УCКОРИТЕЛЬ АРЕАЛ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Интервью с директором института Кендл доктором физико-математических наук, профессором Василием ЦАКАНОВЫМ

- Г-н Цаканов, как продвигается проект АРЕАЛ? Чем заняты сотрудники вашего института сегодня?

- Стратегическое развитие ускорителя АРЕАЛ и института Кендл связано с созданием самоиндуцируемого лазера на свободных электронах (СЛСЭ). Мы вышли на финишную прямую: создаются ускоряющие структуры, магнитные фокусирующие элементы, системы контроля и синхронизации. В прошлом году мы получили главную часть установки - супермагнит, предоставленный германским ускорительным центром ДЕЗИ. В нем ускоренные электроны будут генерировать электромагнитное излучение, имеющее особые свойства: очень короткую длительность и очень большую мощность. Лазер, который мы планируем запустить в следующем году, не имеет аналогов в большом регионе. Самоиндуцированные лазеры на свободных электронах - установки ХХI века. За последние годы они были запущены в нескольких развитых странах - Германии, США, Японии. Мы выходим на принципиально новый уровень.

- То есть лазеры на свободных электронах есть не во всех странах, имеющих ускорители?

Проект Ареал в Армении- Далеко не во всех. Общепризнано, что это источники излучения будущего. Сейчас мы делаем первый и очень важный шаг в рамках программы долгосрочного развития комплекса АРЕАЛ. Лазер, который мы собираемся запустить, будет действовать в терагерцовом диапазоне, что очень востребовано в мире во многих областях фундаментальной и прикладной науки.

- Какие исследовательские возможности предоставляет использование такого лазера?

- Это возможность совершенно беспрецедентного исследования строения материи на атомном и молекулярном уровнях, на уровне клетки. Это совершенно новые возможности для исследований в разных областях - медицине, химии, биологии, материаловедении, в области нано- и биотехнологий, охраны окружающей среды, разработки новых материалов. Эти возможности очень востребованы также при исследовании разных типов белков, вирусов. То есть сфера применения лазера на свободных электронах в исследовательской деятельности фактически неограниченна. На первом этапе лазер будет работать в длинноволновой области инфракрасного и терагерцового излучения. Удачное завершение этого этапа станет дополнительным стимулом как для сотрудников нашего института, так и пользователей не только из Армении, но и других, в том числе европейских стран. Развитие АРЕАЛ предполагает увеличение энергии до 50 МэВ и выше.

- Что дает увеличение энергии?

- Как следствие специальной теории относительности Эйнштейна, увеличение энергии электронов позволяет уменьшить длину волны СЛСЭ, что позволит нам продвинуться в область ультрафиолетового, затем мягкого и жесткого рентгеновского излучения. Все эти шаги планируются в рамках долгосрочной программы развития установки АРЕАЛ, которая изначально планировалась как лазерный ускоритель, позволяющий получать ультракороткие сгустки для исследования сверхбыстрых процессов.

Запустив АРЕАЛ в 2015 году, мы приступили к экспериментальным программам, которые активно продолжаются и сегодня. Сейчас на АРЕАЛ активно работают исследовательские группы из университетов и академических институтов, Ереванского физического института и т.д. Тематика исследований охватывает вопросы генетики, лечения онкологических заболеваний, радиационной физики и разработки новых материалов. Результаты исследований опубликованы в престижных зарубежных научных журналах. Исследовательская группа из Ереванского физического института планирует серию экспериментальных исследований материалов в экстремальных условиях. Для этих целей создана специальная экспериментальная установка, которая в скором времени будет установлена на АРЕАЛ.

- Какие преимущества имеет АРЕАЛ?

Проект Ареал в Армении- Этот ускоритель - уникальная установка, позволяющая исследовать ультрабыстрые процессы, что невозможно на больших ускорителях.

- Насколько мне известно, вы собираетесь провести в вашем институте День открытых дверей...

- Да, 18 июля мы приглашаем всех желающих - школьников, студентов, ученых, членов правительства, людей, не имеющих непосредственного отношения к тому, чем занимается наш институт, чтобы они ознакомились с достижениями и перспективами развития науки Армении. С 10 до 16 часов для посещения будут открыты все наши лаборатории и ускоритель. А это лаборатории ультравысоковакуумной техники, лаборатория высокочастотной радиотехники, лаборатория диагностики и контроля, экспериментальной биологии, новых материалов и микроструктур, экспериментальные станции по нанотехнологиям и биомедицине, посетители смогут спуститься в тоннель, увидеть сам ускоритель. А сотрудники института популярно расскажут о наших достижениях и перспективах. Уверен, что увиденное произведет сильное впечатление. Особо отмечу, что при реализации проекта АРЕАЛ, значительная часть современного оборудования была получена в рамках сотрудничества с нашими европейскими партнерами из Германии и Швейцарии.

- Вероятно, это сотрудничество продолжится и в будущем?

