Последние новости

ТРИ СЕКУНДЫ ЖИЗНИ В ДВИЖЕНИИ ВВЕРХ

На днях по одному из кабельных каналов в очередной раз показали российскую картину "Движение вверх", про легендарную сборную СССР по баскетболу, выигравшую знаменитый финал Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 году. Тогда судьбу чемпионата решили последние спорные три секунды и окончательное решение судьи. В фильме много героев, различных коллизий, деталей тех событий (иногда не соответствующих реальности), и смотрится он с интересом. Посмотрел его в очередной раз и я, и возник вопрос: а почему нет ни слова о судье, принявшем историческое решение? И вообще как-то несправедливо - об игроках, тренерах все знают, а вот о судьях до сих пор практически ничего никогда не говорят и не пишут.

КТО ЖЕ СУДИЛ ЭТУ ЗНАМЕНИТУЮ ИГРУ? ОКАЗЫВАЕТСЯ, этот нашумевший и скандальный матч, имевший широкий международный резонанс, судили известный болгарский баскетбольный арбитр Артеник АРАБАДЖЯН и его помощник бразилец Ренато РИГЕТТО.

Артеник Арабаджян родился 16 февраля 1930 г. в болгарском городе Хасково, в южной части Болгарии, недалеко от границы с Грецией и Турцией. С детства увлекался баскетболом. Играл в школе, потом в команде института. Точнее, институтов. Он окончил французский колледж,  институт стоматологии и, наконец, баскетбольную академию. А сразу после достижения соответствующего возраста, в 1952 году, был принят в состав софийского клуба "Ударник". Два раза становился чемпионом Болгарии. В 1955 г. его переманили в другой центральный болгарский клуб - "Спартак", где он в 1955 и 1957 годах становится чемпионом страны. После окончания активной спортивной карьеры Артеник, или, как его называли в Болгарии, Арто, осваивает профессию тренера баскетбольной команды. Их было несколько, но главным его достижением на тренерском поприще стала команда "Балкан" из Ботевграда, которую он за 3 года  вывел в лидеры болгарской баскетбольной лиги и дважды - в чемпионы.

Параллельно с тренерской деятельностью Арабаджян судит игры болгарской баскетбольной лиги. С 1967 г. он становится судьей международной категории и членом судейского корпуса ФИБА. В этом статусе он остается до 1983 года. За это время его приглашают судить самые ответственные матчи.  Он решал судьбу четырех финальных поединков клубного Кубка Европы - в 1973 году судил финал между итальянской "Варезе" и московским ЦСКА в Льеже, в 1974 году - финал между "Варезе" и мадридским "Реалом" в Нанте, в 1976 и 1978  годах - финалы  между этими же командами в Женеве и Мюнхене.

РАБОТАЛ ОН В КАЧЕСТВЕ ГЛАВНОГО СУДЬИ И НА ДВУХ ЧЕМПИОНАТАХ МИРА СРЕДИ МУЖЧИН - в Пуэрто-Рико в 1974 году и на Филиппинах в 1978-м. А еще его свисток был слышен на шести  европейских чемпионатах среди мужчин: в Италии, Германии, Югославии, Бельгии, Италии и Чехословакии. Но, конечно, главным его достижением в качестве судьи была работа на мужских олимпийских турнирах: Мюнхен (1972), Монреаль (1976), Москва (1980). Примечательная деталь: после той самой спорной концовки матча СССР - США в Мюнхене ни у кого не возникло сомнений в правильности его решения, и, собственно, поэтому ему было доверено судить игры двух последующих олимпийских турниров. Конечно, он очень много сделал для развития этого вида спорта в своей стране и как игрок, и как тренер, а как судья принес Болгарии большой международный спортивный авторитет. До сегодняшнего дня он считается самым влиятельным судьей в Болгарии за всю историю существования баскетбола в этой балканской стране, да и, наверное, на всем Балканском полуострове.

В 1983 году Арабаджян завершил карьеру судьи и с того времени по 1991 год работал комиссаром Международной федерации баскетбола (FIBA). С ним считались, к его мнению прислушивались во всем мире. И не  случайно, что после того, как в 2007 году в испанском городе Алькобендасе был открыт Зал славы Международной федерации баскетбола, одним из первых, в сентябре 2009 года, в него был включен Артеник Арабаджян (принятие новых членов осуществляется раз в два года). Основной задачей Зала славы является увековечивание истории международного баскетбола и всех, кто оказал на него значительное влияние. С момента образования Зала славы в него было включено 125 почетных членов. Болгарский спортивный деятель именно один из них. Не случайно еще в 1976 году FIBA наградила его серебряным свистком в знак выдающейся карьеры в качестве арбитра международной категории.  В 1983 году ему присуждается звание почетного арбитра Европы. И он входит в число 50 человек, внесших наибольший вклад в развитие баскетбольной Евролиги.

