловича Достоевского. Спектакль вышел за рамки студенческой сцены ГИТиКа и "пошел", даже обзавелся поклонниками. Я к их числу не относилась. Одно было ясно - Армен Кушкян, молодой красавец с внешностью европейского романтического героя в роли князя Мышкина, как принято говорить, "имеет право это играть". Но и в таком раскладе дальнейшее развитие событий трудно было предугадать.

А оно последовало. Здесь пересеклись постоянный творческий поиск Ваге Шахвердяна и его неувядающая любовь к Музе, знаменитой Настасье Филипповне армянской сцены Метаксии Симонян, стремление Армена Кушкяна вырваться из душного контекста проходных ролей в театре и сериалах и искренняя заинтересованность стимула-продюсера, фестиваля ARMMONO.

"В роли Настасьи Филипповны князь Лев Николаевич Мышкин" с полным основанием можно назвать лучшим спектаклем Шахвердяна, мастера большого стиля, последних лет. Так и хочется сказать "зрителей ждет настоящий классический большой спектакль с прекрасным актерским ансамблем, сделанный с большой же любовью к автору". И это абсолютная правда, с одним исключением - в роли не только Настасьи Филипповны, но всего ансамбля, всей галереи многочисленных персонажей романа один-единственный, моно-Армен Кушкян.

Всякий раз удивляешься универсальности Достоевского. Куда только не забрасывала судьба его героев. Князь Мышкин и Настасья Филипповна жили в послевоенной Японии у Куросавы и даже обосновались в церкви в радикальном эстонском фильме Райнера Сарнета. Становились ли герои Достоевского ближе и понятнее современному потребителю, запросы которого иногда берут верх над здравым смыслом и чисто художественными задачами?

ВПРОЧЕМ, О ЗАПРОСАХ СОВРЕМЕННОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ СОАВТОРЫ СПЕКТАКЛЯ (а на том, что режиссер и актер выступили соавторами, можно настаивать) явно не думали. Не было даже задачи "пробудить интерес к роману" - такова обычно мотивация сомнительных экспериментов над великими книгами. Были любовь, проникновение и причащение Достоевским. И родилось удивительно цельное театральное полотно, сотканное из огромного количества сценических находок, увидев которое люди посвященные реагируют практически одинаково: "Какое счастье, что у нас еще случаются такие спектакли!"

Князь Мышкин, после убийства Настасьи Филипповны Рогожиным оказался в доме скорби. Здесь он прокручивает историю назад, переживает заново все случившееся. Армен Кушкян появляется на сцене в белом одеянии – это и смирительная рубашка, и платье Настасьи Филипповны. У этого одеяния неожиданно есть плоеное жабо-трансформер, превращения которого еще не раз удивят зрителя. Но при первом появлении именно оно создает большую метафору - Пьеро, Жиль, вечная трагически-печальная маска театра. И уже словно не актер перевоплощается на сцене в мужчин и женщин, а театральный дух вселяется в многочисленных персонажей.

Впрочем, жабо-трансформер, которому предстоит стать чепцом генеральши Епанчиной - картина, сыгранная Арменом Кушкяном блистательно! – не единственная находка такого рода. В последние годы Ваге Шахвердян, являясь автором спектакля, работает не только над режиссурой, он почти всегда сам работает над сценографией. Вместе с Кушкяном они написали инсценировку первой части великого романа "Идиот", уложившись в час сценического времени, не потеряв ни в хрестоматийных текстах, ни в сюжетной канве, ни в страстях, обуревающих героев. Алые женские туфли и алое ведро, в котором Мышкин исступленно полощет тряпку, стремясь смыть не им пролитую кровь, подвешенные и летающие над сценой манишки-галстуки - все эти атрибуты постановки символичны, в сценографии нет ничего лишнего. Есть только ощущение заполненной персонажами сцены - ощущение открытой арены борьбы за человеческие души.

Армен Кушкян нашел десятки способов для перенесения на подмостки хрестоматийных текстов и передачи страстей, обуревающих несчастных страдающих героев, среди которых нет абсолютно отрицательных и совершенно положительных. Он играет великими словами и контрастными интонациями. Кротость и чистота сердца Мышкина, черная страсть Рогожина, экстатически-трагическая Настасья Филипповна, распоясавшиеся завсегдатаи ее салона… Взлетают и опускаются манишки-галстуки, как и чувства действующих лиц, раскачиваются от жаркой любви и жгучей ревности к мышкинской попытке всепрощения. Армен Кушкян играет все и за всех, заставляя звенеть эмоциональное и интеллектуальное звучание постановки. В его пластике был поэтический подтекст, какая-то бесшумность игры, пластика витающего в облаках - все-таки, в первую очередь он Мышкин. А из его интенсивной фразировки, даже зримо звучащих слов рождались призрачные, возникающие словно из ниоткуда силуэты. И - возможно, это самое главное достижение молодого актера - воскрешалось, казалось, навсегда утраченное ощущение ранимости человека.

ПОСЛЕ ПРОСМОТРА СПЕКТАКЛЯ НА ФЕСТИВАЛЕ ARMMONO его почетный гость, кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной Академии театрального искусства, председатель Содружества негосударственных театров Санкт-Петербурга Александр Платунов написал в своей статье, посвященной итогам фестиваля: "Самым ярким впечатлением от армянской программы стал спектакль со странным названием "В роли Настасьи князь Лев Николаевич Мышкин"… Замечательный молодой актер Армен Кушкян играет с чувством высокой подлинности и одновременно - такой меры, которая превращает спектакль в глубоко осознанный современный художественный текст. Мощный темперамент артиста закован в сложный пластический, почти хореографический рисунок роли, что создает напряженную энергетику, только в отдельных моментах бурно прорывающуюся в экстатическом крике. Спектакль невероятно красив: на черном фоне задника сплетаются белые и красные цвета костюмов и отдельных деталей оформления. Партитура "Мышкина" разработана подробно и точно в каждом мгновении, и это, конечно, заслуга одного из лучших армянских режиссеров Ваге Шахвердяна. Редкое единство в жанре моноспектакля, где, как правило, главенствует артист, режиссерского и актерского начала".

