Последние новости

АНИ. ПУТЬ К ГОТИКЕ

Выставка открыта до 26 августа

В Национальном музее-институте архитектуры им. А. Таманяна 11 июля открылась выставка "Поэзия камней. Ани". Она осуществлена совместными усилиями организации "Анадолу-культур" (Турция), Фонда "Евразия" и Институтом исследований культурного наследия Норвегии.

В ПОДГОТОВКЕ УЧАСТВОВАЛИ ЭКСПЕРТЫ И ФОТОГРАФЫ ИЗ АРМЕНИИ И ТУРЦИИ. Собственно, идея подобной крупной совместной выставки витала в воздухе с 2013 года, когда началось сотрудничество между "Анадолу-культур", Институтом исследований культурного наследия Норвегии и Всемирным фондом по сохранению памятников. В центре внимания был город Ани, который в 2016 году вошел в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.  Группа ученых из разных стран, в том числе из России, которую представлял доктор искусствоведения, иностранный член НАН Армении, директор НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства  Министерства строительства России Армен Казарян, посетила Ани и дала свои рекомендации по составлению концепции сохранения архитектурного наследия Исторической Армении в Турции. Главной целью сотрудничества была оценка современного состояния этого наследия и возможностей его сохранения и реставрации. В 2015 году Ани с кратковременным визитом посетили и эксперты из Армении.

Как говорится в заявлении организаторов выставки, она призвана служить примером сотрудничества и способствовать развитию взаимоотношений, культурного диалога и взаимопонимания между странами.

Наша древняя столица Ани - духовный жезл генетической памяти каждого армянина, где бы он ни жил. Этот город навсегда стал олицетворением необыкновенных взлетов и горестных потерь. Один из самых крупных и блестящих городов Передней Азии, Ани являлся политическим, культурным, торговым центром всего региона с X по XIV века, явившись настоящим перекрестком цивилизаций запада и востока.

 В Национальном музее-институте архитектуры им. А. Таманяна открылась выставка 'Поэзия камней. Ани'ДИРЕКТОР НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ-ИНСТИТУТА АРХИТЕКТУРЫ ИМ. А. ТАМАНЯНА АНУШ ТЕР-МИНАСЯН, открывая выставку, сказала, что  Ани является олицетворением одной из трагических страниц нашей трудной истории и одной из блестящих страниц нашей прославленной средневековой архитектуры. "Используя в композициях знаменитых анийских церквей созданные и разработанные в раннем средневековье архитектурные типы, где отразились национальное мышление, художественные представления и мировоззрение армянского народа, зодчие Ани сумели развить их и создать такие сооружения, которые сыграли важную роль для развития мировой архитектуры".

 Одним из самых знаменитых сооружений города А. Тер-Минасян назвала Кафедральный собор Ани, который даже в разрушенном виде вызывает восхищение полетом инженерной мысли создавшего его зодчего, изяществом и одновременно монументальностью общей объемно-пространственной композиции, тонкой прорисовкой деталей, удивительной пропорциональностью и единством форм. К счастью, сохранилось имя автора этого предвосхищающего время сооружения, это зодчий Трдат. Многие детали общей композиции и отдельных форм Кафедрального собора уже в столь раннем периоде - 989-1001 гг. - несут в себе явные черты появившейся позднее в Европе готической архитектуры. Именно это, как отметила директор музея, дало повод знаменитому австрийскому ученому Йозефу Стржиговскому сказать о зодчем: "…Путь к готике нашел он", что выводит значение творчества Трдата далеко за пределы национального искусства. Авторству зодчего принадлежит еще одно сооружение в Ани - церковь Сурб Григор (Гагикашен), которую он должен был построить по поручению царя Гагика I Багратуни в качестве копии храма Звартноц, однако яркая индивидуальность творца не позволила ему в точности повторить формы раннесредневекового храма, и он внес в них изменения согласно духу времени. Несомненно, Трдат участвовал также в разработке плана Ани, то есть был и прекрасным градостроителем.

Говоря о том, что Ани был городом на перекрестке мировых путей, директор музея вновь вспомнила слова Й. Стржиговского, очень важные для того, чтобы понять суть армянской архитектуры: "Армянин сумел остаться самостоятельным и проявить такую мощь духа, что оказал сопротивление проникающим в свою страну с запада и востока захватчикам… Иноземное влияние не имело существенных последствий, армянская архитектура сохранила свойственное ее сути яркое единство…"

 В Национальном музее-институте архитектуры им. А. Таманяна открылась выставка 'Поэзия камней. Ани'НА ОТКРЫТИИ ВЫСТАВКИ ВЫСТУПИЛИ ТАКЖЕ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА культуры РА Тигран Галстян, заместитель руководителя отдела сотрудничества делегации Евросоюза в Армении Грегори Юрис, председатель Ассоциации сохранения культурного наследия Турции, архитектор-реставратор, работающий ныне в Ани над проектами реставрации Кафедрального собора и церкви Аменапркич (Всеспасителя) Явуз Озкайя, бывший директор Института исследований культурного наследия Норвегии Палудан-Мюллер Карстен, директор НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства Министерства строительства РФ Армен Казарян.