Последние лет двадцать Артеник Арабаджян жил в Нью-Йорке. Жил очень тихо, не давал интервью, лишь изредка посещал наиболее крупные баскетбольные матчи как простой зритель. У него были серьезные проблемы с сердцем, но он не любил зацикливаться на этом, редко обращался к врачам и почти не прибегал к помощи медицинских препаратов. В одном из своих последних интервью болгарской газете он рассказал, что всегда соблюдал диету. В молодости он очень много курил, особенно когда работал тренером, от волнения мог выкурить две-три пачки в день. Но потом однажды он пообещал отцу бросить курить. По его словам, в армянских семьях есть особенность: обещание, данное отцу, надо обязательно выполнять. 1 мая 2017 года в возрасте 87 лет он скончался у себя дома. Баскетбол был и остался его первой и главной любовью всей жизни.

НО ДАВАЙТЕ ВЕРНЕМСЯ К ФИЛЬМУ "ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ". Конечно, роль арбитра там также отображена. И прототип Арабаджяна там появляется в кадре на короткое время. По воле случая роль болгарского армянина исполняет санкт-петербургский судья Аликрам Рзаев! По его словам, это произошло случайно, он не имеет никакого отношению к кино. Просто режиссер искал типаж южного человека и обратился в российскую Федерацию баскетбола. Там выдвинули несколько кандидатур, которые могут по типажу подойти под роль Арабаджяна. И наиболее подходящим чисто внешне оказался россиянин с азербайджанскими корнями! "Армянский след" появился в самом матче и закончился в фильме спустя 46 лет. Дело в том, что второй режиссер кинокартины - Вазген Каграманян, а режиссер кинохита - Антон Мегердичев,  про которого в российской прессе написано: "российский режиссер, русский по национальности с армянскими корнями".

Такая вот история вокруг драматических последних трех секунд в финале мюнхенской Олимпиады на поле и экране.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КУКЛЫ ГАЛЕРЕИ ЖДУТ ВСТРЕЧИ С ВАМИ
      2018-12-12 15:10
      187

      В чем прелесть прогулок с внуками? В том, что благодаря им взрослые обращают внимание на такие вещи, которые сами бы ни за что не заметили. Наглядным доказательством тому служит мой недавний поход в торговый центр "Ереван-Молл", который приходится посещать чуть ли не каждый день.

    • АУДИОНОВИНКИ УХОДЯЩЕГО ГОДА
      2018-12-10 16:00
      379

      Учитывая, что скоро появятся музыкальные альбомы, датированные уже 2019 годом, захотелось "закрыть" год уходящий последней группой интересных записей. Начнем с интересного, но довольно спорного альбома Микаела Абазяна Something More. Записывался он в течение года в ереванской студии "Бревис".

    • ВТОРОЙ ФЕСТИВАЛЬ КНИГИ В ЕРЕВАНЕ
      2018-12-05 12:01
      935

      То, что многочисленные слухи о скорой смерти печатной книги оказались сильно преувеличенными, уже абсолютно очевидно. Об этом говорят и регулярные книжные ярмарки по всему миру, и большие книжные магазины во всех городах цивилизованных стран, и открывающиеся и у нас новые книжные магазины, в которых, кстати, постоянно толпятся люди.

    • МУЗЫКА, НЕ ПОХОЖАЯ НИ НА ЧЬЮ ДРУГУЮ
      2018-11-30 15:27
      911

      Впервые студия эта заработала во Дворце культуры села Нор Ерзнка на рубеже 1978-79-х годов. Там гитарист, певец и композитор Егише Петросян с друзьями и единомышленниками создал почти подпольную студию звукозаписи и место для репетиций своей рок-группы. В те времена рок не приветствовали в СССР, а тем более какие-то "своевольные" шаги в области искусства. Чтобы покрыть расходы, на начальном этапе приходилось записывать все подряд – от рабиса до фольклора, от поп-музыки до рока. И лишь после перестройки в 1989 году была основана официальная полноценная звукозаписывающая студия "Ардзаганк". Потом к ней прибавились продюсерский центр и радиостанция. Студия продолжает активно функционировать.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "Артик" победил "Арцах"
      2018-12-12 10:00
      113

      В заключительном матче 10-го тура баскетбольного первенства "А" лиги "Артик" победил "Арцах" со счетом 97:82 (18:19, 30:19, 28:18, 21:26).

    • "Эребуни" победил СКИФ
      2018-12-08 08:54
      286

      Во втором матче 10-го тура баскетбольного первенства "А" лиги "Эребуни" в овертайме победил "СКИФ" со счетом 87:80 (19:12, 21:15, 16:17, 16:28, 15:8).

    • ВЫДАЮЩИЙСЯ ИСТОРИК И ПАТРИОТ
      2018-12-07 15:40
      1663

      К 90-летию со дня рождения Г. Р. Симоняна Каждый век армянской истории выдвигал плеяду летописцев, исследователей, сохраняющих для потомков частицу времени. В XX веке к их числу, вне всяких сомнений, принадлежит выдающийся общественно-политический национальный деятель, гражданин, мыслитель, лауреат Госпремии Армении академик НАН РА Грачик Рубенович Симонян, чье 90-летие со дня рождения приходится на нынешний декабрь.

    • "Урарту" победил "Арагац"
      2018-12-07 14:24
      597

      В стартовом матче 10-го тура баскетбольного первенства "А" лиги "Урарту" победил "Арагац" со счетом 99:91 (15:17, 20:16, 28:30, 36:28).