… Посланный на землю ангел в лице Мышкина остается один. Вот сверху опускается крюк, рождающий разочаровывающе-отталкивающую мысль о петле… Нет-нет! Он только проденет в эту петлю рукава своей белой хламиды, и она начнет медленно трансформироваться в белые облака, в которых исчезнет Лев Николаевич Мышкин. Князь света уходит, как Христос, в фаворский свет – сквозь завесу, заглянуть за которую смертным не дано.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • MIME-Fest им. Л. ЕНГИБАРОВА НАКРЫЛСЯ ХРИЗАНТЕМОЙ
      2018-07-20 15:37
      114

      Не хватило то ли денег, то ли порядочности Те, кто рассчитывал в начале августа провести несколько дней в Цахкадзоре, не только прячась от ереванской жары, но имея возможность смотреть пластические спектакли из разных уголков мира, могут спокойно заниматься своими делами. Международного MIME-Fest-а им. Л. Енгибарова, уже по традиции проходящего в курортном городе, на сей раз не будет. У Министерства культуры не оказалось на него денег.

    • КИНО КАК УВЕРЕННОСТЬ В НЕВИДИМОМ
      2018-07-16 16:23
      2786

      У Микаэла ПОГОСЯНА & Co - премьера! "Чудесный фильм - очень красивый и очень добрый!" - это мнение слышалось отовсюду, пока эмоционально наполненная публика покидала зал, в котором состоялась премьера фильма "Лорик". С 17 июля смотрите картину во всех кинотеатрах Еревана.

    • ДЮЙМОВОЧКА-АРМЕНИЯ и АРМЯНСКИЙ НОС – ПОБЕДИТЕЛИ!
      2018-07-13 16:06
      1777

      ...Министерство культуры закрыло спектакль "Нос" по повести Н. В. Гоголя Государственного театра кукол им. Ов. Туманяна, "поскольку кукла, главный герой спектакля, напоминает одного из высокопоставленных политиков РА. В министерстве сей факт сочли недопустимым, потребовав снять спектакль из репертуара. Хотя имя власть предержащего Минкульт не озвучил, работники театра утверждают, что речь идет о первом вице-премьере Арарате Мирзояне", - такая информация появилась на днях в Фейсбуке, на "Культурной странице".

    • ДА НИСПОШЛЕТ КРЫЛЬЯ!
      2018-07-06 15:25
      1842

      В Культурной столице СНГ - Горисе - пройдет фестиваль-панорама Волшебная резная каменная шкатулка с несметными сокровищами - Горис. В ближайший уикенд она распахнется, чтобы представить многочисленным гостям свою россыпь жемчужин. 7-8 июля в Горисе пройдет широкая панорама искусств ARTEXPO, призванная стать крещендо программы "Горис - культурная столица СНГ".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СОЛНЦЕ,УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ
      2018-07-20 15:47
      92

      В Национальной картинной галерее Армении открыта выставка выдающегося живописца Минаса АВЕТИСЯНА, посвященная 90-летию со дня его рождения XX век подарил нам немало ярких, неординарных живописцев, скульпторов. Имена этих корифеев у всех на слуху: Мартирос Сарьян, Ерванд Кочар, Ара Саркисян, Седрак Аракелян, Акоп Коджоян, Ваграм Гайфеджян... Они остались в армянской культуре поразительными взлетами творческого гения. В ряду классических армянских живописцев и Минас Аветисян, ставший символом нового подъема армянского изобразительного искусства, олицетворением благородства, совести, нравственности.

    • MIME-Fest им. Л. ЕНГИБАРОВА НАКРЫЛСЯ ХРИЗАНТЕМОЙ
      2018-07-20 15:37
      114

      Не хватило то ли денег, то ли порядочности Те, кто рассчитывал в начале августа провести несколько дней в Цахкадзоре, не только прячась от ереванской жары, но имея возможность смотреть пластические спектакли из разных уголков мира, могут спокойно заниматься своими делами. Международного MIME-Fest-а им. Л. Енгибарова, уже по традиции проходящего в курортном городе, на сей раз не будет. У Министерства культуры не оказалось на него денег.

    • ЗВЕЗДОЧКИ ПОД ЗВЕЗДОЙ МЕРИ КАРАПЕТЯН
      2018-07-20 15:33
      106

      Оказывается, Батуми не только курорт, где в летний сезон отдыхают граждане Армении, но и место, куда наши соотечественники ездят на фестивали и конкурсы и возвращаются с букетом наград. Вот и недавно группа начинающих певцов под руководством Мери Карапетян побывала в Батуми на Международном конкурсе юных талантов "Супер Стар-2018", где добилась небывалых успехов. Три первых приза и три вторых - все 6 учеников Мери Гамлетовны оправдали ее надежды. И это происходит не впервые.

    • УЛЫБКИ ОСЕННЕГО ВОЗРАСТА
      2018-07-20 15:26
      73

      Чувство юмора в человеке или существует, или его нет. И это ни от возраста, ни от профессии не зависит. Доказательством тому является выпущенная в июле книга Юрия ГАГЯНА "Осенние улыбки". Он по профессии не филолог, не журналист, окончил физико-математический факультет Ереванского пединститута имени Х. Абовяна, работал учителем, печатался в различных отечественных газетах и журналах, а идея собрать и издать напечатанное пришла к нему не скоро. На пороге 80-летия.