 "Идея выставки и ее осуществление, как и многие проекты по изучению и сохранению памятников армянской культуры в Турции, не являлись частью программы по налаживанию диалога между Арменией и Турцией, - подчеркнул А. Казарян. - Это международный культурный проект, в котором участвуют представители нескольких стран. Проект имеет не политические, а общекультурные и гуманитарные задачи. Его практической целью является обращение внимания мирового сообщества на проблему сохранения выдающихся мировых шедевров архитектуры Ани и окрестностей, а также привлечение потенциальных спонсоров в связи с меняющимися в современном мире геополитическими ориентирами. Я признателен за привлечение меня к разработке концепции и написанию текстов выставки. Я также рад за помощь, оказанную нашему проекту архивом Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург), в котором хранится большая коллекция фотографий Ани конца XIX - начала XX веков, сделанных экспедицией под руководством Николая Марра".

Выставка приехала к нам из Стамбула, где продлилась более месяца. Много говорилось о необходимости сотрудничества в сфере культуры, особо подчеркивались роль памятников архитектуры и, в частности, города Ани и важность оценки нынешнего состояния памятников и усилий по сохранению и консервации-реставрации армянского культурного наследия в Турции. Особо подчеркивалась и необходимость привлечь внимание мировой общественности к городу Ани, стоящего в развалинах среди пустынного ландшафта, но и ныне необыкновенно притягательного своими архитектурными шедеврами, требующими спасения и сохранения.

Как подчеркивается в заявлениях соответствующих организаций ЮНЕСКО, культурное наследие принадлежит человечеству, поэтому так важны сотрудничество и культурный диалог между странами и народами. Данная выставка - первый и важный пример начала диалога и углубления подобного сотрудничества.

СЛЕДУЕТ УПОМЯНУТЬ, ЧТО ВЫСТАВКА ОТЛИЧАЕТСЯ НОВАТОРСКИМ подходом к экспозиции, очень интересными фотографиями, среди которых интереснейшие архивные фотографии почти столетней давности - времен раскопок, проводимых экспедицией под руководством Н. Я. Марра. Благодаря новым технологиям эти фотографии очищены от налета времени, сильно увеличены и представлены под специальным освещением.

Освещение вообще играет важную роль в экспозиции, и в этой связи запомнится эпизод в самом начале церемонии открытия выставки: во всем правительственном здании N3, где на первом этаже расположен Музей архитектуры, внезапно погас свет. Поскольку гости уже начали сходиться и отложить мероприятие было невозможно, все приветственные речи прозвучали в темноте и ораторы освещались лишь фонариками в телефонах в руках окруживших их людей. Когда свет так же внезапно зажегся, открыв взорам собравшихся необыкновенную красоту памятников Ани, многие признались, что произошедшее они приняли за продуманную инсценировку: пустынный город, одиноко стоящие наши памятники и темнота… Будем надеяться, что вновь зажегшийся свет станет символическим. Благодаря возникшему и все возрастающему интересу мирового сообщества город Ани будет спасен и сохранен для потомков.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АКЦИЯ "СВОБОДУ ПРЕЗИДЕНТУ"
      2018-12-12 15:56
      498

      Действующие власти Армении, грубейшим образом нарушив Конституцию и законы РА, оказав беспрецедентно сильное давление на судей, поправ национальный интерес армянства, незаконным образом арестовали Героя Арцаха, второго президента Республики Армения Роберта Кочаряна.

    • РАЗРУШЕННОЕ ЗДАНИЕ - ВО ВСЕМИРНОМ СПИСКЕ ЛУЧШИХ
      2018-12-12 15:28
      671

      Десятилетиями мы безжалостно разрушали памятники архитектуры. А вот за рубежом их не только помнят, но и постоянно вносят в списки лучших сооружений, награждают премиями. Даже те, по которым прошелся бульдозер архитектурной власти последних десятилетий.

    • ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА СПЕНДИАРОВА
      2018-12-12 15:13
      203

      Основная цель сборника - обогащение фортепианного репертуара армянской музыки переложениями лучших симфонических и камерно-вокальных опусов армянского классика.

    • НАМ НУЖЕН МОСТ ПОКОЛЕНИЙ
      2018-12-07 15:13
      1771

          Пенсионеры имеют опыт и знания, ценные для молодых, и обмен опытом решит сразу несколько задач






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Экспозиция древнейшего храма Украины пополнилась армянским хачкаром
      2018-12-13 09:04
      34

                  В древнейшем храме Украины – Софии Киевской 12 декабря освятили армянский хачкар, который занял свое место в сокровищнице Национального заповедника, передает  News.am со ссылкой на ANALITIKAUA.NET.

    • КУКЛЫ ГАЛЕРЕИ ЖДУТ ВСТРЕЧИ С ВАМИ
      2018-12-12 15:10
      187

      В чем прелесть прогулок с внуками? В том, что благодаря им взрослые обращают внимание на такие вещи, которые сами бы ни за что не заметили. Наглядным доказательством тому служит мой недавний поход в торговый центр "Ереван-Молл", который приходится посещать чуть ли не каждый день.

    • ТЕНИ ИЗ ДЕТСТВА
      2018-11-30 16:08
      994

      В Музее современного искусства прошла довольно необычная выставка, представленная молодым успешным художником Суреном Сафаряном (Сафар). Представленные в экспозиции "Тени" работы значительно отличалась от предыдущих не только цветовым решением, но и замыслом, предназначением.

    • ЛЕРМОНТОВ И ЕГО АРМЯНСКИЕ СВЯЗИ
      2018-11-28 15:17
      727

      C марта по 20 ноября в ереванском Музее русского искусства проходила выставка "Возвращение украденного Врубеля", экспозиции-шедевра Михаила Врубеля "Демон и Ангел с душой Тамары", украденного из этого музея в 1995 году.