- После того как сотрудники Университета Гамбурга посетили наш институт и ознакомились с имеющимися исследовательскими возможностями, было принято решение ежегодно проводить совместные практические занятия для студентов Университета Гамбурга. В следующем году приедет первая группа студентов для проведения практических занятий на ускорителе АРЕАЛ и в лабораториях нашего института. Занятия будут соответствовать европейским стандартам с получением соответствующих кредитов. К этим занятиям будут привлечены и студенты Армении. А это новые знакомства и новые связи, тем более что мы начали интенсивно работать по европейским программам, и не только европейским. Наш институт стал членом программы АЛЕГРО - международной программы по разработке дорожной карты развития передовых ускорительных технологий, которая будет действовать до 2032 года.

Среди членов программы - многие известные университеты и ведущие научные группы из Европы, Америки и Азии. Это всемирная программа, которую координирует Международный комитет по будущим ускорителям. Мы вошли в эту программу как разработчики одной из новых ускорительных технологий. А АРЕАЛ включен в перечень ускорителей, где будут проводиться исследования новых методов ускорения частиц. Первый программный документ по сотрудничеству в рамках АЛЕГРО будет завершен к октябрю текущего года. Долгосрочная программа развития нашего института включает плазменные и лазерные ускорительные технологии. Это технологии будущего, поэтому очень важно, что мы будем участвовать в этой программе.

Однако это участие предполагает и определенные обязательства, поэтому нам нужны молодые перспективные кадры. Мы планируем создать необходимые условия, которые будут способствовать привлечению молодежи в сферу ускорительной физики и ее применения в науках о жизни и материаловедении. А недавно наш институт стал членом и другой - европейской программы по новым ускорительным концепциям, входящей в программы Горизонт-2020. Мы вошли в европейскую сеть передовых ускорительных технологий и стали интегрированной частью европейской программы Евронак.

В плане расширения наших международных контактов огромную роль сыграл Госкомитет по науке Армении. Сейчас мы готовим проект по программе Горизонт-2020 совместно с нашими европейскими партнерами. Проект называется "Адреналин". Мы являемся ведущей организацией, а нашими партнерами стали ДЕЗИ - ведущий научный центр Германии и итальянский Национальный институт ядерной физики. В нашем институте создана группа, которая непосредственно занимается этим проектом, куда нам удалось привлечь хороших специалистов Армении. Первый этап мы успешно прошли, европейские эксперты высоко оценили наш проект. Совместно с нашими зарубежными коллегами мы планируем развивать сотрудничество по ряду перспективных направлений ускорительной физики и их применения в науках о жизни и материаловедении.

Мы будем не только предоставлять новые исследовательские возможности нашим пользователям, но и содействовать созданию ими своей инфраструктуры совместно с европейскими партнерами по целому ряду передовых направлений. Это и возможность проведения совместных экспериментов как в западных научных центрах, так и у нас, обучение и повышение квалификации. Наша цель - после завершения программы "Адреналин" выйти на совершенно другой уровень организации работ. И это станет прорывом не только для нас, но и всей системы пользователей - университетских и академических групп, наших лабораторий.

- А у вас есть научные контакты с Россией?

- Сейчас завершается проект "Разработка лазерных технологий для ультрабыстрых исследований на комплексе АРЕАЛ", выполняемый по программе российско-армянского сотрудничества, осуществляемой инновационным фондом Бортника и Государственным комитетом по науке Армении. Мы ожидаем, что в рамках этого проекта наш партнер - ведущая российская компания "Авеста" завершит создание специализированного перестраиваемого лазера, который будет в Армении уже осенью этого года. Наличие такого лазера и наша экспериментальная база предоставят очень широкие возможности нашим пользователям. Важно, что это перестраиваемый лазер, и длину его волны можно менять с учетом специфики того или иного исследуемого объекта. А это совершенно новые исследовательские возможности.

- То есть, преодолев огромные трудности в прошлом, ваш институт наконец вступил в стадию успешного развития? Проблем нет?

- Проблемы, разумеется, есть. Необходимо развивать научную инфраструктуру. К примеру, сегодня для измерения точности наших ускоряющих структур (а нам нужны трехмерные измерения) мы вынуждены использовать возможности центра ДЕЗИ в Германии. В Армении нет таких установок. Мы собираемся решить этот вопрос в рамках грантов, но ведь это государственная задача. Такая установка нужна не только нашему институту, но и многим другим предприятиям и научным учреждениям. Если мы говорим о высоких технологиях, то это совершенно необходимо. Собственно, научное оборудование приобрести легче, а с измерительными приборами возникают проблемы. И, в конце концов, нельзя же постоянно просить о помощи наших зарубежных партнеров. Мы изготавливаем сверхчувствительные структуры, значит, нужны сверхточные измерения.

Очень надеюсь, что в День открытых дверей наш институт посетят и члены правительства, люди, принимающие государственные решения. Они смогут воочию убедиться в том, что наш институт действительно работает на очень высоком научном уровне и имеет серьезные перспективы дальнейшего развития. В нашей стране есть передовая наука, и перспективы достижения серьезных успехов совершенно реальны. В этом направлении мы делаем все от нас зависящее, но нужны и государственная поддержка, глубокое понимание важности развития науки Армении.